Муниципальное образование город Краснодар
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
МБОУ гимназии № 23
Председатель совета
__________ К.Э.Пащенко
«31» августа 2016г.
|
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ гимназии № 23
протокол № 1 от 31.08.2016
приказ № 6 от 1.09.2016
Директор _________ О.Ф.Позднякова
«31» августа 2016 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Краснодар
гимназии № 23
ул. Бакинская, 5
г. Краснодар
1.1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
В российском обществе сегодня в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого капитала. Государство формирует новые требования к качеству отечественного образования, предъявляя их педагогическому сообществу в Приоритетном национальном проекте «Образование» и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Сегодня гимназическое образование призвано соответствовать потребностям современного общества в социально и профессионально компетентных людях, способных принимать решения в кризисных ситуациях, берущих на себя ответственность, обладающих широтой взглядов, способных к непрерывному образованию и творчеству. Становящееся в нашей стране гражданское общество будет построено свободными гражданами, занимающими активную социальную и жизненную позицию, способными правовыми средствами отстаивать собственные интересы.
Для решения указанных задач необходимо реализовать подход к обучению, в рамках которого учащийся предстает как субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а учитель – как организатор стимулирующей эту деятельность обучающей среды. Каждый ученик создает свое собственное содержание образования, в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляемое в форме творческих продуктов деятельности. Как результат – становление субъектной позиции в обучении, наличие у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и жизненную самореализацию.
Согласно принятым в нашей стране нормативно-правовым актам, гимназия – это вид общеобразовательного учреждения с повышенным уровнем результатов обучения по изучаемым предметам. Гуманитарная гимназия ориентирована на высокий уровень и приоритетное значение общекультурного компонента содержания образования, установление межпредметных связей в системе общественных и гуманитарных дисциплин через гуманистическую составляющую мировоззрения.
Базовыми концептуальными подходами в организации процесса обучения в МБОУ гимназии № 23 являются гуманистический подход, нацеленный на приоритеты индивидуальности, самобытности, самооценности субъекта, но не отказывающийся от социальной детерминации личности, и компетентностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем таковыми считаются не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Гуманистический подход изменяет направленность современного гимназического образования: 1) индивидуализация – раскрытие личностного потенциала, самореализация, самоутверждение, саморазвитие личности и т.п.; 2) активная социализация – адаптация человека к требованиям общества, освоение социальных и универсальных компетентностей, воспринимаемых как личностный ресурс.
Гимназическое образование традиционно признается универсальным образованием, ориентированным на интеграцию личности обучающихся в систему национальной и мировой культур, активно адаптирующимся к существующим социально-экономическим условиям. Гимназия реализует идею всестороннего развития общих и интеллектуальных способностей, нравственного воспитания личности.
Цели и задачи гуманитарного образования МБОУ гимназии № 23
Основной целью гимназии № 23 является формирование образовательной среды для полноценного развития учащихся, раскрытия их творческого потенциала, развития универсальных и социокультурных компетентностей. Среди общекультурных умений особое внимание уделяется освоению иностранных языков.
Отличительные особенности содержания
гуманитарного образования МБОУ гимназии № 23
Приоритетным направлением Концепции гуманитарного образования гимназии является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у него универсальные компетентности:
Коммуникативная компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая компетентность предполагает овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими).
Социокультурная компетентность включает приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родного языка.
Учебно-познавательная компетентность – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родного языка, литературы и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
В связи с этим перед педагогами гимназии ставятся следующие задачи:
- создать условия для освоения учащимися теоретического и практического материала о языке;
- обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность в монологической и диалогической речи;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательные объекты;
- содействовать развитию у гимназистов умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент, доказательность;
- содействовать развитию таких качеств личности, как собранность, уважительность, любовь к родному языку, культуре и литературе;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Профиль гимназических классов филологический. Предметы, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся в гимназических классах, - русский язык, английский язык.
В гимназии происходит существенное расширение содержания образования в сравнении с государственным минимумом с целью формирования универсальных компетентностей учащихся:
- технология перевода;
- страноведение;
- второй иностранный язык (немецкий / французский);
- программы дополнительного образования.
Углубленное содержание обучения филологических наук связано с особой ролью языкового образования: филологические дисциплины играют ключевую роль в процессе воспитания и образования личности, формирования духовно – нравственных качеств человека, его мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формирования коммуникативной культуры, культуры речевого общения.
Классы
|
Для увеличения часов базовых предметов федерального компонента базисного учебного плана
|
Для усиления базовых предметов федерального компонента учебными предметами, отражающими специфику содержания гимназического образования
|
Всего
|
Количество часов
|
Распределение часов по предметам
|
Количество часов
|
Распределение часов по предметам
|
5 а,б.в,г
|
2
1
|
английский язык
русский язык
|
|
|
|
6 а,б.в,г
|
2
1
|
английский язык
русский язык
|
|
|
|
7 а,б.в,г
|
1
1
|
английский язык
русский язык
|
|
|
|
8 а,б.в,г
|
1
1
|
английский язык
русский язык
|
|
|
|
9 а,б.в,г
|
1
1
|
английский язык
русский язык
|
1
|
технология перевода
|
|
Углублённое изучение английского языка осуществляется в гимназии с 5 по 11 класс: в 5 – 9-х классах основной школы и завершается в профильных филологических и социально-экономических классах старшей школы.
На уровне/этапе углублённого изучения английского языка в гимназии филологическое образование обеспечивается/осуществляется сравнением русского и английского языков, сравнением родного и языковых явлений внутри английского, сопоставлением явлений культуры, овладением культурой межличностного общения за счёт дополнительных часов, выделенных в учебном плане гимназии с 5 по 11 класс.
Специфика гимназии заключается в её ориентированности на подготовку учащихся к межличностному общению, чему способствует участие гимназистов в международных акциях, международных обменных программах, выезды на учёбу, приглашение зарубежных учащихся и преподавателей и другие формы межкультурного общения обучающихся в школе и за её пределами.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство углублённое изучение английского языка в гимназии нацелено на достижение в начальной школе уровня А2 «Допороговый», в основной общеобразовательной школе уровня В1 «Пороговый» и уровня В2 «Пороговый продвинутый» в соответствии с уровнями владения иностранными языками в Евросоюзе.
Для обеспечения дополнительной подготовки учащихся по русскому языку используются часы компонента образовательной организации учебного плана гимназии:
Классы
|
ФГОС (5 - 7 класс)
БУП – 2004 (8 – 9 класс)
(количество часов в неделю)
|
Учебный план гимназии
(количество часов в неделю)
|
5 а,б,в,г
|
5
|
5+1
|
6 а,б,в,г
|
6
|
6+1
|
7 а,б,в,г
|
3
|
3+1
|
8 а,б,в,г
|
3
|
3+1
|
9 а,б,в,г
|
2
|
2+1
|
10 а,б
|
1
|
1+2
|
11а
|
1
|
1+2
|
Современные концептуальные положения, на которые опирается учитель-словесник, требуют от него усиления коммуникативной направленности в преподавании русского языка.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку предполагает, прежде всего, усиление практической направленности изучаемого учебного материала. Поэтому учителя-словесники за основу своей деятельности берут положение о том, что конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Понятие «свободное владение» предполагает прежде всего адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание, построенное с учетом требований языковых норм.
Помимо программ, обязательных для изучения в средней школе, для учащихся разработаны дополнительные образовательные программы, направленные на выявление и развитие основных способностей, лингвистических и культурологических потенциалов, расширяющие образовательные возможности гимназии как ресурсного центра. В гимназии создан банк данных программно-методического обеспечения изучения предметов гуманитарной направленности.
Гимназическое образование должно быть многопрофильным, включающим в себя углубление по комплексу родственных, смежных дисциплин.
Программы дополнительного образования:
Программа «Словарное и фразеологическое богатство русского языка» способствует развитию речи учащихся, направлена на формирование навыков исследовательской деятельности, развивает умение пользоваться справочной литературой, обогащает словарный и фразеологический запас.
Программа «Лингвистический анализ художественного текста» воспитывает чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививает любовь к русскому языку; углубляет сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию; нацелена на совершенствование умений и навыков лингвистического анализа художественного текста, на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, образно и выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли; развивает и совершенствует навыки самообразования, вызывает у учащихся потребность обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковых норм, связанных с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Программа «Язык, стиль, речь» направлена на изучение изобразительно-выразительных возможностей языковых единиц разных уровней; овладение определённой системой филологических понятий, которые помогают осознавать языковые истоки образности и выразительности художественного текста; способствует укреплению потребности в речевом самосовершенствовании; развивает умения самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений, применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания.
Программа «Аутентичный английский» с использованием лингво-страноведческого аспекта способствует формированию и развитию духовно-нравственных, творческих основ личности ребёнка, учит использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира; в рамках социолингвистического пространства осуществляется активизация аутентичного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию.
Программа «Введение в журналистику» имеет практическую направленнсть: учит ориентироваться в основных направлениях и жанрах газетного мастерства; проводить опросы, брать интервью, проводить мини-блицы; уметь писать сообщения, собирать информацию, писать заметки на заданные темы.
В гимназии проводятся мероприятия, направленные как на развитие внутренних потенциалов ребенка, так и на создание благоприятных условий для его роста. Для осуществления поставленных задач проводится работа в разных направлениях:
1. Проведение «недель» предметов гуманитарного цикла: «Неделя английского языка», «Неделя русского языка», «Неделя литературы», целью которых является повышение познавательного интереса учащихся к гуманитарным дисциплинам. Данная работа направлена на формирование у учащихся бережного отношения к родному языку и народной культуре, ответственного отношения к литературному наследию. В связи с этим проводится ряд открытых уроков, организуются литературные праздники.
2. Проектная деятельность:
- работа учащихся в течение учебного года в проектах «Организация воспитательной работы в гимназии посредством участия в международных образовательных обменных программах»; «Культурологические и лингвистические коммуникативные отношения между учащимися гимназии №23 и Европейской школы г.Карлсруэ (Германия) в системе инновационных способов обучения», «Летняя лингвистическая школа».
3. Научно-исследовательская деятельность:
- участие гимназистов в научно – практической конференции «Эврика», конкурсе «Эврика, ЮНИОР»;
- проведение научно-практической конференции учащихся с целью формирования у гимназистов умений и навыков научных исследований в области русского и английского языков.
4. Выпуск гимназической газеты «Know How».
Деятельность гимназических творческих коллективов: вокального ансамбля «Мелодия», студии бального танца «Жемчужинка», театральных кружков.
|