|
Групповой тест
|
25 января 2005
|
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
Имеет ли смысл устраивать современным автомобилям специальный зимний тест? Наши коллеги из финского журнала TM, Tekniikan Maailma (Мир Техники), давно знают ответ и регулярно проводят испытания в суровых заполярных условиях. Насколько эффективны «печка» и подогрев кресел? Как быстро прогревается салон? Хорошо ли светят фары? Наконец, насколько удобно и надежно управляется автомобиль на заснеженной и обледенелой дороге?
Надо ли говорить, что результаты очередного «зимнего» теста одиннадцати компактвэнов вполне актуальны и для нас, россиян...
Шесть лет назад мы впервые приняли участие в «зимнем» тесте совместно с экспертами журнала ТМ — это были испытания шестнадцати автомобилей гольф-класса (см. АР № 4, 1999). Два года назад мы опубликовали аналогичный отчет о «смешанном» тесте 19 машин разных классов (см. АР № 8, 2003). А на этот раз речь пойдет о компактвэнах — семейных машинах вагонной компоновки, построенных на базе автомобилей гольф-класса.
Всего компактвэнов одиннадцать. Пять машин из Европы, четыре — из Японии, две — из Кореи. Среди них есть и пожилые модели (Mitsubishi Space Star / Митсубиси Спэйс Стар, Mazda Premacy / Мазда Примаси и Opel Zafira / Опель Зафира), и новейшие (Volkswagen Touran / Фольксваген Туран и Renault Scenic II / Рено Сценик II). У компактвэнов Opel Zafira / Опель Зафира и Honda Stream / Хонда Стрим в салоне семь мест, остальные однообъемники — пятиместные. Российские цены на базовые версии разнятся от $15490 за Mitsubishi Space Star / Митсубиси Спэйс Стар до $24200 за Volkswagen Touran / Фольксваген Туран.
Пестрая компания! Но всех участников теста роднят функциональное назначение, схожие габариты и традиционная компоновка: все они переднеприводные, с расположенными поперечно четырехцилиндровыми моторами и пятиступенчатыми механическими коробками. Исключение составляет лишь двухлитровый Renault Scenic / Рено Сценик, который оснащается шестиступенчатой «механикой». Еще наша компания интересна тем, что почти все машины (исключения — Nissan Almera Tino / Ниссан Альмера Тино и Mazda Premacy / Мазда Примаси) продаются в России. А Daewoo Tacuma с недавних пор представлен на нашем рынке как Chevrolet Rezzo / Шевроле Реззо.
Все 11 машин — в зимней «экипировке», с электрообогревом сидений и зеркал, с АБС в приводе тормозов, а некоторые даже с системой стабилизации. Для корректности сравнений все автомобили «обуты» в проверенные временем и зимними дорогами нешипованные зимние шины Nokian Hakkapeliitta Q — рекомендованной для каждой модели размерности и накачанные до рекомендованного давления. Кстати, различия в указаниях автопроизводителей минимальны, поэтому можно следовать простому правилу: давление в зимних шинах должно быть на 20—30 кПа (0,2—0,3 атм) выше, чем в летних.
Основной объем тестов был проведен на заполярном полигоне Test World в Ивало, а также в Государственном техническом научно-исследовательском институте Финляндии. Но первым делом конкурсантов ждали обычные зимние дороги…
На север
Финские дороги — не чета нашим. Здесь и асфальт поровнее, и грязи почти нет. Но тысячекилометровый маршрут Хельсинки—Ивало позволяет в полной мере прочувствовать все прелести северной зимы. Обледенелые трассы, выровненные грейдером второстепенные дороги и узенькие дорожки местного значения, которые обозначаются лишь колеей изредка проезжающих автомобилей...
На этом этапе эксперты оценивали разгонную и тормозную динамику, управляемость, плавность хода, вибронагруженность и шумоизоляцию.
Бесспорным фаворитом зимних трасс стал ветеран Opel Zafira / Опель Зафира — только он набрал на дорожном этапе 10 баллов из 10 возможных! Несмотря на отвратительные дорожные условия, Zafira / Зафира покорила экспертов отменной курсовой устойчивостью, комфортной, но «собранной» подвеской и удобными в дальней поездке передними сиденьями. Единственный минус — немного невнятный в околонулевой зоне руль, что можно объяснить влиянием мягких зимних шин.
Citroen / Ситроен и Volkswagen / Фольксваген тоже вошли в группу лидеров. Так, Touran / Туран очень хорош на шоссе, хотя требует от водителя сосредоточенности и частых подруливаний. Поскольку старый 102-сильный двигатель объемом 1,6 литра для столь крупного автомобиля откровенно слабоват, специально под него подобран более «короткий» передаточный ряд трансмиссии. Но «короче» передачи — выше обороты двигателя и громче вой мотора… Впрочем, Citroen / Ситроен с более мощным мотором тоже не тихоня — и мотор шумит, и шины. Зато Xsara / Ксара хорошо сохраняет курсовую устойчивость.
Ford Focus C-MAX / Форд Фокус C-MАХ, который на летнем асфальте радовал нас «спортивной» управляемостью, на зимней дороге оказался не так хорош. В поведении машины появилась некоторая нервозность, на ледяных трассах со снежными переметами Ford / Форд начинает рыскать, и слишком острое рулевое управление здесь только мешает, заставляя водителя постоянно подруливать. Не расслабишься!
Renault Scenic / Рено Сценик вести по прямой гораздо проще, а по комфорту подвески французский автомобиль и вовсе оказался лучшим. Но в поворотах начинает мешать электроусилитель руля с искусственным, ненатуральным усилием, и «чувство автомобиля» мгновенно улетучивается.
В группе «хорошистов» — Hyundai / Хендай, Mazda / Мазда, Mitsubishi / Митсубиси и Nissan / Ниссан. Управляемость этих машин на зимней дороге далека от идеала, но у каждой модели есть свои положительные стороны. Например, Hyundai Matrix / Хендай Матрикс порадовал мягкой, но энергоемкой подвеской. И приятно удивил полным безразличием к «колейности» шоссе — этой весьма неприятной особенности не только российских, но и многих финских дорог.
Mazda Premacy / Мазда Примаси едет не хуже — даже при полной нагрузке. А вот Nissan / Ниссан уже не так хорош. Пока в машине только водитель, особых проблем нет. Но если в Tino / Тино посадить пятерых, да еще багаж прихватить, то «просевшая» подвеска становится слишком чувствительной и вызывает неприятную раскачку кузова даже на безобидных неровностях. У Mitsubishi / Митсубиси те же проблемы: на серьезных кочках подвеску пробивает до отбойников. Слабым утешением является то, что Space Star / Спэйс Стар не так остро реагирует на асфальтовые и снежные колеи.
Но есть два компактвэна, которые проявили на зимней дороге только отрицательные черты характера. Это Daewoo Tacuma / Дэу Такума и Honda Stream / Хонда Стрим.
Daewoo / Дэу из рук вон плохо держит прямую, вынуждая водителя постоянно корректировать курс. Причем делать это приходится «на ощупь» — рулевое управление неинформативно и полностью лишает водителя обратной связи, особенно в околонулевой зоне. Шумоизоляция — ни к черту. Слушать на протяжении тысячи верст гул мотора и грохот подвески — занятие не из приятных...
А Honda Stream / Хонда Стрим по недостаткам оказалась настолько похожей на Daewoo / Дэу, словно они созданы на одной платформе. «Пустой» руль, рыскание на прямой, шумность... Плюс — склонность к заносу после каждого мало-мальски энергичного маневра. А водительское сиденье в дальней поездке оказалось самым неудобным.
Уверенно и быстро
Даже самая длинная трасса когда-нибудь заканчивается. Вот и наша дорога в итоге уперлась в ворота заполярного полигона Test World, где мы проводили все виды специальных испытаний.
Сначала — «лосиная» переставка на плотно укатанном снегу. По размеченному конусами «коридору» нужно резко перестроиться на «встречную» полосу (влево), после чего вернуться в «свой» ряд. Скорость объезда фиксируется электроникой. Затем — «быстрая» снежная кольцевая трасса длиной 1,3 км, этакий раллийный мини-доп. Третий этап — ледяное кольцо длиной 1,4 км. Под занавес — подъем на холм по извилистой дороге с плотно укатанным снегом и движение по комбинированной трассе с подъемами, спусками и поворотами разной кривизны.
Важнейший критерий оценки на переставке — максимальная скорость выполнения маневра, а на других спецучастках в зачет шло минимальное время прохождения трассы. Но, согласитесь, семейные компактвэны — не ралли-кары, и максимальная скорость для них — вовсе не главное. Гораздо важнее активная безопасность. Легко ли справиться с машиной в сложной ситуации на скользкой трассе? Это и было отражено в субъективных оценках экспертов, которые делали основной акцент на прогнозируемость поведения автомобиля, на надежность, простоту и безопасность управления.
Именно поэтому лучшим на трассах был признан не самый быстрый Citroen / Ситроен, а Volkswagen Touran / Фольксваген Туран — самый устойчивый и самый простой в управлении. Во многом — благодаря системе стабилизации, которая входит в базовую комплектацию. Электроника строго пресекает скольжения и заметно снижает скорость, особенно на ледяной трассе. Но зато обеспечивает максимальную безопасность! А если есть опыт и желание, то ESP можно отключить — и Touran / Туран продемонстрирует легкую недостаточную поворачиваемость в быстрых поворотах и неопасный занос на переставке. Пожелать можно лишь чуть большей остроты рулевого управления.
Второе место поделили Citroen / Ситроен и Opel / Опель — по 9 баллов. Опелевский компактвэн вновь блеснул прекрасно сбалансированным шасси, в настройке которого не зря принимали участие инженеры Porsche / Порше. Мешает лишь неоправданно строгая антипробуксовочная система, которая жестко «душит» мотор даже при малейшей пробуксовке передних колес. А Citroen Xsara Picasso / Ситроен Ксара Пикассо порадовал отменной работой подвески (если бы она не погромыхивала на неровностях, было бы еще лучше) и хорошими откликами на управление рулем. Вот только сам руль неинформативный, поэтому водителю часто приходится управлять машиной «на ощупь». И на переставке Citroen / Ситроен уже не так хорош, как VW / Фольксваген и Opel / Опель: он активнее уходит в занос, который, впрочем, легко корректируется.
Далее идут «середняки». Фордовский C-MAX великолепно управляется и на льду, и на снежной трассе, а гармоничная настройка подвески и электроники АБС обеспечила наименьший тормозной путь. Но на переставке все-таки проявилась излишняя склонность к заносу, а при подъеме на холм Ford / Форд неприятно рыскал — как и на зимнем шоссе по дороге из Хельсинки. Корейский компактвэн Daewoo Tacuma / Дэу Такума, как и на дорогах общего пользования, подвели «пустой» руль и чрезмерно мягкая подвеска — она вызывает сильную раскачку кузова, а вибрации колес заставляют шины периодически терять контакт с дорогой.
Mazda / Мазда порадовала прецизионной работой противобуксовочной системы — лучшие времена прохождения ледовой трассы машина показала именно со включенной электроникой. Но без ее помощи Mazda / Мазда, увы, слишком склонна к скольжениям. Пожилой Mitsubishi Space Star / Митсубиси Спэйс Стар оказался типичным середнячком — при разгоне немного рыскает, на переставке то скользит передком, то «зависает» в заносе... Впрочем, ничего пугающего в поведении машины нет. А вот Nissan Tino / Ниссан Тино показал действительно строптивый характер — если водитель ошибся с выбором скорости, то на входе в поворот Tino / Тино сначала летит к обочине в сносе, а потом неожиданно резко срывается в занос. Для семейной машины, которая не оснащается системой стабилизации, это непростительные вольности. А при торможении в повороте Tino / Тино показал самый длинный тормозной путь.
Renault Scenic / Рено Сценик на полигоне вновь «отличился» неудачными настройками электроусилителя руля — во время маневров на снегу и на льду ненатуральность усилия на баранке еще сильнее дезинформирует водителя, нежели на трассе. В каком положении находятся передние колеса? Когда они теряют сцепление с покрытием? Получить «подсказку» в виде изменения усилия на руле невозможно. Можно было бы похвалить Renault / Рено за хорошую работу ESP (она надежно держит машину в «коридоре» поворота), но по сравнению с фольксвагеновской системой стабилизации французская работает жестче и громче. Электронику можно отключить, но при достижении 50 км/ч она автоматически активируется вновь.
Дуэт аутсайдеров — Honda / Хонда и Hyundai / Хендай. Обе эти машины страдают той же болезнью, что и Renault / Рено: у них безобразный усилитель руля. Почувствовать момент, когда передние колеса сорвутся в скольжение, невозможно в принципе. Справедливости ради надо сказать, что Honda / Хонда показала лучший результат при торможении на «миксте» (левые колеса — на снегу, правые — на асфальте), но на общий расклад сил это практически не повлияло. А Hyundai еще хуже, чем хондовский Stream / Стрим, — руль вращается без каких-либо признаков реактивного усилия, но при попытке быстрого вращения «вязнет», мешая быстро выполнить маневр. При этом Matrix / Матрикс иногда начинает непроизвольно рыскать или неожиданно срывается в занос (особенно это заметно на переставке). А о работе антипробуксовочной системы водитель узнает только по мигающей лампе на панели приборов — на деле «антипробуксовка» себя никак не обнаруживает.
Трогай!!!
В Америке для того, чтобы управлять автомобилем с механической коробкой, нужно получить специальные права. Европейцы (и мы вместе с ними) пока еще не достигли подобной степени разобщенности с «механикой», но для большинства начинающих водителей старт с места на скользком покрытии, да еще в горку, становится серьезным испытанием.
Очевидно, что хорошо сконструированный и настроенный автомобиль — с «моментным» мотором, с оптимально подобранным передаточным рядом коробки, с информативными и чуткими педалями сцепления и газа, — способен в таких ситуациях заметно облегчить жизнь водителю. А если в помощь «железу» придана современная противобуксовочная система, то задача упрощается вдвойне.
Насколько хороши в этом отношении наши компактвэны? Эксперты не только засекали время разгона с места до 60 км/ч на ровной поверхности, но вдобавок трогались с места на уклоне и выполняли зачетный подъем на холм по извилистой трассе. Причем все тесты проводились как с активированной, так и с отключенной антипробуксовочной системой (traction control входит в оснащение автомобилей Volkswagen / Фольксваген, Renault / Рено, Opel / Опель, Hyundai / Хендай и Mazda / Мазда, а Volkswagen / Фольксваген и Renault / Рено в придачу имеют и системы стабилизации). Во всех случаях под колесами машин был укатанный снег.
Лучше других «электронно подкованы» Renault / Рено и Volkswagen / Фольксваген — их антипробуксовочные системы настроены практически идеально. Можно не церемониться и смело бросать сцепление, попутно вдавливая педаль газа в пол, — об остальном позаботится электроника. Это очень кстати, поскольку оба автомобиля отличаются крайне неинформативными приводами акселератора — особенно Scenic / Сценик, который при подъеме на холм с отключенной антипробуксовочной системой виляет из стороны в сторону. Но как только скорость достигает 50 км/ч, система автоматически активируется вновь. Кроме того, отличным подспорьем при трогании в горку оказался стояночный тормоз с электроприводом, который отпускается автоматически при нажатии педали газа — можно трогаться, как на машине с «автоматом».
|
|
|