А вдруг через пятнадцать лет окажется, что и нынешний
я так же сер и несвободен, как и в детстве,
и даже хуже, потому что теперь я считаю себя взрослым,
достаточно много знающим и достаточно пережившим,
чтобы иметь основания для самодовольства и для права судить.
Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»
Снег падает на небольшой город за полярным кругом, фонари, освещающие утренние улицы, выглядят уставшими, непросто им, видимо, дались последние три месяца, они скоро смогут отдохнуть, а мне еще четыре месяца светить (улыбаюсь). Середина февраля, закончилась моя первая полярная ночь, 9 часов утра, на горизонте брезжит рассвет. Легкий мороз заставляет снег скрипеть под ногами, по этому скрипучему снегу, словно мотыльки на свет, со всех сторон к школе стекаются дети, укутанные в шарфы, втягивающие руки поглубже в рукава курток, они идут на свет, а в школе уже толкотня у раздевалок, шум и гомон. Просочившись через переполненное фойе на лестничный пролет, уже слышу: «Павел Юрьевич, как настроить сервер для Maincraft1?» Предлагаю посмотреть гайд2 на YouTube и следую к своему кабинету. Возле двери кабинета уже поджидают девятиклассники, у них свои вопросы, имеет ли смысл сейчас майнить3 Bitcoin4, и AMD или NVidia5, собираюсь с мыслями, начинаю объяснять, а вдалеке уже слышно «Эщкере6». Начинается новый учебный день. Ееееебой7! Звенит звонок, занимаю место у доски, 9 класс рассаживается по местам, девочки, пока не растрепались причёски и свеж макияж, делают фото для Instagram8, из наушников Игорька доносится Face9 «Средний палец всем моим учителям. Ваши дети меня слышат, когда плачут по ночам», за второй партой обсуждают финал EpicenterXL10, и «затащит» ли EG11. Что вообще происходит? Всё просто, расцвела информационная эпоха. Охота чаю...
Детей бить нельзя, утверждал Тэдди. Их и без
тебя будут всю жизнь колотить кому не лень, а если тебе
хочется его ударить, дай лучше по морде самому
себе, это будет полезней.
Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»
Я прекрасно помню время, когда я сам учился в школе, когда я находился по ту сторону
парты. Отличалось ли моё поколение от нынешнего поколения? Думаю, нет. Просто у нас не было таких технических возможностей. Мои сверстницы в то время также хотели быть привлекательными, с друзьями мы также использовали слэнг и прятали от родителей кассеты с записями таких асоциальных команд как «Сектор газа» и «Красная плесень» (краснею). Изменился ли с тех пор я? Безусловно. Сегодня мне больше нравится слушать Рихарда Вагнера, Антонио Вивальди и слэнг использую всё реже (улыбаюсь).
За последние 10 лет изменилось многое, когда я регистрировался в ВКонтакте в 2007 году, там не было и миллиона аккаунтов, сейчас их ~250 000 000 . Видеоблогеры в погоне за хайпом и лайками заливают ежедневно тысячи видеосоветов на видеохостинг «YouTube», правильность даваемых советов и адекватность советчиков зачастую вызывают сомнения. Социальные сети наполнены тематическими группами, среди этих групп попадаются и очень опасные. Индустрия развлечений штампует новые видеоигры с огромной скоростью, видеоигры, которые отнимут у вас время, не сделав вас счастливым, оторвут от реальности. Заводы Поднебесной ежемесячно выплёвывают миллионы аппаратов, которые позволят открыть этот ящик Пандоры на скорости 4G. Контролировать эти процессы не под силу ни модераторам социальных сетей, ни учителям, ни родителям.
Но у нас, у учителей, есть всё, для того чтобы не потерять будущее для нынешнего поколения. Уинстон Черчиль сказал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать». Мы, учителя, как никто другой, умеем расположить к себе детей, мы умеем сказать так, что они поймут нас, поверят нам. Наша задача состоит в создании обстановки, которая даст альтернативу виртуальному миру, заставит работать его на благо. Научить распознавать «годный контент» (полезную информацию) от инструмента манипулирования сознанием. Показать, что разбираться в литературе, кинематографе, музыке модно и полезно для духовного и интеллектуального развития. А для этого учитель должен знать, что происходит в быстро меняющейся молодежной среде, быть в курсе интересов обучающихся, как говорят сами подростки, «быть на одной волне».
Возможно, тяга ко всему новому, и привела меня в педагогику. Думаю, случилось это в годы, когда я еще сам являлся обучающимся школы, посещал уроки, факультативы. Вот именно занятие на факультативе, в то время популярном и довольно новом, сейчас даже и не вспомню, как он назывался, то ли «Азы компьютерной грамотности», то ли «Информатика для всех» (это уже не важно) стимулировало мой рост в этом направлении. У меня до сих пор вызывает чувство ностальгии воспоминания об атмосфере, которая была создана педагогом, учителем информатики, Зоркальцевой Инной Валерьевной. Нас, обучающихся школы, посещало эти занятия человек 15, все мы были разного возраста и обладали разным уровнем знаний, но это не было для нас преградой. Мы трудились над общими проектами (писали прикладные программы образовательного характера), выступали на семинарах, конкурсах и олимпиадах, проводили мастер-классы для сверстников, помогали педагогам школы осваивать новую для них среду (каждый из нас был закреплен за определенным педагогом). Более открытое общение с педагогами и более старшими сверстниками, взаимоуважение, ощущение важности того, что мы делали, где-то на уровне подсознания посеяло семя, которому суждено было прорасти в педагогическую деятельность.
Именно такую обстановку я пытаюсь воспроизводить во время своей работы сегодня. Обстановку, позволяющую быть для ребенка не просто учителем, а наставником, помогающим ему творчески реализоваться, обстановку, способствующую проектной деятельности.
Проектная деятельность, возрождаемая ныне в педагогике, является важнейшим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода, основы Федерального государственного образовательного стандарта. Организуя с обучающимися проектную деятельность, удается на занятиях повышать мотивацию к обучению, развивать творческие способности, формировать ответственность, создавать условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Педагогика как наука может осуществляться только в контакте воспитателя и воспитуемого. В который раз соглашаюсь с парадоксальным, на первый взгляд, суждением Станислава Теофиловича Шацкого, что «педагог создается как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и, в известной степени, ученик может быть назван его учителем».
За время совместной работы с обучающимися нам удалось реализовать массу проектов, по таким направлениям, как мультипликация, видео и аудиомонтаж, робототехника, радиоэлектроника, механотроника. Повлияла ли эта деятельность на профессиональную ориентацию выпускников. Думаю, да. И сейчас я имею удовольствие наблюдать, как из высших и средних технических учреждений выпускаются молодые квалифицированные инженерные и технические специалисты, ранее посещающие мои занятия.
Воспитание подрастающих инженеров - цель моей педагогической деятельности.
Звенит звонок с восьмого урока. За окном яркое солнце, голубое небо, глазами ищу на покрытых снегом ветвях елей белку (давно её не видно). «Павел Юрьевич, опять датчик глючит!»,
-возвращает меня в реальность Матвей. Внимание Артёма поглотил экран телефона, заскучал, Артём. Эщкере. Ну, давайте разбираться. Так и не выпил я сегодня чаю…
Я ироничен — может быть. Но это происходит
потому, что всю свою жизнь я слышу болтовню
о пропастях. Все утверждают, что человечество катится
в пропасть, но доказать ничего не могут. И на поверку
всегда оказывается, что весь этот
философский пессимизм — следствие семейных
неурядиц или нехваткой денежных знаков...
Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»
Курдаков П.Ю.
2018 г.
1. Minecraft — компьютерная игра в стиле песочницы с открытым миром, в которой перед игроком не ставятся какие-либо определённые цели — игроки сами выбирают, что им делать в игре.
2. Гайд (guide, гид) — план, руководство, инструкция, справочник (чаще всего, для начинающих), описывающей порядок действий для достижения какой-то цели или гид – путеводитель.
3. Майнинг, также добыча (от англ. mining — добыча полезных ископаемых) — деятельность по созданию новых структур (обычно речь идёт о новых блоках в блокчейне) для обеспечения функционирования криптовалютных платформ.
4. Биткойн - инновационная платежная сеть и новый вид денег.
5. AMD и NVidia - американские компании, крупнейшие разработчики графических ускорителей и процессоров, а также наборов системной логики.
6. «Эщкере» — популярная в рэперской тусовке фраза, которая произошла от английского слова esketit, что на самом деле означает let's get it, то есть «давайте это получим», «давайте замутим» и так далее, вариантов может быть много в зависимости от контекста.
7. «Ее бой» (англ. yeah boy) –интернет мем. Подходит ко всему происходящему вокруг и выражает положительное/саркастичное мнение.
8. Instagram — бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
9. Иван Дрёмин (род. 8 апреля 1997 года, Уфа, Россия), более известный по сценическому имени Face— российский рэп-исполнитель.
10. EpicenterXL - крупнейшее киберспортивное событие 2018 года в СНГ – в дисциплине Dota 2. (призовой фонд $1 000 000).
11. Evil Geniuses (сокращённо EG) — профессиональная мультигейминговая организация США. В основном они известны своими выступлениями по Dota 2, Counter-Strike 1.6 и StarCraft II.
|