Скачать 0.67 Mb.
|
Поделочный камень в XVII-XX вв В России начиная с XVII века появляются первые цветные камни и русские самоцветы. Одно открытие следует за другим. Около 1635 года в предгорьях Урала были открыты медные руды малахита. Еще раньше здесь были обнаружены „узорчатые каменья" – сердолики, агаты, яшмы. В 1668 году открыто богатейшее месторождение цветных камней близ Мурзинской слободы, недалеко от Верхотурья, в 1700 году – яшмовая гора на реке Аргунь. На побережье Байкала найдены нефрит и лазурит. Указом Петра I от 14 января 1725 года в Петергофе была основана первая гранильная фабрика. Со всех концов России привозили в Петергоф различные поделочные камни. Через год, в 1726 году была организована вторая такая фабрика в Екатеринбурге, район которого изобилует месторождением цветных камней. На далеком Алтае в 1787 году была открыта третья государственная гранильная фабрика – Колыванская, где обрабатывались превосходные яшмы, порфиры, белоречит. Но, пожалуй, самая большая роль в деле развития русского художественного камня выпала на долю богатого поделочным камнем Урала. Мелкие кустари-самоучки еще с начала XVIII века научились находить и обрабатывать уральские цветные камни. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке малахита, нефрита, яшмы, орлеца, селенита. С конца XVIII веке одним из любимейших камней русских мастеров становится малахит – то нежный бирюзово-зеленый, то темно-зеленый с атласным отливом. Особый интерес и ценность для ювелирного искусства представляют камни с включенными в них окаменелыми травами и мохом, застывшими в полупрозрачном камне и образующими фантастические рисунки. Широко применялся блестящий серебристый обсидиан, флюорит с его разнообразным сочетанием тонов от голубого до темно-фиолетового, прозрачный сверкающий горный хрусталь. Каждый из этих камней находит применение в самых различных ювелирных изделиях. Для перстней с гербами и печатями и для печатей, которые в конце XVII веке, а особенно в XVIII – XIX вв., были широко распространены, часто применялся сердолик, ценившийся не только за красоту цвета, но и за твердость. Камень для различных ювелирных изделий употребляли многие московские мастера и фирмы XIX века, одни в большем, другие в меньшем количестве. Вероятно, нужные для тех или иных изделий каменные части заказывались на петергофской гранильной фабрике или в специальных мастерских. Во второй половине XIX века большое распространение получили небольшие серебряные скульптуры, укрепленные на каменных постаментах. Это пресс-папье с литыми фигурками из серебра на подставках из мрамора или яшмы. Часы, вмонтированные в большие куски цветного камня, или часы в виде прямоугольной колонны из тонких пластин оникса, как, например, выполненные фирмой Болина. Неизвестным московским мастером исполнена вазочка из великолепного темно-зеленого нефрита в серебряной оправе с эмалью и камнями. Вазочка по форме очень близка ставчику XVII века, упоминавшемуся выше. Но если скромная серебряная оправа ставчика только подчеркивает красоту чудесного камня, то многоцветная эмаль и камни-кабошоны на оправе и поддоне вазочки спорят в яркости цвета с камнем, отодвигают его на второй план и затушевывают его декоративные возможности. Совсем другое впечатление производит каменный потир из темно-серой яшмы. Гладкий, прекрасно отполированный камень с легкой резьбой по нижней части чаши и поддону, хорошие пропорции, стройный изящный силуэт потира создают впечатление легкости и изящества. Московский ювелир с большим тактом оправил потир золоченым серебром таким образом, что оправа не затмевает камня. Лишь узкие полоски обрамляют верхний край чаши и край поддона, и только 4 золоченые дробницы укреплены на чаше. Для каменных изделий второй половины XIX века характерно стремление возможно лучше выявить природную красоту поделочного камня, в тщательно продуманных формах ювелирных изделий показать лучшие свойства материала. Это направление наметило путь, на котором стоят современные мастера-ювелиры, много внимания уделяющие в настоящее время цветному поделочному камню. В их произведениях очень определенно сказывается стремление к четким, лаконичным, тщательно продуманным формам, к цветовому решению и любовному отношению к материалу. Основное внимание художников-модельеров и мастеров-ювелиров направлено на возможно лучшее выявление естественной красоты камня, его цвета или же его строения и затейливого рисунка жилок и вкраплений. Современные мастера охотно используют поделочные камни в своих произведениях. Различные кулоны из агата, серьги из агата, обсидиана, малахита, перстни с малахитом, агатом и яшмой, которые все чаще появляются на выставках и заслуживают высокие оценки. Драгоценные и поделочные камни Драгоценные и поделочные камни - минералы, используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Основными критериями для отнесения минерала к драгоценным и поделочным служат красота (цвет, блеск, прозрачность, «игра», иризация, опалесценция, рисунок и др.), прочность (твердость — для сохранения качества огранки и полировки, вязкость — для устойчивости изделия и др.). Встречаются в природе редко; большие экономические затраты на поиски, добычу, обработку и огранку камней определяют их высокую стоимость. Делятся на: собственно драгоценные камни (самоцветы) — прозрачные, твердые (св. 7 по шкале Мооса), цветные или бесцветные с ярким блеском, идущие после огранки на изготовление дорогих ювелирных изделий, и поделочные цветные камни — полупросвечивающие или непрозрачные, с красивой окраской, рисунком или включениями, используемые для художественно-декоративных поделок (стенной орнамент, столы, вазы и др.), мелких вставок, а также для технических целей. Учение о драгоценных и поделочных камнях называется геммологией. Известно свыше 100 драгоценных и поделочных камней. Часто в качестве поделочных камней используются полупрозрачные или красиво окрашенные разновидности рудных и других минералов. Ювелирные драгоценные камни помещают в дорогостоящие оправы из золота и платины, поделочные камни I порядка обрамляют в основном серебром или мельхиором, II порядка — мельхиором и дешевыми металлами. Синтез и облагораживание камней В 1902 Н. Вернейль во Франции впервые синтезировал рубин и сапфир. Современный рынок заполнен синтетическими ювелирно-ограночными материалами, которые либо идентичны по составу, структуре и свойствам природным, либо имеют с ними внешнее сходство. В ювелирном деле широко используются синтетические рубин, сапфир, изумруд, аметист, цитрин, зеленый, голубой, синий и коричневый кварц, разноцветные шпинели, рутил, благородный опал, бирюза, малахит, лазурит и др. В значительных количествах выращивается жемчуг. Однако стоимость синтетических аналогов в десятки и сотни раз ниже, чем природных камней таких же размеров. Причем если для последних характерна постоянная тенденция к увеличению цены, то стоимость синтетических камней с течением времени падает. Известно много способов улучшения качества природных драгоценных камней за счет их нагрева (топаз, морион и др.), обработки флюидами в автоклавах (берилл и др.), воздействия ионизирующим облучением (алмаз, кунцит и др.), либо окрашиванием с поверхности или на полную глубину (низкосортная бирюза, разновидности халцедона и опала и др.). Твердые камни (алмаз, рубин, сапфир, кварц, турмалин, халцедон, яшмы) широко используются в технике. Добыча камней В средние века большинство самоцветов добывалось в Индии (алмазы, рубины, сапфиры), Бадахшане (красная шпинель, лазурит). Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней в конце 20 в. служат страны, расположенные в Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Колумбия), Африке (ЮАР, Ангола, Ботсвана, Заир, Сьерра-Леоне, Замбия, Зимбабве, Мадагаскар), Юго-Восточной Азии (Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд). В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз. Крупные запасы алмазов известны в Заире (600 млн. карат), ЮАР (200 млн. карат), Ботсване (150 млн. карат), Австралии. Крупнейшая в мире фирма по добыче и объему продаж алмазов — «Де Бирс». Стоимость ограненных алмазов (бриллиантов) меняется в зависимости от качества камня и огранки от 600 до 6000 дол/карат. Включения и желтый оттенок (нацвет) снижают стоимость, голубой — повышает ее. Рубины добываются из речных россыпей в Индии, Таиланде, Кении, Танзании, Мьянме (наиболее ценные кроваво-красные камни с легким фиолетовым оттенком — «голубиная кровь»). Цены на таиландские рубины — 500-3000 дол/карат; рубины из Мьянмы стоят в несколько раз дороже. Сапфиры добываются в Мьянме (вместе с рубинами), Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке. Самыми ценными считаются васильково-синие сапфиры из Мьянмы, стоимость которых от 700 до 2000 дол/карат. Еще дороже ценятся звездчатые голубые сапфиры, при полировке которых кабошоном выявляется шестилучевая звезда (астеризм), обусловленная тонкоигольчатыми включениями рутила. Изумруды добывались в Древнем Египте на побережье Красного моря. С 16 в. начался вывоз изумрудов из Южной Америки; наиболее крупные месторождения расположены в Колумбии (Музо, Чивор, Коскуэс), ежегодно добывающей до 1,5 млн. карат, т. е. 70-80% мировой добычи, из них 50 тыс. карат высшего качества. Известны также месторождения изумруда в Бразилии (Карнаиба и др.), Юго-Восточной Африке (Сомерсет, Кобра, Гравелот, Сандвана и др.), Индии, Пакистане, Австралии. В России изумруды были найдены в 1830 на Урале, к востоку от Екатеринбурга (Малышевское месторождение). Самые дорогие изумруды обычно густого или яркого травяно-зеленого цвета (обусловленного примесью трехвалентного Cr); стоимость высококачественных изумрудов — 500-5000 дол/карат. Библейские и исторические камни Драгоценные и поделочные камни известны с глубокой древности. Им придавалось сакральное значение, они использовались в ритуалах. В Библии описан наперсник первосвященника, украшенный 12 драгоценными камнями (по числу колен израилевых). В 1-м ряду располагались рубин, топаз, изумруд; во 2-м — карбункул, сапфир, алмаз; в 3-м — яхонт, агат, аметист; в 4-м — хризолит, оникс, яспис (яшма); (Исход, гл. 28). Они упоминаются в Новом Завете (Апокалипсис, гл. 21) при описании Небесного города: основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис (яшма), второе — сапфир, третье — калкидон (халцедон), четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — вирилл (берилл), девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист. На протяжении человеческой истории многие драгоценные камни, обладающие огромной ценностью, получили собственные названия: «Куллинан», «Орлов», «Шах», «Кохинор», «Регент», «Хоуп», «Девонширский изумруд», «Гимедра», «Рубин Тимура» и др. Драгоценные и поделочные камни в прикладном искусстве Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для ювелирных украшений, выполнения деталей убранства интерьеров, предметов культа, парадного оружия, доспехов, а также символов власти. Находки орудий и украшений, выполненных из поделочных камней, встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В эпоху бронзы (с 4-го тыс. до н. э.) камни стали помещать в металлическую оправу. Искусство древнего Востока В цивилизациях древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование поделочных камней достигли высокого уровня к началу 3-го тысячелетия до н. э. Для изделий мастеров Шумера характерны мягкая полихромия, ритмичность орнаментальных композиций. Широкое распространение в тот период получили цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Ювелирное искусство Египта периода Древнего Царства (с нач. 3-го тысячелетия до н. э.) представлено золотыми украшениями с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы из гробниц близ Абидоса и Нагады. С нач. 2-го тысячелетия до н. э. значительного совершенства достигла обработка поделочных камней, была освоена техника «холодной эмали» (маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора). Утонченностью отделки отличаются изделия мастеров Нового Царства, комплекс роскошных украшений из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.). Богатство и разнообразие поделочных камней Индии и соседних с ней стран Юго-Восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в искусстве древних цивилизаций этого региона. Памятники 3-1 тысячелетия до н. э. (например, Хараппской цивилизации) дают представление о широком использовании и совершенстве обработки камней в ювелирных украшениях, для которых характерно преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, яркая полихромия. В последующий период, несмотря на значительное влияние других культур, искусству обработки камня в Индии было присуще богатство цвета и детализация почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций. Искусство народов Китая В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н. э. Широко использовался нефрит, издавна почитавшийся на Востоке, и разновидности кварца (аметист, дымчатый кварц, морион и др.). Из нефрита, найденного в предгорьях Куньлуня, выточено церемониальное оружие (ножи, топорики) с гравированным узором, относящееся ко времени династии Инь (16-11 вв. до н. э.). Для камнерезных украшений 3-2 вв. до н. э. характерны условность форм и стилизованный орнамент. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали тончайшие нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста, нефрита. В ювелирных украшениях более позднего времени бирюза, коралл, нефрит, малахит, шпинель и жемчуг вплетены в сложные орнаментальные мотивы (эмалевый, сквозной прорезной, сканый узоры) в виде облаков, ветвей и цветов с фигурами мифологических существ. Искусство народов Центральной и Южной Америки Культура использования драгоценных и поделочных камней в этом регионе насчитывает многовековую традицию. На территории современной Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза, благородные кварцы, изумруд; были хорошо развиты техника резьбы по нефриту и инкрустации бирюзой и нефритом. История работы с этими материалами в ряде культур доколумбовой Америки насчитывает до трех тысяч лет (с сер. 2-го тыс. до н. э. до 16 в. н. э.) Эгейская культура Средиземноморье: (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н. э.) На раннем этапе развития эгейская культура находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в коллекции сокровищ из Гиссарлыка (Трои) в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом. В ней содержатся золотые украшения, церемониальное оружие, дополненные лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллом. Античное искусство Искусство глиптики классического периода 5-4 в. до н. э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе; сюжеты их композиций определены образцами современной им скульптуры. В них подчеркнуты пластическое совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы выдающегося резчика Дексамена Хиосского. В эпоху эллинизма (кон. 4-1 в. до н. э.) искусство резьбы и гравировки по камню достигло высокого совершенства. В 4-3 в. до н. э. центром изготовления инталий и камей становится Александрия. В работах ее мастеров сплетаются традиции классической скульптуры Греции и искусства Древнего Египта. Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 в. Значительный спрос на изделия из них и золота привел к развитию ювелирного искусства; впервые начинается специализация мастеров-ювелиров (шлифование, полировка, резьба, моделирование изделий). |
Анастасия Новых «Птицы и камень. Исконный Шамбалы» Люди словно птицы и камни. Одним достаточно лишь намёка, единственного слова, чтобы слегка подбросить в духовную ввысь. И пробудившейся... |
Тема I. Философия и наука Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. XVII в. – конец XVII в.) |
||
Литература 46 Приложения 47 Приложение Межевой план заказника «Белый Камень» ... |
Большой Камень «Городское хозяйство» Муниципального унитарного предприятия городского округа Большой Камень «Городское хозяйство» |
||
Техническое задание на проведение внутригрупповой закупки на приобретение... Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» (далее – Покупатель), проводит закупку на приобретение... |
Техническое задание на разработку рабочей документации и выполнение... Объекту: «Автомобильная дорога «Промышленная» (городской округ Большой Камень Приморского края)» |
||
И приписным портпунктам большой камень и чажма |
Инструкция по эксплуатации XVII Перед эксплуатацией инструмента следует прочесть и полностью понять данную информацию |
||
Геммология и камень в архитектуре Декоративные разновидности агатов трапповой формации западного обрамления украинского щита 8 |
Информационно-методический Б. К. Ушакова. Работа по сохранности документов ликвидированных предприятий в городском округе зато большой Камень |
||
Конспект лекций Деятельность центральных и местных органов власти России по охране общественного порядка и борьбе с преступностью до образования... |
Конспект лекций Деятельность центральных и местных органов власти России по охране общественного порядка и борьбе с преступностью до образования... |
||
Документальная история сибири XVII середина XIX вв. Владивосток I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.) |
Положение о XVII спартакиаде Союза «Чувашское республиканское объединение... Привлечения работающих, состоящих в профсоюзах, к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
||
Отчет по производственной практике Студент гр. 12 Б Объектом прохождения практики является пто ст. Черкасов-Камень, непосредственная работа оператора пто |
Извещение о проведении запроса цен на Поставку Секционных ворот doorhan или эквивалент Адрес заказчика: 692801, Россия, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Лебедева д. 1 |
Поиск |