«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования»


Скачать 0.54 Mb.
Название «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
страница 1/5
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Проект муниципальной опорно – методической площадки

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Ф.И.О. разработчика: старший воспитатель БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка».

Адрес: 161400. Вологодская область, Кичменсгко - Городецкий район, село Кичменгский Городок, улица Мира, дом 10.

Контактный телефон: 2-16-30.

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Содержание:

1.Пояснительная записка____________________________________________3 стр.
2. Актуальность____________________________________________________5 стр.
3. Продуктивность реализации ООПДО БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» и её соответствие приоритетному направлению_______________________________________________________6 стр.

4. Создание условий в ДОО для развития познавательной деятельности детей с использованием регионального компонента в инновационном режиме______8 стр.

5. Результативность_______________________________________________13 стр.

6 .Проект ОПМ площадки «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования»_____________15 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема применения знаний в жизни, в практике продолжает существовать, несмотря на появлении в образовании новых идей, направлений, возникновение большого количества технологий. В связи с этим, назрела необходимость, в первую очередь создать условия в дошкольной организации, и во вторую очередь помочь педагогам тщательно разобраться в той или иной новой технологии, с тем или иным новшеством, систематизировать работу по освоению и внедрению регионального компонента в практику в соответствии с ФГОСДО.

Надо сказать, что пять лет назад работа по региональному компоненту в нашей дошкольной организации велась традиционно. Однако, на сегодняшний день мы рассматриваем региональный компонент, как инновацию, т.к. работа строится таким образом, что задействованы социальные институты села Кичменгский Городок, и даже был опыт работы выхода на межрегиональный уровень, уровень Вологодской области.

Проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию потенциала педагогов, разработав систему мероприятий по внедрению регионального компонента в ДОО с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, все это привело к стремлению поделиться опытом работы и стать опорно - методической площадкой на уровне района, что позволит достичь новых образовательных результатов, помочь педагогам района использовать опыт нашей дошкольной организации в разработке 2 части образовательной программы в соответствии с ФГОСДО.

Задачи, которые ставит администрация ДОО перед педагогическим коллективом это:

  • обеспечить повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОО;

  • обеспечить непрерывность образовательной деятельности с учетом регионального компонента;

  • создать условия для развития потенциала педагогов с учетом регионального компонента;

  • содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов;

  • создать банк теоретических и практических материалов опыта работы педагогов и знаний детей с учетом регионального компонента;

  • обеспечить взаимодействие с социальными институтами села Кичменгский Городок.


«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

Конвенция о правах ребенка Статья 29
В ДОО созданы все условия для организации образовательного процесса с учетом регионального компонента, а именно:


  • системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности);

  • наличие у педагогов личного плана работы с детьми по региональному компоненту, который мобилизует его потенциальные способности. Этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога;

  • постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

  • создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства с учетом регионального компонента, где каждый ощущает свою значимость;

  • установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему;

  • проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности с учетом регионального компонента, где каждый высказывает собственную точку зрения.

По результатам работы педагогов ДОО в инновационном режиме по использованию регионального компонента обобщался опыт работы, который был представлен на различных уровнях, в публикациях и проектах. Инновационная деятельность с учетом регионального компонента ярко прослеживается и в вариативной части учебного плана, содержащая региональный компонент дошкольного образования и направленная на знакомство дошкольников с историей и культурой края. Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Именно поэтому коллектив детского сада решил работать более углубленно, используя региональный компонент. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, педагоги детского сада исходят из того, что он должен быть широко включен в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОО в соответствии с 5 образовательными областями, что предусматривает ФГОСДО. Содержание направления, осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируют представления о символике Кичменгского Городка, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует на наш взгляд, повышению качества образования в дошкольном учреждении, о чем свидетельствуют результаты диагностики знаний детей по краеведению.

Мы надеемся, что наша задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на наш взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не случайно, что в последние годы проблема формирования национального самосознания стала предметом пристального изучения педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении углубления его регионализации.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории.

Мы живем и работаем в маленьком селе Кичменгский Городок, которого не найдешь на карте. Но Кичменгско – Городецкий район богат своими обычаями, традициями, неповторимой природой, его населяют интересные люди. Кичменгская земля простирается на живописной территории бассейна реки Юг и Кичменьги, где расположено более 50 старинных деревень и сел с белоснежным каменными церквями и деревянными старинными домами. На месте слияния этих двух рек стояла крепость с земляным валом и высокими деревянными стенами – Кичменгский Городок.

Региональный компонент дополняет и уточняет отдельные направления работы с детьми, рассматриваемые как общественный заказ к дошкольному уровню образования.

Индивидуальные особенности быта народа, отраженные в художественном и поэтическом творчестве и создают ту уникальность.

Сегодняшние дети – это не только наследники культуры прошлого, но и создатели будущей культуры России. От нас зависит, какими они вырастут.

В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в условиях дошкольной организации и семьи через возрождение традиций, менталитет народа, среди которого живет и развивается ребенок.
Объект – образовательный процесс в БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», направленный на осмысленное самосознание регионального компонента детей дошкольного возраста.

Предмет – концептуальная модель использования регионального компонента в развитии детей дошкольного возраста.

Целю нашей работы по региональному компоненту является уникальная форма взаимодействия социально-педагогических систем в дошкольном воспитании, которое позволяет: передавать подрастающему поколению культурные ценности прошлого и настоящего в наиболее яркой, незабываемой форме; приобщать к региональной культуре, традициям жителей Кичменгского Городка; повышать социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей).

Продуктивность реализации программы «Маленьким жителям Кичменгского Городка», соответствие приоритетному направлению.

Дошкольное образование является первой ступенью в реализации ФГОСДО. В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Ст. 18. п.3.

В Программе «Маленьким жителям Кичменгского Городка» сформулированы задачи, существенно дополняющие задачи дошкольной организации, к ним относятся:

Задачи:

  • формировать представления детей об особенностях истории и культуры родного края;

  • развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития;

  • воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви к своей малой Родине, на основе знакомства с историческими, культурными и природными ценностями родного края.

Основная цель: обогащение образовательного процесса для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.

Основными результатами реализации  Программы для педагогических работников должны стать:

  • их мобильность и способность ориентироваться на рынке образовательных услуг;

  • непрерывное повышение профессионального уровня вне зависимости от квалификации и сроков прохождения аттестации;

  • обеспечение возможностей для оперативного получения и качественной обработки информации;

  • творческое и сетевое взаимодействие, обеспечивающее образовательный процесс, ориентированный на личность обучающегося с учетом регионального компонента.

Основным требованием к педагогической компетенции становится направленность профессиональной деятельности каждого педагога на активное и продуктивное взаимодействие с другими педагогами ради достижения целей образовательного процесса, полноценной реализации всего комплекса образовательных программ и достижение результата деятельности образовательной организации, соответствующего параметрам консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.

   Приоритетом деятельности образовательных организаций является осуществление личностно-ориентированного образования.

  Таким образом, образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией.

С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем. соблюдать и защищать права человека, т.е. быть человеком, владеющим правовой культурой.

   С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.

Поэтому детский сад вынужден вводить новые формы работы с детьми, предоставляя разнообразные образовательные услуги:

  • организация консультативной помощи для родителей неорганизованных детей и их родителей (законных представителей);

  • по мере изменения спроса на образовательные услуги, возможно возникновение новых форм работы.

Создание условий в ДОО для развития познавательной деятельности детей с использованием регионального компонента.

Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.

Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.

Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов, овладением сложными манипуляциями и действиями с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Этот период отличается интенсивным развитием речи, что, однако, не исключает использования и более ранних, несловесных экспрессивных форм поведения: мимики, жестикуляции, поз, интонации. Для этого периода характерно интенсивное освоение культуры через игру, деятельность, общение. В этом возрасте ярко выражено символическое начало в мышлении и поведении. Логическое мышление осуществляется в форме усвоения конкретных операций: группировки предметов, обобщения и т.д. Эта стадия имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит уже не только эмпирически (посредством накопления опыта поведения), но и рационально - путем освоения основ морали и регулирования на этих основах многообразных социальных связей и отношений.

В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию.
  1   2   3   4   5

Похожие:

«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Рабочая программа педагога по реализации основной общеобразовательной...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в подготовительной...
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Пояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми (4-5...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Пояснительная записка к основной общеобразовательной программе дошкольного...
Цели и задачи деятельности мадоу – д/с №44 по реализации основной общеобразовательной программы
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon 4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию...
«Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях фгос до»
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon «Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха»
Глухова Е. А., учитель-дефектолог мбдоу «Детского сада компенсирующего вида №5» г о. Самара
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon От «28» января 2015 г протокол №. Основная общеобразовательная программа
...
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбдоу...
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
Цель и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Рабочая программа воспитателя с учётом Федерального государственного...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Обязательная часть
Цели и задачи основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования
«Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» icon Рабочая программа педагога доу с учётом Федерального государственного...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск