Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет бизнеса и менеджмента
Школа логистики
Кафедра управления логистической инфраструктурой
Рабочая программа дисциплины
«Транспортировка в цепях поставок »
для образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок»
направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ, 3 курс
Разработчик программы:
Домнина Светлана Викторовна к.т.н., доцент, svd@realtrans.ru
Одобрена на заседании кафедры управления логистической инфраструктурой
«27» августа 2015 г
Зав. кафедрой В.Д.Герами ______________
Рекомендована Академическим советом образовательной программы
«27» августа 2015 г., № протокола 1
Утверждена «31» августа 2015 г.
Академический руководитель образовательной программы
В.В. Дыбская ______________
Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа устанавливает минимальные требования к тематике и направленности дисциплины, к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание учебных занятий и формы контроля.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» по специализации «Логистика и управление цепями поставок».
Программа разработана в соответствии с:
• образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», утв. 26.12.2014 г.;
• рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», специализация «Логистика и управление цепями поставок», утвержденным 20.04.2015 г.
2 Цели дисциплины «Транспортировка в цепях поставок»
- углубленное изучение и обсуждение отдельных вопросов, связанных с транспортным обеспечением внешней торговли;
- изучение методов анализа и обоснования решений в сфере транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности;
-изучение нормативных актов, регулирующих международные перевозки грузов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в семинаре
В результате изучения дисциплины студент должен:
• получить знания в области международных перевозок грузов;
• выработать понимание взаимосвязей между различными дисциплинами, изучаемыми в рамках направления;
• приобрести навыки работы с товаросопроводительными и товарно-транспортными документами;
• закрепить навыки применения методов качественного и количественного анализа транспортных систем;
• закрепить и углубить навыки работы с информационными источниками, в том числе, на английском языке.
Дисциплина «Транспортировка в цепях поставок» направлена на освоение следующих компетенций:
– умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
– способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- умение анализировать и рассчитывать основные количественные характеристики транспортно-логистических систем (СК).
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
«Транспортировка в цепях поставок» входит в состав цикла профессиональных дисциплин и блока дисциплин, обеспечивающих профильную подготовку.
Для специализации «Логистика и управление цепями поставок» данная дисциплина является обязательной.
«Транспортировка в цепях поставок» базируется на следующих дисциплинах:
• «Основы логистики»;
• «Системный анализ»;
• «Управление транспортными системами».
Студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
• знания на уровне общих понятий логистики, базовых моделей и принципов экономической теории, основ управления транспортными системами;
• умения самостоятельно работать с литературой и WEB-источниками, понимать применять информационные технологии для решения задач различного характера;
• владение средствами Microsoft Office для работы с данными, решения задач расчетно-аналитического характера и подготовки презентаций.
5 Тематический план научного семинара
Изучаемый материал дисциплины структурирован по отдельным актуальным темам, связанным с управлением транспортными системами.
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
Часть 1
|
1. Роль, место и значение транспорта в международной и внешней торговле
|
10
|
2
|
-
|
|
8
|
2. Характеристика транспортных средств для международных перевозок грузов
|
12
|
2
|
2
|
|
8
|
3. Правовое и коммерческое обеспечение внешнеторговых перевозок грузов.
|
22
|
12
|
6
|
|
20
|
4. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности
|
18
|
4
|
2
|
|
12
|
5. Контроль за работой транспорта.
Международные конвенции и соглашения, технические средства контроля.
|
14
|
4
|
2
|
|
8
|
6. Организация и условия международных смешанных перевозок. Перевозка грузов международного транзита
|
16
|
4
|
-
|
|
12
|
Всего (1-6)
|
108
|
28
|
12
|
|
68
|
6 Формы контроля
В ходе семинара осуществляется текущий и итоговый контроль (см. таблицу).
Оценки по всем формам контроля выставляются по десятибалльной шкале.
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Параметры
|
Текущий
(неделя)
|
Учет посещаемости
|
Количество посещенных семинаров
|
Учет работы на семинаре
|
Качество выступлений с сообщениями и докладами
Активность при обсуждении
Результаты тестирования
|
Итоговый
|
Экзамен
|
Проводится в форме теста
|
В рамках текущего контроля преподаватель оценивает посещаемость, качество подготовки, а также активность студентов в дискуссиях и правильность решения задач на семинаре. Оценки в рамках текущего контроля выставляются в рабочую ведомость. По завершении всех занятий формируется накопленная оценка по результатам текущего контроля.
Результирующая оценка рассчитывается следующим образом:
Орез = 0,5 х Онак + 0,5 х•Озач,
где Онак - накопленная оценка по результатам текущего контроля;
Озач – оценка, полученная на итоговом зачете.
Накопленная оценка по результатам текущего контроля определяется следующим образом:
Онак= 0,5 х Опос + 0,4 х Одок +0,1 х Оакт,
где Опос – накопленная оценка по показателю посещаемости;
Одок – накопленная оценка качества докладов и сообщений;
Оакт – накопленная оценка активности в дискуссиях
Округление рассчитанных оценок во всех случаях производится в пользу студента.
7 Содержание дисциплины
Тема 1. Роль, место и значение транспорта во внешней торговле
Транспортное обеспечение внешнеэкономических связей. Экспорт транспортных услуг. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности, их понятие и классификация. Транспортный мониторинг.
Тема 2. Характеристика транспортных средств для международных перевозок грузов
Транспортные средства, их классификация. Требования к транспортным средствам при выполнении международных перевозок грузов.
Кейс. Выбор транспортных средств.
Тема 3. Правовое и коммерческое обеспечение внешнеторговых перевозок разными видами транспорта
Правовая основа осуществления транспортных операций в международной торговле.
Основные международные договоры и конвенции, регулирующие перевозки внешнеторговых грузов: международное регулирование на основных видах транспорта. Правовое регулирование международных перевозок нормами национального права.
Транспортная составляющая в контрактной цене товара. Факторы транспортного обслуживания.
Договор международной перевозки и его типы. Принципы составления договоров перевозки. Особенности договоров международной перевозки на основных видах транспорта.
Организация и условия международных регулярных морских перевозок. Договор морской перевозки в срочном линейном судоходстве. Мировой фрахтовый рынок. Виды фрахтования морского тоннажа. Факторы ценообразования в трамповом судоходстве. Чартер как договор фрахтования. Техника фрахтовых операций.
Организация перевозок грузов по железным дорогам. Условия международных железнодорожных перевозок грузов. Накладные СМГС, КОТИФ. Условия оформления перевозки грузов между странами, в которых действуют разные системы международного транспортного права.
Организация и условия перевозок грузов в международном автомобильном сообщении. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза. Накладная CMR. Особенности таможенного регулирования международных автомобильных перевозок грузов. принципы построения, функционирование и перспективы системы МДП (TIR). Международные автомобильные грузовые тарифы. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.
Организация и условия перевозок внешнеторговых грузов на воздушном транспорте. Правила перевозки грузов ИАТА. Правила международных воздушных перевозок в России. Назначение, функции и содержание международной авианакладной. Комплект перевозочных документов. Международные грузовые авиатарифы: основные, классовые и специальные тарифы (корейты).
Семинары
1.Транспортные условия в договорах поставки (купли-продажи).
2.Транспортные особенности базисных условий поставки. Классификация и транспортные особенности отдельных базисных условий поставки. Практика применения базисных условий поставки.
3.Структура и содержание договоров международной перевозки грузов и грузовых перевозочных документов.
4.Коносамент и иные грузовые перевозочные документы на морском транспорте. Проведение аудита товаросопроводительных и транспортных документов.
5. Накладная CMR и порядок заполнения .
Тема 4. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности
Сущность и виды транспортного страхования. Страхование «каско», «карго», “ответственности перевозчика”, “зеленая карта” и др. Принципы и правила страхования грузов. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая. Страхование грузов и внешнеторговый контракт. Критерии выбора надежной страховой компании.
Семинар: обоснование целесообразности страхования на примере “ответственности перевозчика”.
Тема 5. Контроль за работой транспорта
Соглашение ЕСТР о режиме труда и отдыха водителей. Тахограф: типы приборов учета - аналоговые и цифровые тахографы. Ограничение движения и влияние на сроки доставки грузов.
Семинар. Составление графика движения транспортного средства с учетом ограничений.
Тема 6. Организация и условия международных смешанных перевозок. Перевозка грузов международного транзита
Понятие прямой смешанной перевозки и ее характеристики. Основные принципы организации интермодальных сообщений. Конвенция о международных смешанных перевозках грузов. Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок. Типы и содержание документов смешанной перевозки. Понятие транзита. Транспортные и транзитные коридоры.
Конвенция МДП. Международный таможенный транзит.
Основные понятия, связанные с устойчивым развитием и «зеленой логистикой». Зарождение концепции устойчивого развития. Триединый подход в обеспечении устойчивого развития. Принцип интернализации издержек. Возникновение и повышение рыночной ценности «зеленой логистики». Основные инструменты «зеленой логистики». Стандарты ISO по экологическому менеджменту. Отражение принципов «зеленой логистики» в документах государственной транспортной политики. Состояние «зеленой логистики» в Российской Федерации.
8 Образовательные технологии
При проведении семинара используются следующие основные формы работы:
• презентация материала преподавателем (возможно приглашение докладчиков)
• доклады студентов (индивидуальные или групповые);
• обсуждение кейсов, совместное решение задач
Используемая образовательная технология интегрирует методы традиционного обучения и инновационные методы активной совместной работы преподавателя и студентов – дискуссии, презентации, анализ ситуаций профессионального содержания.
Мониторинг качества усвоения учебного материала осуществляется в процессе каждого учебного занятия. Значительное внимание уделяется методам самостоятельной внеаудиторной ра-боты студентов, результаты которой оцениваются в процессе их выступлений на семинарских за-нятиях, а также по содержанию и глубине задаваемых студентами вопросов по самостоятельно изученному материалу.
Семинарские занятия проводятся в компьютерных классах с обеспечением возможности компьютерных презентаций, подготовленных преподавателем и студентами.
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1. Каковы различия между традиционными и современными цепями поставок?
2. Какую роль играют транспортные услуги в современных цепях поставок?
3. Каковы основные тенденции развития транспорта, обусловленные требованиями цепей поставок?
4. Как классифицируются глобальные цепи поставок с точки зрения обслуживаемых товарных рынков?
5. Какую роль играют транспортные услуги в формировании добавленной стоимости в цепях поставок?
6. Какие основные value added услуги транспорта существуют на современном рынке?
7. Как связаны условия поставки товара и условия транспортировки груза?
8. Почему при формировании условий договора поставки желательно участие экспедитора?
9. Чем обусловлено периодическое внесение изменений в систему INCOTERMS? Како-вы отличительные особенности системы INCOTERMS 2010?
10. По каким признакам группируются базисы системы INCOTERMS?
11. На каких условиях осуществляется обязательное страхование в системе INCOTERMS?
12. Как соотносятся понятия «мультимодальных» и «интермодальных» перевозок?
13. В чем суть основных моделей интермодальных перевозок?
14. Каковы достоинства и недостатки различных интермодальных единиц с точки зрения обеспечения цепей поставок?
15. Какова роль оператора мультимодальной перевозки на рынке транспортных услуг?
16. В чем суть концепции «floatingstock”?
17. Каковы основные принципы устойчивого развития?
18. В чем суть триединого подхода в обеспечении устойчивого развития?
19. Какова направленность и рыночная роль стандартов ISO по экологическому менеджменту?
20. Каковы основные инструменты «зеленой логистики»?
10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.1 Основная литература
1. Корпоративная логистика в вопросах и ответах /под общ. инауч. ред. проф. В.И. Сергеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013., с.265-330.
2. Герами В.Д., Колик А.В. Обоснование проектных решений по транспортировке в цепях поставок: Учебное пособие. – М.: Техполиграфцентр, 2013, -64 с.
3. К.И.Плужников, Ю.А.Чунтомова. Транспортное экспедирование, агентирование и брокераж. ТрансЛит, М., 2012. - 560 с.
4. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе Рос-сии: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012.-524с.
10.2 Дополнительная литература
1. Кириллова А.Г. Мультимодальные контейнерные и контрейлерные перевозки. ВИ-НИТИ РАН, М., 2011. – 259 с.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Минтранс России, 2012 (проект, сайт www.mintrans.ru)
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Министерство транспорта Российской Федерации, 2012 (www.mintrans.ru)
4. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б., Шилимов М.В. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии. Транспорт, М., 2009. – 336 с.
5. Журналы: «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика сегодня», «Логи-стика», «РИСК», «Транспорт: наука, техника, управление» (ВИНИТИ РАН)
6. Reverse logistics magazine. www.rlmagazine.com/edition01p12.php
7. PPIAF Toolkit for improving the Rail Sector Performance. www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/documents/toolkits/railways_toolkit/index.html
2. Международное частное транспортное право. Учебное пособие. Статут. 2010 год К.В. Холопов
3. Перевозка экспортно-импортных грузов: организация логистических систем. / Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004.
4. Справочник логиста. Международная перевозка грузов. Том 2, Сергеев В.И., Чепурной М.Ю., Мкртчан Г.Р., МЦВДТ “Москва”, 2007 год
5. Домнина С.В. Управление внешнеторговыми перевозками. Курс лекций, 2013 (на диске автора).
Нормативные правовые акты
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Гл. 40 «Перевозка», Глава 41 «Транспортная экспедиция».
7. Федеральный Закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
9. Кодекс Внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
10. Воздушный кодекс Российской Федерации.
11. Устав автомобильного транспорта Российской Федерации.
12. Закон Российской Федерации от 30.06.2003 № 87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
13. Инструкция о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.1996 (с изм. на 22.01.2004).
10.3 Дистанционная поддержка дисциплины
Для обеспечения интерактивного и непрерывного учебного процесса в качестве образовательных технологий используются коммуникационные средства, предоставляемые сетью «Интернет», в частности, осуществляется информационный обмен посредством электронной почты.
11 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Семинары проводятся в аудитории, оснащенной мультимедийными средствами проведения презентаций и показа видеофильмов.
|