А. В. Суворов обжитое социальное пространство


Скачать 185.68 Kb.
Название А. В. Суворов обжитое социальное пространство
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
- 1 -

А.В. Суворов

ОБЖИТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

И СМЫСЛ ЖИЗНИ

На примере становления личности в ситуации слепоглухоты очень удобно анализировать соотношение таких психологических феноменов, как одиночество, уединение и смысл жизни. Пара­дигмальным, контекстным при этом является понятие обжитого социального пространства. Иными словами, психологические фе­номены одиночества, уединения и смысла жизни должны рассмат­риваться в контексте обжитого социального пространства.

Сначала попробуем проанализировать психологические реа­лии, связанные с феноменами одиночества, уединения и смысла жизни, а затем уже, в качестве вывода из всего анализа, поп­робуем охарактеризовать содержание понятия обжитого социаль­ного пространства.

Экстремальность условий слепоглухоты заключается прежде всего в том, что более-менее затруднено, а то и полностью отсутствует, общение между слепоглухим и окружающими его людьми. Если от слепоглухонемого (то есть ослепшего и, глав­ное, оглохшего в раннем возрасте, а то и слепоглухорожденно­го) ребенка не требуется никакой собственной активности, ес­ли его _ТОЛЬКО_ обслуживают, он - объект обслуживания, а, в строгом смысле, никак не субъект общения. Разумеется, воз­можны оговорки. Ребенок _ПРИВЫКАЕТ_, что от него ничего, ни­какой инициативы, никакой самостоятельности не ждут, а ждут лишь _УДОБНОЙ_ для обслуживающего персонала _ПАССИВНОСТИ_. И вся его активность может проявляться именно в этой пассив­ности, в том, чтобы быть "удобообслуживаемым" (даже не "удо­боруководимым", ибо любое руководство уже предполагает не­кую, пусть очень маленькую, сферу самостоятельности руково­димого). А.И. Мещеряков описывает девочку, которая _ПРИВЫК­ЛА_ "замирать", когда ее внезапно берут на руки и погружают в воду, чтобы искупать. Возможна и привычка открывать рот в ожидании пищи. В этом можно усмотреть как бы согласие ребен­ка на тотальное обслуживание. Он к такому обращению с собой _ПРИВЫКАЕТ И ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ_. И такое, собственно чисто физиологическое, привыкание и приспосабливание можно счесть за проявления ребенка как субъекта общения.

Но этим, пожалуй, "общение" и исчерпывается. Выход фи­зиологической энергии, как отмечают многие исследователи, проявляется в навязчивых движениях (самый распространенный в литературе пример - описание того, как ребенок раскачивает­ся, оставаясь на том месте, где его оставили). Привыкание и приспосабливание к тотальному обслуживанию требует от ребен­ка такого минимума усилий, что этим минимумом можно пренеб­речь, с чистой совестью говоря о полном отсутствии общения.

Такой ребенок не является ни субъектом общения, ни субъектом самосознания. Человеческая культура вне ребенка. Он - объект чужой культуры (культуры тотального обслужива­ния), - за полным отсутствием какой бы то ни было собствен­ной культуры.

И И.А. Соколянский с А.И. Мещеряковым совершенно правы, считая, что начинать "очеловечивание" такого существа надо с организации воссоздания им культуры _САМО_обслуживания. Для начала - чисто физиологического, выражающегося в ориентиро­вочной реакции, например, на засорившуюся соску, на темпера­туру и запах пищи, подносимой ко рту, но не опрокидываемой в рот. Когда такая ориентировочная реакция получена и устойчи­ва, налицо база для воссоздания ребенком в совместно-разде­ленном действии со взрослым культуры уже человеческого само­обслуживания, с использованием изготовленных человеком для человека бытовых предметов. Таким образом, с самого начала содержание психолого-педагогического процесса сводится к то­му, чтобы учить ребенка быть субъектом общения с окружающими людьми по поводу все более сложных видов совместно-разделен­ной с ними деятельности.

Сначала ориентировочная реакция. Затем - формирование навыков самообслуживания. Затем - изображение этих навыков жестами. Затем - обозначение всех известных действий, субъ­ектов и предметов этих действий первыми словами. Поначалу не в устной, разумеется, а в пальцевой форме. В форме дактиль­ного алфавита. Такова пропагандируемая А.И. Мещеряковым поэ­тапность превращения слепоглухонемого ребенка из объекта то­тального самообслуживания - в субъект человеческого общения и хоть какого-то самосознания.

До поры до времени ребенку хватает общения с его педа­гогами. До той поры, до того времени, пока круг общения не расширяется, и в него не включаются новые люди, совсем не обязательно владеющие - или плохо владеющие - специальными средствами общения. Лучше, если это расширение произойдет как можно раньше. Беда, когда оно сваливается на неподготов­ленного выпускника. Уроки социально-бытовой ориентировки эту проблему вряд ли решают. Они лишь намекают на ее существова­ние. Ученик ведь остается в тепличных условиях реабилитаци­онного центра; походы на почту, в магазины и другие учрежде­ния социальной инфраструктуры большого мира остаются на уровне экскурсий. А что он будет делать, когда окажется там без посредничества педагогов, один на один с людьми, впервые встретившими такого инвалида и не знающими, как с ним обра­щаться, как его понять и как стать понятными ему?

Так мы приходим к необходимости совместной педагогики. Общение с относительно здоровыми ребятами и детьми-инвалида­ми различных категорий создает условия для осознания собс­твенной инвалидности. При доброжелательном отношении, готов­ности окружающих ребят и взрослых помочь в решении связанных с инвалидностью проблем, осознание инвалидности ставит ре­бенка перед необходимостью ее преодоления. Он постепенно становится субъектом самореабилитации. Он учится обращаться за помощью, объяснять доброжелательным, но не владеющим спе­циальными средствами общения, людям, как с ним можно догово­риться без овладения этими специальными средствами. И после такого опыта, приобретаемого главным образом вне реабилита­ционного центра - на сменах общения Детского ордена милосер­дия, - ему легче будет решать сходные проблемы и в зрелом возрасте. Заодно и уроки социально-бытовой ориентировки бу­дут осмыслены более адекватно и глубоко, - не просто как экскурсии, а как подготовка к самостоятельной жизни в боль­шом мире. Необходимость такой подготовки будет прочувствова­на во время смен общения Детского ордена милосердия.

Вероятно, полученный на этих сменах опыт может быть пе­ренесен и на общение с соседскими детьми и взрослыми по мес­ту жительства во время каникул. Но в одиночку такой перенос вряд ли осуществим. Необходима активная поддержка со стороны членов семьи. Идеально было бы, если бы в сменах общения Детского ордена милосердия вместе со слепоглухими ребятами участвовали бы и их родители, братья, сестры.

Из-за единственности в границах бывшего СССР Серги­ев-Посадского реабилитационного центра вовлечение родных в совместно-педагогический процесс, как и вообще в реабилита­ционный, практически невозможно. Поэтому выход пока просмат­ривается в том, чтобы родители были связаны с местными Отря­дами милосердия, и на летних каникулах по возможности ездили бы в местные лагеря общения Детского ордена милосердия, ко­торые организуются ежегодно, например, в Республике Ма­рий-Эл, в Татарстане (Набережные Челны), в Свердловской об­ласти. Воспитанников Сергиев-Посадского реабилитационного центра, чьи родители живут в перечисленных местах или срав­нительно недалеко от них, целесообразно подключить к местным организациям Детского Ордена Милосердия, кстати очень мощ­ным.

Организация общения по элементарным бытовым поводам, а затем обучение различным творческим видам деятельности (леп­ке, конструированию, выпиливанию по рельефному контуру, рельефному рисованию и т.д., вплоть до попыток литературного творчества), создает предпосылки для общения с самим собой - уединенного труда души. Если ребенок увлечен каким-то делом, пусть даже внешне почти никак не проявляющимся (например, фантазированием), - это не одиночество, а уединение. Уедине­ние - это неумение скучать, или умение в любой момент чем-нибудь заняться. Уединенный труд души обогащает "душу" (личность) гораздо больше и интенсивнее, чем прямое общение по бытовым, учебным и иным поводам.

И сознательной целью первоначальной бытовой и учебной реабилитации должно быть - как можно быстрее привести ребен­ка к умению и к потребности уединяться за каким-либо увлека­ющим его делом. Иначе и в сменах общения Детского ордена ми­лосердия ребенок не сможет надолго удержать на себе внимание других ребят, которым с ним может быть просто скучно. Ника­кого сочувствия, никакого милосердного энтузиазма, никакой самоотверженности и доброты не хватит, чтобы долго общаться с человеком, с которым нечего делать вместе.

Предпосылки для устойчивого интереса окружающих и пря­мого общения с ними создаются прежде всего в уединенном тру­де души. Но и предпосылки для уединенного труда души могут создаваться и расширяться в прямом общении, как и в самом этом труде, коль скоро он уже налицо.

Следовательно, в первоначальный период становления лич­ности, кроме элементарной бытовой реабилитации, необходима так же первичная творческая реабилитация, то есть как можно более раннее обучение ребенка творческим видам деятельности, предполагающим уже уединение и сосредоточенность. Среди та­ких видов деятельности И.А. Соколянский и А.И. Мещеряков вы­деляют лепку, чтение и конструирование. Элементарная бытовая и первичная творческая реабилитация создает необходимые предпосылки уединенного труда души.

Саморазвитие - это процесс освоения чего-либо благодаря прежде всего собственной активности, собственным усилиям, попыткам освоить. В этом смысле саморазвитие имеет место с самого начала. С того момента, когда ребенок впервые вынуж­ден как-то приспосабливаться к условиям своего существования в социальном пространстве-времени. Даже для того, чтобы быть "удобообслуживаемым", требуется как-то приспособиться к обс­луживающему; и процесс этого приспособления - уже саморазви­тие. Когда начинается элементарная бытовая реабилитация, без активных попыток ученика самостоятельно выполнить те или иные бытовые действия она неосуществима. Но и без побуждаю­щего (даже принуждающего), направляющего, ориентирующего участия учителя реабилитация не состоится.

Ничему нельзя научить, если нет активных попыток нау­читься; и трудно (если возможно) чему-либо научиться в оди­ночку, без какого бы то ни было участия учителя, - особенно в самом начале учебы, когда еще совсем ничего не знаешь и не можешь опереться на личный опыт удач и неудач. Поэтому само­развитие - фундамент и предпосылка успеха всякого развития, то есть идущих извне попыток организовать поведение субъекта саморазвития. Всякие раз0вивающие усилия могут быть успешны только в том случае, если налицо встречный процесс - само­развивающие усилия. Всякая реабилитация возможна только при наличии самореабилитации.

Но изначально саморазвитие стимулируется извне, чьими-то попытками развивать, и только потом возникает са­мостимулирование саморазвития, появляются внутренние побуж­дения, реализация которых приводит к развивающему эффекту. Изначально, видимо, такое самостимулирование саморазвития формируется в уединенном труде души. Пока саморазвитие сти­мулируется извне, оно может заглохнуть, как только внешнее стимулирование прекратится.

Устойчивый характер саморазвитие приобретает только при условии самостимулирования. Таким внутренним стимулом может служить прежде всего увлеченность. Увлеченность является главной движущей силой уединенного труда души. Поэтому уеди­ненный труд души приходится признать основной формой само­развития. Пока нет уединенного труда души, нет и внутреннего источника саморазвития, если не считать изначальную положи­тельную эмоциональную реакцию ребенка на окружающих его лю­дей.

Уединенный труд души как основная форма саморазвития может иметь разную природу (сущность). Изначально его приро­да чисто импульсивная: интересно, увлекательно - потому и хочется заниматься предметом увлечения в одиночку. Чем боль­ше интересного, увлекательного, тем шире сфера выбора прио­ритетов саморазвития: приоритетно то, что всего увлекатель­нее (первоначально, пожалуй, точнее сказать - _ПРИ_влека­тельнее).

Сначала формируется сфера _ПРИ_влекательного. _ВНУТРИ_ сферы привлекательного - сфера _У_влекательного. А уже внут­ри сферы увлекательного формируется сфера устойчивых интере­сов субъекта, - может быть, сфера все более сознательного и целеустремленного творчества. Вот такая получается "матреш­ка" сфер саморазвития, или сфер уединенного труда души.

Внутри этой "матрешки", по мере выделения сферы приори­тетных устойчивых интересов, меняется и природа саморазви­тия. На основе импульсов привлекательности, увлекательности формируется устойчивая мотивация деятельности субъекта, предполагающая и постоянные волевые усилия, направленные на интенсификацию и все более высокую результативность деятель­ности. Природа саморазвития из чисто импульсивной становится все более сознательной. Первоначальные импульсы привлека­тельности, увлекательности могут перерасти в настоящую страсть, в одержимость данным видом (или несколькими видами) деятельности. Происходит творческое самоопределение личности на профессиональном уровне, а так же мировоззренческое само­определение. Одновременно с выделением приоритетной сферы устойчивых интересов определяется и приоритетная сфера со­держательного общения по поводу этих интересов. Формируются и постепенно более-менее ясно осознаются принципы взаимо­действия данной личности с окружающими людьми. Определяется место данной личности, как имеющей именно такую, а не иную приоритетную сферу устойчивых интересов, среди других лич­ностей. Словом, определяется позиция личности по всем нап­равлениям ее жизнедеятельности.

При формировании приоритетной сферы устойчивых интере­сов, приоритетной сферы общения, мировоззренческой системы,

- формируется (определяется) и смысл жизни.

Первоначальное существование ни бессмысленно, ни осмыс­лено. Первоначально просто существуют - и все. Только став полноценным субъектом хотя бы бытового общения, а затем субъектом уединенного труда души как основной формы самораз­вития, индивид начинает познавать самого себя, осмысливать свою жизнь, и одновременно определять, в чем ее смысл.

По-видимому, сфера смысла жизни совпадает со сферой ус­тойчивых приоритетных интересов; следовательно, формируется и изменяется вместе с ней. И одиночество переживается либо как недостаточная осмысленность, либо как недостаточная востребованность жизни, а изначально - как дефицит любви, как заброшенность, покинутость.

К уединению может толкнуть ощущение непризнанности, непринятости, например среди ровесников. То есть переживание одиночества тоже может быть (и бывает) стимулом к уединению. И стимулом к поиску смысла жизни вне прямого общения, при его неустранимом дефиците.

Таким образом, дефицит общения может сыграть и положи­тельную роль в саморазвитии субъекта, что с особой нагляд­ностью можно наблюдать, например, при поздней слепоглухоте (как в случае автора этих строк и некоторых его знакомых), а так же при других видах инвалидности, создающих больший или меньший неустранимый дефицит общения. Уединенный труд души, спровоцированный неустранимым дефицитом или конфликтностью прямого общения, повышает устойчивость личности, ее самодос­таточность. Может сформироваться следующая установка: пусть мне трудно найти что-то общее с окружающими людьми, - общее дело, общую тему для беседы, какие-то общие интересы, - _ЗА­ТО_ мне и с самим собой не скучно.

Это, конечно, защитная позиция, способ личностного са­мосохранения, но не только. Научившись и привыкнув обходить­ся в основном самостоятельно, создавая, усложняя, обогащая свой собственный духовный мир, человек именно благодаря это­му может стать все более остро интересен окружающим людям, создаст себе содержательное преимущество в прямом общении с ними, основу для того, чтобы у него с другими людьми обнару­живалось все больше общего. Стимулом к уединению станет уже удовлетворение развитых духовных потребностей, а не защита от чувства невостребованности, непризнанности, непринятости окружающими людьми. Наоборот, если и возникнет ощущение сво­ей неуместности в той или иной ситуации, несовместимости с окружающей обстановкой, человек сможет адекватно проанализи­ровать причины этого и активно поискать, найти решение воз­никшей проблемы, найти (создать!) свое место среди окружаю­щих людей, способ совмещения себя с ними.

В ситуации слепоглухоты, например, научит окружающих специальным средствам общения, воспитает себе переводчиков на массовых мероприятиях, найдет возможность проявить себя так, чтобы заставить себя заметить, заинтересовать собой. Причем проявить, ни к кому не приставая, не выклянчивая вни­мание, никого не раздражая назойливостью. Проявить, опираясь на сформировавшийся и продолжающий формироваться в уединен­ном труде души внутренний духовный мир. Проявить, найдя спо­соб продемонстрировать богатства этого мира, и тем самым привлечь к себе доброжелательный интерес.

Как видим, этот процесс четко распадается на три этапа.

Во-первых, уединение как самозащита от одиночества, от трудностей прямого общения, от его дефицита, в ситуации той или иной инвалидности неизбежного и до конца никогда не уст­ранимого.

Во-вторых, уединение как самотворчество, как процесс формирования личностью собственного духовного мира, пусть и без специального осознания и постановки перед собой подобной цели.

В-третьих, ослабление дефицита прямого общения с опорой на собственный духовный мир, через демонстрацию окружающим людям его богатств. Это уже высший этап личностной самореа­билитации как при физической инвалидности, так и в других ситуациях, вынуждающих личность искать спасения от одино­чества в уединенном труде души, в общении с самой собой, и тем самым, пусть незаметно для себя, самореабилитироваться в сфере полноценного прямого общения.

Получается, что если дефицита прямого общения и нет, его даже полезно бывает создать, чтобы вынудить к уединенно­му личностному самотворчеству, саморазвитию, самоуглублению, самообогащению, - к полноценной духовной жизни.

Люди, никогда не испытывавшие серьезных проблем с пря­мым общением, избалованные всеобщим вниманием, всеобщие лю­бимцы, - могут так и не научиться уединяться, могут быть скучны сами себе, могут так и не выработать самостоятельной жизненной позиции, сколько-нибудь глубокой и серьезной миро­воззренческой системы. Им может оказаться некогда над собой задуматься. Им и так неплохо. И прямое общение может быть неглубоким, поверхностным, малосодержательным или вовсе бес­содержательным. На уровне разговоров ни о чем. Куда все, ту­да и я. Лишь бы вместе со всеми. Лучше поболтать и побол­таться в развеселой компании на улице, чем книжку почитать. Лучше поглазеть, чем во что бы то ни было вглядеться и вду­маться.

Поэтому, видимо, тех, кто по тем или иным причинам "вы­падает" из прямого общения, не всегда стоит в него втяги­вать, тащить в "общую кучу", именуемую "коллективом". Наобо­рот, может быть, важнее выяснить, а чем же они заняты в уе­динении, и попробовать уединиться за теми же занятиями вмес­те с ними, разделить их интересы.

Мы, таким образом, приходим к методическому принципу: постараться разделить с человеком его уединение, а не при­нуждать (или соблазнять) человека разделить с толпой (прини­маемой за "коллектив") ее суету.

Но реализация такого методического принципа в психоло­го-педагогической практике педагогу обходится, очевидно, намного дороже в смысле времени и усилий, чем "фронтальное воздействие" на различных массовых мероприятиях. Совмест­но-разделенное уединение проще наладить в домашних условиях, родителям, а не педагогам, - если, конечно, в семье сущест­вуют комфортные для всех отношения между ее членами, и если, главное, налицо озабоченность духовным ростом детей, а не только их одеждой, гигиеной и желудком.

Автор исходит из представления об инвариантности психи­ческого развития, о множественности его путей. Отсюда осто­рожность при характеристиках того или иного конкретного ва­рианта развития.

Потребность в уединении может сформироваться, а может и не сформироваться. Дефицит общения может возникнуть, а может и не возникнуть. Дефицит общения может сыграть положительную роль, провоцируя к уединенному труду души как основной форме саморазвития, а может сыграть и резко отрицательную, разру­шительную роль, оборвав развитие, спровоцировав деградацию.

Роль дефицита прямого общения отрицательная, если при­водит к одиночеству как ощущению (переживанию) недостатка любви, заброшенности, ненужности (по отношению прежде всего к близким взрослым), и непринятости, непризнанности, невост­ребованности (среди ровесников и вообще среди равных).

Все зависит от конкретных условий. Может получиться и так, что в силу внутренней логики развития-саморазвития, то есть в силу всей предшествующей его истории, данный вариант окажется единственно возможным именно для данного индивида. Все другие варианты внутренняя логика развития-саморазвития для данного индивида исключила.

А в общем, вариантов развития-саморазвития столько, сколько людей. Они уникальны, индивидуально-неповторимы, единичны. Методологический принцип инвариантности разви­тия-саморазвития позволяет эту уникальность постоянно иметь в виду, ни на секунду не отвлекаться от реалий психического развития.

Но, думается, содержание развития-саморазвития при всех вариантах сводится к _ОБЖИВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА_. Если нет такого обживания, то, собственно, нет и разви­тия-саморазвития. Есть лишь физическое существование. Если в силу каких-то катастрофических причин существование в уже обжитом социальном пространстве оказывается невозможно, а путей обживания социального пространства заново не видно, то наступает деградация. Такой деградационный вариант возможен, например, при слепоглухоте или полном параличе, наступивших в зрелом возрасте. Внутренняя логика развития-саморазвития, сформировавшаяся в ситуации физического здоровья, может при­вести к деградации, к невозможности приспособиться к новым условиям, - может быть, кажущейся невозможности, но в том, что она кажущаяся, человека еще надо убедить, что и является первоначальной задачей реабилитационной работы с такими людьми.

Обживание социального пространства - это прежде всего налаживание полноценного двустороннего общения с окружающими людьми, и с их помощью - ориентировка в созданном челове­чеством социальном пространстве города, деревни, жилых и иных помещений, парковых зон, видов транспорта, и т.д.. Об­живать новое социальное пространство можно и самостоятельно, но только с опорой на уже накопленное умение общаться, обра­щаться к первым встречным-поперечным за помощью. Такое уме­ние требуется всем, даже самым здоровым людям. Абсолютную необходимость такого умения хорошо выражает поговорка: "Язык до Киева доведет". Уединенный труд души так же является фор­мой самостоятельного обживания социального пространства, ко­торому предшествует и которое подготовляет обживание соци­ального пространства вместе с другими людьми, под их руко­водством и даже нажимом.

Только внутри обжитого и непрерывно вновь обживаемого социального пространства возможно формирование и изменение какого бы то ни было смысла жизни. Вне обжитого и обживаемо­го социального пространства нет ни сколько-нибудь полноцен­ной человеческой жизни, ни ее смысла.

Автор, будучи слепоглухим с детства, чувствовал себя одиноким только в необжитом социальном пространстве, - нап­ример, в гостях у родственников или за границей. Важнейшим компонентом обжитого социального пространства для автора яв­ляются рельефно-точечные книги на русском языке и письменные принадлежности (как для слепых, так и обычные типа плоскопе­чатной машинки). Обжитое социальное пространство предполага­ет наличие некого набора постоянных занятий. Где этого нет, там неизбежно чувство одиночества. Кстати, к самому термину "обжитое социальное пространство" автор пришел впервые как раз в гостях у родственников в Алма-ате, где было ограничено общение, чтение, передвижение по совершенно незнакомым ок­рестным улицам.

В общем-то обжитое социальное пространство - это сфера более-менее решенных проблем данной личности, а так же сфера уже известных личности принципов и алгоритмов решения проб­лем. Социальное пространство-время есть, в сущности, история человечества (включая ее "текущий момент" в виде окружающих людей и вещей), которую и приходится "обживать" в течение всего жизненного цикла (от рождения до смерти), чтобы реали­зоваться в качестве члена общества - в качестве личности.

Причем обжитое социальное пространство нельзя представ­лять себе каким-то монолитом, внутри которого все ясно и все упорядочено.

В том-то и дело, что сфера _НЕ_обжитого социального пространства находится не только вне, но и внутри обжитого. Иными словами, сфера нерешенных проблем находится не только вне, но и внутри сферы проблем решенных, когда-либо решав­шихся.

Например, практически автору всю жизнь удавалось, в об­щем и целом, налаживать сотрудничество с самыми разными людьми, прогрессируя личностно и творчески. Но попытки тео­ретически осмыслить, адекватно осознать закономерности нала­живания сотрудничества (в широком смысле, включающем и друж­бу), попытки понять, почему в одних случаях это получается, а в других нет, - эти попытки при всей своей длительности и настойчивости пока не привели к созданию надежной, безотказ­но срабатывающей стратегии налаживания сотрудничества. В ре­зультате на практике автор оказывается беспомощен, когда не­обходимо наладить сотрудничество по новому поводу или с но­вым человеком.

Странный феномен: проблемы вроде удается решать вполне успешно, до сих пор так или иначе удавалось; можно довольно уверенно надеяться, что будет _В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ_ удаваться и впредь; но _В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ_ трудно прогнозировать; пол­ный туман - или обманчивая ясность, то есть разочарование и разрыв отношений наступают, когда уже успокоился и собрался праздновать удачу в налаживании сотрудничества. В целом - "проносит", а в единичных случаях - далеко не всегда. Поис­тине, раз на раз не приходится.

Почему? Неужели эта область целиком и полностью - вот­чина случайности? вряд ли. Но нащупать закономерности, чтобы практически их использовать и избегать провалов, не удается.

Проблема в том, чтобы чувствовать себя хозяином в своих отношениях с окружающими людьми, сознательно и успешно стро­ить свои отношения. До сих пор они как-то сами строятся, а вот строить - не получается.

Этим мучаются очень и очень многие люди. А проблема как раз из тех, от степени решенности которых зависит определе­ние смысла жизни. Искать ли этот смысл в прямом общении с окружающими людьми, или свою личностную базу - смысл жизни - передвинуть как можно дальше "в глубь своей территории", чтобы никто не мог ее разрушить, чтобы всегда наготове было убежище от сложностей прямого общения?.. Можно попробовать и сочетание обоих вариантов, - то ли периодически уходить в уединение и выходить из него, то ли постоянно уединяться и одновременно столь же постоянно и избирательно общаться нап­рямую. Смотря для чего уединяться. Смотря по какому поводу и с кем общаться.

"Территория" не сплошная. В социальном пространстве, обжитом как бы "островами", спрятаться особенно негде. При­ходится выбирать "остров" пообширнее, а значит, как можно надеяться, и понадежнее. И обживать новое и новое социальное пространство, чтобы соединить "острова".

Возможно ли хоть сколько-нибудь монолитное обжитое со­циальное пространство? Вероятно, да, - при устойчивом образе жизни, устойчивых отношениях с окружающими людьми, устойчи­вой, признанной окружением, автономии, независимости. Тогда обжитое социальное пространство более или менее монолитно. Более или менее надолго. Но вряд ли навсегда. Скорее всего, до поры до времени. До тяжелой болезни. До крупного конфлик­та. Когда вдруг оказывается, что по-старому жить нельзя. Другие физические возможности - в случае болезни, особенно повлекшей за собой инвалидность. Другое отношение окружающих к тебе, твое - к окружающим, - в случае конфликта. В общем, обжитое социальное пространство вдруг оказывается не столько островом, сколько утлой посудиной, грозящей перевернуться.

И удержаться "на плаву" помогает поддержка наиболее близких, не обязательно родственников. Помогает и четкое по­нимание смысла своей жизни, путей его реализации в образе жизни, однако без поддержки извне смысл жизни может пока­заться нереализуемым. Вероятно, можно искать, отстаивать и реализовать свой смысл жизни в одиночку, но в экстремальной ситуации это требует исключительной независимости убеждений, жизненной позиции, незаурядной уверенности в себе, в своей правоте. И все равно такое напряжение (то есть поиск, отста­ивание и реализацию смысла жизни в одиночку) трудно выдер­жать в течение длительного времени, не опираясь на понимание и поддержку хотя бы одного друга. И в любом случае реализа­ция смысла жизни означает новый уровень обживания социально­го пространства, в том числе - и, может быть, в первую оче­редь - в форме поиска союзников, тех, кто поймет и поддер­жит, поможет противостоять возникшим экстремальным условиям.

Таким образом, во-первых, структура обжитого социально­го пространства может быть как "островной", так и "монолит­ной". Возможно, что структура обжитого социального прост­ранства по мере обживания периодически меняется, становится из "монолитной" "островной" и наоборот. Это определяется степенью устойчивости образа жизни и круга общения: чем ус­тойчивее, тем "монолитнее", и чем неустойчивее, тем "остров­нее", фрагментарнее. Следовательно, и по этому критерию - по изменению структуры обжитого и обживаемого социального пространства-времени с "монолитной" на "островную" и обрат­но, - можно строить периодизацию развития-саморазвития лич­ности в течение всей ее жизни, от рождения до смерти.

Во-вторых, в процессе обживания социального пространс­тва-времени меняется и смысл жизни. Может возникнуть ситуа­ция нереализуемости (или трудной реализуемости) смысла жизни в одиночестве или при инвалидности, наступившей в зрелом возрасте, когда социальное пространство-время приходится об­живать заново. Такая ситуация стимулирует поиск новых друзей для определения нового смысла жизни или отстаивания старого. Прежнее окружение может либо по каким-то причинам отвергнуть субъекта (одиночество), либо растеряться перед возникшими проблемами и попробовать превратить субъекта в объект то­тального обслужэивания (в случае наступления тяжелой инва­лидности в зрелом возрасте). В любом случае без "антиэкстре­мальной коалиции" в экстремальной ситуации, предполагающей обживание социального пространства _ЗАНОВО_, вряд ли возмож­но обрести новый или отстоять старый смысл жизни.

6 апреля - 25 июня 1996

Похожие:

А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Гэри К. У. Инглэнд. / Пер с англ. О. Суворов
А45 Полный курс акушерства и гинекологии собак. (Второе издание исправленное и дополненное Гэри К. У. Инглэнд.) / Пер с англ. О....
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Положение о проведении Московского открытого турнира "Спорт без границ" Цели
Овз), а также с целью внедрения альтернативных видов спорта (развивающих игр) в социальное пространство молодежи с овз, их социализация...
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Цк профсоюза социальное партнерство в сфере образования
Авдеенко М. В., Алешина Т. М., Понкратова В. Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство...
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Закон рсфср о санитарно-эпидемиологическом
Разработаны Научно-исследовательским институтом медицины труда Российской Академии медицинских наук Суворов Г. А
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Инструкция по созданию виджета «Доступная среда» в аис «Единое информационное...
«Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее – аис еипск) Министерства культуры Российской Федерации (адрес системы:...
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Инструкция: 1Функции Внешняя температура и влажность (частота приема...
Внешняя температура и влажность (частота приема 433МГц), расстояние до 30м (свободное пространство)
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Варламов О. О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного...
Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство. М.: Радио...
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры,...
Ии от 17. 06. 2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее...
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Социальное обслуживание
Указаны органы государственной власти, учреждения и организации, с которыми заклю
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Оглавление
Женщина и произрастание. Сакральное пространство и периодическое обновление мира
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon И. В. Бестужев Лада, Г. А. Наместникова
«Социальное прогнозирование. Курс лекций»: Педагогическое общество России; Москва; 2002
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Стратегия «разумной силы» в политике глобального лидерства
Охватывают все пространство планеты255
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Стратегия «разумной силы» в политике глобального лидерства
Охватывают все пространство планеты255
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon К ю. н., доцент, Суворов Леонид Леонидович к ю. н. Чинокаев Рушан...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления «Юриспруденция» подготовки бакалавров....
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Ответы по информатике для 9 класса
Основные характеристики (разрядность, адресное пространство и др.) процессора компьютера
А. В. Суворов обжитое социальное пространство icon Н. И. Миронова1 социокультурное пространство российских территорий...
Социокультурное пространство российских территорий на фоне муниципальной реформы (архангельская область, челябинская область, республика...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск