Скачать 96.6 Kb.
|
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ПРОКОПОВИЧ Галина Алексеевна доктор юридических наук, профессор E-mail: galina-prokopovich@yandex.ru; тел: + 7(495)684-28-85 Краткая аннотация: в статье рассматривается правовой режим земель железнодорожного транспорта; исследуется понятие объекта земельных отношений, порядок его охраны и использования; анализируются элементы правового режима земель железнодорожного транспорта; раскрывается понятие «полоса отвода земельных участков» и определяется её статус. Short abstract: The article considers the legal regime of land railway transport; investigate the concept of the object of land relations, the order of protection and their use; analyzes the elements of the legal regime of land railway transport; reveals the concept of "ROW land" and its status is determined. Ключевые слова: земля, природный ресурс, правовой режим, земельные отношения. Keywords: land, natural resources, the legal regime of land relations. Земля как объект природы представляет собой определённую часть земной поверхности. Бобылев А.И. определяет понятие земли как «природный объект, природный ресурс, природный комплекс, представляющий собой поверхностный почвенный слой планеты», и обращает внимание на то, что земля выполняет не только социальные, экологические функций, но и экономические1. Экономическая ценность земли заключается в том, что её следует рассматривать и как самостоятельный объект недвижимости, и как «определённую территорию, являющуюся пространственной сферой деятельности земельного собственника, на которой он может возводить здания, строения и различные сооружения»2, т.е. она одновременно является основой для возникновения любого объекта недвижимости. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся, в том числе, и земельные участки. Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок. Для того, чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован. Таким юридическим действием является определение границ земельного участка в планах и внесение его в натуру. После этого определяется площадь земельного участка. Далее, что вполне логично, необходимо определиться с правовым режимом этого участка. Понятие «правовой режим земель» в действующем законодательстве не раскрывается. Поэтому определения данного понятия в земельно-правовой науке значительно разнятся. Не будем углубляться в тему дискуссии, поскольку нам гораздо важнее определиться с правовым режимом земель именно железнодорожного транспорта. По мнению большинства авторов ― это установленный нормами права порядок использования и охраны указанных земель. В свою очередь порядок использования и охраны земель железнодорожного транспорта складывается из совокупности элементов, составляющих правовой режим земель. На наш взгляд, соглашаясь с мнением наиболее авторитетных в сфере именно экологического и земельного права, основными элементами правового режима земель железнодорожного транспорта являются: а) порядок предоставления земель организациям железнодорожного транспорта; б) право собственности на землю, право землепользования, землевладения, аренда земли; в) права и обязанности участников земельных отношений на железнодорожном транспорте или мера их возможного и должного поведения; г) управление земельными ресурсами на железнодорожном транспорте; д) охрана земель на железнодорожном транспорте; е) ответственность за нарушение земельного законодательства на железнодорожном транспорте; ж) разрешение земельных споров3. Одним из важнейших элементов правового режима земель железнодорожного транспорта является предоставление земель для нужд железнодорожного транспорта. Именно в процессе предоставления земель осуществляются такие юридические действия, как: • определение организации железнодорожного транспорта как участника земельных отношений; • установление титула пользования, владения, аренды, собственности на земельный участок; • определение нормы предоставления земельного участка в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности организаций железнодорожного транспорта; • установление целевого назначения предоставляемого земельного участка организации железнодорожного транспорта и другие действия, характеризующие правовой режим земель железнодорожного транспорта. Земли железнодорожного транспорта ― это земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог ― это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, линий связи и др. объектов железнодорожного транспорта. Ширину земельных участков полосы отвода определяют ряд условий и факторов, таких, как, например, конфигурация земляного полотна, размеры искусственных сооружений; рельеф местности и пр. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»4 в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: • не допускать размещения капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; • не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений – проведение сельскохозяйственных работ; • не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; • не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; • отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров. В развитие данных положений Минтрансом РФ был издан Приказ от 06.08.2008 № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчёта охранных зон железных дорог»5. Учитывая, что основной отличительный признак полосы отвода железной дороги ― это её очень большая протяжённость6, довольно часто у многих лиц возникает потребность в той или иной степени пользоваться частью земельных участков, составляющих полосу отвода (например, необходимость прохода или проезда через неё). Для этих целей предусматривается установление сервитутов. Наряду с установлением запретов на отдельные виды деятельности в полосе отвода железных дорог законодательством прямо установлена обязанность землепользователей обеспечивать интересы третьих лиц и предоставлять им право ограниченного пользования частью земельных участков полосы отвода, т.е. предусмотрены основания установления сервитутов. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – арендатор) предусмотрены следующие основания установления сервитутов в полосе отвода железной дороги: • арендатор земельного участка обязан обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Минтрансом России7 ; • арендатор обязан обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений8 к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Минтрансом России. Ещё одно основание установления сервитута в полосе отвода железных дорог предусмотрено примерной формой договора субаренды земельного участка (части земельного участка), находящегося у арендатора, утверждённой Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 апреля 2005 г. № 506р. Данный документ предусматривает обязательное включение в договор субаренды положений о строгом соблюдении субарендатором целевого назначения полученных земель, а также о соблюдении режима земель полосы отвода железных дорог. Одновременно ОАО «РЖД» наделяется правом осуществлять контроль за целевым использованием переданных в субаренду земель. С точки зрения субъектного состава в полосе отвода железных дорог может устанавливаться как частный, так и публичный сервитут. Если при частном сервитуте обладателем ограниченного права пользования земельным участком является собственник другой (сопряжённой) недвижимости, то в случае с публичным сервитутом таким лицом является всякий желающий воспользоваться таким правом. Сервитуты, устанавливаемые в отношении земельных участков, составляющих полосу отвода железных дорог, с точки зрения их предназначения носят публично-правовой характер, поскольку служат публичной цели – обеспечению безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющихся федеральной собственностью. Особенностью публичных сервитутов является их правовое регулирование преимущественно актами специального законодательства9. Но при особенно большой ценности земли в столице, всегда есть соблазн переступить через них. Так, по мнению Винокурова К., на Московской железной дороге, даже при наличии сведений о незаконных сделках с землями железнодорожного транспорта, комитеты на них не реагируют, свои полномочия не используют10. Не безынтересна и позиция Московского земельного комитета, утверждающего, что ст. 8 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 26.06.2007) «О статусе столицы Российской Федерации» предоставляет Правительству Москвы право определять все объекты собственности, находящиеся на территории города, как собственность Москвы. Как следствие – земельными инспекторами в Москве выносятся незаконные предписания в адрес предприятий железнодорожного транспорта о расторжении договоров временного пользования землями этого транспорта. Между тем порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти11. К настоящему времени ряд распоряжений префектов административных округов Москвы признаны недействительными судами по заявлениям Московских транспортной и региональной природоохранной прокуратур. Подобные действия являются нарушением требования ст. 1 ГК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела участников гражданских отношений, а также ст. 125 ГК РФ, предусматривающей, что от имени субъектов Российской Федерации органы государственной власти могут осуществлять имущественные права и обязанности только в рамках их компетенции. Подобные нарушения стали возможными и из-за пассивной позиции отдельных руководителей железных дорог, предприятий железнодорожного транспорта, которые не используют предоставленные им ст. 305 ГК РФ права на оспаривание в суде незаконных решений. Надлежащих мер, направленных на оформление правоустанавливающих документов на землю и изъятие земельных участков из незаконного пользования, зачастую не принимают. Есть, безусловно, и другие причины, но если говорить в целом по ситуации, то неправомерное использование земель железнодорожного транспорта влечёт за собой в большинстве случаев немалый материальный ущерб предприятиям, за которыми они закреплены. 1 Бобылев А.И. Проблемы развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 7. С. 88. 2 Духно Н.А. Экологический правопорядок: понятие, структура, управление, способы защиты. М.: МИИТ, 2000. С. 213 - 246. 3 См., например: Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // КонсультантПлюс, 2012; Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб., 2006; Пашова М.С., Пашов Д.Б. Управление в области использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2011. № 6. . 4 «Собрание законодательства РФ», 16.10.2006, № 42, ст. 4385. 5 Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.09.2008 № 12203. 6 Крассов О.И. Юридическое понятие "земельный участок" // КонсультантПлюс, 2012. 7 Приказ Минтранса России от 26 марта 2009 г. N 46 "О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)" // Российская газета. 2009. 29 апреля; распоряжение Минтранса России от 30 мая 2001 г. N АН-47-р "Об утверждении Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта" (документ официально опубликован не был). 8 К линейным сооружениям (объектам) относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; линии связи; коллекторы; газопроводы; иные подобного рода сооружения. 9 См.: Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». 10 Винокуров К. Как используются земли железнодорожного транспорта // «Законность», № 8, 2000. 11 См. Приказ МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц, утвердивший «Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог». |
Научно-методический журнал Издается с января 2004 года Рао; М. А. Лукацкий, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент рао; М. Н. Махмудов, кандидат физико-математических... |
Книга посвящена проблемам, связанным с изучением «Слова о Полку Игореве» Рецензенты: доктор филологических наук, профессор, академик ан рт закиев М. З., доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент... |
||
Российской Федерации Дальневосточный государственный университет... Л. П. Бондаренко, канд филол наук, профессор; Л. Е. Корнилова, старший преподаватель; Н. С. Морева, канд филол наук, профессор, М.... |
"Социокультурные и философские аспекты билингвизма" по специальности... Колыхалова Ольга Алексеевна, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор |
||
Лавренова Г. В., Лавренов В. К Лавренова Галина Владимировна — доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургского медицинского |
Продукты питания и риск развития интоксикации диоксинами и диоксиноподобными соединениями Н. Г. Проданчук, чл корр. Амн украины, профессор, доктор мед наук, Г. М. Балан, профессор, доктор мед наук |
||
Институт русского языка им. В. В. Виноградова ... |
Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д |
||
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная... Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор... |
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная... Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор... |
||
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации Колодкин Л. М. доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Академии управления... |
Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных... Инструкцию разработали: доктор техн наук Э. М. Базелян, Н. С. Берлина, канд техн наук Р. К. Борисов, доктор техн наук Е. С. Колечицкий,... |
||
Учебник для студентов О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16,... |
Законность применения санкций за нарушение налогового законодательства Д. Бахрах, доктор юридических наук, профессор Уральской государственной юридической академии |
||
Программа по антикоррупц ... |
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор, заслуженный... Ii. Международное экологическое право отрасль современного международного права |
Поиск |