Скачать 0.68 Mb.
|
Спутник классног руководителя №6, 2010 ПЕРЕЛОМОВА Н.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления инновационными процессами и педагогическими технологиями Иркутского ИПКРО, г. Иркутск. научный руководитель МОУ «Гимназия №1» г. Саянска, ГОРБУНОВА О.М., директор, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска. ЗОЛОТАРЕВА Е.А., учитель информатики, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска. РЫЖКОВА А.С., педагог-психолог, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска. ВЕРЕЩАГИН НА., учитель математики, МОУ «Лицей №2, г. Саянск. СУРИКОВА М.Г., учитель русского языка и литературы, МОУ «Гимназия №1» г. Саянска. «ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ»: ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-10-х КЛАССОВ Занятие 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Иметь важную информацию - значит, иметь впасть; уметь отличать важную информацию от неважной - означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее - означает иметь двойную власть. Информирование. Одним из интереснейших разделов психологии является раздел, изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия «манипуляция» дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно Словарю иностранных слов МАНИПУЛЯЦИЯ (фр. manipulation; лат. Manipulus - горсть) имеет несколько значений: 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи;
Если проанализировать все имеющиеся определения манипуляции, то можно выделить пять основных признаков, в каждом из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции: 1)родовой признак - психологическое воздействие; 2)отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения собственных целей; 3)стремление получить односторонний выигрыш; 4)скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности); 5)использование (психологической) силы, игра на слабостях. Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Причем можно выделить простые «одноактные» манипуляции, а также сложные, которые можно условно обозначить как манипулятивные игры (комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на личность с использованием различных психологических механизмов с поэтапной реализацией этих приемов в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия). Самодиагностика. Тест «Манипулятор». Инструкция для учащихся: в зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти имеющихся в тесте утверждений выберите один из пяти вариантов ответа: а) не согласен полностью; б) не согласен частично; в) отношусь нейтрально; г) согласен частично; д) согласен полностью. Утверждения:
Бланк ответов:
Обработка результатов: Сравните выбранные вами варианты ответов с «ключом» и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100 процентов. «Ключ»:
Интерпретация результатов: От 50% до 100%. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше степень вашего «макиавеллизма». Люди с высокой степенью «макиавеллизма» оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми. У вас все получается так, как вы задумываете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом своей расчетливостью и решительностью вы часто отталкиваете людей, забываете о них. Постарайтесь регулярно играть роль, например Красной Шапочки, которая не забывала о своей больной бабушке. Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели. Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям, а если сможете, то и просто знакомым. От 25% до 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими. Начиная и заканчивая любое дело, говорите себе: «Я помню о вас, люди». Пусть эти слова станут для вас своеобразным паролем, который разрешает доступ к практическим делам. И одновременно эти же слова станут для вас постоянна действующей прививкой, помогающей не «заболеть макиавеллизмом» в более тяжелой степени. От 0% до 25%. Чем ближе полученный результат к 0, тем ниже у вас степень «макиавеллизма». Люди с низкой степенью «макиавеллизма» - это «хорошие парни, которым доброта не дает манипулировать другими. Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми, особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие или сказывается на вашей семье, друзьях. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз пытаются «растрогать» вашу душу, взывают к вашей доброте и отзывчивости. Скажите себе: «Дело - есть дело, а личные отношения оставим на потом». Конечно, кому-то этот стиль отношений может не понравиться, но будьте предельно деловым и строгим. Со временем вы научитесь в нужный момент включать этот деловой стиль, и отключать его, когда дела закончены. Дискуссия. Тема: «Почему-то принято считать, что манипуляция - это плохо». Учащиеся произвольно делятся на 3 группы:
В течение 3 минут каждая группа должна найти как можно больше аргументов в защиту своего утверждения. Затем происходит обмен мнениями. Рефлексия. Учащимся необходимо закончить предложения: Сегодня я узнал/а на занятии __________________________________________ Еще бы хотел/а узнать ________________________________________________ Занятие 2. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Психологическая разминка. Упражнение «Не очень», или «Оптимисты и скептики». Правила игры заключаются в следующем: один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:
Информирование. Сегодня мы с вами поговорим о видах и приемах психологических манипуляций в межличностном общении. Вот список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношения, намерения или решения. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться - также непроизвольно или произвольно. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или «обстоятельств». Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Мозговой штурм. Какие приемы психологического воздействия мы чаще всего используем, общаясь друг с другом? Ролевое моделирование. По мотивам сказки «Колобок». Цель: Показать, как ожидания влияют на проявление манипуляций в процессе межличностного взаимодействия и в переговорах. Процедура: Для демонстрации некоторых приемов манипуляций мы используем сказку «Колобок». Участвовать могут восемь человек, исполняя следующие роли: 1 и 2 - Колобок (желательно, чтобы его играли двое - юноша и девушка, так как их манипуляции могут различаться). 3 и 4 - Дед и баба.
8 - Медведь. Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции - «лесть» и «давление на жалость» достигли цели - Колобок был съеден. Педагог исполняет роль сказочника и начинает упражнение следующим образом: «Обратите внимание на то, что главный герой сказки Колобок не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако Колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить. Если посмотреть внимательно, то каждый из участников этой сказки имеет некоторые ожидания в отношении Колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно. Дед и бабка - они собирали его по сусекам и амбарам, готовили и ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить Колобка за пределы избы... Заяц - имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь... Волк и волчица - колобками они, конечно, не питаются, но в плане разнообразия, а также на день рождения волчицы. Зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков... Медведь - колобки с медом - любимая еда... Лиса - ее сила - манипуляция, поэтому против этого ресурса Колобку было не устоять». Педагог отмечает, что в сказке переговоры из текста были выпущены. В связи с этим задачей участников становится восстановление диалогов. Работа будет строиться следующим образом. Колобок будет проводить переговоры последовательно с каждым участником сказки. При этом всем участникам ставится одно условие: если уговариваемый понимает, что прозвучал убедительный аргумент, то упираться из принципа не стоит... Анализ взаимодействий учителю лучше всего проводить во время игры. Можно использовать «стоп-сигнал» и дать название той манипуляции, которая была использована тем или иным игроком. Например:
• комментарий смыслов («Это чтобы ты мог меня съесть...»). Обсуждение: По завершении упражнения надо обсудить полученные впечатления. Рефлексия. Учащимся необходимо закончить предложение:
|
Учебного курса "Технология" для 5-8 классов Программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования у них технологической культуры... |
1. Вводное занятие Цель занятий: познакомить учащихся с правилами внутреннего распорядка, пожарной и электробезопасности |
||
Инструкция по охране труда для учащихся при проведении занятий в... ... |
Программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий... Данная программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся... |
||
Алексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых... |
С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться... |
||
Республики дагестан Гаджиев Г. М., Мансуров Т. М. Обработка цифровой информации. Программа учебной дисциплины для учащихся 10-11 классов. Махачкала,... |
Учебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся... На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов... |
||
Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 6-9 классов При отсутствии психологической помощи у подростков с овз могут проявляться патологические варианты развития личности ( психопатии,... |
Рабочая программа дисциплины психологическая беопасность личности направление |
||
Программа для подготовки по профессии «Тракторист машинист» предназначена... «тракторист-машинист» для 8-9 классов основной школы и 10-11 классов средней школы; прошла полную апробацию, но, тем не менее, в... |
Октябрьская средняя общеобразовательная школа М. З., Трубанева Н. Н. курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащихся 2-11х классов общеобразовательных учреждений. Обнинск:... |
||
Инструкция по правилам техники безопасности для учащихся в кабинете начальных классов Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете |
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного... Процесс обучения в Учреждении представляет специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение... |
||
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального... Умк «Enjoy English» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2008) |
Для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный... Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный год |
Поиск |