«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности


Скачать 0.68 Mb.
Название «оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности
страница 1/5
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5
Спутник классног руководителя №6, 2010

ПЕРЕЛОМОВА Н.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой

управления инновационными процессами и педагогическими

технологиями Иркутского ИПКРО, г. Иркутск.

научный руководитель МОУ «Гимназия №1» г. Саянска,

ГОРБУНОВА О.М., директор, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска.

ЗОЛОТАРЕВА Е.А., учитель информатики,

МОУ «Гимназия №1» г. Саянска.

РЫЖКОВА А.С., педагог-психолог,

МОУ «Гимназия №1» г. Саянска.

ВЕРЕЩАГИН НА., учитель математики,

МОУ «Лицей №2, г. Саянск.

СУРИКОВА М.Г., учитель русского языка и литературы, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска.
«ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ»: ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-10 КЛАССОВ
Занятие 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ

КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Иметь важную информацию - значит, иметь впасть; уметь отличать важную информацию от неважной - означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее - означает иметь двойную власть.

Информирование.

Одним из интереснейших разделов психологии является раздел, изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия «манипуляция» дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психоло­гии. Согласно Словарю иностранных слов МАНИПУЛЯЦИЯ (фр. manipulation; лат. Manipulus - горсть) имеет несколько значений:

1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи;

  1. демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто;

  2. махинация, мошенническая проделка.

Если проанализировать все имеющиеся определения манипуляции, то можно выделить пять основных признаков, в каждом из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции:

1)родовой признак - психологическое воздействие;

2)отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения собственных целей;

3)стремление получить односторонний выигрыш;

4)скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности);

5)использование (психологической) силы, игра на слабостях.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Причем можно выделить простые «одноактные» манипуляции, а также сложные, которые можно условно обозначить как манипулятивные игры (комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на личность с использованием различных психологических механизмов с поэтапной реализацией этих приемов в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия).

Самодиагностика.

Тест «Манипулятор».

Инструкция для учащихся: в зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти имеющихся в тесте утверждений выберите один из пяти вариантов ответа:

а) не согласен полностью;

б) не согласен частично;

в) отношусь нейтрально;

г) согласен частично;

д) согласен полностью.

Утверждения:

  1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.

  2. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.

  3. Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить кому-то неправду.

  4. Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, не лучше ли сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать более весомые?

  5. Самый лучший способ управлять людьми - это говорить им то, что они желают слышать.

  6. Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на себя опасность (проблемы, неприятности).

  7. Продвигаться вперед трудно без «срезания углов».

  8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все равно когда-нибудь проявится.

  9. Многие люди с большей легкостью забывают о смерти родителей, чем о потере своей собственности.

  10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить.


Бланк ответов:


Вариант ответа

Вариант утверждения































а































б































в































г































д
































Обработка результатов:

Сравните выбранные вами варианты ответов с «ключом» и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100 процентов.
«Ключ»:


Вариант ответа

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

5

5

5

5

1

1

1

1

1

1

б

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

в

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

г

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

д

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5



Интерпретация результатов:

От 50% до 100%. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше степень вашего «макиавеллизма». Люди с высокой степенью «макиавеллизма» оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми.

У вас все получается так, как вы задумываете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом своей расчетливостью и решительностью вы часто отталкиваете людей, забываете о них. Постарайтесь регулярно играть роль, например Красной Шапочки, которая не забывала о своей больной бабушке. Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели. Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям, а если сможете, то и просто знакомым.

От 25% до 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими.

Начиная и заканчивая любое дело, говорите себе: «Я помню о вас, люди». Пусть эти слова станут для вас своеобразным паролем, который разрешает доступ к практическим делам. И одновременно эти же слова станут для вас постоянна действующей прививкой, помогающей не «заболеть макиавеллизмом» в более тяжелой степени.

От 0% до 25%. Чем ближе полученный результат к 0, тем ниже у вас степень «макиавеллизма». Люди с низкой степенью «макиавеллизма» - это «хорошие парни, которым доброта не дает манипулировать другими.

Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми, особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие или сказывается на вашей семье, друзьях. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз пытаются «растрогать» вашу душу, взывают к вашей доброте и отзывчивости. Скажите себе: «Дело - есть дело, а личные отношения оставим на потом». Конечно, кому-то этот стиль отношений может не понравиться, но будьте предельно деловым и строгим. Со временем вы научитесь в нужный момент вклю­чать этот деловой стиль, и отключать его, когда дела закончены.
Дискуссия.

Тема: «Почему-то принято считать, что манипуляция - это плохо». Учащиеся произвольно делятся на 3 группы:

  1. Полностью согласен.

  2. Частично согласен.

  3. Не согласен.

В течение 3 минут каждая группа должна найти как можно больше аргументов в защиту своего утверждения. Затем происходит обмен мнениями.

Рефлексия.

Учащимся необходимо закончить предложения:

Сегодня я узнал/а на занятии __________________________________________

Еще бы хотел/а узнать ________________________________________________
Занятие 2.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Психологическая разминка.

Упражнение «Не очень», или «Оптимисты и скептики».

Правила игры заключаются в следующем: один из играющих задает ситуа­цию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».

Например:

  1. й игрок (утверждает). Хорошо, что дома телевизор есть - смотреть можно.

  2. й игрок (опровергает утверждение). Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.




  1. й. Хорошо, что чайник большой - на всех чая хватит.

  2. й. Хорошо, да не очень - долго закипает. Или так:




  1. й. Плохо, что мороженое холодное - горло может заболеть.

  2. й. Плохо, да не очень - летом холод приятен.

Информирование.

Сегодня мы с вами поговорим о видах и приемах психологических манипуляций в межличностном общении. Вот список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини.

Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношения, намерения или решения.

Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться - также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Мозговой штурм.

Какие приемы психологического воздействия мы чаще всего используем, общаясь друг с другом?
Ролевое моделирование.

По мотивам сказки «Колобок».

Цель: Показать, как ожидания влияют на проявление манипуляций в процессе межличностного взаимодействия и в переговорах.

Процедура: Для демонстрации некоторых приемов манипуляций мы используем сказку «Колобок». Участвовать могут восемь человек, исполняя следующие роли:

1 и 2 - Колобок (желательно, чтобы его играли двое - юноша и девушка, так как их манипуляции могут различаться).

3 и 4 - Дед и баба.

  1. - Заяц.

  2. и 7 - Волк и Волчица (введение пары необходимо для демонстрации парной манипуляции).

8 - Медведь.

Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции - «лесть» и «давление на жалость» достигли цели - Колобок был съеден.

Педагог исполняет роль сказочника и начинает упражнение следующим образом: «Обратите внимание на то, что главный герой сказки Колобок не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако Колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить.

Если посмотреть внимательно, то каждый из участников этой сказки имеет некоторые ожидания в отношении Колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.

Дед и бабка - они собирали его по сусекам и амбарам, готовили и ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить Колобка за пределы избы...

Заяц - имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь...

Волк и волчица - колобками они, конечно, не питаются, но в плане разнообразия, а также на день рождения волчицы. Зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков...

Медведь - колобки с медом - любимая еда...

Лиса - ее сила - манипуляция, поэтому против этого ресурса Колобку было не устоять».

Педагог отмечает, что в сказке переговоры из текста были выпущены. В связи с этим задачей участников становится восстановление диалогов. Работа будет строиться следующим образом. Колобок будет проводить переговоры последовательно с каждым участником сказки. При этом всем участникам ставится одно условие: если уговариваемый понимает, что прозвучал убедительный аргумент, то упираться из принципа не стоит...

Анализ взаимодействий учителю лучше всего проводить во время игры. Можно использовать «стоп-сигнал» и дать название той манипуляции, которая была использована тем или иным игроком. Например:

  • лесть («Голубушка, как хороша»);

  • давление на жалость («Я так давно болею»);

  • системы альтернатив («У тебя два варианта: первый - ты сам прыга­ешь на тарелку, второй - я тебя все равно догоню»);

• комментарий смыслов («Это чтобы ты мог меня съесть...»).

Обсуждение: По завершении упражнения надо обсудить полученные впечатления.

Рефлексия.

Учащимся необходимо закончить предложение:

  • Сегодня я узнал(а) на занятии ________________________________________

  • Еще бы хотел(а) узнать _____________________________________________

  1   2   3   4   5

Похожие:

«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Учебного курса "Технология" для 5-8 классов
Программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования у них технологической культуры...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon 1. Вводное занятие
Цель занятий: познакомить учащихся с правилами внутреннего распорядка, пожарной и электробезопасности
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Инструкция по охране труда для учащихся при проведении занятий в...
...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий...
Данная программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Алексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием
Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Республики дагестан
Гаджиев Г. М., Мансуров Т. М. Обработка цифровой информации. Программа учебной дисциплины для учащихся 10-11 классов. Махачкала,...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Учебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся...
На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 6-9 классов
При отсутствии психологической помощи у подростков с овз могут проявляться патологические варианты развития личности ( психопатии,...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Рабочая программа дисциплины психологическая беопасность личности направление

«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Программа для подготовки по профессии «Тракторист машинист» предназначена...
«тракторист-машинист» для 8-9 классов основной школы и 10-11 классов средней школы; прошла полную апробацию, но, тем не менее, в...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Октябрьская средняя общеобразовательная школа
М. З., Трубанева Н. Н. курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащихся 2-11х классов общеобразовательных учреждений. Обнинск:...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Инструкция по правилам техники безопасности для учащихся в кабинете начальных классов
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного...
Процесс обучения в Учреждении представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение...
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального...
Умк «Enjoy English» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2008)
«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл занятий для учащихся 9-10 -Х классов занятие психологическая манипуляция как тайное прин уждение личности icon Для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный...
Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный год

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск