МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Ректор ИжГТУ
_____________Б.А.Якимович
_______________________20 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Учебная практика
для направления: 230100.62 – Информатика и вычислительная техника
Профиль: Автоматизированные системы обработки информации и управления
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Часы: 108
Общая трудоемкость практики составляет: 3 зачетных единицы
Ижевск 2012
Кафедра: АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Составитель: Горбушин Алексей Геннадьевич, доцент
Программа практики составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры
Протокол от _______________2012 г. №_______
Заведующий кафедрой ________________ А.Г. Русских
_______________2012 г.
СОГЛАСОВАНО:
Председатель учебно-методической комиссии по направлению 230100.62 –
Информатика и вычислительная техника ______________ А.Г. Горбушин
__________________ 2012 г.
Количество часов программы практики соответствует количеству часов рабочего учебного плана направления 230100.62 Информатика и вычислительная техника
Профиль – Автоматизированные системы обработки информации и управления
Начальник учебно-инженерного отдела ________________ Н.В.Исакова
________________2012 г.
Содержание
1 Цели практики ...........................................................................................................
|
|
2 Задачи практики ........................................................................................................
|
|
3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра ……............................
|
|
4 Формы проведения практики ...................................................................................
|
|
5 Место и время проведения практики ......................................................................
|
|
6 Компетенции, формируемые в результате прохождения практики .....................
|
|
7 Структура и содержание практики ..........................................................................
7.1 Структура практики………………………………………………………………
7.2 Содержание практики…………………………………………………………….
|
|
8 Научно - исследовательские и научно - производственные технологии, используемые на практике .....................................................................................................
|
|
9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике ........................................................................................................................
|
|
10 Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) .................................
|
|
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ....................
11.1 Основная литература……………………………………………………………
11.2 Дополнительная литература…………………………………………………….
11.3 Периодические издания…………………………………………………………
11.4 Интернет-ресурсы……………………………………………………………….
11.5 Методические указания по практике…………………………………………..
11.6 Программное обеспечение современных информационно - коммуникационных технологий……………………………………………………………………
|
|
12 Материально-техническое обеспечение практики……………………………...
Приложения…………………………………………………………………………...
|
|
1 Цели практики
Целями практики являются:
-
закрепление и углубление знаний технологии структурного программирования;
приобретение умений и навыков решения задач алгоритмизации и программирования средней сложности;
закрепление теоретических и практических знаний, а также адаптация студентов к рынку труда по данному направлению подготовки.
2 Задачи практики
Задачами практики являются:
разработка обобщенной схемы алгоритма по словесному описанию задачи с детализацией отдельных блоков и выделением необходимых процедур и функций;
разработка и отладка программы в соответствие с алгоритмом решения задачи;
оформление эксплуатационных документов в соответствии с требованиями ЕСПД
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
изучить действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации ВТ, периферийного и офисного оборудования, требования к оформлению технической документации;
изучить правила эксплуатации средств ВТ, исследовательских установок, имеющихся в подразделении, а также их обслуживания;
освоить отдельные компьютерные программы, используемые в профессиональной деятельности;
освоить работу с периодическими, реферативными и справочными информационными изданиями по ВТ;
выполнять правила трудового распорядка предприятия (организации);
выполнить задание, предусмотренное программой практики;
подготовить и защитить в установленный срок отчет по практике.
3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра
Данная учебная практика базируется на теоретических знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин первого и второго курса: «Программирование на ЯВУ», «Информатика».
Знания, умения и навыки, получаемые студентами на практике, являются первой ступенью к приобретению профессиональных навыков работы.
Для успешного выполнения учебной практики студент должен обладать подробными сведениями о работе в операционной системе, уметь пользоваться библиотеками процедурных языков программирования, владеть знаниями особенностей модульного программирования, обработки сложных структур данных (файлы, динамические, списковые структуры).
Учебная практика способствует лучшему восприятию материалов по информатике и вычислительной технике на последующих курсах, закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, и обеспечивает связи практического обучения с теоретическим.
Вид занятий «Учебная практика» относится к базовой (обще-профессиональной) части профессионального цикла Б.5 и опирается на знания, полученные при изучении дисциплин профессиональных циклов Б.2 и Б.3.
4 Формы проведения практики
Лабораторная.
5 Место и время проведения практики
Компьютерные классы кафедры АСУ после завершения 2-го семестра 1-го курса.
6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Формирование компетенций:
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);
разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина" (ПК-3);
разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5);
Приобретение практических навыков разработки программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации и управления, в том числе:
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, (таких как, Математика, Информатика, Программирование);
изучение этапов разработки реальных проектов компьютерных программ и их особенностей;
освоение и приобретение навыков составления технического задания на разработку программного обеспечения;
закрепление навыков самостоятельной разработки компьютерных программ на языках высокого уровня;
освоение приемов отладки и тестирования компьютерных программ;
ознакомление с технологией создания самодокументируемых программ и разработка сопровождающей документации.
ФГОС закрепляет за учебной практикой формирование следующих компетенций: ОК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-11.
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5);
научно-исследовательская деятельность:
- обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6);
- участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9);
- сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК-10);
сервисно-эксплуатационная деятельность
-инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11).
В результате прохождения практики студент должен
уметь:
проектировать программы средней сложности с использованием спецификаций;
тестировать и отлаживать программы;
оформлять эксплуатационную документацию;
владеть:
технологиями структурного и модульного программирования (нисходящая и восходящая разработка, метод расширения ядра).
7 Структура и содержание практики
7.1 Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
|
Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля
|
1
|
Подготовительный этап
|
Вводная лекция
|
2
|
|
2
|
Выполнение учебных заданий
|
Самостоятельная работа
|
96
|
Рабочие материалы
|
3
|
Подготовка отчета по практике
|
Самостоятельная работа
|
6
|
Презентация
|
4
|
Защита отчета
|
|
4
|
ДЗ
|
7.2 Содержание практики
Подготовительный этап: установочное занятие по организации практики, инструктаж по технике безопасности; выдача заданий на разработку программных средств.
Выполнение учебных заданий по разработке программных средств: проектирование программы, разработка текстового задания, разработка схемы программы, разработка структур входных и выходных данных, отладка и тестирование, оформление документации на программное средство.
Подготовка отчета по практике.
Отчет по учебной практике оформляется в виде пояснительной записки согласно правилам ЕСПД и стандарта организации СТО-101-2010. В качестве приложений разрабатывается «Руководство оператора» по каждой сконструированной программе.
Практика завершается защитой отчета.
В ходе учебной практики студент должен выполнить одно комплексное задание или три задания по следующим темам:
1 Нерекурсивные алгоритмы повышенной сложности.
2 Рекурсивные алгоритмы (синтаксические анализаторы, алгоритмы поиска с возвратом и т. д.).
3 Начала объектно-ориентированного программирования.
Варианты заданий:
Вариант 1
Разработать программу для работы с файлом «Книги почтой», включающую следующую информацию: код книги, автор, название, год издания, цена книги, ФИО читателя, год рождения читателя, образование, адрес и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в массиве данных.
Выяснить самый читающий слой населения, самую продаваемую книгу, наиболее популярного автора и т.д. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.
Выяснить тенденцию развития рынка книг: определить зависимость общего объема продаж книг от года и сделать прогноз на ближайших три года.
Вариант 2
Разработать программу для работы с БД «Студент», включающую следующую информацию: ФИО студента, год рождения, домашний адрес, факультет, специальность, курс, какое ср. учебное заведение закончил и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в БД.
Определить факультет, курс, имеющий наибольшее количество неуспевающих, отличников и хорошистов. Определить десятку лучших студентов и т. д. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.
Выяснить тенденцию роста или уменьшения неуспевающих по годам и сделать прогноз на ближайших два года.
8 Профессионально-ориентированные и научно-исследовательские технологии, используемые на практике
Основной профессионально-ориентированной технологией учебной практики является технология модульного программирования.
Кроме того, учебная практика может выполняться в рамках научно-исследовательской работы кафедры. В этом случае при разработке программного средства студенту предоставляется возможность:
использовать необходимые вычислительные ресурсы кафедры;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении опытно-конструкторских разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме; составлять отчеты по НИР или ее разделу.
9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Методические рекомендации по выполнению задания
Общие требования к программе
При разработке программы применить технологию нисходящего проектирования. Логически законченные фрагменты оформить в виде подпрограмм, которым все необходимые данные передаются через список параметров. Использования глобальных переменных следует избегать. Все подпрограммы описываются в отдельных модулях.
В программе предусмотреть меню, содержащее команды для проверки всех возможных действий с заданными в конкретном варианте данными. Само меню также оформляется в виде подпрограммы.
Необходимо предусмотреть защиту от некорректного ввода данных.
Разработать удобный пользовательский интерфейс.
Примерные разрабатываемые функции
Наборы данных (согласно варианта) оформить в виде записей (тип record). Создать одномерный массив указателей на запись.
-
Написать функцию для формирования одномерного массива записей, значения которых вводятся с клавиатуры. При вводе записей можно реализовать один из следующих механизмов:
ввод заранее заданного количества записей;
ввод до появления записи с заданным признаком;
диалог с пользователем о необходимости продолжать ввод.
Написать функцию для записи в файл массива записей.
Написать функцию чтения в массив записей из файла.
Написать функцию дополнения уже существующего массива записей новыми записями.
Написать функцию поиска записей с заданным значением выбранного элемента.
Написать функцию постраничного вывода на экран дисплея содержимого массива структур.
Написать функцию поиска записей с заданными признаками (например, выбор записей по заданному диапазону значений элемента).
Написать функцию упорядочивания массива записей по заданному полю (элементу).
Написать функцию полного обновления файла, например, массив записей переписывается в файл после упорядочения.
Сохранения данных в файле после завершения программы.
Примерное содержание отчета
Первый лист – титульный, второй - задание на учебную практику, третий – содержание, далее по пунктам:
Словесное описание алгоритма.
Спецификация глобальных констант и переменных.
Спецификация процедур и функций.
Руководство оператора.
Список использованных источников.
Приложения: контрольный пример, схемы алгоритмов, исходные тексты программы.
10 Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Форма контроля прохождения практики − дифференцированный зачет. Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
По окончании практики студент защищает отчет перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят заведующий кафедрой, руководитель практики, ведущий профессор, доцент или преподаватель кафедры.
Методика расчета рейтинга студентов
Оценочные показатели
|
Распределение баллов
|
min
|
max
|
1. Содержательная часть отчета
|
33
|
48
|
Введение:
- цель, место, дата начала и продолжительность практики;
- перечень работ, выполненных в процессе практики.
|
4
2
2
|
7
3
4
|
Основная часть:
- ответы на вопросы по выданной тематике (3 вопроса);
- описание результатов
|
20
16
4
|
28
22
6
|
Выводы:
- навыки, приобретенные в процессе практики;
- вывод;
|
9
5
4
|
13
7
6
|
2. Техническое оформление отчета, соответствие требованиям нормативной документации
|
4
|
6
|
3. Список использованной литературы
|
4
|
6
|
4. Зачет
|
20
|
40
|
ИТОГО
|
61
|
100
|
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
11.1 Основная литература
Лаптев В.В. С ++. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. – 464 с.: ил.
Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с. : ил.
11.2 Дополнительная литература
Черносвитов, А. Visual C++: руководство по практическому изучению / А. Черносвитов . - CПб. : Питер, 2002. - 528 с. : ил.
Сэвитч, У. C++ в примерах = Problem Solving with C++ : пер. с англ. / У. Сэвитч. - М. : ЭКОМ, 1997. - 736 с. : ил.
Кнут, Д. Э. Искусство программирования/ Д. Э. Кнут ; под общ. ред. Ю. В. Козаченко. - 3-е изд. - М. : Изд. дом "Вильямс", 2009. - (Классический труд : Исправленное и дополненное издание).
Павловская Т.А. С/С ++. Структурное программирование: Практикум / Т.А. Павловская, Ю.А. Щупак. СПб.: Питер, 2007. – 239 с.: ил.
11.3 Периодические издания
«Компьютер-Пресс»;
«PC-Magazine»;
«Byte (Россия)»;
«Программирование»;
«Программные продукты и системы»;
«Информационные технологии».
11.4 Интернет-ресурсы
Учебный комплекс INTUIT.RU (версия 1.0) Интернет- университета Информационных технологий (www.intuit.ru):
Официальные документы. http://OSU.RU.
11.5 Методические указания по практике
Основным источником учебно-методического обеспечения учебной практики является:
Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.: ил.
11.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Windows XP;
Turbo Pascal;
Borland C 3.11;
MS Offise;
Borland C++ Builder;
Delphi 7.0.
12 Материально-техническое обеспечение практики
В качестве базы практики используются компьютерные классы кафедры АСУ.
Приложение А
Форма отчета по практике
Приложение B
Дневник практики
Дата
|
Содержание работы
|
Подпись
руководителя практики
|
02.07.2012
|
Вводная лекция. Получение задания на учебно-вычислительную практику. Анализ задания.
|
|
03.07.2012
|
Словесное описание алгоритма решения. Описание данных и основных подпрограмм в языке программирования.
|
|
4.07.2012
|
Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм.
|
|
5.07.2012
|
Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм
|
|
6.07.2012
|
Детальная разработка дополнительных подпрограмм.
|
|
7.07.2012
|
Доработка процедур.
|
|
8.07.2012
|
Доработка процедур.
|
|
8.07.2012
|
Разработка интерфейса
|
|
9.07.2012
|
Начало работы с основной программой.
|
|
10.07.2012
|
Корректировка основной программы.
|
|
11.07.2012
|
Отладка всей программы.
|
|
12.07.2012
|
Отладка всей программы.
|
|
13.07.2012
|
Разработка руководства программиста.
|
|
14.07.2012
|
Оформление отчета.
|
|
15.07.2012
|
Защита работы.
|
|
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ПРОГРАММУ ПРАКТИКИ
на 201__ / 201__ учебный год
В программу практики вносятся следующие изменения:
Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры
Заведующий кафедрой _________________ И.О. Фамилия
«___»________________20__г.
Внесенные изменения согласованы:
Председатель учебно-методической комиссии
по специальности/направлению
________________________________________ _________________ И.О. Фамилия
(шифр, наименование – полностью)
«___»________________201__г.
Начальник учебно-инженерного отдела __________________ Н.В.Исакова
«___»________________201__г.
|