УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области
___________________А.С. Битаров
«____» ___________2017 г.
ОТЧЕТ
министерства финансов Иркутской области
о результатах деятельности (осуществления функций)
за 2016 год
Отчет министерства финансов Иркутской области
о результатах деятельности (осуществления функций)
за 2016 год
Отчет о результатах деятельности (осуществления функций) министерства финансов Иркутской области за 2016 год подготовлен в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области
от 22 декабря 2016 года № 756-рп «О предоставлении отчетов за 2016 год».
Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 23 декабря 2008 года № 120-пп «О министерстве финансов Иркутской области» министерство финансов Иркутской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета.
Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, государственными органами Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Принимаемые Правительством региона меры по наращиванию собственного доходного потенциала, включающие реализацию антикризисного плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также тесное взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками региона, позволили нарастить в прошлом году налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 22,5 млрд. рублей или на 27% по отношению к аналогичному показателю 2015 года.
Обеспеченность населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета составила 54,3 тыс. рублей на человека, что является вторым (после Красноярского края) по величине значением в Сибирском федеральном округе и 19 среди субъектов Российской Федерации.
По итогам 2016 года в доход областного бюджета поступило 125,6 млрд. рублей (на 2,2% выше плановых показателей), исполнение расходной части составило 123,5 млрд. рублей (97,7%). Профицит бюджета составил 2,1 млрд. рублей. Таким образом Иркутская область стала одним из 27 субъектов Российской Федерации, которым удалось добиться положительного результата исполнения бюджета.
Проведена работа по привлечению из федерального бюджета двух бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств Иркутской области в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в объеме 4 090,3 млн. рублей по ставке 0,1% годовых.
Традиционные источники финансирования дефицита бюджета Иркутской области (кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты) были дополнены государственными ценными бумагами, размещение которых на сумму 5 млрд. рублей было успешно осуществлено Правительством региона в декабре 2016 года.
Высокий спрос на облигации Иркутской области, в разы превысивший объем эмиссии, подтвердил не только стабильность бюджетной системы региона, но и инвестиционную привлекательность его экономики.
В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникших в процессе исполнения бюджета, и своевременного финансового обеспечения принятых бюджетных обязательств Иркутской области привлекались временно свободные средства автономных и бюджетных учреждений и бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета, что позволило значительно снизить расходы на обслуживание государственного долга Иркутской области. По итогам года экономия расходов на обслуживание долговых обязательств составила 993,6 млн. рублей (0,7%).
Регион продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по темпу сокращения государственного долга, который по итогам 2016 года сохранен на экономически безопасном уровне (17,7% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений) и на 1 января 2017 года составил 18,8 млрд. рублей.
Кроме того, приняты важные для муниципальных образований решения по передаче с 2017 года в их бюджеты части налоговых доходов - 30% от налога по упрощенной системе налогообложения или более 1,3 млрд. рублей в год, а также увеличение на 5% формирующих муниципальные дорожные фонды доходов местных бюджетов от акцизов на нефтепродукты.
Также ежегодно муниципальным образованиям области оказывается значительная финансовая поддержка для увеличения финансовых возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2016 год» объем поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, который может быть направлен на расходные обязательства органов местного самоуправления, составил 6 561,6 млн. рублей.
Кроме того, из областного бюджета муниципальным образованиям Иркутской области предоставлены бюджетные кредиты в сумме 693,8 млн. рублей
В 2016 году проведена работа по формированию областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Проект закона был разработан и внесен в Законодательное Собрание Иркутской области в сроки, установленные законодательством.
Одновременно с работой по формированию областного бюджета, организации его исполнения, обеспечения сбалансированности бюджета и ликвидности единого бюджетного счета осуществлялась нормотворческая деятельность, методическая работа по организации бюджетного процесса.
За 2016 год Министерство выступило разработчиком 9 законов Иркутской области, 33 нормативных правовых актов Правительства Иркутской области и 110 нормативных правовых актов Министерства.
По итогам проводимой Министерством работы по повышению финансовой грамотности населения, в 2016 году Иркутская область вошла в число 13 пилотных регионов, в которых планируется реализация совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного Банка - «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Целью проекта является - повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.
В рамках указанного проекта на территории Иркутской области планируется создание институциональной базы для поддержки реализации и развития финансовой грамотности, в первую очередь для взрослого населения, а также для студентов и школьников, посредством разработки образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения, созданию кадрового потенциала на уровне региона, осуществлению мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения.
Расширение перечня материалов и информации, размещаемых на электронном портале «Открытый бюджет Иркутской области» способствует повышению открытости бюджетных данных и обеспечивает доступность граждан к информации об общественных финансах в доступной, наглядной форме.
Основные результаты деятельности Министерства в разрезе функций представлены в приложении к отчету.
Приложение на л. в 1 экз.
Приложение
к отчету министерства финансов Иркутской области о результатах деятельности (осуществления функций) за 2016 год
Информация об осуществлении в 2016 году основных функций, возложенных на министерство финансов Иркутской области
В сфере управления областными финансами:
1. Составление проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета области на очередной финансовый год и плановый период
Бюджет Иркутской области на 2016 год сформирован и утвержден до начала очередного финансового года Законом Иркутской области
от 23 декабря 2015 года № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (далее – Закон о бюджете), то есть на один год, как и на федеральном уровне.
Закон о бюджете, как и в предыдущий 2015 год, составлен по программно-целевому принципу на основе государственных программ Иркутской области. Всего в 2016 году действовало 17 государственных программ, охватывающих вопросы образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, спорта, экономики и другие. Объем первоначально утвержденных программных расходов составил 108 440,1 млн. рублей, - это 99,6% от общего объема расходов областного бюджета. В структуре утвержденных расходов по-прежнему наибольший удельный вес составила социальная сфера: 72,9% от общего объема расходов или 79 373,3 млн. рублей.
В течение отчетного периода в целях финансового обеспечения дополнительного объема социально значимых первоочередных расходов была проведена значительная работа по определению приоритетных направлений расходования бюджетных средств, направлений оптимизации расходов и выявлению внутренних резервов. Благодаря данной работе, было перераспределено бюджетных ассигнований в объеме 4,6 млрд. рублей, что отражено в законах Иркутской области об уточнении областного бюджета.
Информация об изменении и исполнении основных параметров областного бюджета в течение года представлена в таблице 1 и 2 соответственно.
Таблица 1. Основные параметры областного бюджета на 2016 год
млн. рублей
Наименование показателя
|
№ 130-ОЗ от 23.12.2015
|
№ 41-ОЗ от 21.06.2016
|
№ 67-ОЗ от 11.10.2016
|
№ 113-ОЗ от 19.12.2016
|
ДОХОДЫ
|
101 550,5
|
105 385,4
|
113 233,2
|
122 836,2
|
Налоговые и неналоговые
|
86 745,8
|
88 289,1
|
93 951,4
|
103 274,8
|
Безвозмездные поступления
|
14 804,7
|
17 096,3
|
19 281,8
|
19 561,4
|
РАСХОДЫ
|
108 924,4
|
113 507,0
|
121 354,8
|
126 365,9
|
ДЕФИЦИТ
|
7 373,9
|
8 121,6
|
8 121,6
|
3 529,7
|
% дефицита
|
8,5%
|
9,2%
|
8,6%
|
3,4%
|
Верхний предел государственного долга
|
28 910,1
|
28 489,1
|
28 489,1
|
23 922,3
|
Уровень государственного долга (%)
|
33,3%
|
32,3%
|
30,3%
|
23,2%
|
Таблица 2. Оперативная информация об исполнении областного бюджета за 2016 год по состоянию на 19 января 2017 года
млн. рублей
Наименование
|
План
|
Факт
|
% исп.
|
ДОХОДЫ
|
122 836,2
|
125 553,8
|
102,2%
|
РАСХОДЫ
|
126 366,0
|
123 474,5
|
97,7%
|
ДЕФИЦИТ
(ПРОФИЦИТ)
|
-3 529,7
|
2 079,2
|
-
|
|