Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции


Скачать 390.06 Kb.
Название Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3


Информация Торгового Представительства Российской Федерации

в Швеции за апрель-май 2009 года

  1. Основные политико-экономические события в Швеции

** Экономика Швеции начнет восстанавливаться с осени 2009 года, в то время, как ситуация на рынке труда ухудшится, хотя и не настолько, как это было в период кризиса начала 1990-х, сообщает 12 мая 2009 года газета «Дагенс Индустри» со ссылкой на последний прогноз, опубликованный «Нордеа», ведущим банком Северной Европы.

Экономисты банка, являясь сторонниками V-образной схемы развития конъюнктурного цикла, считают, что Швеция находится сегодня в нижней его точке. Это, тем не менее, не мешает им оценивать 2009 год как «потерянный год». По их данным, мировая экономика сократится в этом году на 1,4%, а шведская – на 3,8%. В Швеции падение во многом обусловлено резким сокращением экспорта – на четверть, как в течение 4 квартала 2008 года, так и в 1 квартале 2009 года.

Как отмечает банк, шведским компаниям удалось достаточно быстро снизить объемы производства и избежать накопления больших объемов нереализованной продукции, что позволит относительно быстро восстановить производство, как только спрос на внешних рынках стабилизируется.

В основе стабилизации, которая, по мнению банка, наступит уже в ближайший год как в США и в странах Азии, так и в странах еврозоны, лежат мощные усилия Центральных банков и правительств, направленные на то, чтобы финансовые рынки «сделали шаг в правильном направлении». В банке также отмечают, что прекратилось падение многочисленных индикаторов перспектив развития.

При этом экономисты банка признают, что как экспорт, так и экономика в целом начнут расти с уровня, значительно более низкого, чем год назад. Более того, ситуация на рынке труда, развитие которого смещено по отношению к конъюнктурному циклу, будет усугубляться. Именно поэтому «шведскую экономику ожидают еще пара сложных лет» – слабый рынок труда означает слабый рост потребления.

Несмотря на эти проблемы, банк прогнозирует, что шведская экономика вырастет в следующем году на 1,8%, что не на много меньше, чем в обычные годы.

В банке также считают, что полоса снижений шведским Риксбанком ставки рефинансирования завершена, частично потому, что дальнейшее снижение действующего уровня (0,5%) будет мало эффективным, частично потому, что банк не верит в сколько-нибудь продолжительную дефляцию.

Что касается государственных финансов, то нагрузка на них существенно вырастет. По оценкам банка, общественные накопления упадут до минус 2,5% в текущем году и до минус 4,1% - в следующем. Государственный долг вырастет с 38% от уровня ВНП по итогам 2008 года до 45,5% - в 2010 году.

Прогноз развития шведской экономики, сделанный банком «Нордеа»:





2009

2010

Рост ВНП, %

- 3,8

1,8

Темпы инфляции, %

- 0,5

1,1

Безработица, %

8,6

10,4


** По данным Всемирного экономического форума за 2008-2009 гг. Швеция является второй после Дании страной мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, сообщает газета «Дагенс Нюхетер» 31 марта 2009 года.

Благодаря мерам шведского правительства по развитию данных технологий, отставание от Дании по сравнению с прошлым годом уменьшилось до минимума. При составлении данного списка учитывается много показателей, и по некоторым из них, например, по использованию информационно-коммуникационных технологий в бизнесе, Швеция даже опережает своего скандинавского соседа.
** Объем внешней торговли Швеции товарами продолжает сокращаться сообщает 28 апреля 2009 года газета «Свенска Дагбладет» со ссылкой на Центральное статистическое бюро (ЦСБ) Швеции. В марте 2009 года экспорт уменьшился на 10%, импорт – на 9% по сравнению с мартом 2008 года. Положительное сальдо внешней торговли в марте 2009 года составило 8,1 млрд. шв. крон, в марте 2008 года – 9,3 млрд. шв. крон.

За первый квартал 2009 года объем экспорта уменьшился в стоимостном выражении на 19%, а импорт – на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Положительное сальдо в первом квартале 2009 года составило 24,7 млрд. шв. крон, за соответствующий период 2008 года – 34,8 млрд. шв. крон.
** Пакет антикризисных мер, направленный на поддержку шведской автомобильной промышленности стоимостью 28 млрд. шв. крон, который представлялся шведским правительством «с шумом и грохотом» потерпел полное фиаско. Ни одного эре не было предоставлено в качестве кредитов и никаких государственных гарантий по займам не выдано, сообщает газета «Свенска Дагбладет» от 12 мая 2009 года.

Требование о возврате кредитов в течение шести месяцев и полной надежности их получателя привели к тому, что ни одного эре из 5 млрд. шв. крон, которые правительство планировало выплатить субпоставщикам автомобильной промышленности, пострадавшим от кризиса, выплачено не было.

В пакет антикризисных мер входило также предоставление государственных гарантий на 20 млрд. шв. крон, которые должны были быть даны предприятиям, желающим получить займы от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Однако, 14 мая 2009 года появилось сообщение о том, что переговоры между компанией «Вольво Легковые автомобили» (Volvo PV) и шведским правительством о государственных гарантиях прекращены. Это означает, что «Вольво Легковые автомобили» может не получить желаемый кредит в размере 200 млн. евро от ЕИБ.

И, наконец, 3 млрд. шв. крон было выделено компании «Фуриер Трансформ» (Fourier Transform), которая должна была поддерживать исследовательскую работу в области автопрома. Данное предприятие было создано, однако никаких денег ему также не выделено.
** По сообщению газеты «Дагенс Индустри» от 14 мая 2009 года, социал-демократическая партия Швеции хочет, чтобы министр предпринимательства М.Улофссон (M.Olofsson) выступила перед экономическим комитетом парламента и объяснила, почему средства предусмотренные пакетом антикризисных мер не выплачиваются предприятиям автомобильной промышленности.

Партия хочет, чтобы предприятия, пострадавшие от кризиса, фактически получили часть тех 28 млрд. шв. крон, которые были обозначены ранее правительством. Кроме этого, социал-демократы требуют усиления инвестиций в образовательные и исследовательские программы, а также введение комбинированной премии в размере 25 000 шв. крон за сдачу автомобиля в металлолом и покупку нового экологически чистого автомобиля.
** Шведская автомобильная промышленность не является перспективной отраслью. Конкурентоспособность шведского автопрома на мировом рынке низкая, и такое положение существовало еще до начала финансового кризиса. Такие выводы приводятся в двух свежих исследовательских отчетах Шведского управления экономического и регионального роста и Шведского института политики роста, сообщает 13 мая 2009 года газета «Свенска Дагбладет».

В отчетах отмечается большое значение автомобильной промышленности для Швеции, в частности приводятся данные о том, что на ее долю приходится 12% от добавленной стоимости создаваемой промышленностью Швеции и 14% шведского экспорта товаров. В отрасли занято 190 000 человек, учитывая предприятия-субпоставщики. В сравнении с европейскими странами, только Германия и Словакия имеют большую занятость в автомобильной промышленности.

Сокращение производства в автомобильной промышленности Швеции приводит к большому влиянию на занятость в других областях. Так, увольнение 1 000 человек в автопроме влечет увольнение еще 1 600 человек в других областях деятельности. В первую очередь под влиянием находятся предприятия сферы услуг, оптовой и розничной торговли и транспортные компании.

В одном из подготовленных отчетов анализируется конкурентоспособность автомобильной промышленности 29 стран мира. Отмечается, что шведская конкурентоспособность была слабой уже на протяжении 1995-2005 гг. Кроме этого, указывается, что эффективность производства в автомобильной промышленности Швеции составляет только 35 процентов от данного показателя в США, Японии и Италии.
Конкурентоспособность автомобильной промышленности

стран мира, 2005 год*


Япония

1,48

США

1,36

Италия

1,34

Испания

0.80

Германия

0,75

Франция

0,63

Южная Корея

0,59

Швеция

0,49


* Оценка 1,0 означает, что конкурентоспособность страны равна среднему показателю среди стран, производящих продукцию в данной отрасли.
** Компания «Вольво Легковые автомобили» (Volvo PV) начала переговоры с правительством Бельгии о предоставлении государственных гарантий для получения займа от Европейского инвестиционного банка в размере 5 млрд. шв. крон, так как шведское правительство сделать это отказалось, сообщила газета «Дагенс Индустри» от 14 мая 2009 года.

По словам генерального директора компании С.Уделля (S.Odell), очевидно, что получение гарантий со стороны Бельгии повлияет на решения о размещении производств и дальнейшее развитие компании. С.Уделль глубоко разочарован тем, что шведское правительство отложило решение о предоставлении гарантий на неопределенное время, а также тем, что к настоящему времени не выплачено ни одной кроны из 28 млрд. шв. крон, предусмотренных правительственным пакетом антикризисных мер в области автомобильной промышленности.
** Компании «Вольво» и «Скания» увеличивают уровень знаний своего персонала вместо того, чтобы проводить увольнения, сообщила газета «Дагенс Индустри» от 2 апреля 2009 года.

Так, предприятие «Вольво СЕ» в Браэс (Braäs, юг Швеции) вместо того, чтобы избавиться от большого числа занятых, предлагает персоналу сесть на школьную скамью на половину рабочего времени с сохранением зарплаты.

Совместно с региональными властями для работников «Вольво» разработана образовательная программа по английскому языку и информационным технологиям. Глава местного подразделения «Вольво» Н.Ниллрот (N.Nillroth) надеется компенсировать часть расходов на заработные платы за счет получения пособия ЕС, как это делают другие предприятия автопрома.

В частности, «Скания» получила 124 млн. шв. крон на образование персонала на своих предприятиях в Сёдертелье, Оскарсхамне и Лулео. В конце марта 2009 года 27 проектов в Западной Швеции получили около 100 млн. шв. крон в качестве поддержки Евросоюза, направленной на развитие компетентности занятых в автомобильной, бумажной промышленности и на предприятиях-субпоставщиках этих отраслей. Кроме этого, предприятие «Вольво лековые автомобили» (Volvo PV) в Улофстрёме (Olofström) также получит 34 млн. шв. крон на образовательные цели.
** Собрание акционеров компании «АБ Вольво» (AB Volvo) приняло решение о выплате дивидендов по акциям в размере 4 млрд. шв. крон, сообщила газета «Дагенс Индустри» от 2 апреля 2009 года.

Несмотря на то, что долги «АБ Вольво» превышают определенный концерном уровень в 40% от собственного капитала, генеральный директор L.Johansson (Л.Юханссон) утверждает, что финансовое положение концерна хорошее. В связи с тем, что финансирование требуемых концерну 15 млрд. шв. крон налажено, никакой необходимости в рефинансировании кредитов в 2009 году у «Вольво» нет.

По словам председателя правления концерна Ф.Йонссона (F.Johnsson), прибыль «Вольво» в прошлом 2008 году была на уровне одного из четырех лучших показателей за всю историю компании. Кроме того, «Вольво» инвестировало 25 млрд. шв. крон в производственную деятельность и НИОКР.
** По сообщению электронного издания Alltommotor.se от 6 апреля 2009 года, генеральный директор «СААБ» Я.Йонссон (Janke Jonsson) заявляет, что в настоящий момент есть около двух десятков заинтересованных в приобретении обремененной долгами автомобильной компании. Некоторые из них шведские предприятия, но большинство иностранные. Я.Йонссон не хочет называть их, но надеется, что продажа «СААБ» состоится уже в июне 2009 года.

Если «СААБу» посчастливится с выполнением плана реконструкции, то в 2011 году оборот компании будет характеризоваться положительным сальдо. Это при учете того, что новые модели будут успешны. Объемы производства в 2013 году будут выше 150 000 автомобилей в год, но уже при выпуске 130 000 машин в год компания сможет стать прибыльной. Реконструкция «СААБ» продолжается в настоящее время и должна быть закончена до 20 мая с.г.
** В первом квартале 2009 года шведское производство стали уменьшилось на 52%, сообщает газета «Свенска Дагбладет» от 22 апреля 2009 года.

Отмечается, что производство в Швеции упало больше чем в большинстве других стран ЕС. В целом в европейских странах производство стали снизилось на 44% в первом квартале 2009 года. Наихудший показатель имеет Бельгия – снижение 72%, кроме этого в Японии сокращение составило 43%, в США – 52,5%. Только Китай увеличил объемы производства на 1,4% до 127 млн. тонн, что соответствует примерно 48% мирового производства стали за первые три месяца 2009 года.
** Концерн «ЛКАБ» (LKAB) осенью 2008 года принял решение о строительстве нового транспортного уровня на глубине 1 365 метров на шахте Kirunavaara. Стоимость строительства – 12,5 млрд. шв. крон. На настоящий момент это крупнейший инвестиционный проект в Швеции, реализуемый отдельной компанией. Кроме этого, данное строительство станет причиной того, что некоторые центральные районы г.Кируна будут вынуждены переехать, пишет газета «Дагенс Индустри» от 31 марта 2009 года.

Предполагается, что расходы на переустройство города составят к 2030 году столько же, сколько будет стоить компании «ЛКАБ» строительство транспортного уровня. При этом денежные средства необходимые для строительства будут учитываться, как часть расходов на добычу руды. Около 10% из 18 000 жителей центра Кируны должны будут переехать в связи с перестройкой города. Первые переезды будут осуществлены в 2012 году, а в 2023 году последует еще ряд переносов жилых строений, в том числе городской ратуши. Полное переустройство города займет, по меньшей мере, столетие.

Одним из главных вопросов, которые будут обсуждаться в связи с перестройкой города, является компенсация расходов. Согласно закону о горнорудной деятельности, шахтные компании обязаны возмещать ущерб, вызванный их деятельностью. Однако руководства «ЛКАБ» считает, что компания произведет перемещение объектов до того, как им будет причинен ущерб, а этот случай в законах не прописан.
** Крупнейшая шведско-финская лесоперерабатывающая компания «Стура Энсо» сообщает о крупных убытках в первом квартале 2009 года и о плане введения жесткого режима экономии, сообщает газета «Свенска Дагбладет» от 24 апреля 2009 года со ссылкой на квартальный отчет фирмы.

Сокращение расходов является вынужденной мерой, вызванной убытками компании в первом квартале текущего года в размере 48,1 млн. евро до выплаты налогов. За аналогичный период предыдущего, 2008 года, прибыль «Стура Энсо» до выплаты налогов равнялась 83,1 млн. евро.

Режим экономии коснется, прежде всего, административных расходов и принесет компании 250 млн. евро в год. Будут произведены сокращения штатов руководителей высшего и среднего звена, а также количества различных административных служб.

Большая часть сокращений расходов компании будет произведена в конце 2009 года, а оставшаяся – в конце 2010 года. Всего будет уволено 2000 человек. Компания обещает, что уволенных в процентном отношении в Швеции будет не больше, чем в других странах.
** По сообщению 22 апреля 2009 года новостного экономического сайта E24.se, Пер Линделл, исполнительный директор компании «Е.ОН Чернкрафт АБ» и глава правления компании OKG, в интервью газете «Оскарсхамнс-Тиднинген» подтвердил, что существует план по замене самого старого атомного реактора О1 в Симпеварпе, коммуна Оскарсхамн, на новый, в четыре раза большей мощности.

Вопрос о подаче заявки на строительство нового реактора может стать актуальным после выборов 2010 года. «Это крупный проект, и заявка должна быть очень подробной. Мы должны учитывать, что ее рассмотрение займет продолжительное время. Поэтому заявка вместе с описанием проекта и последствий его реализации для окружающей среды должна быть готова к 2015 году, если мы хотим приступить к строительству до того, как старый реактор будет остановлен», – говорит П.Линделл.

Компания OKG находится в совместной собственности компаний «Е.ОН» и «Фортум». OKG эксплуатирует АЭС в Симпеварпе, где на сегодняшний день находятся три реактора. Реактор О1 был введён в эксплуатацию в 1972, и расчётное время его эксплуатации заканчивается примерно в 2025 году.
** Власти северной шведской области Норботтен одобрили планы компании «Маркбюгнад Винд АБ» по возведению крупнейшего в Европе парка ветряных электростанций, число которых превысит 1000 установок общей производительностью 12 ТВт*часов, сообщает газета «Дагенс Нюхетер» от 7 апреля 2009 года. В 2008 году подобными электростанциями было произведено в Швеции 2 ТВт*часа.

Комиссия по вопросам защиты окружающей среды администрации области Норботтен в своем обращении в правительство Швеции поддерживает заявку компании «Маркбюгнад Винд АБ» по строительству 1101 ветряной электростанции, высотой до 200 м, на территории шириной 10 км и длиной 50 км к западу от города Питео.
** Несмотря на доходящую почти до 25% безработицу, представители профсоюза работников лесной и деревообрабатывающей промышленности Швеции, с одной стороны, и работодатели из Союза предприятий лесной промышленности Швеции, с другой стороны, не смогли достичь антикризисного соглашения о снижении заработной платы, которое могло бы спасти рабочие места, сообщает газета «Дагенс Нюхетер» от 18 апреля 2009 года.

Секретарь профсоюза П-О.Шёё, ответственный за ведение переговоров, заявил о том, что стороны пытались найти взаимоприемлемое решение, но не смогли этого сделать. Исполнительный же директор Союза М.С.Арвидсон предупреждает о грядущих увольнениях. По ее словам, с начала нового, 2009 года в лесопильной отрасли уже 480 рабочих получили уведомления об увольнении, и ожидаются новые сокращения.
** Пенсионеры в Швеции застыли в ожидании результатов исследования Шведского управления пенсионного страхования по выработке конкретных предложений по предотвращению уменьшения пенсий в 2010 году. Газета «Дагенс Нюхетер» в статье от 12 апреля 2009 г. приводит новые данные о функционировании шведской пенсионной системы.

В первую очередь следует отметить, что в Швеции предусмотрена выплата так называемых гарантированных пенсий, которые остаются неизменными (суммы до 7780 шв. крон в месяц), смешанной пенсии, которая состоит из гарантированной и доходной частей (суммы до 11000 шв. крон) и доходной пенсии (суммы выше 12000 шв. крон). Прогнозируемое снижение затронет только смешанную и доходную пенсии.

Важным фактором, влияющим на изменение выплат в Швеции, является баланс пенсионной системы, который вычисляется как отношение доходов системы к ее расходам. В свою очередь доходы складываются из рыночной стоимости буферных фондов (АП-фондов) и пенсионных налогов, выплачиваемых работающими гражданами. Расходную часть, естественно, составляют выплаты пенсионерам, которые по-прежнему работают, и неработающим пенсионерам. Если баланс системы больше единицы, то пенсии, как правило, не изменяются. А если же меньше единицы, то включается механизм «тормоза», который приводит к уменьшению пенсий.

Помимо этого существует еще два фактора, которые также учитываются при расчете пенсий. Это индекс доходов и норма прироста.

Индекс доходов рассчитывается на основе среднего значения роста доходов граждан за последние три года, а также на основе показателя роста цен за прошедший год.

Норма прироста в Швеции составляет 1,6 % и предусматривает вычет из пенсии соответствующей суммы, которая обеспечивает прирост шведской экономики в будущей. Данный показатель учитывает то, что в действительности все получают большую сумму денег, чем они могли получить в тот момент, когда пенсия рассчитывалась впервые. Основная цель такого вычета направлена на то, что бы пенсионер в течение всего пенсионного возраста обладал одинаковой покупательной способностью. Без данной нормы складывается ситуация, что чем старше человек, тем дороже он обходится государству.

Если принять во внимание абсолютные цифры, и рассмотреть функционирование системы на примере пенсии в 12 тыс. шв. крон в месяц, то получаются следующие цифры.

Доходы пенсионной системы в 2009 г. составляют 7014 млрд. шв. крон, из них: налоговые сборы с работающих граждан – 6616 млрд. шв. крон; АП-фонды – 898 млрд. шв. крон. Расходы – 6996 млрд. шв. крон. Таким образом, баланс пенсионной системы составляет 1,0026. Индекс доходов в 2009 г. составляет 6,1 %. В итоге картина на 2009 г. следующая:


2009 год:







Баланс системы

1,0026

Не оказывает влияния

Индекс доходов

6,1 %

+ 732 шв. крон

Норма прироста

1,6 %

- 192 шв. крон

Изменение




+ 540 шв. крон в месяц


Для 2010 года цифры следующие. Доходы пенсионной системы – 7184 млрд. шв. крон, из них: налоговые сборы – 6477 млрд. шв. крон; АП-фонды – 707 млрд. шв. крон. Расходы – 7428 млрд. шв. крон. Таким образом, баланс системы составляет 0,9672, то есть меньше единицы. Индекс доходов – 1,4%.

Одной из причин нарушения баланса системы является потеря буферными фондами в 2008 году в результате финансового кризиса значительной части своей стоимости (191 млрд. шв. крон).


2010 год:







Баланс системы

(1-0,9672)=0,0328=-3,3%

-396 шв. крон

Индекс доходов

1,4 %

+ 168 шв. крон

Норма прироста

1,6 %

- 192 шв. крон

Изменение




- 420 шв. крон в месяц


Получается, что в 2010 году пенсия в 12 тыс. шв. крон должна будет уменьшиться на 420 крон, впрочем, если Шведское управление пенсионного страхования не предложит действенного механизма по выравниванию баланса пенсионной системы, опубликование которого ожидается в конце апреля. Ранее правительство Швеции уже заявило, что оно не намерено увеличивать пенсионные отчисления с заработной платы работающего населения (сейчас 16%).
** С 15 марта 2009 года на территории Швеции вступил в силу закон о противодействии незаконному обороту денежных средств.

Данный закон базируется на третьей директиве Европейского союза, действующей на территории стран ЕС с начала 1990-х годов. Однако, после событий в США 11 сентября 2001 года в эту директиву были внесены некоторые изменения, в первую очередь направленные на выявление и пресечение каналов финансирования террористических организаций.

Введение данного закона в Швеции означает более тщательный контроль за деятельностью различных финансовых организаций и частных лиц. В частности, под юрисдикцию новой редакции закона попадают шведские банки, которые должны будут осуществлять контроль за финансовыми потоками своих клиентов. Банковские служащие должны будут четко идентифицировать субъекта совершающего те или иные финансовые операции, и контролировать происхождение его денежных средств. Предприятия должны будут предоставлять полную информацию о своей деятельности, отчитываться за оборот денежных средств, а также сообщать данные о владельцах, контролирующих более 25 % капитала предприятия. В случае, если банки будут пренебрегать выполнением подобного контроля, то Финансовая инспекция (орган, координирующий деятельность в рамках закона) будет вынуждена ввести штрафные санкции по отношению к нему.

Помимо банков под юрисдикцию закона попадают и другие субъекты, а именно: регистрирующие и аудиторские компании; компании, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету и аудиту; юридические и посреднические компании; предприятия по торговле товарами за наличные средства, в которых суммы сделок превышают 15 тыс. евро.

По оценкам специалистов, у данного закона есть еще один положительный эффект. Все клиенты, зарегистрированные за пределами Швеции, должны отчитываться о политической ангажированности в стране пребывания. Данный шаг направлен на пресечение коррупции. Иностранцам, проживающим в Швеции, такие вопросы задаваться не будут.

По мнению некоторых экспертов, не смотря на то, что закон действует в Швеции, Финансовая инспекция до сих пор не представила действенного механизма его исполнения. В связи с этим, подавляющее большинство организаций и компаний не успели приспособиться к новому закону и поэтому не выполняют его положений в полной мере, а это уже является нарушением.

Отсутствие действенного механизма для осуществления контроля над своими клиентами может дорого обойтись нарушителям. Так, в сентябре 2008 года Финансовая инспекция оштрафовала банк «Форекс» на 50 млн. шв. крон именно за нарушение действовавшего тогда закона о противодействии незаконному обороту денежных средств.

Специалистами Финансовой инспекции подготовлены предписания для подотчетных субъектов по исполнению положений закона, но в настоящее время этот документ находится на рассмотрении профильной парламентской комиссии. Ожидается, что окончательное утверждение данных предписаний должно быть завершено в мае, а вот до этого момента всем действующим лицам, попадающим под юрисдикцию закона, придется самостоятельно вырабатывать повседневные операции по осуществлению контроля за своими клиентами.

Один из директоров компаний дает рекомендации, способные, на его взгляд, облегчить приспосабливаемость организации к новому закону:

  • начинайте собирать информацию о своих клиентах и всех их операциях с деньгами;

  • постройте у себя систему оценки рисков для осуществления анализа клиентов, их операций с деньгами и состояния их счетов. Данные операции можно делать вручную, но если количество клиентов и транзакций большое, то лучше использовать существующие автоматизированные системы;

  • проведите оценку и, при необходимости, осуществите изменения служебных инструкций, регламентирующих повседневную деятельность сотрудников.


** Правительство Швеции одобрило директиву о проведении исследования эффективности действующего законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, сообщило пресс-служба министерства юстиции 19 марта 2009 года.

Основной целью исследования является оценка существующих в Швеции антикоррупционных законодательных актов и выработка рекомендаций по их улучшению. Возглавит эту работу бывший член верховного суда Швеции Бу Свенссон (Bo Svensson).

В последние годы в Швеции возникало очень много критики по отношению к антикоррупционным законам, в части касающейся формулировок некоторых положений, которые зачастую являются не четкими, и технически сложных процедур привлечения к ответственности.

Одной из важнейших задач, которые должны быть разрешены в ходе исследования, является разработка классификатора влияния на принимаемые в экономике решения. Классификатор должен четко определить понятие взятки и отделить его от приемлемой выгоды, а также сформулировать кодекс поведения государственных служащих при принятии различного рода решений.
** Лидер фракции социал-демократической рабочей партии Швеции в парламенте Свен-Эрик Ёстерберг (Sven-Erik Österberg) предлагает выступить против повышения заработной платы представителям высших политических кругов страны, запланированного на осень 2009 года.

В планах шведского политического руководства значится 20% повышение заработной платы членам парламента Швеции с осени 2009 года и приведение ее в соответствие с зарплатой чиновников Европарламента. По мнению С.-Э.Ёстерберга, данное повышение противоречит решениям правительства, принимаемым в условиях кризиса. Он считает, что в настоящее время, когда система премиальных выплат предпринимателям осуждается на всех уровнях в обществе, правительством принимаются решения о снижении пенсионных выплат, профсоюзные объединения согласны поддержать снижение заработной платы своим членам, политическим деятелям целесообразно заморозить свои собственные заработные платы, а никак не повышать их.

Летом состояться выборы в Европарламент и те представители шведской политической элиты, которые будут избраны, будут получать зарплату, соответствующую 86 тыс. шв. крон, в то время как представитель национального парламента Швеции получает всего 54,5 тыс. шв. крон. Заработная плата министра в Швеции составляет 105 тыс. шв. крон, а премьер-министр получает 131 тыс. шв. крон в месяц.

Вице-премьер и министр предпринимательства и энергетики Швеции Мод Улофссон в свою очередь поддерживает повышение заработных плат, в то время как премьер-министр Фредрик Рейнфельдт более осторожен в своих высказываниях. По его мнению, данный вопрос находится в ведение Совета по гонорарам (arvodesnämnden), и именно его представители должны определять целесообразность повышения.

Секретарь Совета по гонорарам парламента Швеции Свен Юханниссон (Sven Johannisson) утверждает, что в настоящее время нет конкретного решения о повышении зарплат. Если подобное решение и будет приниматься, то произойдет это не раньше осени, поэтому сейчас поднимать этот вопрос преждевременно, заявляет он.
** Газета «Дагенс Нюхетер» в статье от 24 марта 2009 г. приводит обращение членов правительства Швеции, в котором говориться о прекращении дополнительных выплат и поощрений всем руководителям государственных предприятий. Обращение подписали: вице-премьер, министр предпринимательства и энергетики Швеции Мод Улофссон; министр финансов Швеции Андерс Борг; министр по делам местного самоуправления и финансовых рынков Швеции Матс Уделль.

Решение о запрещении дополнительных выплат и поощрений руководителям госпредприятий было принято после саммита ЕС, на котором данному вопросу было уделено значительное внимание.

Ранее правительство Швеции обязало руководство всех 53 государственных предприятий предоставить информацию о системе заработной платы для высших управленцев и конкретных выплатах, которые были сделаны в виде поощрений и бонусов. По результатам отчетов предприятий было установлено, что только 12 предприятий имеют, так называемую, подвижную систему выплат, при этом максимальные поощрения могут достигают 4-х месячных зарплат. Как правило, на практике используется система выплат, когда поощрения составляют всего 2 месячные зарплаты.

Правительство считает, что в условиях экономического кризиса необходимо прибегнуть к экономии средств и ликвидации системы бонусов. Поэтому правления государственных предприятий должны пересмотреть систему договоров с генеральными директорами своих компаний и предложить им новую систему оплаты труда с четко установленными заработными платами.

В планах правительства Швеции продвижение данной системы оплаты труда для высших управляющих лиц также и в частном секторе.
** В Швеции стремительно растет число обанкротившихся предприятий. Количество предприятий, обанкротившихся в марте 2009 года, увеличилось на 85% в сравнении с мартом 2008 года. Хуже всего дело обстоит с малыми и средними торговыми предприятиями в крупных городах. Прежде всего, страдают малые и, часто только что начавшие свою деятельность, предприятия розничной торговли, а также торговые оптовики с количеством персонала от одного до 10 человек.

Всего в первом квартале 2009 года в Швеции обанкротилось 1909 предприятий, из них 735 в марте. Помимо торговли, сильнее всего пострадали транспортный сектор и металлургические предприятия страны.
** По сообщению газеты «Дагенс Нюхетер» от 8 апреля 2009 года, малые и средние предприятия в Швеции получат налоговые льготы.

Чтобы облегчить таким предприятиям получение денег от инвесторов, предлагается сокращение налогов на инвестиции на 20%. Данная мера предложена в рекомендации правительству Швеции в документе, носящем название «Налоговые льготы при приобретении акций и выплате дивидендов по ним», разработанном специальной комиссией, назначенной правительством страны.

Данное предложение предусматривает налоговые льготы для тех, кто покупает акции малых и средних шведских акционерных компаний, которые не котируются на бирже.

Акции могут быть куплены либо при создании компании, либо в случае новой эмиссии. Акции могут приобретаться и у юридических лиц. Снижение налогов на 20% не должно, однако, превышать 100 000 шв. крон на одного человека в год.


  1. Новости внешнеэкономической деятельности


** После длительного периода дискуссий и разногласий премьер-министры и министры энергетики Эстонии, Латвии и Литвы договорились 27 апреля 2009 года в Вильнюсе о том, что электрический кабель «Сведлинк» будет проложен по дну Балтийского моря между Швецией и Литвой, сообщило Шведское телевидение (SVT) на своем сайте svt.se 27 апреля 2009 года.

Шведским участником данного проекта является государственная сетевая компания «Свенска Крафтнет». Генеральный директор «Свенска Крафтнет» М.Уденберг, принявший участие в данной встрече, заявил, что завершение проекта «Сведлинк» намечается на 2016 год.

Кабель «Сведлинк», общая стоимость проекта которого составит 580 млн. евро, получит финансовую поддержку со стороны ЕС в размере 175 млн. евро и соединит энергосистемы трех стран Балтии с энергосистемой скандинавских стран.

По сообщениям шведских СМИ, высоковольтный кабель постоянного тока мощностью 700 – 1000 МВт будет выходить из Литвы в районе Клайпеды. Где конкретно кабель будет врезан в энергосеть Швеции, еще точно не известно. В прессе в качестве альтернативных называются города Карлсхамн, Кристианопель, Сандвик (по всей видимости, на о. Оланд) и Вэстервик. Для решения данного вопроса, по словам М.Уденберга, потребуется еще месяца два работы.

Работы по исследованию дна Балтийского моря и определению наиболее приемлемого маршрута прокладки кабеля начнутся в августе и закончатся в ноябре 2009 года.

Во время встречи в Вильнюсе страны Балтии договорились также о создании общего рынка электроэнергии, что было условием участия «Свенска Крафтнет» в проекте.
** Газопровод «Сканлед» между Норвегией и западным побережьем Швеции построен не будет, сообщает газета «Свенска Дагбладет» от 30 апреля 2009 года. Те компании, которые были заинтересованы в сооружении «Сканледа», посчитали, что коммерческий риск проекта слишком высок. Финансовый кризис также добавил неуверенности в успехе этого проекта.

«Можно вернуться к проекту позже, если коммерческие условия будут развиваться более позитивно», – говорит Тор Отто Лоне, директор компании «Гасско» (Gassco), отвечающей за функционирование сети природного газа Норвегии.
** В 2008 году 23 крупнейших государства-донора выделили в качестве помощи развивающимся государствам 994 млрд. шв. крон (ок. 151 млрд. долл. США). Это максимальная цифра, которая когда-либо фиксировалась, пишет газета «Дагенс Нюхетер» 31 марта 2009 года.

Возглавляют список США, выделившие 215 млрд. шв. крон. Затем следует Германия с 115 млрд. шв. крон (примерно такую же сумму выделила Еврокомиссия), Великобритания, Франция и Япония.

Что касается относительных показателей, то тут впереди всей планеты Швеция. Объем ее помощи составил 0,98 % от валового национального дохода (ВНД). Всего лишь 5 стран в 2008 году смогли достигнуть цели, поставленной ООН, – выделяемые в виде помощи развивающимся государством средства должны составлять не менее 0,7 % от валового национального дохода. Помимо Швеции это Люксембург (0,92 %), Норвегия (0,88 %), Дания (0,82 %) и Нидерланды (0,8 %).
** ВНП Латвии сократился в первом квартале 2009 года на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение больше, чем ожидалось. Производство промышленной продукции снизилось на 22%, объем розничной торговли уменьшился на 34%.

Для оказания помощи латвийской экономике Швеция больше всех выделила средств в рамках кредита МВФ общей стоимостью 7,5 млрд. евро, сообщает «Свенска Дагбладет».
** Газета «Дагенс Индустри» в статье от 18 апреля 2009 г. сообщает о возможном приобретении шведской компании «Карл Ламм» (Carl Lamm), ведущего производителя комплексных решений для организации эффективного документооборота предприятий, японским концерном «Рико» (Ricoh), который предложил за компанию 417 млн. шв. крон (37,25 шв. крон за акцию), что на 20 % выше ее нынешней рыночной стоимости. Предложение действует с 24 апреля по 15 мая 2009 г. и предусматривает приобретение 90 % акций компании. Это означает, что «Карл Ламм» уйдет с биржи.

Крупнейшие акционеры «Карл Ламм», среди которых фонд Давида Маркуса «Маркстон» (Marcstone) и предприятие рискового капитала «Новестра» (Novestra), уже дали свое согласие на продажу своих акций японскому концерну. Доля данных владельцев, а также двух других собственников, согласных продать свою часть акций компании, составляет 68,1 %, что, пока не соответствует предложению «Рико». Председатель правления компании Т. Даленсон (Theodor Dalenson), представитель «Новестра», предлагает и другим держателям акций согласится со столь выгодным предложением.



  1. Швеция и Евросоюз

** Впервые результаты опроса показали, что число сторонников введения евро в Швеции превысило число противников. Если бы референдум о введении евро прошел сегодня, пишет 20 апреля 2009 года газета «Свенска Дагбладет», 47% населения проголосовало бы за переход на евро, и 45 % – против, остальные – не определились. Лидер Народной партии считает, что референдум можно было бы проводить через год, лидеры остальных партий более хладнокровны, поскольку число противников пока еще велико. Исследование проводилось 6-8 апреля 2009 года, в нем приняло участие 10000 человек.
** Вступление в силу т.н. «товарного пакета ЕС» снимет торговые барьеры и облегчает перемещение товаров в Евросоюзе, отмечает 14 мая 2009 года газета «Дагенс Индустрии» со ссылкой на министра торговли Швеции Е.Бъёрлинг.

Это невероятно упростит проведение экспортных операций в пределах ЕС, прежде всего для малых и средних компаний, считает она.

Раньше с тем, чтобы защитить внутренний рынок государственные ведомства стран ЕС под различными благовидными предлогами могли препятствовать появлению в их странах товаров, в которых они не были заинтересованы.

Теперь же, если ведомство отказывает поставщику в экспорте товара, оно должно в течение 20 дней мотивировать свой отказ. В противном случае экспортер вправе осуществлять поставку. Если тот или иной товар разрешен к поставке в одну страну ЕС, он может свободно поставляться в любые другие страны ЕС.

Как отмечает Е.Бъёрлинг, в течение многих лет от протекционизма стран ЕС страдало большое количество европейских компаний. Так действующие в Швеции специальные требования по отношению к автомобилям, использующим в качестве топлива газ, препятствовали ввозу таких автомобилей из Германии.
** Швеция должна воспользоваться председательством в ЕС для того, чтобы уже к осени 2009 года усовершенствовать стратегию Евросоюза в области алкогольной политики, пишут представители Христианско-демократической партии Швеции в газете «Свенска Дагбладет» от 15 мая 2009 года.

Беспокойство других стран ЕС в связи с растущим отрицательным воздействием алкоголя очевидно. Все большее количество стран склонно согласиться с тем, что алкоголь не только и не просто товар, многие из них повышают на алкоголь налоги, а отдельные страны предпринимают попытки к ограничению его рекламы. В этой ситуации совершенно естественна необходимость скоординированных действий.

Как положительный знак следует рассматривать решение Европарламента выйти с предложением о сокращении вдвое количества спиртного, разрешенного к ввозу в страны ЕС частными лицами. До этого Швеция была единственной страной, которая настаивала на снижении норм ввоза алкоголя в частном порядке.

Т.н. нормы ввоза для собственного потребления, действующие сегодня между странами ЕС совершенно нелепые, считают шведские христианские демократы: 100 литров пива, 10 литров крепких спиртных напитков, 90 литров вин и 20 литров крепленых вин на одного человека.

Христианско-демократическая партия Швеции, к примеру, предлагает, чтобы каждая страна ЕС была бы наделена правом определять эту норму по своему усмотрению. Сокращение нормы ввоза вдвое могло бы стать одним из возможных решений этого вопроса.

В Швеции рестрективная политика в отношении алкоголя имеет решающее значение для сдерживания того отрицательного социально-экономического воздействия, которое он оказывает на общество.

После вступления в ЕС и в особенности с 2007 года, когда Швеция была вынуждена разрешить ввоз алкоголя для индивидуального потребления. Доступность к дешевому алкоголю драматически возросла, в значительной степени сводя на нет ту работу, которая проводится в стране для предотвращения ущерба, сопряженного с его употреблением.

Для того, чтобы ограничительная политика была результативной, необходимо восстановить контроль над ввозом алкоголя в страну, отмечают авторы статьи.
**
  1   2   3

Похожие:

Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Отчетный доклад С. В. Степашина о деятельности Рабочей группы за...
Отчетный доклад С. В. Степашина о деятельности Рабочей группы за период май 2008-апрель 2009
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Информация Торгпредства РФ в Чехии за период с 16 по 23 января 2013 года
Торгового представителя Российской Федерации в Чешской Республике А. В. Турова с профессором математики П. Недведом
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Информация Торгового представительства России в Польше
ЕС. По словам Я. Ростовского, снижения бюджетного дефицита правительство намерено добиваться не путем повышения налогов и сборов,...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Российской федерации постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июня 2009 года n 42 (Бюллетень нормативных актов федеральных...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Правительство российской федерации постановление
Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Жалоба подана в органы по защите данных Норвегии, Швеции, Чешской...
Жалоба: Изменение Пользовательского соглашения компании Google – «открытые отметки»
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Российская федерация кодекс торгового мореплавания российской федерации
Статья Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Информационный бюллетень Выпуск №6 апрель 2003 ппппппппп содержание...
Программа по обмену учеными 2004-2005 представительства Программы Фулбрайт в Российской Федерации
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon 9. 52.* Установка баллонов с газом не допускается: в жилых комнатах;...
Самый безопасный тип стального баллона с вентилем вместо клапана. Существуют и взрывобезопасные стеклопластиковые баллоны производства...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Длительность курса
Экстенсивный темп (2 раза в неделю по 2 часа): сентябрь-апрель или октябрь-май (8 месяцев)
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Основные нормативные акты, регулирующие вопросы гражданства Российской...
Российской федерации в упрощенном порядке, условия и порядок признания гражданином российской федерации отдельных категорий лиц,...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Национальный стандарт российской федерации гост р 53676- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Национальный стандарт российской федерации гост р 53487- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Информация Торгпредства РФ в Бразилии за апрель 2011 г. Российско-бразильские...
Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма брикс. Соглашение предусматривает развитие финансового сотрудничества...
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Утверждено Приказом Постоянного представительства рс(Я) при Президенте...
Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации
Информация Торгового Представительства Российской Федерации в Швеции за апрель-май 2009 года Основные политико-экономические события в Швеции icon Национальный стандарт российской федерации гост р 53675- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «Отехническом...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск