Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий


Скачать 0.79 Mb.
Название Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Предоставление военнослужащим служебных жилых помещений

А.В. Молодых, адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета

1. Понятие служебного жилого помещения

В отличие от прежнего порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, который в основном регулировался Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285 (далее — Приказ МО СССР № 285), с января 1993 г. Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (а в последующем Федеральным законом от 27 мая 1998 г.) был установлен совершенно иной порядок обеспечения жильем военнослужащих, в том числе и служебными жилыми помещениями.

Из сравнительного анализа названных нормативных правовых актов следует, что главным отличительным признаком служебно-должностного жилого помещения (по приказу МО СССР № 285) от служебного жилого помещения (по Закону «О статусе военнослужащих) является обязательное наличие при предоставлении жилья такого факта, как занимаемая определенная воинская должность.

Сегодня, после вступления в силу вышеназванных законов (законов «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. и от 27 мая 1998 г.), все без исключения военнослужащие могут быть обеспечены служебной жилой площадью, но не служебно-должностной. Причем некоторые категории военнослужащих во время прохождения военной службы обеспечиваются только служебной жилой площадью.

Жилищным законодательством (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РСФСР (далее — ЖК РСФСР) установлено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. При этом ЖК РСФСР безотносительно к фондовой принадлежности к служебным жилым помещениям относит жилые помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от нее (ст. 101 ЖК РСФСР).

Таким образом, служебные жилые помещения представляют собой вид жилья, предназначенный для временного, а не для постоянного проживания, и могут использоваться только в целях, указанных в законе. По мнению одного из ведущих специалистов в области жилищного права, П.И. Седугина, служебные жилые помещения не входят в состав жилищного фонда социального использования, из чего следует, что служебное жилье имеет специальный режим, отличный от других (коммерческого и социального найма).

В литературе выделяются следующие юридические признаки служебного жилого помещения:

— назначение помещения;

— заселение определенным кругом лиц (определенными категориями военнослужащих);

— нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

— включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).

Что касается первого признака (назначение помещения), прежде всего следует различать понятия ведомственного жилья и служебного жилого помещения, так как нередки случаи, когда военнослужащему предоставляется служебное жилое помещение, которое на самом деле не является таковым, в результате чего могут возникнуть негативные последствия как для командира воинской части, предоставившего жилое помещение, так и для самого военнослужащего и членов его семьи.

Ведомственные квартиры — это жилые помещения, расположенные в жилых домах, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений, в том числе воинских частей, и казенных предприятий.

Ведомственная площадь предоставляется, как правило, работникам указанных предприятий. При этом права по пользованию жилым помещением у лиц, проживающих на ведомственной жилой площади, такие же, как и у граждан, проживающих в муниципальных квартирах по договору социального найма, что является существенным отличием ведомственного жилья от служебного жилого помещения, поскольку права граждан по пользованию последним ограничены (ст. 106 ЖК РСФСР).

Военнослужащий, как и любой гражданин, вселившись на законном основании в ведомственную квартиру, которая не включена в число служебных, приобретает, по сути, бессрочное право пользования данной жилой площадью и в дальнейшем, осуществив меры по приватизации указанного жилого помещения, может распорядиться им по своему усмотрению.

Предоставление же служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено лишь создать надлежащие жилищно-бытовые условия для выполнения служебных обязанностей военнослужащего и носит временный характер. Служебное жилое помещение может находиться в домах любого жилищного фонда, в том числе переданных в хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений (ведомственных)10 .

Следующим отличительным признаком, присущим только служебным жилым помещениям, является учет служебного жилья в органах местного самоуправления.

Согласно ЖК РСФСР (ч. 1 ст. 101), жилые помещения включаются в число служебных решением органа местного самоуправления11 .

Свидетельством различного понимания ведомственного и служебного жилья служат также разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от 26 декабря 1984 г. № 512 . Согласно п. 20 данного постановления помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Анализируя вышеуказанные нормативные правовые акты, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР приходим к выводу: важнейшим характеризующим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Поэтому, прежде чем заключать с военнослужащими жилищные договоры, предусмотренные постановлением Правительства РФ «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» от 4 мая 1999 г. № 48713 , необходимо осуществить меры по переводу жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны или другого федерального органа исполнительной власти (ведомственный жилищный фонд), в служебные, т.е. меры по формированию служебного жилищного фонда, о которых говорилось еще в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 г. № 159214 . При этом Президент РФ названным Указом поручил Правительству РФ разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Заметим, ни слова не было сказано в данном правовом акте о жилых помещениях, находящихся территориально вне закрытых и обособленных городков.

Однако законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений по расположению жилых помещений, подлежащих закреплению в качестве служебных. Поэтому Министерство обороны РФ может осуществлять меры по переводу жилых помещений в статус служебных (включению их в число служебных по ходатайству военного ведомства перед органами местной администрации) как в закрытых и обособленных городках (согласно упомянутому Указу Президента РФ Министерство обороны РФ обязано это сделать), так и на территории любого населенного пункта Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что лицо не может быть выселено со служебной жилой площади без предоставления другого жилого помещения, если оно прекратило трудовые отношения (в случае прекращения контракта о прохождении военной службы) с предоставившей его организацией до включения помещения в число служебных15 .

По мнению начальника Главного квартирно-эксплутационного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта Власова В.В., в ближайшие годы объективно количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, будет снижаться, а доля нуждающихся в служебном жилье — возрастать. При этом с учетом средней продолжительности военной службы (25—30 лет) окончательный переход к обеспечению военнослужащих служебным жильем завершится к 2020—2025 гг.16 

Еще одним юридическим признаком, отличающим служебное жилье от любого другого, является то, что служебное жилое помещение предоставляется не всем гражданам, а только работникам предприятий, организаций и учреждений. Причем согласно ст. 102 ЖК РСФСР перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Российской Федерации и Правительством РФ.

27 января 1995 г. в ЖК РСФСР (ст. 104) были внесены изменения, согласно которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих17 .

2. Категории военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями

Здесь необходимо отметить, что предоставление служебных жилых помещений военнослужащим обусловлено лишь общим сроком службы и моментом заключения первого контракта о прохождении военной службы, а также отсутствием жилья по установленным нормам по месту прохождения военной службы. Именно по этим критериям, называемым условиями (предпосылками), предоставления жилого помещения определяется правовой статус военнослужащего по вопросу обеспечения его и членов его семьи жильем. В одном случае он может требовать предоставления постоянного либо служебного жилого помещения (по своему выбору), а в другом — только служебного жилья.

Из анализа норм действующего сегодня законодательства РФ, регламентирующего обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту18 , и членов их семей жилищем, следует, что служебные жилые помещения с различным режимом пользования предоставляются трем категориям (группам) военнослужащих.

Первая группа военнослужащих во время прохождения службы обеспечивается только служебными жилыми помещениями19  на весь срок военной службы (см.: п. 1, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). К ним относятся:

— военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации20  по представлению Министерства обороны Российской Федерации21 .

Исходя из смысла п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что вышеназванная категория военнослужащих обеспечивается только временными жилыми помещениями. Иначе говоря, военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. должен прослужить не менее десяти лет, прежде чем приобретет право на постоянное жилье для себя и членов своей семьи в случае увольнения из Вооруженных Сил РФ за счет государства или с помощью льгот, предусмотренных законодательством. Причем данный военнослужащий приобретет право на постоянное жилье только при условии, что он будет уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по «льготным» основаниям, которые включают в себя следующие: по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (см. пп. 1, 14, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). При этом военнослужащий, прослуживший более десяти лет, при увольнении по льготным основаниям не может быть исключен без его согласия из списков очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см.: п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.).

В случае если военнослужащий не подлежит увольнению по «льготным» основаниям, то он и члены его семьи приобретают право на получение постоянного жилья за счет государства только по истечении двадцати лет общего срока военной службы.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при любых обстоятельствах военнослужащий сначала должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, прежде чем будут учитываться все остальные условия для постановки его в очередь на улучшение жилищных условий (получение жилья).

Тем не менее на сегодня никаким нормативным правовым актом не определено, с какого времени военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебным жилым помещением, может быть включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, иначе говоря, в списки на получение жилья по договору социального найма, т. е. постоянного жилого помещения за счет государства. Лишь при выборе другого места жительства (не там, где окончил службу) не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей он приобретает право быть включенным органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (см. п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В результате военнослужащий, отслуживший более десяти лет, приобретает лишь право быть включенным в списки на получение жилья за один год или три года до увольнения по льготным основаниям. Но когда он реально получит жилье, неизвестно, несмотря на то, что пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предусмотрен в данном случае срок предоставления жилого помещения в течение трех месяцев со дня прибытия военнослужащего на избранное место жительства. Вместе с тем органом, обязанным обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилищем, является уже не Министерство обороны Российской Федерации, а органы местного самоуправления, несмотря на то, что финансирование программы строительства жилья для военнослужащих должно осуществляться из федерального бюджета. Поэтому обеспечение граждан, уволенных из Вооруженных Сил, ставится сегодня в зависимость от финансирования со стороны Правительства Российской Федерации. Финансирование же, в свою очередь, по различным причинам не позволяет на данном этапе решить проблему своевременного обустройства военнослужащих и членов их семей.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного...
«Город Томск» порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Город Томск»,...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Свод правил
Сп 13130, в том числе доходных домов и общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Должностная инструкция
Уборщик служебных помещений, относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется в установленном действующим трудовым...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Инструкция № по охране труда для уборщика служебных помещений
Настоящая инструкция по охране труда для уборщика служебных помещений, далее – Инструкция, регламентирует безопасный, порядок действий...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon В. П. Казанцев инструкция по охране труда для уборщика служебных помещений
Инструкция, регламентирует безопасный, с точки зрения охраны труда, порядок действий уборщика служебных помещений при проведении...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Инструкция по охране труда уборщика служебных помещений в школе 1
К работе уборщиком служебных помещений в школе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж, знающие инструкцию по охране...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Инструкция по охране труда для уборщика служебных помещений настоящая...
Настоящая инструкция по охране труда для уборщика служебных помещений, далее – Инструкция, регламентирует безопасный, с точки зрения...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Правила пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий, зданий административных
Настоящие правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для жилых домов, общежитий, гостиниц, зданий
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Должностной инструкции уборщика служебных помещений школы
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик уборщика служебных помещений
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Должностная инструкция уборщика служебных помещений
Уборщик служебных помещений принимается на работу и увольняется с работы директором школы по представлению заместителя директора...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Заявка
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Заявка
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Приказ №58 от 01. 10. 2007 уборщик служебных помещений общие положения
Уборщик служебных помещений принимается на работу и увольняется с работы директором школы без предъявления требований к образованию...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Должностная инструкция уборщик служебных помещений
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность уборщика служебных помещений
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Металлокаркасный технологический павильон ООО «нвк» г. Москва 2014...
Павильон предназначен для бытовых и служебных помещений. Одновременно, при объединении двух и более павильонов, их можно использовать...
Установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий icon Должностная инструкция уборщика служебных помещений
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по общеотраслевой профессии рабочего...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск