МУРАВЬЕВА Любовь Юрьевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 333
Невского района г. Санкт-Петербурга,
руководитель УМО «Логопеды Невской
заставы», Почётный работник общего
образования РФ, Ветеран труда РФ
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail:
Из опыта работы учителя-логопеда.
Методика и практика коррекционной работы
Аннотация. В статье автор описывает ряд полифункциональных видов коррекционной работы.
Ключевые слова: логопедия; коррекционная работа;
Работая в логопедическом пункте в течение длительного времени, мы замечаем резкое увеличение количества обучающихся с многокомпонентным нарушением письма, так называемой, смешанной дисграфией. Это обусловленно снижением уровня развития готовности ребенка – интеллектуальной, моторной, эмоциональной, психической, физиологической – к процессу обучения в школе, а также недостаточной сформированностью сочетанной работы анализаторов. Таким обучающимся необходимо оказывать своевременную коррекционную помощь, направленную на:
- развитие психических функций ребёнка (каждая психическая функция зависит от зрелости соответствующих структур мозга, а степень развития мозговых структур зависит от интенсивности их эксплуатации – востребованности для жизнеобеспечения);
- развитие анализаторов и координацию их деятельности;
- общее развитие речи (расширение, активизация словаря, словообразовательный и словосочетательный тренинг, составлении фраз, понимание различных логических конструкций и т.д.).
В последнее время для коррекционных педагогов стала актуальной проблема организации урока, его структуры и содержания таким образом, чтобы используя простые, удобные и интересные детям виды работ, максимально усилить коррекционный компонент занятия. У каждого учителя-логопеда в профессиональной копилке можно найти массу интересных заданий. Исходя из личного опыта и опыта коллег, нами подобраны упражнения, выполнение которых способствует решению поставленных задач.
Предлагаем вниманию читателя некоторые из них:
Диктуется ряд чисел / слов различных орфографических или лексических групп:
а) 1, 4, 5, 8, 9 – запомни и запиши через одно (1, 5, 9). Что можно сказать об этих числах? (нечетные, идёт увеличение на четыре) Какие числа пропустили? (4, 8 – чётные числа);
б) ворона, трава, сорока, дрова, корова, поле – запомни и запиши через одно (ворона, сорока, корова). Что общего в этих словах? (слова на -оро-, словарные слова, обозначают одушевлённые предметы). Какие слова пропустили? (трава, дрова – слова с проверяемыми безударными гласными).
В подобных упражнениях решаются не только орфографические или математические задачи, но и происходит координирование работы анализаторов, развивается внимание, память, мышление.
Сделать на уроке труда полоски, на которые наклеить вырезанные выпуклые или тактильно ощущаемые (бархатные, картонные, из наждачной бумаги) буквы, цифры или геометрические фигуры.
Инструкция
с закрытыми глазами «узнать» геометрические фигуры / буквы / цифры, не открывая глаза перечислить их;
затем открыть глаза, еще раз изучить карточку, перевернуть, восстановить последовательность элементов в тетради;
затем проверить по карточке (можно использовать работу в парах).
Учитель предъявляет карточку, на которой, чередуясь, написаны слова и цифры.
Инструкция:
слова читаем хором вслух, а цифры прописываем в воздухе;
-
затем карточка убирается и даётся задание записать цифры (слова), которые запомнили;
В этом задании мы развиваем слуховую, зрительную, двигательную, артикуляторную память и соответствующий тип внимания, т.е. координируем работу 4-х анализаторов.
Необходимо выполнить задание по инструкции, прозвучавшей только один раз. Первая инструкция для первой строки – нарисовать три квадрата, четыре кружка, пять треугольников. Вторая инструкция для второй строки – нарисовать четыре кружка, пять треугольников, три квадрата. Третья инструкция для третьей строки – нарисовать пять треугольников, три квадрата, четыре кружка. Затем можно попросить четвертую строку нарисовать самостоятельно, предварительно проанализировав предыдущие и найдя логическую последовательность.
Чтение с карандашом. На карточке у каждого ученика текст, который надо внимательно прочитать, а затем пересказать. При чтении параллельно необходимо карандашом отмечать данные в инструкции буквы (напр. увидишь букву «а» обведи её, увидишь букву «о» зачеркни её, букву «б» подчеркни). При выполнении этого упражнения можно использовать цветные карандаши, свой цвет для каждой буквы. Для проверки рекомендуется использовать работу в парах.
Нахождение фразы по фрагменту (рис. 1, 2).
рис. 1
рис. 2
Предъявляется карточка с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами) примерно на 10-45 секунд.
Необходимо запомнить всё, что изображено на карточке. При этом запрещается наклонять, поворачивать голову. Задание достаточно вариативно. Количество вариантов зависит от фантазии педагога. Например:
◦ Можно предъявить другую карточку с некоторыми изменениями (цвета, расположения, содержания и т.д.) Необходимо отметить, что изменилось, что появилось, что исчезло и т.д.
рис. 3
◦ Можно поиграть с содержанием (рис. 3). После предъявления и запоминания карточка переворачивается, и учитель-логопед задает следующие вопросы:
- Какие цвета не были использованы при оформлении карточки?
- Какие цвета были использованы при оформлении карточки?
- Какое слово было написано фиолетовым цветом (синим, малиновым…)?
- Сколько слов написано на карточке?
- Обозначьте словами местоположение определенного слова?
- Какое слово написано по диагонали справа налево вверх?
- Какое слово соответствует слогоритмической схеме хХх?
- Какое слово соответствует морфемной схеме ͡ ˄ □?
И т.д.
◦ Можно задать инструкцию на выделение определенного слова (рис. 3). Вспомни слова, обозначающие неодушевленный предмет (одушевленный / отвечающее на вопрос «какой?» и т.д.). Из этих слов выбери слово (слова), написанное вверх ногами, мужского рода. (котенок) Какое слово можно сочетать с ним по смыслу? (пушистый) Какие орфограммы есть в этих словах? Составь транскрипции слов. Составь словосочетание. Определи главное и зависимое слово. Используя это словосочетание, составь предложение по схеме. Разбери предложение по составу.
Прослушайте внимательно слова: парта, ручка, карандаш, солнце, тетрадь (параллельно учитель делает 1-2 удара на каждом слове карандашом или другим предметом по столу).
Сколько ударов я сделала? Сколько слов прозвучало? Какое слово было первым? Вторым?... Можно ли связать эти слова по смыслу?
Исключите лишнее слово и объясните своё решение (солнце, потому что не относится к школьным предметам / парта, потому что в этом слове нет орфограмм).
Повторите слова по памяти в том порядке, в котором они стояли (в обратном порядке).
Запишите эти слова столбиком (строчкой) в тетрадь по инструкции (инструкция может быть разной, например, с использованием предлогов со значением местоположения: перед, после под, над, между и т.д.).
Составьте предложение.
Все мы прекрасно понимаем, что на уроке лишнего времени нет. Но можно применять некоторые виды работ для организации контекста урока, а можно как пятиминутку-разминку использовать в начале урока или вместо физкультминутки. Ведь представленные упражнения являются полифункциональными и вариативными и открывают простор для педагогической фантазии.
Надеемся, что предложенные нами простые приемы работы будут интересны читателю и пополнят методическую копилку учителя-логопеда.
|