Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
рабочая программа
учебной дисциплины
ИСТОРИЯ
Укрупненная группа 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
базовая подготовка
2015
-
-
Одобрена цикловой комиссией
ОГСЭ и МЕНД
Председатель комиссии
______________ Е.Н. Крылова
Протокол № 9
от «25» мая 2015г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
________________ Н.Б. Чмель
«27» мая 2015 г.
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
________________ Н.Б. Чмель
«27» мая 2015 г.
|
Разработчик: Казаков В.А., преподаватель дисциплины «История»
Рецензент: Семерикова О.М., к.и.н., доцент УрФУ
Техническая экспертиза рабочей программы
учебной дисциплины «История»
пройдена.
Эксперты:
Методист
____________________Т.Ю. Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «История»
Область применения программы 4
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 4
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины 5
-
Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» 6
-
Условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 14
Информационное обеспечение обучения 14
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 16
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для специальностей: «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет», «Земельно-имущественные отношения», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Тепловые электрические станции», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Программирование в компьютерных системах», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
-
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
60
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
48
|
в том числе практические занятия
|
14
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
12
|
в том числе:
|
|
составление конспектов
|
4
|
написание рефератов
|
4
|
создание мультимедийных презентаций по учебной теме
|
2
|
составление кроссвордов
|
2
|
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета
|
|
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень усвоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие
|
|
|
|
Тема 1.1. Введение. Россия и мир в новейшее время.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в.
Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.
|
1
|
Тема 1.2. Вторая мировая война.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.
Советский Союз накануне войны.
Причины, начало, особенности войны в Европе.
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.
Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.
Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.
Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы.
Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы
|
1
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря".
|
2
|
|
Тема 1.3. Эпоха «государства благоденствия».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты.
Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.
Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг.
|
1
|
Практическое занятие.
1. Изучение экономической и политической ситуации в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в 70-80гг.
|
2
|
Тема 1.4. От Лиги наций к ООН.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.
Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности.
Решение колониального вопроса в ООН.
|
1
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание докладов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки».
|
2
|
|
Раздел 2. Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века.
|
|
|
|
Тема 2.1. «Оттепель» в СССР.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова".
XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.
Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
|
1
|
Практическое занятие.
1. Изучение текста речи Н.С.Хрущева на ХХ съезде партии
|
2
|
Тема 2.2. Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70гг. XX в
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике.
Кризисные явления в развитии международных отношений.
Политика СССР со странами социалистического лагеря.
Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.
|
1
|
Тема 2.3. Становление экономической системы информационного общества на Западе.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.
Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.
Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.
Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.
Наука и культура в 50-60е годы.
|
|
|
|
Тема 2.4. СССР в 70 начале 80 гг. XX века.
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
.
|
Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.
Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления.
Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года.
Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.
Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.
|
1
|
Тема 2.5. Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг. – период разрядки международной напряженности.
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
1
|
11.
2..
33.
|
Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США.
Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта.
Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.», «Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ».
|
2
|
|
Тема 2.6.
Интеграционные проекты экономического и политического развития Европы.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ.
Вхождение стран Восточной Европы в 80-90хгг XX в. в Европейское Сообщество и их влияние на его развитие.
Изучение экономики и политического развития Германии в 80-90гг XX века
|
1
|
Практическое занятие.
1. Изучение экономической и политической ситуации странах Восточной Европы в 80-90х гг.
|
2
|
Тема 2.7. Европейский союз и его развитие.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.
Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза.
Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.
Конституционный договор Европейского Союза.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение реформ в экономике, в политической сфере периода перестройки в Советском союзе.
|
2
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В.Андропова, К.У.Черненко».
|
2
|
|
Раздел 3. Современный мир.
|
|
|
|
Тема 3.1. Развитие суверенной России.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение международных отношений в 80- 90 х гг. XX века.
|
2
|
|
Тема 3.2. НАТО и другие экономические и политические организации.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
|
1. Выявление причин создания НАТО, состав НАТО.
2. Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО, а направлений работы политических и экономических организаций.
|
Практическое занятие.
1. Изучение ведущих течений общественно-политической мысли XX-XXI вв. в Европе и Америке.
|
2
|
|
Тема 3.3. Военно-политические конфликты XX-XXI вв.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
|
Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).
Выявление причин, хода, итогов переворота в Чили.
|
1
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Написание рефератов: «Конституционно-правовое строительство в странах Европы и Америки XX в.», «Проблема "кризиса демократии».
|
2
|
|
Тема 3.4. Россия в 2000-2010гг.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.
Экономическая политика.
Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы.
Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.
Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв.
Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
|
1
|
Тема 3.6. Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира.
|
Содержание учебного материала
|
2
2
|
|
1.
2.
3.
4.
|
Определение основных достижений современной цивилизации.
Сравнение этапов развития России в новейшее время.
Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества.
Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира.
|
1
|
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Роль и значение России в развитии мирового сообщества».
Практическое занятие.
Проведение контроля уровня освоения взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в XX-XXI вв. Тестирование.
|
|
Дифференцированный зачет
|
|
2
|
|
|
Всего
|
60
|
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- столы и стулья ученические (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- доска ученическая.
Технические средства обучения (переносные):
- компьютер с установленным программным обеспечением,
- мультимедийный проектор,
- экран.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
6. А.С. Барсенков, А.И. Вдовин История России. 1917-2004: Учебное пособие, М: Аспект Пресс, 2015г.
7. История России, 1900-1945 гг. : учеб.для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А Данилова, А.В. Филиппова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.
8. История России. ХХ – начало XXV века / Н.В. Загладин – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328 с.: ил.
Интернет ресурсы:
1. http://www.istorya.ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl.ru
4. http:// ru.wikipedia.org
5. http://student.ru
Дополнительные источники:
1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
12. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
|
Показатели оценки результата
|
Форма контроля и оценивания
|
Уметь:
|
|
|
У 1. Умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
|
-Извлечение информации из различных исторических и современных источников, структурирование информации, соотнесение теоретического знания с материалами источника
- Применение исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений
- Составление конспекта
|
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).
|
У 2.Умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
|
-Решение проблемных и познавательных задач
- Построение хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем
-Выделение причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса
-Участие в дискуссии, ведение диалога
|
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).
|
Знать:
|
|
|
З1. Знаниеосновных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
|
-Воспроизведение основных черт экономической, политической, культурной жизни стран Западной Европы и США, Восточной Европы, Азии, Африки и Лат. Америки
-Изложение основных проблем развивающихся стран мира, используя материалы СМИ и Интернет
|
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
|
З2. Знание сущности и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.
|
-Воспроизведение знаний о локальных, региональных, межгосударственных конфликтах XX- н. XXI вв.
- Анализ гражданской войны в Китае, войны в Корее, войны во Вьетнаме, конфликтов в Африке и Лат. Америке, арабо-израильских войн, ирано-иракской войны
-Выявление причин Карибского кризиса 1962г.
-Заполнение таблицы «Локальные конфликты»
-Умение сравнивать, обобщать, приводить примеры, давать оценку локальным, региональным, межгосударственным конфликтам XX-XXIвв.
|
Оценка результатов устных ответов.
|
З3. Знание основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
|
-Воспроизведение основных процессов политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
-Сравнение процессов интеграции на постсоветском пространстве с аналогичными процессами в других регионах мира, определение причин различий между ними
-Выявление проблем и противоречий интеграционного процесса
- Определение стадий интеграции стран Западной Европы и перспектив их дальнейшего сближения
|
Оценка результатов выполнения творческих заданий
|
З 4. Знание назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности
|
-Определение причин создания ООН
-Указание основных направлений деятельности ООН
- Оценивание деятельности России в качестве постоянного члена Совета Безопасности
-Характеристика наиболее влиятельных международных организаций, определение
их значения в современном мире.
|
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
|
З 5. Знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
|
-Выявление основных достижений культуры СССР в 1970-1991гг.
- Установление общих условий развития культуры в суверенной России, образования и науки, художественного творчества, общественно-политической мысли
-Анализ проблем духовного развития российского общества в XX-XXIв
- Изложение знаний о живописи, архитектуре, музыке и кино современного Запада
- Представление о поп-культуре и ее влиянии на общество
|
Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры.
|
З6. Знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
|
-Воспроизведение основных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Сравнение и сопоставление Декларации по правам человека и Декларации по правам ребенка
-Истолкование Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др. -Решение проблемных заданий, составление таблицы.
|
Оценка результатов выполнения проблемных заданий.
|
|