Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина


Скачать 1.23 Mb.
Название Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина
страница 1/10
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МОУ СОШ № 43




ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ




Источниковедение истории России


(для учащихся 10 класса)
Автор-составитель: С.А. Зинина,

учитель истории и обществознания
Предлагаемая программа элективного курса «Источниковедение истории России» рассчитана на использование в 10 классе в объеме 34 часов в системе с курсом «История России», который она дополняет и расширяет. В совокупности они призваны составить предметный блок, выводящий изучение истории, да и всего гуманитарного профиля, на качественно новый, более высокий уровень.

Курс источниковедения ориентирован на развивающую и сопроводительную роль. С его помощью реализуются задачи формирования в первую очередь умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому. Он всецело погружается в исследовательскую среду, осваивая операции классификатора, интерпретатора, аналитика, адаптатора. Методика изучения текста, его включения в контекст имеющегося знания, выявления степени достоверности – это как раз те навыки, которые чрезвычайно трудно выработать на традиционных уроках истории. Программа, таким образом, носит как рецептурный характер, так и выступает в роли лоцманской карты, позволяющей осваивать практические пути познания.

Разворачиваясь параллельно тематике базового курса "История России", настоящий курс прочно привязан к существующему образовательному стандарту. Более того, необходимый стандарт качества образования подкрепляется также научностью поиска, отбора и систематизации информации, постоянной критической проверкой умозаключений, вырастающих из обработанной информации, а также используемой методологии.

Принципиальная новизна для учащихся курса "Источниковедение истории России" коренится не в понятийном аппарате, что делает его более привлекательным для изучения, а в самом характере материала. Представляя собой заготовку к знаниям, практический материал в виде источника приобретает характер новизны, необработанностью своей содержательной части, а также индивидуальностью формы. Поиск обобщенного знания путем синтеза конкретной информации, пульс живой, хотя и ставшей прошлым, жизни, заключенной в источнике, творческое начало самого характера учебной деятельности - все это создает напряжение мотивирующего потенциала программы.

Отметим еще одну важную черту, определяющую новизну программы: в значительной степени меняется роль учителя в учебном процессе - ему не надо больше быть ни преимущественно рассказчиком, ни контролирующим и оценивающим лицом, поскольку ученик получает такой же доступ к информации и в таком же качестве, что и преподаватель. Учитель в целом ряде случаев как бы теряет монополию на информацию и "на истину". Вместе с тем радикально возрастает необходимость в учителе как носителе концептуального, методического знания, организаторе и режиссере учебного процесса.

Исходя из вышеизложенного, существенно меняется соотношение теоретических и практических форм получения знаний. Система практикумов призвана ввести учащегося в лабораторию историка-исследователя. Включаясь в процесс исследования исторического источника, молодой человек выходит на уровень самостоятельных открытий, сделанных на основе усвоенных приемов и алгоритмов исследовательской деятельности.

Цели курса:

  • сформировать  у учащихся целостное представление об историческом знании и навыки работы с историческими источниками;

  • вооружить учащихся методикой самостоятельного и творческого овладения конкретными уровнями исторического материала.

Задачи курса:

  • освоение источниковедческих форм и приемов работы с источником;

  • обучение учащихся применению анализа источника к изучению базового материала по истории;

  • реализация творческого потенциала личности учащихся в рамках активных форм обучения;

  • обучение учащихся системному подходу в восприятии любой гуманитарной учебной дисциплины;

  • обучение учащихся использованию основных исторических источников;

  • ориентация учащегося на выбор исторической науки как направления продолжения образования, формы будущей профессиональной деятельности.

Учащийся должен знать:

  • основные виды классификации исторических источников;

  • основные даты, события и проблемы отечественной истории;

  • основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их анализа;

  • основные требования к работе с текстом как историческим источником;

  • основные трудности восприятия исторического источника;

  • специфические формы источников и особенности их написания.

Учащийся должен уметь:

  • сделать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического источника;

  • провести его идентификацию по времени, типу классификации;

  • определить уровень достоверности и полноты информации;

  • сделать анализ содержания источника;

  • привязать источник к определенным историческим событиям и явлениям, определить, как и чем он их дополняет;

  • сопоставить различные виды исторических источников, сделать выводы;

  • рассмотреть источник в контексте базовых знаний;

  • грамотно прокомментировать результаты своего исследования;

  • правильно оформлять библиографические описания источников в списке литературы и источников;

  • воспроизвести информацию о предмете обсуждения или изучения.

Учащийся должен иметь навыки:

  • комплексного подхода к оценке исторических явлений, да и самого исторического источника;

  • самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы;

  • работы с основными, наиболее распространенными видами исторических источников;

  • пользования алгоритмами научно-исследовательской и аналитической деятельности;

  • сравнительного анализа исторических источников;

  • составления и оформления реферата по тематике курса;

  • поиска информации в информационном пространстве;

  • реализации учебного проекта.

Для получения зачета необходимо выполнить следующие обязательные виды работы: реферат по проблеме курса (на выбор учащегося); итоговая (зачетная) работа по сравнительному анализу исторических источников; проектную работу в форме электронной хрестоматии по источниковедению России (по одному из периодов, на выбор учащегося).
Учебно-тематическое планирование


Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

Лекция

Практикум

Семи-

нар

Введение

2

1

1

-

Задания на определение подлинности источника (форма, содержание, авторство)

Источниковедение как наука

1

1

-

-

Основные этапы работы с историческим источником

1

0,5

0,5

-

Источниковедение Древней и Московской Руси

8

1

6

1

Реферат. Выступления на семинаре. Анализ исторического источника (по выбору учащегося)

Предки восточных славян в трудах античных авторов, византийских и западноевропейских и восточных источниках

1

-

1

-

Летописи и летописание. Методы исследования летописей.

3

1

2

-

Законодательные акты (X-XV века)

1

-

1

-

Актовые материалы

1

-

1

-

Литературные и публицистические памятники (X-XV века)

2

-

1

1

Источниковедение России

XV-XVII веков

7

2

4

1

Источниковедческий анализ документа. Выступления на семинаре.

Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания.

1

0,5

-

0,5

Законодательные акты XVI-XVII веков

2

0,5

1,5

-

Актовые материалы XVI-XVII веков

1

-

1

-

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII века)

1

0,5

0,5

-

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века)

2

0,5

1

0,5

Источниковедение России XVIII - первой половины XIX века

14

4

7,5

2,5

Реферат. Источниковедческий анализ документа. Сравнительный анализ документа.

Законодательные акты. Делопроизводство.

4

1

3

-

Политические сочинения и публицистика

4

1

2

1

Периодическая печать

2

1

0,5

0,5

Мемуары, дневники, частная переписка

4

1

2

1

Заключение

2

-

-

2

Защита рефератов. Сравнительный анализ исторических источников. Защита проектов.

Резерв

1













Итого

34

8

18,5

6,5




 

Содержание программы
Введение (2 ч.)

Источниковедение как наука

Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического знания. Откуда берутся и как находят исторические источники.

Исторический источник как предмет изучения. Сущность исторического источника. Информация - содержание исторического источника. Классификация исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности.

Основные этапы работы с историческим источником.

Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста; истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости. Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника.
Источниковедение Древней и Московской Руси (8 ч.)

Предки восточных славян в трудах античных авторов,

византийских, западноевропейских и восточных источниках.

Упоминание расселения венедов и восточных славян в "Естественной истории" Плиния Старшего. "Роксоланы, сарматы, венеды ..." - у Птолемея Клавдия и Тацита.

Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона: записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами.

"Бертинские анналы". Сведения о Руси эпохи Владимира Святославича.

Географические труды арабских авторов о расселении славян. Описание руссов в «Хазарии» Ибн-Фадлана. Описание похода руссов 913-914 годов на Каспий у ал-Масуди. Упоминание о племени  "волыняне" (дулебы).

Летописи и летописание. Методы исследования летописей

Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса. Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи и художественное творчество.

Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное летописание. Личность летописца.

История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор - первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и  "новгородские"  пристрастия  "Повести...".

Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи. Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы  "Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, о богатыре-Кожемяке и т.д.

Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм - основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических ценностей. 

Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет".

Законодательные акты (X-XV вв.)

Правовые акты: публично-правовые и частно-правовые. "Русская Правда" и ее состав. Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др. "Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты.

Актовые материалы

Классификация актов: международные договоры, церковные и гражданские акты, хозяйственные договоры. Договоры. Уставы. Жалованные грамоты. Грамоты полюбовные, деловые, оброчные.

Литературные и публицистические памятники (X-XV вв.)

Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение, моление, житие. "Слово о законе и благодати" Илариона - первый литературно-философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" - эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе.

Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника". Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево-Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке"
Источниковедение России XV-XVII веков (5 ч.)

Развитие летописной традиции:

взлет и падение летописания

Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность. Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию.

"Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного времени.

Законодательные акты XVI-XVII веков

Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников. Соборное Уложение 1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по версии Соборного Уложения.

Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов.

Актовые материалы XVI-XVII веков

Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы. Складные и поручные записи. Духовные грамоты.

Ханские ярлыки и кормления.

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII вв.)

Делопроизводство. Столбцы. Царские указы. Приговоры. Приказы. Разрядные книги. Писцовое делопроизводство. Судебные дела. "Расспросные" и "пыточные речи".

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII вв.)

Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых. "Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников.

"Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и идеологическая запальчивость. "Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный?

Разноголосица Смутного времени: "Сказание Авраамия Палицына", "Иное сказание!". "Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на Россию первого русского политического эмигранта.

"Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской литературы.
Источниковедение России XVIII - первой половины XIX века

(14 ч.)

Законодательные акты. Делопроизводство.

Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII – первой половине ХIХ вв. Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской. Основные разновидности делопроизводственных материалов. Замена столбцового делопроизводства протокольным. Особенности оформления документов. Тщательная фиксация деталей. Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления, инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов.

"Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762 года.

Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации.

Политические сочинения и публицистика

Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и публицистической литературы. Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как образец политической публицистики. Основные идеи и содержание сочинений Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татищева

Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова - критика абсолютизма умным консерватором.

Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет.

Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций.

Периодическая печать

Возникновение и общественно - политические условия развития российской периодики и ее место в системе источников. "Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Методика источниковедческой критики периодики. Два подхода к работе с периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы); 2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая сама по себе не является темой этого органа.

Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) - первый провинциальный журнал.

Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств.

Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты первой половины XIX вв.

Мемуары, дневники, частная переписка

Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения: "Врет как очевидец".

"Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины  Дашковой - два взгляда на одни и те же события.

Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху Екатерины II изнутри. Дневники частных лиц.

1812 год в воспоминаниях: дневник Д,Давыдова, «Очерки Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки, «Записки о 1812 годе» С.Н.Глинки.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. 1812 год по воспоминаниям современников – иностранцев. «Николаевская Россия» Астольфа де Кюстина.
Литература для учащихся

  1. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Просвещение, 1987.

  2. Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1994.

  3. Хрестоматия по истории России. Т. 2. XVII - начало XVIII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1995.

  4. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков. М., 1986.

  5. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект-Пресс, 1998 г.

  6. Екатерина II в воспоминаниях современников (оценках историков). М.: Терра, 1998.

  7. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960.

  8. Записки очевидца. М.: Современник, 1990.

  9. Изборник. М.: Художественная литература, 1969.

  10. Карамзин Н.М. О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М., 1982.

  11. Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М.: Высшая школа, 1994.

  12. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989.

  13. Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С.154-227.

  14. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, любые выпуски.

  15. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

  16. Повести о Куликовской битве. М., 1959.

  17. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч.1-2.

  18. Рассказы русских летописей XII-XIV веков. М., 2000.

  19. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность: Ода. СПб., 1992.

  20. Россия при царевне Софье и Петре I. М.: Современник, 1990 г.

  21. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев / Сост. Ю.А.Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

  22. Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

  23. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Наука, 1963 г.

  24. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.; Л., 1953.

  25. Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.

  26. Смута в Московском государстве. М.: Современник, 1989 г.

  27. Сочинения Ивана Пересветова. М.; Л., 1956.

  28. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961.

  29. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М.: Правда, 1987.

  30. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. М.: Художественная литература, 1957.


Литература для учителя

  1. Горский А.А. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: источниковедческие и историко-культурные проблемы. М., 1992.

  2. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие. М., 2004.

  3. Древнерусские письменные источники Х-XIII вв. М., 1991.

  4. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественной мысли середины XVI в. М., 1958.

  5. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1-2.

  6. Исследования по источниковедению истории России до 1917 г.: Сб. ст. М., 1998.

  7. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. М.. 1990.

  8. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника: Акты Х-XVI вв. М., 1996.

  9. Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 5-83.

  10. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник / Под. ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2003.

  11. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII в. М.: АРКТИ, 2002.

  12. Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. СПб., 2003.

  13. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991.

  14. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997.

  15. Чеботарева Н.И. Работа с историческим документом // Сборник программ элективных курсов / сост. Н.И.Чеботарева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008
Она также имеет достаточные возможности для выстраивания у учащихся индивидуальной образовательной траектории, преемственности между...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа по биологии для 7 а, б класса на 2014-2015 учебный год Составитель программы
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Демографически-структурная теория и ее применение в изучении социально-экономической...
Специальность 07. 00. 09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Обучение
Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с....
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа элективного курса по образовательной области «Технология»
Российской Федерации в качестве Сборника программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа по предмету английский язык для 3 класса Составитель:...
Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2007)
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Программа подготовки к олимпиаде по истории России «История России IX-XIX века в документах»
По причине недостаточности времени в урочной деятельности, учитель имеет редкую возможность организовывать работу с историческими...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Иностранный язык. 5-9 классы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2011. 144 с. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Биболетовой...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Учебное пособие для учащихся 7 класса с (К) оу VIII вида Составитель:...
Мс (К) коо «Специальная коррекционная школа интернат VIII вида» г. Карабаша Челябинской области
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа по биологии уровень
Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2004), программы для общеобразовательных...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Рабочая программа по технологии разработана на основе фгос второго...
России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Автор проекта: Иванова Елена Андреевна, учитель истории и обществознания Место работы
Кимы ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче егэ по предмету
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения...
Назначение ким. Контрольно измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения учащимися 9 класса планируемых результатов...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 9 класса
Авторской программы по английскому языку М. З. Биболетовой, Н. А. Трубаневой, включающий в себя компонент федерального государственного...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина icon Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет по сроку реализации 3 года...
Учащиеся 5-11 классов ряда школ из разных регионов России вовлечены в учебный процесс создания моделей роботов, проектирования и...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск