Выступление начальника
информационно-аналитического отдела контрольно-аналитического комитета
Саратовской области
Кашицыной С.А.
Об основных нарушениях, выявленных при проведении проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов в муниципальных образованиях области
В рамках исполнения полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства Саратовской области от 23.09.2014г. № 544-П «Об утверждении Положения о порядке проведения органом внутреннего государственного финансового контроля Саратовской области проверки годового отчета об исполнении местного бюджета», контрольно-аналитическим комитетом области (далее – Комитет) в 2016 году проведены проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов за 2015 год. Проверками были охвачены: 6 муниципальных районов, ЗАТО области и 24 муниципальных образований муниципальных районов области.
В ходе проверки были выявлены следующие типичные нарушения:
1. В нарушение Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N33н, «Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н:
- при сопоставлении отдельных показателей годовых отчетных форм ГРБС бюджета выявлены факты искажения показателей годовой отчетности (так, например показатели отчетности между отчетными формами 0503121, 0503721, 0503169, 0503769, 0503127, 0503737 и т.д.);
- пояснительные записки ГРБС МР (ф. 0503160 и ф. 0503760) не содержат всех предусмотренных Инструкциями разделов;
- в пояснительных записках часто имеется ссылка на недействующий нормативный документ – Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете»;
- в отчетной форме 0503127 раздел 1 «доходы бюджета» не заполняются.
Таким образом, искажение отчетности главных распорядителей средств местных бюджетов влечет за собой искажение показателей консолидированной отчетности муниципального района.
2. Имеет место, когда показатели по балансовой и остаточной стоимости нефинансовых активов имущества казны ф. 0503320 «Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» не соотносятся с показателями, представленной ведомости (реестру) имущества казны муниципального района.
3. В нарушение ст.8 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учреждениями, учредителем которых является Администрация района, учетная политика не утверждается.
4. В нарушение ст.69.2 БК РФ муниципальные задания на 2015 год утверждаются позже даты заключения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), чем нарушается порядок формирования муниципального задания.
5. Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), не содержит условия и цели, размер предоставляемой субсидии, ответственность сторон за не исполнение обязательств.
6. Реестры расходных обязательств ГРБС муниципальных районов и сводный реестр расходных обязательств ведется с нарушением норм, установленных ст.87 БК РФ, Приказом Минфина России от 01.07.2015 № 103н «Об утверждении Порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».
7. Действующие нормативные акты, определяющие «Порядок предоставления реестров расходных обязательств муниципальных образований района», содержат ссылки на утратившие силу нормативные документы в сфере бюджетных правоотношений.
8. Имелись факты отсутствия реестра расходных обязательств за текущий финансовый 2015 год.
Нарушения порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи:
9. В нарушение ст.219.1 Бюджетного кодекса РФ:
- приказом финансового органа администрации не устанавливается порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение в них изменений, а также утверждение бюджетных росписей;
- ГРБС МР в бюджетную роспись в течение 2015 года изменения не вносят, бюджетные росписи с изменениями в течение финансового года не утверждаются;
- имеет место факты, когда порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается Администрацией района, а не соответствующим финансовым органом района.
10. В нарушение действующих у объектов контроля нормативных актов, устанавливающих порядок составления, утверждения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета, в утвержденных бюджетных росписях ГРБС муниципального района отсутствуют наименование показателей.
11. Сводная бюджетная роспись по расходам местного бюджета на 2015 год и бюджетные росписи ГРБС района утверждается с нарушением установленных сроков.
12. В нарушение п.5 ст.217 Бюджетного кодекса РФ Финансовым органом бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год доводятся до ГРБС местного бюджета муниципального района несвоевременно, не до начала очередного финансового года.
13. При составлении Планов ФХД бюджетные и автономные учреждения отдельных муниципальных районов нарушают требования Приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», в связи с чем, допускают принятие бюджетных обязательств, сверх утвержденных плановых бюджетных назначений, что приводит к наращиванию кредиторской задолженности.
14. В нарушение п.3 ст.219, п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств (казенные учреждения) районов, принимают бюджетные обязательства сверх доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Нарушения условий заключенных с министерством финансов области Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района (муниципального образования) области:
- штатная численность органов местного самоуправления муниципального района не оптимизируется, а наоборот численность должностей муниципальных служащих за 2015 год по органам муниципальной власти увеличивается;
- самостоятельные учреждения, которые чаще всего дублируют функции друг друга, не преобразовываются (не оптимизируются);
- имеются отклонения по численности работников органа местного самоуправления между утвержденной формой штатных расписаний и отчетной ф. 14 МО;
- в нарушение ст.136 БК РФ и Соглашения отдельные администрации МО индексируют должностные оклады муниципальных служащих администрации;
- в нарушение ст.86, ст.136 Бюджетного кодекса РФ, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района, Администрации муниципальных районов берут на себя расходные бюджетные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (муниципального района).
Нарушения при реализации муниципальных программ:
15. В нарушение п.3 ст.184.1, ст.179 Бюджетного кодекса РФ объем назначений по муниципальным программам, утвержденный решениями о бюджете муниципального района (МО) с последними уточнениями и внесенными изменениями по итогу 2015 года, не соответствуют объему финансового обеспечения, утвержденному в муниципальных программах муниципального района (МО).
16. Цели муниципальной программы не в полном объеме соответствуют направлению программы, (например - погашение кредиторской задолженности).
17. По муниципальным программам Администрациями района проводится анализ эффективности их реализации за текущий финансовый год, который содержит только сведения по бюджетным назначениям и кассовому расходу. Оценка и критерии эффективности муниципальных программ муниципального района в анализе чаще всего отсутствуют.
В ходе проверок выявлены факты принятия к учету первичных учетных документов с нарушеним Федерального закона «О бухгалтерском учете»
- в товарно-транспортных накладных отсутствуют факты приемки товаров (дата принятия товара);
- инвентарные карточки учета основных средств не имеют дат открытия, ввод в эксплуатацию указывается дата отличная от даты принятия товара;
- на оборотной стороне инвентарной карточки отсутствуют сведения о краткой индивидуальной характеристике объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности на основании данной товарной накладной.
18. Администрациями муниципальных районов:
- не обеспечивается реалистичность расчета доходов бюджета района;
- не выдерживается принцип надежности показателей прогноза социально-экономического развития района, установленный ст.37 Бюджетного кодекса РФ.
19. Положения о бюджетном процессе не приведены в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ (с учетом внесенных изменений Федеральными законами).
20. В нарушение ст.81 Бюджетного кодекса РФ в отдельных муниципальных районах:
- средства резервного фонда не всегда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- в расходной части бюджетов отдельных муниципальных образований не создаются резервные фонды местных администраций.
21. Финансовыми органами районов одновременно с проектом бюджета направляются документы и материалы в нарушение норм, установленных ст.184.2. БК РФ (основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики; ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год и т.д.).
22. Предельный объем муниципального внутреннего долга бюджета отдельного муниципального района утверждается в нарушение ч.3. ст.107 Бюджетного кодекса РФ (или превышение либо уменьшение).
23. Решение об исполнении бюджета муниципального района либо муниципального образования утверждается в нарушение норм, установленных ст.264.6. БК РФ, а именно отдельными приложениями к Решению об исполнении бюджета не утверждаются:
- доходы бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
- доходы бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
- расходы по ведомственной структуре расходов бюджета;
- расходы бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета; расходы бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
- источники финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
- источники финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Комитетом информация о результатах проведенных проверок направляется в прокуратуру Саратовской области и районным прокурорам для принятия соответствующих решений.
Обращаю Ваше внимание, что ряд выявленных нарушений содержат признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.15.6 «нарушение порядка представления бюджетной отчетности», ст.15.15.10. «нарушение порядка принятия бюджетных обязательств», ст.15.15.11. «нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств», ст.15.15.15. «нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
|