Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Управляющий совет Решением педагогического
МБОУ-СОШ №12 совета МБОУ-СОШ №12
_________ Л.Б.Сувязова протокол №1 от 28 августа 2015г
«27» августа 2015 года приказ №01-15/515 от 2015 года
_____________ В.В.Рафиков
«01» сентября 2015 года
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы №12
г.Армавир, ул.Кирова, 129
г.Армавир
2015 год
Содержание
1.Целевой раздел 3
Обществознание (включая экономику и право) 53
Обязательный минимум содержания 54
2.8.География 56
Обязательный минимум содержания 56
2.9. Биология 63
Обязательный минимум содержания 64
2.10.Физика 70
Обязательный минимум содержания 71
2.11.Химия 76
Обязательный минимум содержания 77
2.12. Музыка 80
Обязательный минимум содержания 81
2.13.Изобразительное искусство 86
Обязательный минимум содержания 87
Обязательный минимум содержания 87
2.14.Технология 91
Обязательный минимум содержания 92
2.15. Основы безопасности жизнедеятельности 103
Обязательный минимум содержания 103
2.16.Физическая культура 106
Обязательный минимум содержания 106
2.17.Кубановедение 109
Обязательный минимум содержания 110
3.Организационный раздел 119
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 134
Кадровое обеспечение 135
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы 148
3.9.Контроль состояния системы оценки условий. 155
3.10.Мониторинг системы условий. 157
Мониторинг системы условий. 157
-
Целевой раздел
-
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования для 7–9-х классов (ФКГОС-2004) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №12 разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждѐнным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 (п.10) к структуре основной образовательной программы и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержание образовательной программы сформировано с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) с изменениями, внесѐнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008г. №164, от 31 августа 2009г. №320, от 19 октября
2009г. №427 и от 10 ноября 2011г. №2643.
Целями реализации данной программы являются:
формирование у обучающихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка обучающихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Задачи реализации основной образовательной программы (ФКГОС-2004):
достижение выпускниками уровня функциональной грамотности;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
В основе реализации основной образовательной программы лежит деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС-2004)
В результате освоения содержания основного общего образования (ФКГОС-2004) у учащегося формируется предметная компетентность по каждому учебному предмету, а также он получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников, а именно:
в познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.), определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике, использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
в информационно-коммуникативной деятельности:
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;
осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право иметь иное мнение);
создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составление плана, тезисов, конспекта, приведение примеров, подбор аргументов;
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных;
в рефлексивной деятельности:
самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий, поиск и устранение причин возникших трудностей, оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей, соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил, здорового образа жизни;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинѐнный и др.);
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей, использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004)
Оценка, контроль и учѐт результатов освоения учащимися Образовательной программы основного общего образования (ФКГОС-2004) осуществляется в соответствии с Положением по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы (протокол № 1 от 29 августа 2014 года)
В данном разделе приводится обязательный минимум содержания основных образовательных программ по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования, которое должно быть в полном объѐме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов и курсов.
Рабочие программы по учебным предметам, используемые в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №12, приводятся в приложении.
2.1. Русский язык (родной язык)
Место курса «Русский (родной) язык» в учебном (образовательном) плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №12
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет "Русский язык" выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Обязательный минимум содержания
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей. Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные
темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ. Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык - язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного
употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление.
Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
Русский язык в образовательном учреждении с родным (нерусским) языком обучения
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы. Различение устной и письменной форм речи,
диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. Нормы русского литературного языка. Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации. Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими источниками. Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения. Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Общие сведения о русском языке Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык - язык русской художественной литературы. Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства. Основные лингвистические словари. Система языка Фонетика. Орфоэпия. Интонация Система гласных и согласных звуков речи, их произношение. Отличия от звуков родного языка. Слог, ударение, их особенности. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. Интонация, ее особенности. Основные типы интонации. Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари. Преодоление в произношении влияния звуковой системы и интонации родного языка.
Состав слова и словообразование.
Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные
слова. Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка. Основные способы образования слов в русском языке. Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы, их значение, употребление. Морфология Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Категория одушевленности и неодушевленности. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная
системы русского языка. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Синтаксис Словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста.
Орфография.Пунктуация.
Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных,правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения. Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
|