Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов


Скачать 122.81 Kb.
Название Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
Инструкция по чтению профессиограмм
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.

1. Сведения о профессии

2. Доминирующие виды деятельности.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

5. Области применения профессиональных знаний.

6. Классификационная карточка профессий.
Знакомство с разделами профессиограммы начинается с раздела «Сведения о профессии». Здесь приводится дополнительная информация о специальности.

В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:

♦ способности;

♦ особенности личности;

♦ интересы;

♦ склонности.

В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

♦ наименование профессии;

♦ доминирующий способ мышления;

♦ область базовых знаний;

♦ профессиональная область;

♦ межличностное взаимодействие;

♦ доминирующий интерес;

♦ дополнительный интерес;

♦ условия работы.

При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому в данной книге каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.
Доминирующий способ мышления. Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

♦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;

♦ другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;

♦ третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);

2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

В сборнике предлагается следующая классификация способов мышления:

♦ приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.

Разновидности: приложение – процедура, приложение – диагностика, приложение – регуляция;

♦ адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ, адаптация – координация, адаптация – формализация;

♦ производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.

Разновидности: производство – сила, производство – ловкость.

Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.


1.

приложение –

процедура

Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.

2.

приложение –

диагностика

Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.

3.

приложение –

регуляция

Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.

4.

адаптация – анализ

Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.

5.

адаптация –

координация

Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.

6.

адаптация –

формализация

Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:

♦ умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;

♦ коммуникативности;

♦ умения считаться с ситуацией и другими людьми.

7.

производство –

сила

Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.

8.

производство –

ловкость

Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

♦ высоким (теоретическое знание);

♦ средним (практическое использование знаний);

♦ низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

♦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

♦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Профессиональная область. Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

На этом основании можно выделить следующие типы.


1.

Редкое

Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.

2.

Частое по типу «напротив»

Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.

3.

Частое по типу «рядом»

Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.

4.

Частое по типу «вместе»

Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.


Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.
Доминирующий интерес. Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.


1.

Реалистический (практический) тип

любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.

2

Исследовательский (интеллектуальный) тип

сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.

3.

Социальный тип

активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.

4.

Конвенциональный (стандартный) тип

усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).

5.

Предпринимательский тип

находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.

6.

Артистический тип

высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).


Дополнительный интерес. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.
Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

♦ работа в помещении или вне помещения;

♦ мобильная (подвижная) или сидячая.

При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

Похожие:

Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Профессиограмма и психограмма дизайнера
Данная работа освещает проблему профориентации современного человека на конкретных примерах профессиограмм и психограмм профессии...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Письменная часть экзаменационной...
Задания по чтению включает 9 заданий на понимание прочитанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий – 60 минут
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Программа состоит из следующих основных разделов
Программа предназначена для подготовки и переподготовки специалистов среднего звена сельскохозяйственного производства
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Руководство пользователя -I
Благодарим Вас за выбор портативной навигационной системы Garmin gpsmap 60. Данное руководство пользователя состоит из следующих...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Руководство пользователя -I
Благодарим Вас за выбор портативной навигационной системы Garmin gpsmap 76CS. Данное руководство пользователя состоит из следующих...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Руководство по эксплуатации и паспорт кс 00. 00. 000 Пс
Руководство по эксплуатации предназначено для обеспечения правильной и безопасной эксплуатации котлов в быту и состоит из следующих...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Аналитический отчет за 2014 2015 учебный год
Предлагаем Вам познакомиться с результатами работы мдоу №16 «Ягодка» ямр в 2014-2015 учебном году, представленными в Публичном докладе,...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Техническая...
Курс «Техническая эксплуатация автомобилей» основывается на знаниях, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин....
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов-заочников...
Учебного материала формируются коммуникативные способности, ограниченные рамками ситуативно-обусловленной беседы, в том числе, умение...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по английскому...
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по французскому...
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по английскому...
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по французскому...
Единый государственный экзамен 2005 г. Французский язык, 11 класс. (2005 / 27)
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы. Тестовая работа состоит из трех разделов, включающих 31 задание
...
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по английскому...
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный
Инструкция по чтению профессиограмм Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов icon В. А. Болотов «30» декабря
Экзаменационная работа по английскому языку состоит из пяти разделов, включающих 51 задание

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск