Скачать 209.43 Kb.
|
Министерство образования и науки РФГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Владимирский государственный университетимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»(ВлГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Владимир 2011 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие Рекомендации разработаны с учетом требований действующих руководящих документов по организации и безопасному проведению занятий по физической культуре и спорту и предназначено оказать помощь преподавателям, специалистам и должностным лицам в правильной организации проведения учебных занятий (спортивных соревнований), поддержании оборудования и инвентаря в технически исправном состоянии, в предупреждении несчастных случаев и травматизма на этих занятиях. 2. Зав. кафедрой, преподаватели и УВП, дирекция спорткомплекса и коменданты спорт-корпусов должны поддерживать помещения, оборудование и спортивный инвентарь в надлежащем состоянии. Постоянно следить за его исправностью и своевременно проводить необходимые проверки и испытания. Регулярно осуществлять контроль соблюдения работающими и обучающимися требований охраны труда (в объеме Методических указаний по контролю состояния охраны труда, утв. 17.06.2010.). 3. Результаты контроля оформляются в Журналах административно-общественного контроля. По выявленным нарушениям должны быть приняты эффективные меры по их устранению и недопущению в дальнейшем. 4. Методические рекомендации должны быть изучены со всеми преподавателями кафедры физического воспитания и работниками спорт. корпусов и должны использоваться при проведении повторных инструктажей сотрудников и при организации учебных занятий со студентами. 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников и руководителей спортивных комплексов. Однако, не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического и санитарно-гигиенического характера в области физической культуры приводило и приводит к травмированию обучающихся. На занятиях по физической культуре и спорту используется разнообразное спортивное оборудование и инвентарь, безопасность применения которых зависит от знаний руководителей занятий и обучающихся установленного порядка применения этого оборудования и инвентаря, правил и приемов страховки при занятиях на спортивных снарядах и со спортинвентарем. Для предотвращения случаев травматизма необходимо знать и выполнять следующие правила:
Основными причинами травматизма являются:
- нарушения требований инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований; - неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; - неорганизованные смена снарядов и переход с одного места занятий на другое; - проведение занятий при отсутствии преподавателя (тренера);
- малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты; - отсутствие зон безопасности на спортивных площадках; - жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов; - неровность футбольных и гандбольных полей; - отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты);
осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и обучающимися врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ. 1. Обязанности ответственных лиц за безопасное проведение занятий по физической культуре и спорту. Обязанности ответственных лиц за безопасное проведение занятий регламентированы «Положением об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса» (ст. 2.22. - 2.27.). 2. Номенклатура документов по охране труда. - План мероприятий по охране труда на год; - Программа инструктажа на рабочем месте; - Перечень инструкций по охране труда, применяемых на кафедре ФВ; - Полный комплект инструкций по охране труда, применяемых на кафедре ФВ; - Инструкции по охране труда в спортзалах (Уголок по охране труда); - Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте; - Контрольный лист инструктажа студентов; - Журнал административно-общественного контроля; - Перечень применяемого в спортзалах оборудования; - Регламент технического обслуживания спортивного оборудования; - Журнал учета технического обслуживания и ремонта спортивного оборудования; - Акты ввода в эксплуатацию нового спортивного оборудования; - Акты испытания действующего спортивного оборудования (приложение №3) в соответствии с основными размерами и методами испытаний гимнастических снарядов (приложение №1); - Журнал регистрации испытаний спортивного инвентаря и оборудования (приложение №2); - Методические рекомендации по безопасности проведения занятий по физической культуре и спорту; - Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса; - Распоряжение о назначении ответственных лиц за охрану труда; - Методические указания по контролю состояния охраны труда; - Медицинская аптечка с медикаментами; - Опись мед. аптечки (приложение № 4); - Учебное пособие по обучению по охране труда; - Протокол проверки знаний по охране труда; - Удостоверение о проверке знаний по охране труда; - Информационные бюллетени; - Методика оценки состояния охраны труда; - Наличие документов по пожарной безопасности; - Другие документы (приказы, распоряжения, предписания, служебные записки и т.д.) по охране труда текущих изданий. В спортивном зале (комплексе) должны быть: - Инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований; - Акт испытаний спортивного инвентаря и оборудования (приложение № 3); - Журнал инструктажа обучающихся по каждому виду спорта; - Носилки и укомплектованная, в соответствии с требованиями (приложение № 4), аптечка; - Телефон с номером и адресом ближайшего медицинского учреждения; - Средства пожаротушения (согласно установленным нормам). 3. Требования безопасности к спортивным сооружениям, оборудованию и спортивному инвентарю. 3.1.Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам). Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности (ПТЭЭП, ПУЭ) и пожарной безопасности (ППБ-01-03): - должно быть защитное ограждение окон и светильников от ударов мячом; - влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день, выколачивание матов на открытом воздухе - не реже одного раза в неделю; - спортивный зал перед началом и после каждого занятия, а также в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться; - количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7м2 на одного обучающегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается; - полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов и должны иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400 кг/м2; - при спортзалах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16-32 м2, в зависимости от площади спортзала; - раздевальные должны быть не менее 0,18 м2. площади на одного обучающегося, площадью 10,5 м2 каждая; душевые, площадью 9 м2 каждая; туалеты площадью 8 м2 каждая; комната для инструктора, площадью 9 м2; - шкафы в раздевалках устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем; - температура в раздевальных должна быть не менее +20 °С, в душевых +25 °С, кратность обмена воздуха в раздевальных - 1,5, в душевых - 5,0 м3/ч; - стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен; - стены спортивного зала на высоту не менее 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту; - приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены; - оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления; - потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча; - чердачные помещения должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устанавливать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования; - в качестве источников света для залов должны быть использованы люминесцентные светильники, применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается; - для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных концах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки; - должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступенях лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения; - чистка светильников должна производиться не менее 2 раз в месяц; - в помещении спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации обучающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане должно быть предусмотрено спасение находившихся в сооружении людей с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений; - в спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из которых должна выходить на улицу. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков; - запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала; - спортивный зал, в прилегающих к нему рекреациях, должен быть оснащен пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря и пожарными гидрантами в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, запрещается. 3.2. Требования к открытым спортивным площадкам: - открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10 м от учебных корпусов; - оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (СНиП 2.4.2.782-99 п. 2.4); - спортивная зона участка должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарники с неядовитыми, неколючими плодами; - спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров; - занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, проводить запрещается; - площадки для подвижных игр должны быть установленных размеров, ровными, очищенными от камней и других инородных предметов; - площадки нельзя ограждать канавами, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму; - беговые дорожки не должны иметь бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку; - прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхленным на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть чистым, грунт выровнен; - места, предназначенные для метаний, располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог и т. д.); - место проведения занятий по лыжной подготовке (профиль склонов, рельеф местности), дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся; - учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4 градусов. Размер площадки выбирается с таким расчетом, чтобы постоянная дистанция между двигающимися лыжниками была не более 10м; - учебный и тренировочный склоны должны иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ними камней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелостей и обнаженных участков земли; - катки с искусственным ледяным покрытием должны иметь толщину льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10 мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см; - катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную, без трещин и выбоин, поверхность. Все возникающие повреждения поверхности льда немедленно ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадки не менее 8 м на одного учащегося. 3.3. Требования к спортивному инвентарю и оборудованию: - все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Необходимые проверки и испытания проводятся ежегодно перед началом учебного года с оформлением Акта установленной формы (приложение № 3); - надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале (приложение № 2); - размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда; - гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены; - жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить; - гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо; - бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенцев на брусе, заметного искривления; - опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса. Ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении; - гимнастические маты не должны иметь порывов; - мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании; - канат для лазания должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех или четырехпрядного волокна диаметром 35-40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов; - шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления; - гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах креплений гайки и болты должны быть надежно завинчены; - гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин, заусениц и закругленные концы; - мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью обучающихся; - вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу обучающихся; - лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными обучающихся и подогнан индивидуально; - размер баскетбольного щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей; - баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту не менее 1,20 м и не более 1,40 м; - волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий, а их крепление не должно представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки на необходимом уровне; - волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину 9,5м. Высота, на которую натягивается сетка в центре площадки, составляет для мужчин 2,43 м, для женщин 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 80 см; - вес волейбольного мяча – 270-280 г., окружность – 65 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/см2. 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4.1. При разработке настоящих Рекомендаций использованы нормативные требования и рекомендации по безопасности занятий физкультурой и спортом, изложенные в Приказах Минобразования № 1255 от 28.04.2000г., № 2715/19 от 16.07.2002г., Приказе Минздрава РФ № 227 от 16.07.2002г., Приказах Госкомспорта РФ № 166 от 16.07.2002г., № 190/Л от 03.03.2004г., Правилах безопасности занятий по физической культуре и спорту от 02.11.2009г., ГОСТ Р 52024-2003г, СанПиН 2.1.2.568-96, СанПиН 2.4.2.1178-02. 4.2. В Рекомендациях приведен перечень основных характерных нарушений, допускаемых при проведении учебных занятий по физкультуре и спорту, которые должны быть старательно изучены и учитываться каждым руководителем занятий в целях их исключения и недопущения в дальнейшем. 4.3. Важным элементом в обеспечении безопасности занятий по физкультуре и спорту является использование в учебном процессе спортивного оборудования и инвентаря только после проведения их проверки и испытаний в соответствии с методиками, приведенными в приложениях к настоящим Рекомендациям. Начальник Отдела охраны труда А.М.Приходько Приложение №1 Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов БРУСЬЯРасстояние по длине между стойками – 2300 мм. Расстояние по ширине между стойками – 520 мм. Высота жердей от пола – 1300+2100 мм. Прочность установки равновысоких брусьев определяется грузом весом 135 кг, приложенным в середине жерди, установленной на высоте 1400 мм. Эластичность жердей должна соответствовать прогибу жерди не более 60±6 мм. ПЕРЕКЛАДИНАВысота стержня перекладины от пола – 1450–2550 мм. Длина стержня перекладины – 2400 мм. Диаметр стержня перекладины – 28 мм. Площадь для установки перекладины – 9000Ч4500 мм. Прочность установки проверяется следующим образом: к середине грифа на высоте 2500 мм прикладывается нагрузка, равная 220 кг, прогиб может составлять не более 100±10 мм. После снятия нагрузки гриф должен принять первоначальное положение. БРЕВНОВысота бревна по верхней кромке от пола – 750+1200 мм. Длина 5000 мм. Ширина опорной поверхности – 100 мм. Толщина бревна – 160 мм. Прочность установки проверяется следующим образом: к середине бревна, устанавливаемого на высоте 1200 мм, подвешивается груз в 135 кг. Прогиб бревна не должен превышать 8 мм. Приложение №2 ЖУРНАЛрегистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудованияПриложение №3 АКТИспытания гимнастических снарядов и оборудованияОт «____»____________»_______ г. Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________ Составили настоящий акт в том, что: 1. В спортивном зале №___, корпуса №_______ для проведения занятий имеются: перекладина ________ шт., бревно ________ шт., канат ________ шт., «шведская стенка» ________ шт., брусья___________шт. Все вышеперечисленные снаряды и оборудование подлежали испытанию: 1.1. Перекладина под нагрузкой 220 кг, приложенной к середине грифа на высоте 2500 мм (прогиб грифа – 70 мм), фактически ___________________ 1.2. Бревно под действием груза в 135 кг, установленного к середине бревна на высоте 1200 мм (прогиб бревен – 3 мм), фактически __________________ 1.3. Канат для лазанья путем приложения к нему груза, равного 300 кг. 1.4. Брусья под действием груза весом 135кг, приложенным в середине жерди, установленной на высоте 1400 мм. Эластичность жердей должна соответствовать прогибу жерди не более 60+6мм, Фактически________________________ 1.5. Каждая перекладина «шведской стенки», под нагрузкой 120 кг, приложенной под углом 60 градусов.
AD – требуемая нагрузка к перекладине шведской стенки. Направление действия силы по отношению к вертикали АС составляет угол С-А-D, равный 60о. Практическое испытание соответствия перекладин безопасности гимнастических упражнений допускается производить вертикальной нагрузкой, приложенной к середине перекладины по направлению вектора АС величиной: F1 240кг 2. Прогибы гимнастических снарядов соответствуют установленным Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту (в редакции от 02.11.2009г.) нормам; после снятия нагрузки повреждения и смещения каната в щеках не обнаружены. 3. Занятия на спортивных снарядах и оборудовании разрешаются. Председатель комиссии: _____________________ Члены комиссии:____________________________ ____________________________ ____________________________ Приложение №4 Рекомендуемый перечень препаратов, находящихся в медицинской аптечке. 1. Бинт или марля (стерильные). 2. Вата гигроскопическая (стерильная). 3. Настойка йода 3-5% (спиртовая). 4. Перманганат калия (раствор, с момента приготовления не более 3 дней). 5. Нашатырный спирт. 6. Валериановые капли. 7. Ножницы медицинские. 8. Булавки медицинские. 9. Жгут. |
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных... Настоящие Правила безопасности являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по... |
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах Настоящие Правила безопасности являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по... |
||
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных... Требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса и спортивному инвентарю |
Министр по физической культуре и спорту «гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре... |
||
К местам проведения учебного процесса и спортивному инвентарю Извлечения из Правил по безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе снипп-65, 73; снипп-м-3-68... |
Руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляется... Республики Башкортостан по физической культуре и спорту скалолазания Башкортостана |
||
Документы по охране труда Охрана труда в спортивном зале Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с разделом IV правил безопасности занятий по физической культуре и спорту, в... |
Руководство проведением фестиваля непосредственное руководство организацией... Целью проведения Фестиваля является пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту |
||
«утверждаю» Председатель комитета по молодёжной политике, физической... Председатель комитета по молодёжной политике, физической культуре и спорту Брянской области |
Методические рекомендации: 1 Методическая копилка по пдд; 2 Технология... План проведения занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
||
О проведении открытого Чемпионата Иркутска по пауэрлифтингу Начальник управления по физической культуре, спорту и молодежной политике комитета по социальной политике и культуре администрации... |
Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе гольфа Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций в качестве вариативной части... |
||
«согласовано» Председатель комитета по физической культуре и спорту Тверской области Правилами вида спорта «конный спорт», утвержденными Приказом Минспорттуризма России №818 от 27. 07. 2011 г., в редакции приказа Минспорта... |
Телефонный справочник Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области |
||
Методическая разработка внеаудиторного занятия по учебной дисциплине... Целью настоящей работы является поиски путей решения проблемы, повышения интереса студентов к физической культуре и спорту с использованием... |
Руководство проведением соревнований Общее руководство организацией... Общее руководство организацией соревнований осуществляют Управление по физической культуре и спорту Администрации г о. Мытищи |
Поиск |