ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЕКЛУШИН Артём Владимирович
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В КОНТЕКСТЕ «УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» СТРАНЫ
ENERGY POLICY OF CANADA IN THE CONTEXT OF “SUSTAINABLE DEVELOPMENT” OF THE COUNTRY
Выпускная квалификационная бакалаврская работа
по направлению 031900 «Международные отношения»
Научный руководитель –
доктор исторических наук,
профессор Ю. Г. Акимов
Студент:
Научный руководитель:
Работа представлена на кафедру
“___” ______________ 2016 г.
Заведующий кафедрой:
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение…………………………… …...3
Глава I. Концепция «устойчивого развития» и энергетическая политика Канады..…8
1.1. Концепция «Устойчивого развития»: история и современное положение….. ... 8
1.2. Стратегия «Устойчивого развития» Канады: эволюция, институты, цели, современное положение………………………………………………… …………..….11
1.3. Общая характеристика энергетической политики Канады, особенности правового регулирования энергетического сектора…………………………………… ………….17
1.4. Современное состояние энергетического сектора Канады: последствия кризисов 2008 и 2014 годов…………………………………………………………… …………..21
Глава II. Анализ ключевых энергетических отраслей Канады… 26
2.1. Нефтяная отрасль как наиболее развитая энергетическая сфера…………..………..26
2.2. Отрасль природного газа. …….………………………………… ……………….33
2.3. Угольная промышленность……………………………………… ………………..37
2.4. Ядерная энергетика. …….……………………………………… ……………….40
2.5. Возобновляемые источники энергии как перспективная энергетическая отрасль .41
Глава III. Будущее энергетики Канады в контексте «устойчивого развития» 45
3.1. Анализ эффективности стратегии «устойчивого развития» в Канаде за период 2013 – 2015 год…………...... …….45
3.2. Сценарии развития Канадской энергетики………………….…… …….…51
3.3. Рекомендации по развитию энергетического сектора Канады…… ………53
Заключение………………………………………………………….… 57
Список использованных источников и литературы…………… …………59
Приложения……………………………………………………..…… ….68
Введение
На протяжении истории человечество изобретало новые способы переработки энергоресурсов и осваивало новые источники энергии. Поэтому неудивительно, что страны, обладавшие значительным количеством ресурсов, стремились постоянно получить наибольшую выгоду от их продажи или использования, независимо от вредного воздействия на экосистему страны и планеты в целом1. Вопросы экологического плана находились в сфере интересов лишь узкого круга специалистов.
Однако, в 1970-х годах были получены данные, свидетельствовавшие о колоссальном негативном антропогенном влиянии на состояние планеты, которое при неконтролируемом росте потребления энергии может привести к глобальной катастрофе. Поэтому перед мировым сообществом встал вопрос о возможных путях решения данной проблемы.
Одним из предложенных вариантов стала концепция «устойчивого развития» - концепция развития человечества, которая базировалась на принципе «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без создания угрозы для удовлетворения потребностей будущих поколений»2. Иными словами, данная концепция не отвергает экономическое развитие стран и социальный прогресс, но в дополнение к ним, выступает за разумное использование энергетических ресурсов, которое позволит улучшать качество жизни людей и их удовлетворенность.
В XXI веке данная концепция является ориентиром для правительств развитых стран при проведении политики и формировании собственных стратегий развития. И Канада не стала исключением, поскольку обладает огромным количеством разнообразных природных ресурсов, развитой инфраструктурой, надёжной правовой системой и стремится к достижению долгосрочных целей, дальнейшему развитию энергетического потенциала и сохранению природных богатств для будущих поколений.
Актуальность исследования определяется следующими положениями:
Во-первых, вопросы экологической безопасности занимают важное место в мировой повестке. Каждая страна стремится выработать определенный комплекс правил, который позволил бы ей использовать доступные ресурсы максимально эффективным способом без нанесения ущерба природным экосистемам. Внедрение концепция «устойчивого развития» является одним из наиболее перспективных и эффективных политик в данном направлении.
Во-вторых, за последние два года конъюнктура энергетических рынков претерпела значительные изменения. Резкое падение цен на нефть, увеличение конкурентоспособности зеленых технологий, «шельфовый бум» значительно повлияли на энергетическую политику стран, заставив их искать новые пути развития и выходы на международные рынки3.
В-третьих, Канаде для достижения долгосрочных энергетических целей необходимо преодолеть ряд испытаний, которые уже сейчас снижают энергетический потенциал страны. Среди них: стареющая инфраструктура, зависимость от экспорта энергоносителей в США, непоследовательность экологической политики, необходимость перехода к «зелёным» источникам энергии, и рост конкуренции на мировых рынках.
В-четвертых, в настоящее время важное значение уделяется технологиям, которые позволяют уменьшить ущерб экосистемам от вредных производств: например, технологиям по улавливанию и хранению углерода. В данном направлении Канада является лидером. Например, в 2014 году была установлена полномасштабная система по улавливанию и хранению углерода на электростанцию, работающую на угле, сократив вредные выбросы на 90%4.
Объект исследования – энергетический сектор Канады и политика «устойчивого развития».
Предмет исследования – энергетическая политика Канады в контексте «устойчивого развития».
Цель данной работы: выявить специфику энергетической политики Канады в контексте «устойчивого развития» страны.
В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:
Выявить особенности развития концепции "устойчивого развития" в Канаде.
Показать современное состояние энергетической политики Канады: её сильные и слабые стороны.
На основе анализа ключевых энергетических отраслей предложить рекомендации по их развитию.
Выявить ключевые тенденции развития энергетического сектора Канады на ближайшее десятилетие.
Оценить успешность реализации стратегии «устойчивого развития» Канады за период 2013-2016 год.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1995 года по 2016 год. Именно в 1995 году в Канаде концепция «устойчивого развития» была включена в официальную политику страны. В настоящее время стратегия «устойчивого развития» страны обновляется раз в три года и 2016 год является годом окончания действия очередной стратегии, что позволяет нам подвести итоги и оценить её эффективность.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами документов.
Во-первых, это законодательные акты и прочие юридические документы Правительства Канады. Источники этой группы содержат в себе нормативно – правовую базу исследования, позволяют оценить проработанность вопросов экологической и энергетической политики и вопросов «устойчивого развития» в законодательной базе Канады.
Во-вторых, отчеты департаментов, комиссий и служб по вопросам экологической и энергетической политики и «устойчивого развития». В том числе, в данную категорию попадают документы Национальной службы энергетики Канады, комиссии по ядерной безопасности. Данные документы позволяют отследить качество исполнения указаний Правительства, оценить перспективы развития и выявить проблемные зоны.
В-третьих, различные документы международных организаций в том числе, изданные Международным Энергетическим Агентством. Данная категория позволяет сравнить показатели различных стран, выявить сходства и различия.
В-четвертых, отчеты неправительственных и общественных организаций, исследовательских центров и специалистов. Например, к данной группе относятся отчеты исследовательского центра Дэвида Сузуки (David Suzuki)5, который занимается вопросами «устойчивого развития» Канады на протяжении 16 лет.
Степень научной разработанности проблемы. Тема энергетической политики Канады и вопросы «устойчивого развития» являются малоизученными в русскоязычном научном пространстве, что характеризует данную работу как содержащую научную новизну. В связи с этим аналитическая работа велась преимущественно на английском и французском языках, которые признаны официальными языками страны.
Для аналитической работы использовался корпус научных трудов преимущественно зарубежных исследователей, посвященных анализу энергетической политики Канады и вопросов «устойчивого развития» страны. Использованную в настоящем исследовании литературу можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся труды, посвященные теоретической базе концепции «устойчивого развития». В данную группу вошли работы авторитетных американских экспертов, в том числе работы Джеффри Сакса (Jeffrey Sachs), который в 2015 году выпустил книгу «Век устойчивого развития», которая не только даёт фундаментальный базис концепции, но и позволяет сравнить прогресс стран и мира в целом в данном направлении. Также в данную категорию попадают работы Джона Блюита (John Blewitt) и Питера Роджерса (Peter Rogers) и ряда других авторов6.
Вторая группа работ посвящена непосредственно развитию концепции «устойчивого развития» в Канаде. В первую очередь это исследование Брюса Доерна (Bruce Doern) «Энергетическая политика Канады и борьба за «устойчивое развитие»7. В данном труде автор анализирует те препятствия, которые стояли перед страной на пути достижению «устойчивого развития». Автор исследует период с начала 1980-х годов до начала XXI века, выделяя ключевые моменты развития данной концепции в Канаде.
Наконец, третья группа состоит из литературы, посвященной энергетике Северной Америки и Канады в частности. В том числе работы Дэвида Брукса (David Brooks) и Р. Найла (R. Nyle) и ряда других авторов, которые формируют целостное представление об энергетических рынках Северной Америки и Канады, перспективы развития и сложности8.
Также были использованы работы преподавателей Факультета Международных Отношений по данной проблематике, в частности: Юрия Германовича Акимова9 и Андрея Алексеевича Алимова10.
Методология. При работе над данным исследованием были использованы различные методы политических исследований в том числе методы, содержащие в себе элементы системного, сравнительного анализа, а также анализа по показателям. Так, для выявления особенностей развития концепции «устойчивого развития» в Канаде использовался метод сравнения, а для подготовки рекомендаций по развитию был использован метод построения сценариев.
Научная новизна работы.
Во-первых, при аналитической работе были введены в научный оборот новейшие (2014-2016 года) материалы на английском и французском языках, которые не были переведены на русский язык.
Во-вторых, были выявлены особенности энергетической политики Канады на современном этапе, а также выявлены текущие проблемы и возможности для развития.
В-третьих, были предложены конкретные рекомендации по развитию энергетической политики в контексте «устойчивого развития» страны.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и двух приложений.
В первой главе проводится исторический анализ концепции «устойчивого развития», имплементации положений данной концепции в политику Канады, а также анализируется состояние энергетического сектора страны на 2016 год.
В второй главе проводится анализ ключевых энергетических отраслей Канады: нефть, газ, ядерная энергетика, возобновляемые источники энергии. В каждой отрасли выводится ряд рекомендаций для Правительства страны.
Третья глава посвящена анализу эффективности стратегии «устойчивого развития» в Канаде, анализируется энергетика Канады с учетом возможных сценариев развития, фундаментальных проблемам и способов их преодоления. Выводятся рекомендации, относительно ведения энергетической политики в соответствии с принципами «устойчивого развития», учитывая национальные и экономические интересы страны.
Глава I
Концепция «устойчивого развития» и энергетическая политика Канады
1.1. Концепция «Устойчивого развития»: история и современное положение
За много веков характер взаимоотношения человека и природы значительно изменился. С развитием технологий и знаний, человечество получало всё больший контроль над окружающей средой и всё больше возможностей для её использования. Однако, вплоть до XIX века рост использования природных ресурсов носило линейный характер. Поворотным моментом стала Великая индустриальная революция, которая началась в Великобритании в конце XVIII века11. К первой половине XIX века волна революции перенеслась уже на весь мир и менее чем за 70 лет радикальным образом изменила жизнь людей: начиная от роста продолжительности жизни и повышения доступности медицинских технологий, заканчивая изменением структуры энергопотребления и использованием новейших технических достижений, которые требовали большое количество топлива.
В это же время ряд политиков и ученых выразили свою обеспокоенность вопросом о том, какие социальные и экологические последствия будет иметь промышленная революция12. А к концу XIX века под руководством Эугениуса Варминга была создана экологическая концепция и было положено начало развития данному направлению в научной среде, которое было выделено в самостоятельную дисциплину уже в XX веке. Именно в то время научное признание получают концепции о взаимосвязи всех живых организмов на планете и теория природных циклов. А к 1930 – м годам экономисты начинают построение моделей по управлению и использованию невозобновляемых природных ресурсов.
Первая половина XX века характеризуется резким ростом темпов потребления энергоресурсов, а ключевым моментом стал послевоенный период 1950 – х годов, когда вся мощь производства была направлена на восстановление стран Европы. Этот этап был отмечен значительным увеличением уровня потребления энергии, как людей, так и предприятий, а внедрение таких технологических продуктов как пластик, синтетические химикаты, ядерная энергия, пестициды лишь усиливали нагрузку на экосистему планеты.
Кульминация наступила в конце 1970-х годов, после нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов, когда правительства многих стран осознали насколько глубока зависимость мирового сообщества от невозобновляемых ресурсов. С данного момента мы можем говорить о вхождении вопросов энергетической и экологической безопасности в международную повестку дня: так в 1972 году в Стокгольме состоялась конференция ООН на которой была создана «Программа ООН по окружающей среде», которая впервые упоминала термин «устойчивое развитие», а мировые правительства отныне обязались вести координированную политику в вопросах экологии и защиты окружающей среды. В этом же году был опубликован доклад Римского Клуба под названием «Пределы роста», в котором утверждалось, что даже при наиболее благоприятных условиях к 2100 году человечество ждёт катастрофа из-за критического истощения природных ресурсов13. Таким образом была заложена основа, подтолкнувшая мировое сообщество к консолидации усилий по решению проблемы.
Во многом, данная работа стала мощным толчком к развитию для многих правительств и общественных организаций, которые начали предлагать пути выхода из кризиса. Данный вопрос затронул всех акторов международных отношений, включая международные организации, которые приняли активное участие в разработке сценариев выхода из кризиса. Так в 1980 году Международный союз охраны природы опубликовал «Всемирную стратегию сохранения природы», которая освещала проблему сокращения лесов и разнообразия флоры и фауны, и которая также оперировала термином «устойчивое развитие».
Наконец в 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором было определено понятие «устойчивого развития», а также были изложены основные принципы, которые позволяли государству развиваться без нанесения ущерба окружающей среде14.
Таким образом, данный доклад положил начало концепции «устойчивого развития» в её современном понятии, определив его как «развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества»15. Следовательно, при устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Притом, концепция не ограничивает экономическое развитие государства, а наоборот поощряет его, при условии ответственного отношения к окружающей среде.
Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные толкования данного термина, которые были предложены различными организациями и институтами16, однако во всех случаях основу концепции составляют три столпа – три вектора развития: экономическое, экологическое и социальное.
Экономическая составляющая направлена на повышение благосостояния людей и экономики страны, введение инноваций, улучшение структуры занятости и бизнес – культуры. Положения концепции подчеркивают, что для развития государству необходимо эффективно использовать ресурсы и грамотно использовать возможности для экспансии. Таким образом, экономическая основа и благополучие являются главной составляющей развития государства.
Экологическая составляющая концепции, в свою очередь, не допускает истощения и «переиспользования» ресурсной базы для того, чтобы и будущие поколения могли ей воспользоваться. Следовательно, у компаний не получится максимизировать прибыль и минимизировать издержки, однако в долгосрочной перспективе такое поведение ведет к более грамотному и длительному использованию ресурсной базы. В эту же категорию попадают такие цели как сохранение биоразнообразия на нашей планете, контроль уровней выделения углекислых газов и замедление глобального потепления. Во многом, экологическая составляющая концепции является наиболее важной частью и именно она позволяет стране выстраивать долгосрочную экологическую и энергетическую политику.
Третий компонент – социальное развитие, которое подразумевает сохранение социальных и культурных систем, а также культурного капитала и многообразия. Положения концепции ратуют за справедливое разделение благ, введение эффективных механизмов принятия решений, создание рабочих мест и повышения качества жизни людей, их удовлетворенности жизнью17.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная задача «устойчивого развития» заключается в поддержании некого баланса между экономическим развитием страны и её стремлением максимизировать прибыль и долгосрочными интересами, которые заключаются в сохранении ресурсной базы и постоянным повышением качества жизни, человеческого потенциала.
Подводя итог, нужно отметить, что идея защиты природных ресурсов появилась ещё в XVII веке, однако вплоть до середины XX века эта проблема была на периферии и не получала должного внимания общественности. Даже в двадцатом столетии вопросы экологической и энергетической безопасности были уделом узкого круга ученых, активистов и политиков. Однако последствия нефтяных шоков 1970-х годов заставили мировое сообщество не только обратить внимание на проблему исчерпания ресурсной базы, «перерасхода» или загрязнения, но и искать пути решения данных проблем.
Таким образом, концепция «устойчивого развития» была предложена, с одной стороны, как способ преодоления главной экологической угрозы современности, а с другой как своеобразная «дорожная карта», которую государство может использовать при формировании своей политики в различных сферах. Притом, данная концепция может быть применена как к отдельному государству, так и к миру в целом, что позволяет «синхронизировать» цели и задачи в развитии, отслеживать успехи. Иными словами, проводить более грамотную и релевантную политику.
|