Содержание
1.
|
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы …………………………………………………………….........
|
3
|
2.
|
Цели освоения дисциплины …………………………………………..
|
3
|
3.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) …………………………………………………
|
4
|
4.
|
Рабочая программа учебной дисциплины …………………………...
|
5
|
5.
|
Образовательные технологии ………………………………………...
|
9
|
6.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) …………………………………………………………….
|
9
|
7.
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) ……
|
10
|
8.
|
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя ……
|
10
|
9.
|
Методические указания для студентов ………………………………
|
11
|
10.
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ………………………………………………………………….
|
13
|
11.
|
Контрольно-оценочные материалы …………………………………..
|
14
|
12.
|
Рейтинг-план дисциплины ……………………………………………
|
35
|
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Распределенные базы и хранилища данных» реализуется в рамках вариативной части.
Основными учебными дисциплинами, освоение которых необходимо как предшествующих, являются «Информатика», «Технология и методы программирования» и «Языки программирования».
Шифр дисциплины: Б1.В.ОД.8.
Цели освоения дисциплины
Практика разработки современных информационных систем показывает, что большинство из них носит распределённый характер. Причина востребованности распределённых информационных систем заключается в тенденциях развития экономики: 1) с одной стороны, происходят процессы укрупнения и монополизации бизнеса, а, следовательно, увеличение объёмов информации; 2) с другой стороны, современный уровень принятия решений, оперативное управление информационными ресурсами требует всё большей их децентрализации.
Примерами распределённых систем могут быть любая система резервирования билетов крупной авиакомпании, имеющей свои филиалы в различных частях Земли, большинство банковских систем. В любой из них данные находятся на компьютерах различных моделей и производителей, функционирующих под управлением различных операционных систем, а доступ к данным осуществляется разнородным программным обеспечением.
Основная цель курса – получение теоретических знаний в области распределенных систем и хранилищ данных и приобретение необходимых практических навыков для работы с хранилищами данных в системе Microsoft SQL Server.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Распределенные базы и хранилища данных»
Согласно ФГОС ВО дисциплина «Распределенные базы и хранилища данных» обеспечивает инструментарий формирования следующих компетенций бакалавра по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность:
- способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации (ОПК-4);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: перспективные технологии создания распределенных информационных систем;
уметь: использовать SQL-операторы для работы с базами данных, транзакции, блокировки баз данных и таблиц, создавать реляционные базы данных и разрабатывать информационные системы;
владеть: навыками работы в распределенных информационных системах.
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
по дисциплине Распределенные базы и хранилища данных
|
на
|
6
|
|
|
семестр
|
|
|
Рабочую программу осуществляют:
|
лекции
|
|
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
|
5
|
к.ф.-м.н., доцент кафедры ММ
|
Учебных часов:
|
|
Нафикова А.Р.
|
лекций (в т.ч. в интерактивных формах)
|
32
|
семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
|
|
лабораторные занятия
|
|
практических (в т.ч. в интерактивных формах)
|
|
лабораторных
|
32
|
к.ф.-м.н., доцент кафедры ММ
|
консультаций
|
|
Зачет
|
|
Нафикова А.Р.
|
Экзамен (VI семестр)
|
36
|
самостоятельная работа студентов
|
78
|
|
КСР
|
2
|
№
п/п
|
Тема и содержание
|
Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
|
Кол-во
часов
аудитор. работы
|
Интерактивные методы обучения
|
Меж-предметные связи
|
Инновационные методы в обучении
|
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
|
Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
|
Количе-ство часов самостоят. работы
|
Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1
|
Основы распределенного хранения информации.
Понятие распределенной базы данных (РБД). Система управления распределенной базы данных (СУРБД). Фрагментация и репликация данных. Виды фрагментации и репликации.
|
ЛК+ЛЗ+СРС
|
4+10
|
|
Информатика
|
|
[Осн. 1,2,4]
|
[Осн. 2, стр. 18-24]
|
10
|
|
2
|
Свойства РБД. Локальная автономия. Независимость узлов. Непрерывность операций. Обработка распределенных транзакций и запросов. Прозрачность распределенности, фрагментации, тиражирования, сети. Независимость от оборудования, операционных систем, баз данных.
|
ЛК+ЛЗ+СРС
|
6+10
|
работа в группах
|
Программирование
|
|
[Осн. 1,2,4; Доп. 1-5]
|
[Осн. 2, стр. 39-45]
|
24
|
Рубежный контроль №1
|
3
|
Технологии РБД.
Обработка и оптимизация запросов. Управление одновременным доступом. Целостность данных и протоколы обеспечения надежности. Технология тиражирования данных.
|
ЛК+ЛЗ+СРС
|
8+12
|
коллективная мыслительная деятельность
|
Программирование
|
|
[Осн. 1,2,4; Доп. 1-5]
|
[Осн. 2, стр. 62-67]
|
24
|
Рубежный контроль №2
|
4
|
Введение в хранилища данных (ХД).
Понятие ХД. Предпосылки появления ХД. Требования к ХД. Основные положения концепции ХД. Обобщенная концептуальная схема ХД. Разновидности данных в ХД: детализированные и агрегированные данные, метаданные.
|
ЛК+ЛЗ+ СРС
|
8+4
|
работа в группах
|
Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных
|
|
[Осн. 3-6]
|
[Осн. 2, стр. 83-94]
|
|
|
5
|
Обзор архитектур ХД.
Многомерные ХД.
Реляционные ХД.
Гибридные ХД.
Витрины данных.
Виртуальные ХД. Преимущества и недостатки.
|
ЛК+ЛЗ+СРС
|
8+12
|
коллективная мыслительная деятельность
|
Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных
|
|
[Осн. 3-6]
|
[Осн. 2, стр. 100-119]
|
|
Рубежный контроль №3
|
6
|
Введение в ETL. Основные цели и задачи процесса ETL. Извлечение данных в ETL. Очистка данных в ETL. Преобразование данных в ETL. Загрузка и обогащение данных.
|
ЛК+ЛЗ+СРС
|
10+12
|
работа в группах
|
Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных
|
|
[Осн. 3-6]
|
[Осн. 2, стр. 127-135]
|
|
Рубежный контроль №4
|
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки в ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции и лабораторные занятия с использованием интерактивных и активных форм проведения занятий (коллективная мыслительная деятельность, системообразующим элементом которой является рефлексия, существенно повышающая результативность обучения, поскольку поднимает студентов до осознания собственной и коллективной, только что произведенной деятельности; работа в группах; самостоятельная работа с литературой).
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Распределенные базы и хранилища данных»
а) основная литература:
Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. – 8-е изд. – М.: Вильямс, 2005. – 1328 с.
Нафикова А.Р. Практическое руководство по Microsoft SQL Server: учеб. пособие. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. – 137 с.
Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 704 с.
Петкович Д. Microsoft SQL Server 2012. Руководство для начинающих. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 816 с.
Полубояров В.В. Использование MS SQL Server Analysis Services 2008 для построения хранилищ данных. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 487 с.
Туманов В.Е. Проектирование хранилищ данных для систем бизнес-аналитики. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 615 с.
б) дополнительная литература:
Зудилова Т.В., Шмелева Г.Ю. Создание запросов в Microsoft SQL Server 2008. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. – 149 с.
Ицик Бен-Ган. Microsoft SQL Server 2008. Основы T-SQL. – СПб: БХВ-Петербург, 2009. – 432 с.
Казакова И.А. Основы языка Transact-SQL. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. – 164 с.
Семенова И.И. Разработка клиент-серверных приложений в Microsoft SQL Server 2005 и Borland Delphi 7. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2009. – 61 с.
Форта Бен. SQL за 10 минут. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. – 288 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Microsoft SQL Server 2008 R2 Enterprise Edition
2. База данных корпорации Microsoft AdventureWorksDW2008R2 http://msftdbprodsamples.codeplex.com/.
|