Утверждены постановлением исполкомом ЦС ГМПР
от 17.11.2014 г. № 12-4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
разработанные Горно-металлургическим профсоюзом России
«Об организации работы представителей выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии, проводящей специальную оценку рабочих мест по условиям труда»
2014 г.
Введение
Специальная оценка рабочих мест по условиям труда (далее - специальная оценка условий труда) и ее итоги равно актуальны как для работодателей, так и для работников и их представителей в лице профсоюзных организаций.
Несмотря на то, что в отрасли накоплен значительный опыт организации охраны труда на производстве, при проведении специальной оценки условий труда как и прежде, приходится искать ответы на серьезные вопросы: кто и как организует и проведет специальную оценку, как учесть специфику производства, как определить роль и задачи каждой стороны, участвующей в специальной оценке условий труда и как направить совместную работу членов комиссии в нужном направлении.
В решении этих проблем, в том числе, проблем контроля за соблюдением работодателем требований, предъявляемых к специальной оценке условий труда, а также осуществляемых по ее итогам мероприятий по улучшению условий труда, значительно возрастает роль профсоюзных представителей в составе комиссий по проведению специальной оценки условий труда. Тем более, что в соответствии с новыми нормативными требованиями профсоюзным представителям установлен обязательный статус постоянных членов комиссии.
От результатов специальной оценки условий труда будет зависеть также объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда: доплата к тарифу (окладу), сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию.
Внимание. Важно.
Условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости, установленные ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями) применяются в том случае, если по результатам специальной оценки условий труда класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному.
По этой причине профсоюзные представители в составах комиссий по проведению специальной оценки условий труда обязаны занять принципиальную позицию в ходе ее проведения и не допускать необоснованного снижения льгот, гарантий и компенсаций членам профсоюза.
Термины и определения
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда (далее ОПСОУТ) - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по специальной оценке условий труда и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и исследования, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета о проведении специальной оценки условий труда. ОПСОУТ должна быть независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной организацией проводится специальная оценка условий труда.
Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов, сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при специальной оценке условий труда 20 процентах таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).
Оптимальные условия труда (1 класс) - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни, воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимые условия труда (2 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни, воздействия которых не превышают уровни, установленные гигиеническими нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредные условия труда (3 класс) - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Гигиенические критерии - показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рабочая зона - пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников. (ГОСТ 12.1.005-88).
Часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, на котором один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Рабочее место постоянное - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 процентов или более 2-х часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона. (ГОСТ 12.1.005-88).
Нестационарные рабочие места - рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию.
Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К таким факторам относятся: интеллектуальные, сенсорные нагрузки, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Цели и задачи специальной оценки условий труда (ст.7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее - № 426-ФЗ)
Специальная оценка условий труда проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты специальной оценки условий труда используются в целях:
1. Разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2. Информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3. Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4. Осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5. Организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6. Установления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами предприятий;
7. Установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8. Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9. Обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10. Подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11. Решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний в связи с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12. Рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13. Определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14. Принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15. Оценки уровней профессиональных рисков;
16. Иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Внимание. Важно.
Участие профсоюзной организации и ее представителя в специальной оценке условий труда требует тщательно проработанного, пошагового плана действий на всех этапах её проведения.
Процедура проведения специальной оценки условий труда требует большой подготовительной работы. Прежде, чем начнутся инструментальные замеры на рабочих местах, производимые лабораторией ОПСОУТ, требуется совместно с ее экспертами определить и сформировать Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям. Это наиболее важный документ во всей процедуре специальной оценки условий труда, в котором указывается объем и классификация измеряемых факторов. Тщательное и качественное составление данного Перечня в итоге положительно скажется на объективности проведения специальной оценки условий труда.
Экспертом также определяется место проведения измерений, время контакта работника с вредными факторами в течение рабочей смены, аналогичные рабочие места, источники вредных производственных факторов и другая информация в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. и «Методикой проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утвержденной приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г.
Этап подготовки проведения специальной
оценки условий труда
Шаг 1-й. Издание приказа (распоряжения) по предприятию о проведении специальной оценки условий труда, графике ее проведения, составе и порядке деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда (п.п. 1 и 2 ст.9 № 426-ФЗ)
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Шаг 2-й. Формирование комиссии по проведению специальной
оценки условий труда (ч.ч. 1-5 ст.9 № 426-ФЗ)
В состав комиссии включаются:
1. Представители работодателя:
Например, специалист по охране труда, руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники.
2. Представители выборного органа первичной профсоюзной организации: любое количество, но не менее 2-х, юридических ограничений нет.
Вопрос о представителях выборного профсоюзного органа в составе комиссии должен быть рассмотрен на заседании профкома, а выписка из протокола о включении представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в постоянно действующую комиссию по специальной оценке условий труда должна быть передана работодателю.
Так как число членов комиссии должно быть нечётным, то это предполагает принятие решений путём голосования. В связи с этим, представителям работников в составах постоянно действующих комиссий, необходимо требовать протоколирования всех заседаний комиссий и четко отслеживать, чтобы в протоколах фиксировались все без исключения предложения и замечания в ходе заседания комиссии.
|