Скачать 0.7 Mb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Томска Россия, 634009, г.Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел-факс: 51-27-86 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №2 _______О.О. Антошкина «____»__________2013г. ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (интегрированный курс) Составитель: Никуленко Наталия Михайловна учитель начальных классов первой квалификационной категории г. Томск 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Обоснование необходимости разработки программы. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Резкое возрастание в последние годы автомобилей в нашем городе и других населенных пунктах порождает множество проблем, среди которых на первом месте дорожно-транспортный травматизм Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации работы школы по разработке и внедрению программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)» За основу разработки данной программы взято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года № 864 об утверждении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», а также целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 - 2013 годах» 2. Актуальность программы Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как: - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; - неспособность адекватно оценивать обстановку; - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; - преобладание потребности в движении над осторожностью; - стремление подражать взрослым; - недостаток знаний об источниках опасности; - отсутствие способности отделять главное от второстепенного; - переоценка своих возможностей в реальной ситуации; - неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение. Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины. Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. 3. Цель программы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством систематической работы с педагогов с обучающимися, с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях. 4. Задачи программы: Обучающие: обучить обучающихся правилам дорожного движения, комплексу знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающие: сформировать практические умения и навыки безопасного поведения, представления о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательные: – формировать мотивацию ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формировать общие регуляторы социального поведения, позволяющие ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. 5. Отличительные особенности данной программы. Настоящая программа является интегрированной с содержанием курса ОБЖ и «Окружающий мир» с 1 по 4 классы (10 часов). С 5 по 11 класс (10 часов) и обучение правилам дорожного движения на классных часах с 1 по 11 классы (10 часов). В программе даны перечни практических работ, игр, которые можно заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Программа составлена на основе методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений «Правила дорожного движения» составители Кучмина Н.П., Приходько А.Н. Томск: ТОИПКРО, 2011г. Содержит методические рекомендации для проведения занятий по обучению Правилам дорожного движения, а также контрольно-проверочные вопросы и тесты по ПДД для 1-11 классов. 6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы: Программа предусмотрена для обучающихся средней общеобразовательной школы с 1 по 11 класс, в возрасте 7-17 лет. Наполняемость группы может варьироваться в зависимости от занятия: от группы 10-15 человек до целого класса - 25-27 человек. Предполагаемый состав групп – дети одного возраста, класса. Участвовать в занятиях данной программы могут все дети без каких-то ограничений. 7. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на полный курс средней общеобразовательной школы – 11 лет. Каждый класс в течение года проходит свой этап программы обучения правилам дорожного движения. Каждый год (этап) обучения рассчитан на 10 часов (1 раз в месяц в течение учебного года и итоговое занятие в конце каждого годичного курса) 8. Формы и режим занятий. Занятия по данной программе могут проводиться фронтально всем классом, по группам и индивидуально. Проводятся на отдельном уроке в школе 1 раз в месяц или на улице при проведении практических занятий. Формы работы: -профилактические мероприятия; -встречи с инспекторами ГИБДД; -практические занятия; -тестирование знаний ПДД и определения проблемных моментов; -разработка схем безопасного движения обучающихся из дома в школу и обратно; Внеурочные занятия по ПДД. Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется: • в школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.); • при встречах в школе с инспекторами ГИБДД для разъяснительной беседы необходимости соблюдения правил дорожного движения. • в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере); • средствами массовой информации: разъяснение Правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах. Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению Правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять. Для успешной реализации программы необходимо:
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям: • Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. •Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. •Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. •Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. •Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ. Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются: 1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль). 2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.). 3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности. С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Желательно, чтобы каждый учебный день оканчивался минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально. 9. Ожидаемые результаты и способы их проверки: - С каждым годом обучения дети должны совершенствоваться в знаниях и практических умениях ПДД и безопасном поведении на улицах и дорогах; - осознавать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности; - знать, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным; - быть ответственным и сознательным в поведении на улицах и дорогах, в необходимости дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. -должны знать, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей. Проверка знаний осуществляется контрольными вопросами или тестами по окончанию изучения каждого этапа (10 занятий). Оценивается по бальной системе в соответствии с количеством вопросов по данному курсу, теме. (Приложение) К концу 1 класса дети должны знать: Город, район, в котором живут. Опасности, которые несет транспорт человеку; Знаки и обозначения пешеходных переходов. Опасные места на улицах и дорогах; Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения. Пешеходный переход. Что такое перекресток Места и границы пешеходных переходов; транспортные светофоры. Как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»; травмы кожи, оказание первой медицинской помощи. Уметь правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора Различать дорожные знаки на маршрутах в школу и домой. |
II. Схемы организации дорожного движения Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Управления образования №386 от 25. 06. 2015 «Об организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных... |
||
План схемы. Приложение к паспорту: План работы по обеспечению безопасности дорожного движения Примерный план работы подразделения пропаганды гибдд с общеобразовательным учреждением по профилактике детского дорожно-транспортного... |
Примерный план работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции с... План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
||
Примерный план работы подразделения пропаганды гибдд с общеобразовательным... План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.... Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп... |
||
Нормативные документы по организации работы по предупреждению детского... Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Нормативные документы по организации работы по предупреждению детского... Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
||
План работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции с мбу до «дюц»... Инструкция для педагогов дополнительного образования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
Программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения... Дополнительная учебная программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения |
||
План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. № п/п Классные часы по правилам дорожного движения, безопасности на дорогах и в транспорте |
Памятка для детей по правилам дорожного движения. Инструкция ответственного... Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станции детского и юношеского туризма и... |
||
Методические рекомендации: 1 Методическая копилка по пдд; 2 Технология... План проведения занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
Инструкция педагога, ответственного за организацию в общеобразовательном... Район расположения оу, пути движения транспортных средств и детей (учеников, обучающихся) |
||
Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников Существует несколько несложных для запоминания и легко выполняемых правил, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье,... |
Программа по правилам дорожного движения в 1-9 классах Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности... |
Поиск |