Скачать 0.54 Mb.
|
Проект муниципальной опорно – методической площадки «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Ф.И.О. разработчика: старший воспитатель БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка». Адрес: 161400. Вологодская область, Кичменсгко - Городецкий район, село Кичменгский Городок, улица Мира, дом 10. Контактный телефон: 2-16-30. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Содержание: 1.Пояснительная записка____________________________________________3 стр. 2. Актуальность____________________________________________________5 стр. 3. Продуктивность реализации ООПДО БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» и её соответствие приоритетному направлению_______________________________________________________6 стр. 4. Создание условий в ДОО для развития познавательной деятельности детей с использованием регионального компонента в инновационном режиме______8 стр. 5. Результативность_______________________________________________13 стр. 6 .Проект ОПМ площадки «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через освоение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования»_____________15 стр. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема применения знаний в жизни, в практике продолжает существовать, несмотря на появлении в образовании новых идей, направлений, возникновение большого количества технологий. В связи с этим, назрела необходимость, в первую очередь создать условия в дошкольной организации, и во вторую очередь помочь педагогам тщательно разобраться в той или иной новой технологии, с тем или иным новшеством, систематизировать работу по освоению и внедрению регионального компонента в практику в соответствии с ФГОСДО. Надо сказать, что пять лет назад работа по региональному компоненту в нашей дошкольной организации велась традиционно. Однако, на сегодняшний день мы рассматриваем региональный компонент, как инновацию, т.к. работа строится таким образом, что задействованы социальные институты села Кичменгский Городок, и даже был опыт работы выхода на межрегиональный уровень, уровень Вологодской области. Проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию потенциала педагогов, разработав систему мероприятий по внедрению регионального компонента в ДОО с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, все это привело к стремлению поделиться опытом работы и стать опорно - методической площадкой на уровне района, что позволит достичь новых образовательных результатов, помочь педагогам района использовать опыт нашей дошкольной организации в разработке 2 части образовательной программы в соответствии с ФГОСДО. Задачи, которые ставит администрация ДОО перед педагогическим коллективом это:
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» Конвенция о правах ребенка Статья 29 В ДОО созданы все условия для организации образовательного процесса с учетом регионального компонента, а именно:
По результатам работы педагогов ДОО в инновационном режиме по использованию регионального компонента обобщался опыт работы, который был представлен на различных уровнях, в публикациях и проектах. Инновационная деятельность с учетом регионального компонента ярко прослеживается и в вариативной части учебного плана, содержащая региональный компонент дошкольного образования и направленная на знакомство дошкольников с историей и культурой края. Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. Именно поэтому коллектив детского сада решил работать более углубленно, используя региональный компонент. Строя свою работу с детьми на основе краеведческого материала, педагоги детского сада исходят из того, что он должен быть широко включен в быт и деятельность детей. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОО в соответствии с 5 образовательными областями, что предусматривает ФГОСДО. Содержание направления, осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируют представления о символике Кичменгского Городка, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует на наш взгляд, повышению качества образования в дошкольном учреждении, о чем свидетельствуют результаты диагностики знаний детей по краеведению. Мы надеемся, что наша задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на наш взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми. АКТУАЛЬНОСТЬ Не случайно, что в последние годы проблема формирования национального самосознания стала предметом пристального изучения педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении углубления его регионализации. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории. Мы живем и работаем в маленьком селе Кичменгский Городок, которого не найдешь на карте. Но Кичменгско – Городецкий район богат своими обычаями, традициями, неповторимой природой, его населяют интересные люди. Кичменгская земля простирается на живописной территории бассейна реки Юг и Кичменьги, где расположено более 50 старинных деревень и сел с белоснежным каменными церквями и деревянными старинными домами. На месте слияния этих двух рек стояла крепость с земляным валом и высокими деревянными стенами – Кичменгский Городок. Региональный компонент дополняет и уточняет отдельные направления работы с детьми, рассматриваемые как общественный заказ к дошкольному уровню образования. Индивидуальные особенности быта народа, отраженные в художественном и поэтическом творчестве и создают ту уникальность. Сегодняшние дети – это не только наследники культуры прошлого, но и создатели будущей культуры России. От нас зависит, какими они вырастут. В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в условиях дошкольной организации и семьи через возрождение традиций, менталитет народа, среди которого живет и развивается ребенок. Объект – образовательный процесс в БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», направленный на осмысленное самосознание регионального компонента детей дошкольного возраста. Предмет – концептуальная модель использования регионального компонента в развитии детей дошкольного возраста. Целю нашей работы по региональному компоненту является уникальная форма взаимодействия социально-педагогических систем в дошкольном воспитании, которое позволяет: передавать подрастающему поколению культурные ценности прошлого и настоящего в наиболее яркой, незабываемой форме; приобщать к региональной культуре, традициям жителей Кичменгского Городка; повышать социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей). Продуктивность реализации программы «Маленьким жителям Кичменгского Городка», соответствие приоритетному направлению. Дошкольное образование является первой ступенью в реализации ФГОСДО. В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Ст. 18. п.3. В Программе «Маленьким жителям Кичменгского Городка» сформулированы задачи, существенно дополняющие задачи дошкольной организации, к ним относятся: Задачи:
Основная цель: обогащение образовательного процесса для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края. Основными результатами реализации Программы для педагогических работников должны стать:
Основным требованием к педагогической компетенции становится направленность профессиональной деятельности каждого педагога на активное и продуктивное взаимодействие с другими педагогами ради достижения целей образовательного процесса, полноценной реализации всего комплекса образовательных программ и достижение результата деятельности образовательной организации, соответствующего параметрам консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. Приоритетом деятельности образовательных организаций является осуществление личностно-ориентированного образования. Таким образом, образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией. С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем. соблюдать и защищать права человека, т.е. быть человеком, владеющим правовой культурой. С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства. Поэтому детский сад вынужден вводить новые формы работы с детьми, предоставляя разнообразные образовательные услуги:
Создание условий в ДОО для развития познавательной деятельности детей с использованием регионального компонента. Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя. Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка. Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов, овладением сложными манипуляциями и действиями с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Этот период отличается интенсивным развитием речи, что, однако, не исключает использования и более ранних, несловесных экспрессивных форм поведения: мимики, жестикуляции, поз, интонации. Для этого периода характерно интенсивное освоение культуры через игру, деятельность, общение. В этом возрасте ярко выражено символическое начало в мышлении и поведении. Логическое мышление осуществляется в форме усвоения конкретных операций: группировки предметов, обобщения и т.д. Эта стадия имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит уже не только эмпирически (посредством накопления опыта поведения), но и рационально - путем освоения основ морали и регулирования на этих основах многообразных социальных связей и отношений. В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию. |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
Рабочая программа педагога по реализации основной общеобразовательной... Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в подготовительной... |
||
Пояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента... Цели и задачи оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми (4-5... Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией... |
||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
Пояснительная записка к основной общеобразовательной программе дошкольного... Цели и задачи деятельности мадоу – д/с №44 по реализации основной общеобразовательной программы |
||
4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию... «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях фгос до» |
Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного... |
||
«Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха» Глухова Е. А., учитель-дефектолог мбдоу «Детского сада компенсирующего вида №5» г о. Самара |
От «28» января 2015 г протокол №. Основная общеобразовательная программа ... |
||
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбдоу... Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) |
||
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Цель и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Рабочая программа воспитателя с учётом Федерального государственного... Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» |
||
Обязательная часть Цели и задачи основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования |
Рабочая программа педагога доу с учётом Федерального государственного... Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» |
Поиск |