Актуальные вопросы защиты прав потребителей
Каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя, какого либо товара или услуги. Это может быть покупка продуктов или вещей, пользование горячей водой, газом, электроэнергией в квартире, проезд в поезде, автобусе, изготовление необходимой мебели по заказу, получение медицинской помощи и многое, многое другое. Поэтому можно сказать, что мы все участники правоотношений на потребительском рынке товаров и услуг. При этом, к сожалению, каждый из нас может вспомнить хотя бы одну неприятную историю, связанную с нарушением его потребительских прав: покупку залежалого товара, испорченную в хим. чистке вещь, опоздание поезда или задержка вылета самолета… Этот список можно продолжать очень и очень долго.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений на потребительском рынке регулируется законодательством по защите прав потребителей. Это совокупность нормативно-правовых актов из различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.). В них определены основные субъективные права потребителей, определяются механизмы реализации этих прав, а также устанавливаются юридические последствия нарушения этих прав.
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей определяет потребителя более слабой стороной (с экономической точки зрения) и в связи с этим предоставляет ему ряд правовых льгот и гарантий, в результате реализации которых происходит известное выравнивание положения потребителя в данных правоотношениях.
Одним из главных в законодательстве о защите прав потребителей является Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федеральных законов от 9.01.1996 №2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 №171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ).
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области и его Территориальные отделы обращаются жители Липецкой области по различным вопросам защиты их прав. В настоящей статье мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы защиты прав потребителей, ознакомившись с которыми каждый человек сможет воспользоваться своими правами потребителя.
-Я приобрел в магазине мобильный телефон. В период гарантийного срока в телефоне выявился дефект. Какими правами я обладаю в данном случае?
Статья 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
-безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-соразмерного уменьшения покупной цены;
-замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
-замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка.
Следует отметить, что с 12 декабря 2007 года были внесены изменения в статью 18 данного Закона, улучшающие права потребителей, а именно в течение первых 15 дней с момента покупки потребитель имеет право заменить товар или расторгнуть договор в отношении технически сложного товара независимо от того, какой недостаток в нем обнаружен, существенный или нет, т.е. закон дает право поменять товар или получить деньги в независимости от существенности недостатков.
По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Новые правила касаются только технически сложных товаров, перечень которых установлен Правительством РФ. В этот перечень включены:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
2. Мотоциклы, мотороллеры
3. Снегоходы
4. Катера, яхты, лодочные моторы
5. Холодильники и морозильники
6. Стиральные машины автоматические
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
-Я приобрел в магазине телевизор. Дома, распаковав телевизор, я обнаружил, что инструкция по эксплуатации телевизора мне была предоставлена на английском языке. Должны ли продавцы давать инструкцию на русском языке?
Да, должны.
Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договора купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Предполагается достоверность сведений о товаре (работе, услугах). Если же перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услугах) и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».
- Я приобрела в магазине мобильный телефон. В процессе эксплуатации данного товара я обнаружила, что мне он не подходит по функциональным возможностям. Продавцом в просьбе обменять телефон на другую модель, мне было отказано.
Правомочны ли в данном случае действия продавца, ведь с момента покупки товара не прошло 14 дней и сохранен товарный вид телефона.
Да, правомочны
В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течении 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Вместе с тем, статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В данный перечень входят:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты)
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства)
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
13. Животные и растения
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.
Как Вы видите, мобильный телефон надлежащего качества входит в вышеуказанный перечень товаров и потому не подлежит возврату и обмену.
- Я приобрела в магазине электрофен. После поломки фена я обратилась к продавцу с требованием произвести гарантийный ремонт и предоставить на период ремонта в пользование аналогичный товар. Продавцом в требовании предоставления на период ремонта аналогичного товара мне было отказано. Правомочны ли действия продавца?
Да, правомочны.
Постановлением Правительства №55 от 19 января 1998 года утвержден перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара. Такими товарами являются:
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства
2. Мебель
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
Как видите, данный товар входит в вышеуказанный перечень и поэтому требование о предоставлении на период ремонта аналогичного товара не правомочно.
- Кто должен осуществлять транспортировку товара в гарантийную мастерскую?
Пункт 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Обязанное лицо в данном случае обеспечивает подготовку указанных товаров к транспортировке, погрузку и разгрузку, собственно перевозку, независимо от характера предъявленного требования. Потребитель вправе потребовать документально оформить принятие товара к транспортировке.
В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. Расходы подтверждаются документами, выданными транспортной организацией (квитанцией, накладной и т.д.).
- Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?
Согласно Постановления Правительства №55 от 19 января 1998 года информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров в обязательном порядке должна содержать:
- сведения о наименовании товара;
- сведения об изготовителе товара (фирменное наименование, место нахождения изготовителя);
-об основных потребительских свойствах товара;
-сведения о сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
-сведения о цене товара;
-о наименовании входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.
-сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
-назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания);
-способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
-условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
-дату изготовления и дату упаковки товара;
-противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
-сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Продолжение следует…
|