Скачать 1.68 Mb.
|
Высшая школа зарубежных стран в условиях ограниченности бюджетного финансирования (90-е годы) Содержание §1. Стратегия адаптации вузов зарубежных стран к условиям сокращения государственного финансирования §2. Страны Западной Европы а) Основные направления реформ финансирования высшего образования б) Проблемы привлечения вузами частных средств в) Организация непрерывного обучения взрослых г) Установление партнерских отношений с местным сообществом д) Привлечение иностранных студентов §3. Страны Восточной Европы §4. США а) Изменения в механизме государственного финансирования вузов б) Новое в бюджетной политике государственных университетов в) Изменения в федеральной финансовой помощи студентам и их семьям г) Деятельность вузов по привлечению частных средств д) Борьба вузов с отсевом студентов е) Привлечение иностранных студентов §5. Австралия и Новая Зеландия §1. Стратегия адаптации вузов зарубежных стран к условиям сокращения государственного финансирования В 90-е годы во многих странах мира наблюдалось замедление темпов роста государственной поддержки высшей школы, в некоторых странах в отдельные годы этого периода эта помощь в реальных ценах сокращалась. Государственное финансирования образования в большинстве промышленно развитых стран, считают западные эксперты, уже достигло предельно возможной величины (6% от ВВП); вряд ли можно ожидать наращивания государственного финансирования образования (см.: 1, с.5– 21; 31, с.113-129). В этих условиях особенно актуальным для высших учебных заведений зарубежных стран становится разработка и реализация различных методов адаптации к условиям ограниченности бюджетного финансирования, нехватки средств, выделяемых государством на высшее образование. Стратегия адаптации высших учебных заведений зарубежных стран к сокращению государственной финансовой поддержки осуществляется по трем основным направлениям. Первое – повышение эффективности использования имеющихся у вузов финансовых ресурсов, снижение издержек по организации обучения. Второе – обеспечение получения государственного финансирования (в частности, реализация мер, направленных на достижение вузами таких показателей их деятельности, которые являются условием выделения государственных средств в прежнем и даже большем объеме). Третье – обеспечение роста объема частных источников финансирования вузов, как традиционных, так и новых. Речь идет об увеличении доходов от платы за обучение (в частности за счет активизации усилий по привлечению студентов, в том числе иностранных, и предотвращению их отсева), от контрактов с частными фирмами на проведение научных исследований и подготовку кадров, а также о привлечении частных пожертвований. Особое внимание вузы уделяют поиску дополнительных частных источников финансирования путем организации новых направлений и форм образовательной и других видов деятельности (непрерывное обучение взрослых, дистанционное обучение, международная коммерческая деятельность вузов, развитие партнерских отношений с местным сообществом). Иногда одни и те же методы могут быть отнесены к разным направлениям адаптационной стратегии. Так, привлечение дополнительного числа студентов обеспечивает как увеличение доходов вузов из частных источников (плата за обучение), так и получение определенного объема государственного финансирования. Организация дистанционного обучения обеспечивает – после первоначального роста затрат – как экономию в долгосрочной перспективе издержек на организацию обучения, так и возможность привлечения новых контингентов студентов, новых частных источников финансирования. Привлечение вузами корпоративных партнеров для проведения научных исследований часто является условием получения не только частных, но и государственных средств. Тем не менее такая группировка представляется оправданной, поскольку в большинстве случаев позволяет охарактеризовать основную направленность методов адаптационной стратегии. Различные типы зарубежных вузов (государственные и частные вузы; учебные заведения, обеспечивающие различный уровень подготовки и пр.) используют адаптационные методы в разных сочетаниях, причем иногда тот или иной метод выходит на первый план. Так, в США государственные вузы, чье финансовое положение – в отличие от частных вузов – во многом зависит от штатного финансирования (в середине 90-х годов доля последнего в текущих доходах государственных вузов составляла 35,8%, а частных вузов – всего 1,9%1), естественно, особое внимание уделяют тому, чтобы показатели их деятельности соответствовали критериям выделения такого финансирования. И государственные, и частные вузы США активно участвуют в деятельности по привлечению частных пожертвований (наибольших успехов в этом достигли ведущие исследовательские университеты). Для местных же двухгодичных колледжей особое значение в обеспечении стабильности их финансового положения имеет поддержание тесных связей с местными властями, всем местным сообществом, удовлетворение их конкретных запросов. Общим для различных типов вузов в их стратегии адаптации к условиям сокращения государственной финансовой поддержки является активизация усилий по повышению эффективности использования ресурсов и по привлечению частных источников финансирования – средств населения, фирм, различных фондов и организаций. Усиливается конкуренция между вузами за привлечение средств частного сектора, студентов и их семей. Остановимся вкратце на трех основных направлениях адаптационной стратегии вузов. (I) Следует отметить, что многие факторы препятствуют снижению издержек на организацию обучения. Отличительной особенностью системы образования является преобладание расходов на человеческие ресурсы. Так, около 80% расходов в системе образования стран ОЭСР приходится на оплату персонала учебных заведений (1, с.11). Это в определенной степени связано с сохранением практически повсеместно традиционной организации учебных заведений, базирующейся на так называемой схеме “четырех единиц” (“quatre un”): профессор – дисциплина – учебный час – класс. Хотя в последние годы стали применяться новые методы обучения, общая модель организации учебного процесса остается неизменной. Новые формы обучения, использующие другие организационные схемы – неформальное обучение (например, проведение занятий в музеях), дистанционное обучение, “чередующееся” обучение – ведут к диверсификации образовательного процесса и, подрывая схему “четырех единиц”, могут способствовать снижению удельного веса оплаты труда в издержках. Руководители американских университетов и колледжей связывают рост издержек вузов на организацию обучения с увеличением затрат на приобретение новой техники, на оказание финансовой помощи студентам, на предоставление различных услуг студентам и пр. В большинстве случаев для вузов эти факторы являются непреодолимыми. Косвенно об этом могут свидетельствовать данные о росте стоимости обучения – за 1987-1996 гг., например, в государственных четырехгодичных колледжах США она выросла на 109%. В рамках предвыборной кампании 2000 года кандидаты в президенты США отмечали, что за последние 20 лет плата за обучение в американских колледжах выросла более чем на 200%. Считая недопустимым сохранение такой тенденции в будущем, они полагают, что колледжи нужно сделать “финансово ответственными” за минимизацию стоимости обучения (см. 23). В настоящее время многие западные эксперты полагают, что добиться снижения издержек на обучение в перспективе можно за счет развития дистанционного обучения, в частности на базе Интернета. Например, по расчетам американских экспертов, при эффективном использовании учебных помещений организация дистанционного обучения с использованием Интернета позволит принять на учебу на треть больше студентов – за счет проведения четверти учебных занятий в рамках каждого курса не в обычном классе, а в онлайновом режиме. Это должно обеспечить экономию удельных издержек на обучение. В промышленно развитых странах постоянно расширяется использование новых информационных технологий в области дистанционного обучения. Наиболее широкую сеть дистанционного обучения в мире имеет Открытый университет Великобритании, считающийся образцом финансовой эффективности – затраты на обучение одного студента этого университета составляют менее половины соответствующих расходов традиционного университета Великобритании (см. 2, с. А35-А38). В последние годы деятельность вузов зарубежных стран в области организации дистанционного обучения приобретает все более широкие масштабы, начинается реализация новых, в том числе международных, программ в области дистанционного обучения, в частности на базе Интернета. Так, в феврале 2000 г. правительство Великобритании объявило о проекте дистанционного обучения в сфере высшего образования, который, по словам официальных представителей, должен дать высшей школе Великобритании возможность успешно конкурировать в глобальном масштабе с ведущими виртуальными и корпоративными университетами США и других стран, увеличить долю Великобритании на мировом рынке высшего образования и обеспечить дальнейшее развитие непрерывного обучения. Новая структура будет принадлежать и управляться консорциумом учреждений высшего образования совместно с частным сектором и зарубежными партнерами (6, с. А41). В феврале 2000 года правительство Испании объявило о согласии участвовать в глобальной системе дистанционного обучения, создаваемой Всемирным банком. В соответствии с соглашением, Национальный университета дистанционного обучения (Мадрид) будет предоставлять учебные курсы для учащихся в странах Латинской Америки. Глобальная сеть дистанционного обучения Всемирного банка на первом этапе будет передавать учебные курсы в 10 стран (см. 44). Главная задача системы образования в XXI веке, считает Ж.Бэнде, директор Управления анализа и прогнозирования ЮНЕСКО, заключается в том, чтобы поставить новые информационные и коммуникационные технологии на службу распространения знаний. Эти технологии позволяют делокализировать систему распространения знаний на основе сетей дистанционного обучения. Дистанционное обучение делает образование доступным для каждого жителя Земли, независимо от места его проживания. Одновременно такое образование наиболее демократично; оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросам отдельного обучающегося. Слкдует учитывать, что новые технологии, способствуя решению проблемы обеспечения равного доступа людей к образованию, одновременно могут порождать новые формы неравенства, в частности в форме “информационной неграмотности”. (II) Вузам приходится уделять все больше внимания тому, чтобы показатели их деятельности соответствовали требованиям выделения государственного финансирования. А эти требования постоянно ужесточаются. Так, в США в последние годы начинают использоваться новые модели штатного финансирования государственных вузов. В трети американских штатов уже действуют системы финансирования, предполагающие вознаграждение государственных колледжей в соответствии с отдельными показателями их деятельности. В штате Пенсильвания в 2000 г. обнародован бюджетный план, предусматривающий, в частности, выделение 6 млн. долл. на программу, стимулирующие колледжи добиваться того, чтобы студенты заканчивали обучение в срок, т.е. за четыре года. Чтобы колледжи получали гранты по этой программе, по крайней мере 40% их студентов должны заканчивать обучение за четыре года. Размер суммы, которую получит каждый такой колледж, будет зависеть от числа учебных заведений, которым удастся соответствовать этому критерию (см. 43). В 1996 г. в штате Южная Каролина была утверждена новая система финансирования государственных колледжей – финансирование по результатам деятельности, предполагающая использование широкого круга показателей, (всего их 37), на основе которых осуществляется выделение части штатного финансирования вузов. Среди них – данные, характеризующие качество обучения и квалификацию преподавателей; удельный вес студентов, получающих после установленного периода дипломы бакалавра и магистра, в общем числе студентов; удельный вес выпускников, получающих работу после окончания колледжа, в общем числе выпускников; связи колледжа с деловым миром. Государственные колледжи штата уже не смогут получать штатное финансирование только на основе численности обучающихся в них студентов (как это пока происходит в большинстве штатов). В США обсуждаются перспективы введения аналогичных моделей финансирования в других штатах. (Ш) Одним из основных направлений адаптационной стратегии вузов является борьба за увеличение доходов, поступающих к ним в виде платы за обучение. Что касается тех государственных вузов, обучение в которых является бесплатным, в частности вузов стран Восточной Европы, то некоторые руководители высшего образования этих стран, а также руководители и преподаватели государственных университетов считают введение платы за обучение необходимым условием выживания этих учебных заведений в условиях сокращения государственной поддержки (см.5). В США в последние десятилетия плата за обучение повышалась как в государственных, так и в частных вузах, что американские эксперты считают следствием не только роста различных издержек на организацию обучения, но и реакцией на сокращение государственной поддержки этих учебных заведений. В середине 90-х годов доля платы за обучение в текущих доходах американских вузов составляла в государственных университетах и колледжах 18,8%, а в частных – 43%1. Многие вузы активизируют усилия по привлечению студентов и недопущению их оттока (для этого, в частности, американские колледжи пытаются вовлечь студентов в жизнь своего учебного заведения, предоставляют им финансовую помощь при условии продолжения учебы вплоть до получения диплома). Все больше внимания вузы зарубежных стран уделяют привлечению иностранных студентов, усиливается конкурентная борьба между вузами за иностранных студентов, оплачивающих обучение их своих средств. От привлекательности вуза для иностранных студентов зависит его финансовое положение, престиж, оценка эффективности его деятельности. Растет значение доходов вузов, поступающих от организации непрерывного обучения взрослых. В условиях третьей промышленной революции, которую переживает современный мир, общество нуждается в выработке нового социального контракта, отвечающего императивам XXI века, считает Ж.Бэнде. Социальный контракт эпохи второй промышленной революции основывался на принципах фордизма в экономической сфере и на концепции государства “доброго гения” - в социальной. Этот социальный контракт быстро утрачивает свою силу под давлением глобализации экономики, которая ведет к формированию сетевой структуры хозяйственных связей, а также технологических сдвигов. Стержнем нового социального контракта должно стать образование для всех в течение всей жизни. Такое образование обеспечит гуманизацию процесса глобализации и демократическое развитие общества (см. 1). Принцип образования для всех в течение всей жизни предполагает, что образовательные учреждения должны формировать у людей способность адаптироваться и стремление к знаниям: т.е. они должны “научить учиться”. Ориентация на обучение в течение всей жизни необходима, поскольку в условиях быстрых технологических сдвигов невозможно точно спрогнозировать структуру спроса на специалистов в будущем, предсказать появление новых профессий. Следует отказаться от подготовки узких специалистов, профессиональная подготовка должна быть многодисциплинарной, что позволит легче и быстрее адаптировать предложение рабочей силы к спросу на нее. Не следует подходить к обучению для всех в течение всей жизни, считает Ж.Бэнде, как к простой сумме начального обучения и постоянного (непрерывного) обучения: образование для всех в течение всей жизни предполагает формирование “обучающегося общества”, которое выйдет за рамки разграничительной концепции “трех периодов жизни” – периодов обучения, трудовой деятельности и пребывания на пенсии. Обучение взрослых в разнообразных формах должно стать в обществе приоритетом. В этой связи необходимо пересмотреть роль университетов. Они должны перестать быть лишь “фабриками” по производству дипломированных специалистов и “башнями из слоновой кости” и стать одним из основных генераторов экономического и культурного развития. Средства, получаемые за организацию непрерывного обучения, становятся важным источником доходов государственных вузов западноевропейских стран в условиях, когда студенты традиционных программ не платят или платят очень немного за свое обучение. Деятельность, например, университета Барселоны в области организации непрерывного обучения ежегодно приносит 21 млн. долл. (эти доходы используются для закупки нового оборудования и поддержки университетских исследований). Из всех западноевропейских стран наибольшее развитие организация непрерывного обучения получила в Финляндии, а также в Норвегии, Великобритании и Франции. Перед европейскими университетами стоит задача увеличить свою долю на рынке непрерывного образования, лидирующее положение на котором пока занимают частные учебные центры, промышленные ассоциации и частные фирмы. Так, доходы университетов Франции от организации непрерывного обучения составляют 240 млн. долл. в год, что составляет лишь 10% рынка образовательных услуг для взрослых на послешкольном уровне. Если университеты западноевропейских стран не смогут компенсировать ожидаемое сокращение численности студентов за счет расширения программ непрерывного обучения взрослых, финансовое положение этих вузов значительно ухудшится, предупреждают западные эксперты. Важное место в решении финансовых проблем зарубежных вузов отводится привлечению частных средств, которые используются на различные цели – финансирование вузовских научных исследований, оказание финансовой помощи студентам, оплату текущих расходов вузов, поддержание материально-технической базы учебных заведений и пр. Так, вузы США, столкнувшись с сокращением государственной поддержки, уменьшением доли расходов штатов на финансирование высшего образования, стали уделять еще больше внимания привлечению частных финансовых средств. Деятельность американских университетов и колледжей в этой сфере многообразна - они устанавливают партнерские отношения с частными фирмами для финансирования научных исследований, проводят специальные кампании по привлечению частных пожертвований (от выпускников прошлых лет и других частных лиц, различных фондов, частных фирм и т.д.) и пр. Практика привлечения частных пожертвований – давняя американская традиция, которой следуют и высшие учебные заведения. Не только частные, но и государственные вузы США привлекают такие пожертвования. Правительства многих штатов стимулируют соответствующую деятельность государственных вузов через введение определенных механизмов штатного финансирования. Американские университеты и колледжи проводят целенаправленные кампании по привлечению частных пожертвований, длящиеся иногда до 6-7 лет. Кампании детально планируются, определяются ее этапы, конкретная цель (сумма пожертвований) и пути ее достижения, с потенциальными спонсорами ведется активная работа. В 80-е годы некоторые частные исследовательские университеты (Стэнфордский и др.) в качестве цели таких кампаний определяли сумму в 1 млрд.долл., в 90-е годы – уже 2 млрд. долл. (Гарвардский университет). В 1996 г. Мичиганский университет стал первым государственным университетом, который успешно завершил кампанию по сбору 1 млрд. долл. (31, с.122). Вузы, в частности через ассоциации своих выпускников, активно лоббируют принятие налоговых законов, которые должны содействовать росту спонсорской поддержки вузов. Кампании различных вузов (исследовательских университетов; вузов, имеющих право присваивать степень магистра; четырехгодичных колледжей; двухгодичных колледжей) неодинаковы по масштабам, ориентируются на разный контингент спонсоров, однако почти все особое внимание уделяют привлечению пожертвований от своих выпускников прошлых лет. Из общей суммы частных пожертвований американским вузам в 1998 г. в размере 18,4 млрд. долл. 30% поступили от выпускников прошлых лет, 24% - от других частных лиц, 21% - от различных фондов, 18% - от частных корпораций. Больше всего пожертвований поступает исследовательским университетам. Между вузами растет конкуренция за привлечение таких средств. Практика выделения пожертвований вузам стимулируется в США, среди прочего, предоставлением определенных налоговых льгот (так, сумма соответствующих пожертвований – в размере до 50% налогооблагаемого совокупного дохода - освобождается от налогов). Благотворительность менее распространена в Европе, чем в США, считают западные эксперты. Университеты стран Европы, в отличие от вузов США, уделяют мало внимания привлечению частных пожертвований. Это обусловлено прежде всего культурными и историческими традициями, особенностями развития европейских университетов, большинство которых являются государственными и полностью финансируются государством (привлечение же частных пожертвований требует относительной независимости от государства). Уровень налогообложения в европейских странах выше, а количество богатых людей – меньше, чем в США, что также объясняет меньшую распространенность благотворительности. Европейские университеты, в отличие от американских, уделяют меньше внимания своим студентам и выпускникам, удовлетворению их разнообразных запросов во время учебы, поэтому и выпускники часто забывают о своей alma mater (а в США именно выпускники вузов играют важную роль в процессе привлечения пожертвований вузам). Установление и развитие партнерских отношений с местным сообществом становится важным условием обеспечения финансовой стабильности вузов. В последние годы университеты не только американских, но и европейских стран активизируют усилия по установлению более тесных связей с местным сообществом, что выгодно обеим сторонам. Местные власти и деловые круги заключают с университетами контракты на проведение исследований, которые должны повысить конкурентоспособность местной экономики, на разработку программ городского экономического развития, а также на организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Вузы охотно идут на предоставление такого рода услуг, поскольку это обеспечивает им получение значительных дополнительных доходов. Остановимся на особенностях стратегии адаптации вузов к условиям сокращения государственной финансовой поддержки в 90-е годы в разных странах мира. |
Региональная программа Содержание региональной программы модернизации здравоохранения свердловской области на 2011-2012 годы |
Программа «Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия)... Паспорт Программы «Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы» |
||
Краткое содержание характеристик создаваемой научно-технической продукции «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», утвержденной... |
Содержание ПО. По данным Института программной инженерии (Software Engineering Institute, sei) в последние годы до 80% всего эксплуатируемого... |
||
Инструкция к генераторам europower ep4000de europower ep6000de europower... Чтобы наш электроагрегат надёжно прослужил Вам долгие годы, до начала пользования им внимательно прочитайте это «Руководство» |
Предисловие Ереван: мифология современного города Русские в сознании армян в советские годы и образ армян в сознании самих армян в годы, предшествующие перестройке |
||
Программа социально-экономического развития урмарского района на... Анализ текущей ситуации в муниципальном образовании и прогноз на 2010-2012 годы |
Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской... Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением... |
||
Образовательная программа моу козловской сош на 2007/ 2010 учебные... Областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы» (Постановление Воронежской областной Думы... |
ОтчеТ об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской... Удмуртская Республика уверенно идет по пути динамичного социально-экономического развития, чему в немалой степени способствовала... |
||
Схема и программа развития электроэнергетики республики северная... Отчетная динамика потребления электроэнергии в Республике Северная Осетия Алания за период 2007-2011 годы |
Информация по проверке целевого и эффективного использования бюджетных... «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на приобретение, установку и... |
||
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств, полученных гусп «Совхоз Корсаковский» в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского... |
Содержание содержание 2 Приложение №1 Особенности определения справедливой стоимости расчетными методами. 16 |
||
2014 содержание Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям (профессиям) 12 |
Содержание содержание 1 Руководство пользователя упрощенного редактора пространственных данных Краевой гис 8 |
Поиск |