Скачать 1.23 Mb.
|
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ МОУ СОШ № 43ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВИсточниковедение истории России(для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С.А. Зинина, учитель истории и обществознания Предлагаемая программа элективного курса «Источниковедение истории России» рассчитана на использование в 10 классе в объеме 34 часов в системе с курсом «История России», который она дополняет и расширяет. В совокупности они призваны составить предметный блок, выводящий изучение истории, да и всего гуманитарного профиля, на качественно новый, более высокий уровень. Курс источниковедения ориентирован на развивающую и сопроводительную роль. С его помощью реализуются задачи формирования в первую очередь умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому. Он всецело погружается в исследовательскую среду, осваивая операции классификатора, интерпретатора, аналитика, адаптатора. Методика изучения текста, его включения в контекст имеющегося знания, выявления степени достоверности – это как раз те навыки, которые чрезвычайно трудно выработать на традиционных уроках истории. Программа, таким образом, носит как рецептурный характер, так и выступает в роли лоцманской карты, позволяющей осваивать практические пути познания. Разворачиваясь параллельно тематике базового курса "История России", настоящий курс прочно привязан к существующему образовательному стандарту. Более того, необходимый стандарт качества образования подкрепляется также научностью поиска, отбора и систематизации информации, постоянной критической проверкой умозаключений, вырастающих из обработанной информации, а также используемой методологии. Принципиальная новизна для учащихся курса "Источниковедение истории России" коренится не в понятийном аппарате, что делает его более привлекательным для изучения, а в самом характере материала. Представляя собой заготовку к знаниям, практический материал в виде источника приобретает характер новизны, необработанностью своей содержательной части, а также индивидуальностью формы. Поиск обобщенного знания путем синтеза конкретной информации, пульс живой, хотя и ставшей прошлым, жизни, заключенной в источнике, творческое начало самого характера учебной деятельности - все это создает напряжение мотивирующего потенциала программы. Отметим еще одну важную черту, определяющую новизну программы: в значительной степени меняется роль учителя в учебном процессе - ему не надо больше быть ни преимущественно рассказчиком, ни контролирующим и оценивающим лицом, поскольку ученик получает такой же доступ к информации и в таком же качестве, что и преподаватель. Учитель в целом ряде случаев как бы теряет монополию на информацию и "на истину". Вместе с тем радикально возрастает необходимость в учителе как носителе концептуального, методического знания, организаторе и режиссере учебного процесса. Исходя из вышеизложенного, существенно меняется соотношение теоретических и практических форм получения знаний. Система практикумов призвана ввести учащегося в лабораторию историка-исследователя. Включаясь в процесс исследования исторического источника, молодой человек выходит на уровень самостоятельных открытий, сделанных на основе усвоенных приемов и алгоритмов исследовательской деятельности. Цели курса:
Задачи курса:
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Учащийся должен иметь навыки:
Для получения зачета необходимо выполнить следующие обязательные виды работы: реферат по проблеме курса (на выбор учащегося); итоговая (зачетная) работа по сравнительному анализу исторических источников; проектную работу в форме электронной хрестоматии по источниковедению России (по одному из периодов, на выбор учащегося). Учебно-тематическое планирование
Содержание программы Введение (2 ч.) Источниковедение как наука Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического знания. Откуда берутся и как находят исторические источники. Исторический источник как предмет изучения. Сущность исторического источника. Информация - содержание исторического источника. Классификация исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности. Основные этапы работы с историческим источником. Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста; истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости. Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника. Источниковедение Древней и Московской Руси (8 ч.) Предки восточных славян в трудах античных авторов, византийских, западноевропейских и восточных источниках. Упоминание расселения венедов и восточных славян в "Естественной истории" Плиния Старшего. "Роксоланы, сарматы, венеды ..." - у Птолемея Клавдия и Тацита. Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона: записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами. "Бертинские анналы". Сведения о Руси эпохи Владимира Святославича. Географические труды арабских авторов о расселении славян. Описание руссов в «Хазарии» Ибн-Фадлана. Описание похода руссов 913-914 годов на Каспий у ал-Масуди. Упоминание о племени "волыняне" (дулебы). Летописи и летописание. Методы исследования летописей Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса. Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи и художественное творчество. Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное летописание. Личность летописца. История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор - первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и "новгородские" пристрастия "Повести...". Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи. Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы "Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, о богатыре-Кожемяке и т.д. Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм - основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических ценностей. Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет". Законодательные акты (X-XV вв.) Правовые акты: публично-правовые и частно-правовые. "Русская Правда" и ее состав. Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др. "Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты. Актовые материалы Классификация актов: международные договоры, церковные и гражданские акты, хозяйственные договоры. Договоры. Уставы. Жалованные грамоты. Грамоты полюбовные, деловые, оброчные. Литературные и публицистические памятники (X-XV вв.) Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение, моление, житие. "Слово о законе и благодати" Илариона - первый литературно-философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" - эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе. Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника". Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево-Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке" Источниковедение России XV-XVII веков (5 ч.) Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность. Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию. "Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного времени. Законодательные акты XVI-XVII веков Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников. Соборное Уложение 1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по версии Соборного Уложения. Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов. Актовые материалы XVI-XVII веков Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы. Складные и поручные записи. Духовные грамоты. Ханские ярлыки и кормления. Делопроизводственные материалы (XVI-XVII вв.) Делопроизводство. Столбцы. Царские указы. Приговоры. Приказы. Разрядные книги. Писцовое делопроизводство. Судебные дела. "Расспросные" и "пыточные речи". Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII вв.) Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых. "Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников. "Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и идеологическая запальчивость. "Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный? Разноголосица Смутного времени: "Сказание Авраамия Палицына", "Иное сказание!". "Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на Россию первого русского политического эмигранта. "Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской литературы. Источниковедение России XVIII - первой половины XIX века (14 ч.) Законодательные акты. Делопроизводство. Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII – первой половине ХIХ вв. Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской. Основные разновидности делопроизводственных материалов. Замена столбцового делопроизводства протокольным. Особенности оформления документов. Тщательная фиксация деталей. Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления, инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов. "Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762 года. Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации. Политические сочинения и публицистика Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и публицистической литературы. Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как образец политической публицистики. Основные идеи и содержание сочинений Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татищева Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова - критика абсолютизма умным консерватором. Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет. Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций. Периодическая печать Возникновение и общественно - политические условия развития российской периодики и ее место в системе источников. "Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Методика источниковедческой критики периодики. Два подхода к работе с периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы); 2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая сама по себе не является темой этого органа. Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) - первый провинциальный журнал. Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств. Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты первой половины XIX вв. Мемуары, дневники, частная переписка Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения: "Врет как очевидец". "Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины Дашковой - два взгляда на одни и те же события. Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху Екатерины II изнутри. Дневники частных лиц. 1812 год в воспоминаниях: дневник Д,Давыдова, «Очерки Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки, «Записки о 1812 годе» С.Н.Глинки. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. 1812 год по воспоминаниям современников – иностранцев. «Николаевская Россия» Астольфа де Кюстина. Литература для учащихся
Литература для учителя
|
Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008 Она также имеет достаточные возможности для выстраивания у учащихся индивидуальной образовательной траектории, преемственности между... |
Рабочая программа по биологии для 7 а, б класса на 2014-2015 учебный год Составитель программы Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... |
||
Демографически-структурная теория и ее применение в изучении социально-экономической... Специальность 07. 00. 09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования |
Обучение Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с.... |
||
Рабочая программа элективного курса по образовательной области «Технология» Российской Федерации в качестве Сборника программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки... |
Рабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»... |
||
Рабочая программа по предмету английский язык для 3 класса Составитель:... Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2007) |
Программа подготовки к олимпиаде по истории России «История России IX-XIX века в документах» По причине недостаточности времени в урочной деятельности, учитель имеет редкую возможность организовывать работу с историческими... |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку... Иностранный язык. 5-9 классы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2011. 144 с. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Биболетовой... |
Учебное пособие для учащихся 7 класса с (К) оу VIII вида Составитель:... Мс (К) коо «Специальная коррекционная школа интернат VIII вида» г. Карабаша Челябинской области |
||
Рабочая программа по биологии уровень Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2004), программы для общеобразовательных... |
Рабочая программа по технологии разработана на основе фгос второго... России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой... |
||
Автор проекта: Иванова Елена Андреевна, учитель истории и обществознания Место работы Кимы ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче егэ по предмету |
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения... Назначение ким. Контрольно измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения учащимися 9 класса планируемых результатов... |
||
Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 9 класса Авторской программы по английскому языку М. З. Биболетовой, Н. А. Трубаневой, включающий в себя компонент федерального государственного... |
Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет по сроку реализации 3 года... Учащиеся 5-11 классов ряда школ из разных регионов России вовлечены в учебный процесс создания моделей роботов, проектирования и... |
Поиск |