Скачать 3.48 Mb.
|
ПУТЬ ОРИОНА Вместо предисловия За плечами трехлетний период подготовки к трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Командой в составе пяти человек 18 июня 2005 года мы вылетели из аэропорта Домодедово в Анадырь. Спустя несколько часов, аэропорт столицы Чукотского автономного округа встречал нас ясной, но ветреной погодой. Сутками раньше транспортный самолет ИЛ-72 доставил сюда наш экспедиционный груз. Мы перебрались на левый берег Анадырского лимана и разбили базовый лагерь рядом с паромной переправой напротив города Анадыря, который расположен на правом берегу реки Казачки у входа в Анадырский лиман. Команде предстояло в течение полутора недель построить тримаран, закупить продовольствие, дизельное топливо, бензин, выполнить ходовые испытания построенного судна. Кроме этого, мне как руководителю экспедиции надлежало оформить документы на выход в море у командования погранотряда и руководства портнадзора. Проблем не возникало, так как все до мелочей было продумано и организовано заблаговременно. Идея осуществления высокоширотного проекта в Арктической зоне России родилась весной 2002 года. Поход с Востока на Запад через семь морей Ледовитого океана на парусно-моторном надувном тримаране требовал тщательной подготовки в техническом и организационном планах. Генеральной репетицией к «трансарктике» явился поход ивановской команды на тримаране «Русь» к острову Беннетта в архипелаге Де-Лонга из поселка Тикси через моря Лаптевых и Восточно-Сибирское в летнее-осенний период 2003 года. Историко-мемориальная экспедиция «Беннетта-2003» имела положительные результаты, о чем достаточно много писала российская пресса и, о результатах которой я подробно изложил в своей предыдущей книге «Острова остаются легендой». С января 2004 года мы с Александром Левановым основательно приступили к подготовке будущей экспедиции. Нам предстояло решить три основные задачи: кто будет генеральным спонсором нашего проекта, на каком типе судна мы пойдем в Арктику, численный и поименный состав команды. Весной того же года я выступил с докладом о результатах экспедиции «Беннетта-2003» и планах на будущее перед руководящим составом ОАО «ЦентрТелеком» в просторном конференц-зале в Дегтярном переулке города Москвы. Свое выступление я подкрепил показом документального фильма «С крестом и верой», который был создан на основе отснятого мной видеоматериала в северном походе. Аппарат управления и генеральный директор Рубен Андроникович Амарян высоко оценили достижения ивановской команды. А самое главное – Рубен Андроникович официально объявил, что «ЦентрТелеком» выступит генеральным спонсором в трансарктическом проекте «Путь Ориона». Я был безгранично рад такому повороту событий. Курировать процесс подготовки и финансирования экспедиции было поручено статс-секретарю Борису Алексеевичу Ластовичу. Это удивительной души человек, которому я признателен и благодарен за оказанную помощь и поддержку в реализации задуманного. За месяц до начала похода мне был вручен флаг компании, а днями позже ивановская Администрация вручила команде флаг города. Оба флага мы с гордостью пронесли от Анадыря до Архангельска по исполинскому Северному Морскому пути. В плаванье по арктическим морям мы намеревались отправиться на яхте или на уже опробованном и хорошо зарекомендовавшем себя парусно-моторном надувном тримаране. Рассматривались оба варианта. В каждом из них просматривались как положительные, так и отрицательные стороны. С тримараном было проще – команда хорошо знала конструктивные особенности судна, его технические возможности. Мы имели полное представление о том, как ведет себя тримаран в ледовой обстановке и штормовых ситуациях северных морей. Недостатками считалось: большая парусность, относительно низкие скоростные данные, повышенная вероятность повреждения гондол тримарана, ограниченная вместимость (маленькое жизненное пространство) рубки. Можно сказать так – экипаж мог жить и работать в «спартанских» условиях. Яхта – более комфортное и скоростное судно, однако уступает тримарану в маневренности при сложной ледовой обстановке, практически недопустим дрейф в сплоченных ледовых полях. «За» и «против» было достаточно в каждом варианте. Прежде всего, мы с капитаном поехали в Калининград на научно-исследовательское судно «Академик Вавилов», чтобы осмотреть имеющуюся на его борту яхту «Академик Иоффе». Такую возможность нам предоставило руководство Московского института океанологии имени П.П.Ширшова РАН. Увиденное разочаровало нас. Яхта имела убогий вид и явно давно не эксплуатировалась, т.е. не спускалась на воду. Двигатель находился в полуразобранном состоянии, отсутствовало навигационное оборудование, была нарушена электрика, отсутствовал гардероб парусов, сломана одна из мачт и многое другое. Для того чтобы восстановить яхту до требуемого соответствия морскому регистру, понадобилось бы много времени и финансовых средств. Такая «роскошь» для нас была недопустима. Я отказался от переговоров по аренде яхты и вопрос об ее использовании в экспедиции отпал сам по себе. Оставался только один вариант – тримаран. Далее предстояло определиться в главном – составе экипажа. Опыт предыдущей экспедиции показал, что должно быть не более пяти человек: руководитель экспедиции, капитан тримарана, врач, боцман, судовой механик. Должность капитана, бесспорно, принадлежала Александру Леванову, врачом назначен Ильдар Айсин, боцманом – Николай Давидовский. Должность механика долгое время оставалась вакантной. Мы с ребятами уже имели солидный опыт экстремальных путешествий, а поэтому требования к пятому экспедиционеру были не ниже, чем к самим себе. Главной задачей, которую мне предстояло решить при подборе кадров, являлась психологическая совместимость всех членов команды. Впятером предстояло жить и работать более трех месяцев на ограниченном пространстве палубы тримарана размером 6X8 метров. Каждый из нас должен был иметь отменное здоровье, хорошие физические данные, владеть профессиональными навыками. Осенью мною было принято решение, что механиком в плаванье пойдет мой племянник Александр Волынкин – молодой парень двадцати девяти лет, имеющий опыт работы с судовыми карбюраторными и дизельными двигателями, относительно неплохо знающий морское дело. Александр – житель города Темрюк Краснодарского края. На период подготовки к походу он переехал жить в Иваново. Насколько удачно был сделан этот выбор – показало время. Полтора года ушло на техническое переоснащение нашего плавсредства и его ходовые испытания, как в летний, так и в осенне-зимний. периоды времени на Нижегородском водохранилище реки Волги. По чертежам капитана Леванова фирма «Рафтмастер» изготовила четыре восьмиметровых гондолы диаметром в один метр каждая (одна гондола – резервная). Выполнены они были из прочного и добротного полихлорвинилового материала с внутренними трехсекционными резиновыми оболочками. Все это предусматривалось требованиями повышения надежности тримарана. Длительный срок пребывания в арктических морях побудил нас отказаться от ранее применяемых подвесных бензиновых двигателей «Johnson» 9,9 л.с., и мы остановились на приобретении стационарного дизельного мотора «Yanmar» 30 л.с. с судовой колонкой 1,2 метра. В Заполярье дизельное топливо является единственным нефтепродуктом, который можно найти в небольших населенных пунктах, или полярных станциях для дозаправок на маршруте. Да и моторесурс названного двигателя на несколько порядков выше бензиновых. Под «Yanmar» Леванов, Давидовский и Волынкин-младший сконструировали и изготовили шикарный металлический короб, предохраняющий двигатель от прямого попадания на него морской воды и оптимально размещающийся в кормовой части палубы тримарана с левой стороны от кокпита между левой и центральной гондолами. Судовая колонка быстро и надежно «пристегивалась» через переходную муфту к редуктору мотора. Впоследствии, конечно, были выявлены некоторые конструктивные недоработки, но в целом, созданное руками ребят ходовое устройство, показало себя на маршруте с лучшей стороны. С учетом мнения механика был куплен солидный ремкомплект к двигателю и судовой колонке, начиная от топливных форсунок, свечей и ремней, до запасных гребных винтов. Навигация и связь – важнейшая составляющая в вооружении тримарана. Впервые, за всю историю эксплуатации нашего судна, мы укомплектовались радаром/картплоттером JRS 1800 с 1,5 футовым закрытым сканером, передатчиком 2 киловатта и 6,5 дюймовым цветным жидкокристаллическим дисплеем с высокой разрешающей способностью и максимальной дальностью 24 морских мили. При этом капитан и рулевые имели возможность в режиме реального времени контролировать координаты местонахождения, скорость движения, с помощью курсора определять расстояние до требуемой точки в океане, контролировать и задавать требуемый курс следования, наблюдать картографию побережья и островов морей с изображением на мониторе местонахождения судна. Одновременно экран дисплея показывал график движения по маршруту, а встроенный компьютер сохранял его в базе данных (архивировал). В связи с поздними сроками получения JRS мы успели только ознакомиться с описанием техники, а осваивали ее работу уже в море на трассе экспедиции. В основном радар должен был обеспечивать выполнение своих функций во время сильных туманов и в темное время суток. Как оказалось позже, только с помощью радара можно было успешно маневрировать в лабиринтах ледовых полей почти при нулевой видимости. Далее, в соответствии с требованиями морского регистра, был приобретен спасательный Коспас буй АРБ-406, который был зарегистрирован международным координационно-вычислительным центром системы Коспас. Вопрос с КВ и УКВ связью нами был хорошо отработан в предыдущих экспедициях, поэтому «мудрить» мы не стали и укомплектовались по-прежнему: 100 Вт КВ/УКВ трансивер Icom, две морские портативные радиостанции Icom и Alinko во влагозащищенном исполнении. Эта связь могла использоваться только в оперативных случаях для работы с портовыми службами, пограничными постами, для взаимодействия с судами на трассе Севморпути. В целях обеспечения устойчивой спутниковой связью в высоких широтах было куплено оборудование спутниковой системы Iridium – две станции. Одна из них Iridium 9505 – мобильная, для морской экспедиционной группы, и стационарная Iridium 9520 для штаба управления в городе Иваново. Обе станции были укомплектованы длинными коаксиальными фидерами по 8 и 20 метров соответственно с выносными антеннами. Первая предназначалась для руководителя экспедиции, а вторая была смонтирована в Иваново в моем служебном кабинете, который на период трансарктического похода превратился в штаб координационного управления и пресс-центр. Пресс-центр возглавила Татьяна Королева, а руководителем штаба взаимодействия с морской командой я назначил Алексея Рыжикова – опытного инженера. В его функции входило: получение по Internet и обработка карт ледовой обстановки в заданных районах Арктики, их анализ и передача информации на борт тримарана в заданные часы сеансов связи. Помимо этого он должен был выполнять и ряд других работ, в том числе вести запись и архивирование разговоров во время спутниковых сеансов связи, вести картографию маршрута, пройденного экспедицией. Готовясь к сложному полярному походу, мы отчетливо представляли себе, что без поддержки Штаба морских операций Мурманского морского пароходства (ШМО ММП) нам не обойтись. В самом начале 2005 года мы с А. Левановым поехали в Мурманск для того, чтобы заручиться поддержкой в реализации наших планов у руководителя ШМО Николая Григорьевича Бабича и его помощника Сергея Поликарповича Дейнеки. Вероятно, только благодаря личной симпатии Н.Г.Бабича к ивановской команде, было получено согласие на оказание помощи в информационном сопровождении тримарана «Русь» на трассе Севморпути. Авторитет Николая Григорьевича вселял надежду и уверенность в успешном проведении историко-географической компании летне-осеннего сезона 2005 года. Заблаговременно, более, чем за полгода, я занялся оформлением разрешительных документов на проведение экспедиции. Первоначально требуемый пакет документов был направлен в Министерство Экономического развития и торговли (Минэкономразвития России), откуда было сообщено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 ноября 2004 года № 1453 образовано Федеральное агентство по туризму и соответственно ему переданы надлежащие функции. Второй пакет документов уходит в Москву на улицу Мясницкую, 47 Стржалковскому В.И. – руководителю агентства. Это ведомство проинформировало меня, что, к сожалению, оно не располагает компетентностью оформления бумаг на наше мероприятие в пограничных районах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Время, как вода уходило сквозь пальцы. Что же делать? Решение, как это часто бывает, пришло неожиданно и вовремя. Объемный пакет с заявительными документами направляется мною первому заместителю Директора – руководителю пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации Проничеву В.Е. Аналогичный пакет бумаг уходит в Главный штаб Военно-Морского флота Минобороны России. Менее чем за один месяц до вылета на Чукотку, в Москве на Лубянке, я получаю долгожданное разрешение на проведение трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Спустя несколько дней по почте пришло согласование на проведение похода из Главного штаба Военно-Морского флота. Параллельно велось согласование списков участников, сроки похода и маршрут в Пограничном управлении ФСБ России по Мурманской области и Северо-Восточным пограничным управлениям береговой охраны ФСБ России города Петропавловск-Камчатский. За неделю до прибытия в Анадырь по факсимильной связи направляю копии полученных разрешений и списки участников начальнику погранотряда, командиру войсковой части полковнику А.Н.Вахнину, подкрепляю все это пресс-релизом предстоящего похода, схемой маршрута, описанием технической оснащенности тримарана и средствами радиосвязи. На месте, в Чукотской столице, оформлением пропусков на пребывание членов команды в пограничной зоне занимался наш добрый друг Жирнов Арнольд Валентинович. Хочу отметить, что и в предстартовой подготовке Арнольд оказал нам неоценимую помощь. Завершающую точку с разрешениями по выходу на трассу Северного Морского пути (СМП) мне предстояло поставить в Москве на улице Петровка, 3/6 у начальника администрации СМП Николая Афанасьевича Манько. Из ШМО ММП от Дейнеки С.П. я получил перечень сведений, прилагаемых к заявке для выхода на трассу СМП. Думаю, что читателю он будет интересен, т.к. наше судно никоим образом не вписывалось в перечисленные требования. Вот они. Судовладельцы, намеревающиеся направить свои суда по СМП (в предстоящую навигацию), должны заблаговременно направить заявку в Администрацию Северного Морского пути на имя Манько Николая Афанасьевича факс (495)9269065 и копию Начальнику Штаба морских операций Бабичу Н.Г. факс: (8152)481196. В заявке указываются следующие сведения: 1. название и принадлежность судна, судовладелец, его полный адрес; 2. чистая и валовая вместимость в регистровых тоннах; 3. полное водоизмещение; 4. главные размеры, мощность судовой энергетической установки, осадка, скорость судна, год постройки; 5. категория ледовых усилений (ледовый класс) судна с указанием классификационного общества, дата последнего освидетельствования; 6. перечень отступлений от Требований к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по СМП; 7. предполагаемое время прохода по СМП; 8. наличие сертификата о страховании или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от возможного загрязнения акватории СМП; 9. цель плавания (коммерческое плавание, туризм, научные исследования). В случае необходимости судовладелец может подать срочную заявку (но не позднее, чем за 1 месяц до планируемого прохода по СМП) на проводку по СМП; оплата в этом случае производится по дополнительному тарифу. Администрация СМП в течение 10 сут. сообщает заявителю решение по его заявке, а также о необходимости осмотра судна представителями АСМП для выдачи разрешения на проводку по СМП. Осмотр судна производится за счет судовладельца и может быть выполнен в любом удобном для судовладельца порту. В период плавания по СМП возможен контрольный осмотр любого судна. Суда, не полностью отвечающие Требованиям, могут быть допущены для прохода по трассам СМП при дополнительном специальном или ледокольном обеспечении с дополнительной оплатой. При личной встрече Николай Афанасьевич с большим пониманием отнесся к устремлению ивановцев осуществить историко-географический проект. По всем канонам он мог отказать нам в намерениях, но преобладающими оказались его симпатии к команде, с учетом успешно проведенной в 2003 году экспедиции «Беннетта-2003» и полученному опыту хождения в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском. Мы заручились его согласием и поддержкой, а соответствующий «циркуляр» ушел в ШМО ММП. В свою очередь я пообещал ему регулярно информировать АСМП о ходе экспедиции на всех ее этапах. Весь арктический поход протяженностью свыше 4500 морских миль был разбит на четыре этапа: первый – Чукотский, второй – Якутский, третий – Долгано-Ненецкий, Ямало-Ненецкий, четвертый – территория Архангельской области. По всем позициям наша команда была готова к выполнению задач, предусмотренных программой, трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона», посвященной 90-летию открытия Северного Морского пути Гидрографической Экспедицией Северного Ледовитого Океана (ГЭСЛО), состоявшейся в период с 1910 по 1915 годы. Г Л А В А I |
Памятка для населения о мерах пожарной безопасности в период подготовки и проведения Астраханской области произошло 7 пожаров, которые унесли жизни 3-х человек, в период с 31 декабря 2006 года по 1 января 2007 года... |
Сколько человек должно быть в комиссии предприятия для аттестации персонала? Для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен... |
||
Концепция проведения набора волонтёров экологической экспедиции на... В экспедиции приняло участие 15 человек, силами которых было собрано около 75 000 тонн различного металлолома и мусора. Вырученная... |
Концепция проведения набора волонтёров экологической экспедиции на... В экспедиции приняло участие 15 человек, силами которых было собрано около 75 000 тонн различного металлолома и мусора. Вырученная... |
||
Публичный доклад Нердвинской средней школы об итогах 2010-2011 учебного года Поэтому в данном докладе мы приводим данные, свидетельствующие о развитии школы за трёхлетний период. Информация, представленная... |
2005 барнаул Первый поток слушателей – 125 человек – приступил к занятиям в декабре 1980 года. Именно поэтому 2005, а не какой-либо другой год... |
||
Евгений Свинаренко "Учитель-психопат" На перрон из дверей электрички вышел худощавый, среднего роста мужчина, тридцати пяти лет в черной шляпе с широкими полями и черном... |
Судебные органы Тульской области Мониторинг сми за период с 12 по 19 июля 2012 г Открытое судебное заседание по делу об убийству семьи из пяти человек назначено на четверг 26 июля (иа tulapressa ru, Тула, 19-07-2012)... |
||
В период с 24 июня по 26 июня 2014 г года была проведена ежегодная... |
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по французскому... Единый государственный экзамен 2005 г. Французский язык, 11 класс. (2005 / 27) |
||
О проведении этапа Европейской лиги по пляжному футболу 2015 Этап Европейской лиги по пляжному футболу (далее – Соревнования) проводится в городе Москве в период с 11 июня по 15 июня 2015 г.,... |
Должностная инструкция старшего помощника капитана Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего,... |
||
Нормативно-правовые акты администрации Мо мр «Сыктывдинский» «Развитие экономики» на период до 2020 года» утвержденной постановлением администрации мо мр «Сыктывдинский»... |
Постановление от 11. 03. 2015 №465 о мерах по подготовке к пожароопасному... Российской Федерации от 30. 12. 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,... |
||
Приложение №2 пояснительная записка к докладу главы кировского муниципального... К докладу главы кировского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности администрации... |
Постановление от 26 декабря 2014 года №416-п г. Петрозаводск о территориальной... Июня 2005 года №876-зрк «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Карелия» и в целях обеспечения конституционных... |
Поиск |