Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
(МГТУ им. Н.Э.Баумана)
Мытищинский филиал
Факультет лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства.
Кафедра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства
ЛТ-9
Тибуков А.В., Щербакова Е.В., Бошин А.В.
ГЕОДЕЗИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для студентов 35.03.10
Вариант №
Студент ______________________________
Группа_______________________________
Преподаватель ________________________
Мытищи 2017
УДК 630.232
Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО 2015 г. в качестве рабочей тетради по геодезии для выполнения лабораторных работ студентами, обучающимися по направлению подготовки бакалавров «Ландшафтная архитектура».
Рецензент: В.В. Стриженко, доц. кафедры промышленного и транспортного строительства
Работа подготовлена на кафедре ЛА и СПС
Б2.В1 Тибуков А.В. Геодезия: рабочая тетрадь / А.В. Тибуков, Е.В.Щербакова, А.В. Бошин./ – М.: МФ МГТУ им. Н.Э.Баумана,2017. –41 с.
В рабочей тетради изложены материалы для выполнения лабораторных работ по геодезии.
УДК 630.232 ГЕОДЕЗИЯ Учебное издание
Тибуков Алексей Викторович
Щербакова Елена Викторовна
Бошин Андрей Владимирович
Подписано в печать . Формат 6090 1/8. Бумага 80 г/м2.
Ризография. Усл. печ. л. 2,5 Тираж 150 экз. Заказ № .
Издательство ФГБОУ ВО МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. 141005,
Мытищи-5,Московская обл., 1-ая Институтская, 1.
E-mail: izdat@mgul.ac.ru
© А.В. Тибуков, Е.В.Щербакова, А.В.Бошин, 2016
© ФГБОУ ВО МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лабораторная работа № 1. Измерение расстояний по карте ……........................………4
Лабораторная работа № 2. Определение координат точек местности …........................6
Лабораторная работа № 3. Ориентирование направлений………….......................……7
Лабораторная работа № 4. Решение задач на топокарте …………........................…….8
Лабораторная работа № 5Измерение горизонтальных углов……….......................…..10
Лабораторная работа № 6. Измерение вертикальных углов …..…….......................….11
Лабораторная работа № 7. Обработка результатов измерений горизонтальных и вертикальных углов теодолитного хода. …………...…………..........................................12
Лабораторная работа № 8. Вычисление координат вершин теодолитного хода, составление плана полигона ………………………………….................................………16
Лабораторная работа № 9. Вычисление отметок вершин теодолитного хода ...……...19
Лабораторная работа № 10 Составление топографического плана участка местности по материалам тахеометрической съемки. …………………..........................................…24
Лабораторная работа № 11. Обработка журнала геометрического нивелирования трассы ..........…………………………….……………….......................................................30
Лабораторная работа № 12. Построение продольного профиля ….......................……35
Лабораторная работа № 13. Графическое оформление продольного и поперечного профилей. …………………………………………….…................................................…..35
Лабораторная работа № 14. Нивелирование поверхности по квадратам..........……...35
Список литературы……………………………......................………………..…….41
Лабораторная работа № 1
Измерение расстояний по карте
Цель. Научиться определять по карте (плану) расстояния на местности, а также откладывать на плане, измеренные на местности отрезки линий.
Пособия, материалы, приборы, принадлежности. Комплект учебных топографических карт, геодезический транспортир, набор чертежных инструментов, микрокалькулятор, лист чертежной бумаги формата А5 (148x210мм), листы бумаги формата А4 .
Упражнение 1.1. Определить по карте, пользуясь ее численным масштабом, кратчайшее расстояние на местности между точками 1 и 2.
Исходные данные.
Масштаб карты
|
Точка 1
|
Точка 2
|
|
|
|
Кратчайшее расстояние между точками 1 и 2 на местности –
Упражнение 1.2. Измерить длину участка дороги, пользуясь линейным масштабом карты.
Исходные данные.
Масштаб карты
|
Класс дороги и конечные точки ее участка
|
|
|
Длина участка дороги на местности –
Упражнение 1.3. Пользуясь графиком поперечного масштаба, выгравированного на металлической линейке, измерить по картам кратчайшие расстояния между заданными точками; в ответе записать само расстояние и точность, с которой оно измерено.
Исходные данные.
Конечные пункты отрезка на карте масштаба
|
1:10000
|
1:25000
|
1:50000
|
1:100000
|
|
|
|
|
1. Масштаб карты 1:10000
1 основание – 200м, 1/10 основания – 20м, 1/100 основания – 2м
Кратчайшее расстояние между заданными точками =
2. Масштаб карты 1:25000
1 основание – 500м, 1/10 основания – 50м, 1/100 основания – 5м
Кратчайшее расстояние между заданными точками =
3. Масштаб карты 1:50000
1 основание – 1000м, 1/10 основания – 100м, 1/100 основания – 10м
Кратчайшее расстояние между заданными точками =
4. Масштаб карты 1:100000
1 основание – 2000м, 1/10 основания – 200м, 1/100 основания – 20м
Кратчайшее расстояние между заданными точками =
Упражнение 1.4. Построить на чертежной бумаге нормальный поперечный масштаб. На его номограмме отложить отрезки a, b, c.
1:500
|
1:10000
|
1:25000
|
a
|
b
|
c
|
|
|
|
Выполнил: _______________________________________________
Принял: _______________________________________________
Лабораторная работа № 2
Определение координат точек местности
Цель. Научиться измерять по карте (плану) географические и прямоугольные координаты точек местности, наносить на карту точки по их координатам, а также определять по карте азимуты и румбы направлений.
Пособия, материалы, приборы, принадлежности. Комплект учебных топографических карт, геодезический транспортир, линейка с миллиметровыми делениями, циркуль-измеритель, микрокалькулятор, лист чертежной бумаги формата А5 (148x210мм), листы бумаги формата А4 (школьная тетрадь для лабораторных работ (18 листов)), ручка, карандаш, ластики.
Упражнение 2.1. Определить по топографическим картам географические координаты объектов (точек) местности.
Исходные данные.1.
Масштаб карты
|
Объект (точка) местности
|
Масштаб карты
|
Объект (точка) местности
|
|
|
|
|
1. δ = λ = 2. δ = λ =
Упражнение 2.2. Определить по топографическим картам прямоугольные координаты объектов (точек) местности.
Исходные данные. 2.
Масштаб карты
|
Объект (точка) местности
|
Масштаб карты
|
Объект (точка) местности
|
|
|
|
|
1. X= Y= 2. X= Y=
Выполнил:
Принял:
Лабораторная работа № 3
Ориентирование направлений
По координатам нанести на карту точки 1, 2, 3, прочертить направления 1-2 и 1-3, измерить их дирекционные углы и вычислить:
- обратные дирекционные углы;
- прямые и обратные дирекционные румбы;
- истинные (географические) азимуты и румбы.
Исходные данные
Масштаб карты
|
Координаты точек
|
1
|
2
|
3
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
X
|
Y
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление
|
1-2
|
1-3
|
Дирекционный угол (α)
|
|
|
Угол между направлениями1-2 и 1-3:
|
|
|
- измеренный
- вычисленный
- невязка
- допустимая невязка
|
|
±00 50/
|
Обратный дирекционный угол αобр
|
|
|
Азимут истинный А
|
|
|
Азимут магнитный Ам
|
|
|
Румб дирекционный прямой rд
|
|
|
Румб дирекционный обратный rд обр
|
|
|
Румб истинный прямой rист
|
|
|
Румб истинный обратный rист обр
|
|
|
Румб магнитный прямой rм
|
|
|
Румб магнитный обратный rм обр
|
|
|
Выполнил: ________________________________
Принял: _________________________________
Лабораторная работа № 4
Решение задач на топокарте
Цель. Научиться читать по карте рельеф: усвоить условные знаки и принципы изображения рельефа; определять формы, структурные линии и характерные точки, направления и форму скатов; рассчитать высоты точек местности и превышения между ними, углы наклона скатов и уклоны линий местности. Получить навыки решения задач, возникающих при проектировании и строительстве инженерных сооружений с учетом рельефа местности: выбирать по карте трассы линейных сооружений, строить профили, определять границы водосборных площадей.
Пособия, материалы, приборы, принадлежности. Комплект учебных топографических карт, циркуль-измеритель, линейка, поперечный масштаб, микрокалькулятор.
С карты скопировать на кальку изображение рельефа на площади, ограниченной горизонтальными и вертикальными линиями сетки прямоугольных координат. На кальке показать:
1. формы рельефа (на изображениях холмов и гор проставить букву Г, впадин – В, лощин – Л, хребтов – Х, седловин – С, оврагов – О, промоин – П, обрывов – Об, осыпей – Ос, курганов – К, ям и карьеров – Я);
2. водоразделы – тонкими линиями коричневого цвета, водосборы – пунктиром того же цвета;
3. подписи высот точек I, II, III;
4. точки, имеющие максимальную и минимальную отметки, превышение между ними;
5. среднюю, минимальную и максимальную крутизну ската по заданному направлению;
6. средний, минимальный и максимальный уклоны по заданному направлению. Для определения уклонов вычертить на этой же кальке график заложений.
Исходные данные.
Масштаб карты
|
Линии сетки
|
Точки, отметки которых необходимо определить
|
Направления для определения
|
горизон-
тальные
|
верти-
кальные
|
I
|
II
|
III
|
крутизны
ската
|
уклона
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение упражнений:
Выполнил: ________________________________
Принял: ________________________________
|