Скачать 185.68 Kb.
|
- 1 - А.В. Суворов ОБЖИТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СМЫСЛ ЖИЗНИ На примере становления личности в ситуации слепоглухоты очень удобно анализировать соотношение таких психологических феноменов, как одиночество, уединение и смысл жизни. Парадигмальным, контекстным при этом является понятие обжитого социального пространства. Иными словами, психологические феномены одиночества, уединения и смысла жизни должны рассматриваться в контексте обжитого социального пространства. Сначала попробуем проанализировать психологические реалии, связанные с феноменами одиночества, уединения и смысла жизни, а затем уже, в качестве вывода из всего анализа, попробуем охарактеризовать содержание понятия обжитого социального пространства. Экстремальность условий слепоглухоты заключается прежде всего в том, что более-менее затруднено, а то и полностью отсутствует, общение между слепоглухим и окружающими его людьми. Если от слепоглухонемого (то есть ослепшего и, главное, оглохшего в раннем возрасте, а то и слепоглухорожденного) ребенка не требуется никакой собственной активности, если его _ТОЛЬКО_ обслуживают, он - объект обслуживания, а, в строгом смысле, никак не субъект общения. Разумеется, возможны оговорки. Ребенок _ПРИВЫКАЕТ_, что от него ничего, никакой инициативы, никакой самостоятельности не ждут, а ждут лишь _УДОБНОЙ_ для обслуживающего персонала _ПАССИВНОСТИ_. И вся его активность может проявляться именно в этой пассивности, в том, чтобы быть "удобообслуживаемым" (даже не "удоборуководимым", ибо любое руководство уже предполагает некую, пусть очень маленькую, сферу самостоятельности руководимого). А.И. Мещеряков описывает девочку, которая _ПРИВЫКЛА_ "замирать", когда ее внезапно берут на руки и погружают в воду, чтобы искупать. Возможна и привычка открывать рот в ожидании пищи. В этом можно усмотреть как бы согласие ребенка на тотальное обслуживание. Он к такому обращению с собой _ПРИВЫКАЕТ И ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ_. И такое, собственно чисто физиологическое, привыкание и приспосабливание можно счесть за проявления ребенка как субъекта общения. Но этим, пожалуй, "общение" и исчерпывается. Выход физиологической энергии, как отмечают многие исследователи, проявляется в навязчивых движениях (самый распространенный в литературе пример - описание того, как ребенок раскачивается, оставаясь на том месте, где его оставили). Привыкание и приспосабливание к тотальному обслуживанию требует от ребенка такого минимума усилий, что этим минимумом можно пренебречь, с чистой совестью говоря о полном отсутствии общения. Такой ребенок не является ни субъектом общения, ни субъектом самосознания. Человеческая культура вне ребенка. Он - объект чужой культуры (культуры тотального обслуживания), - за полным отсутствием какой бы то ни было собственной культуры. И И.А. Соколянский с А.И. Мещеряковым совершенно правы, считая, что начинать "очеловечивание" такого существа надо с организации воссоздания им культуры _САМО_обслуживания. Для начала - чисто физиологического, выражающегося в ориентировочной реакции, например, на засорившуюся соску, на температуру и запах пищи, подносимой ко рту, но не опрокидываемой в рот. Когда такая ориентировочная реакция получена и устойчива, налицо база для воссоздания ребенком в совместно-разделенном действии со взрослым культуры уже человеческого самообслуживания, с использованием изготовленных человеком для человека бытовых предметов. Таким образом, с самого начала содержание психолого-педагогического процесса сводится к тому, чтобы учить ребенка быть субъектом общения с окружающими людьми по поводу все более сложных видов совместно-разделенной с ними деятельности. Сначала ориентировочная реакция. Затем - формирование навыков самообслуживания. Затем - изображение этих навыков жестами. Затем - обозначение всех известных действий, субъектов и предметов этих действий первыми словами. Поначалу не в устной, разумеется, а в пальцевой форме. В форме дактильного алфавита. Такова пропагандируемая А.И. Мещеряковым поэтапность превращения слепоглухонемого ребенка из объекта тотального самообслуживания - в субъект человеческого общения и хоть какого-то самосознания. До поры до времени ребенку хватает общения с его педагогами. До той поры, до того времени, пока круг общения не расширяется, и в него не включаются новые люди, совсем не обязательно владеющие - или плохо владеющие - специальными средствами общения. Лучше, если это расширение произойдет как можно раньше. Беда, когда оно сваливается на неподготовленного выпускника. Уроки социально-бытовой ориентировки эту проблему вряд ли решают. Они лишь намекают на ее существование. Ученик ведь остается в тепличных условиях реабилитационного центра; походы на почту, в магазины и другие учреждения социальной инфраструктуры большого мира остаются на уровне экскурсий. А что он будет делать, когда окажется там без посредничества педагогов, один на один с людьми, впервые встретившими такого инвалида и не знающими, как с ним обращаться, как его понять и как стать понятными ему? Так мы приходим к необходимости совместной педагогики. Общение с относительно здоровыми ребятами и детьми-инвалидами различных категорий создает условия для осознания собственной инвалидности. При доброжелательном отношении, готовности окружающих ребят и взрослых помочь в решении связанных с инвалидностью проблем, осознание инвалидности ставит ребенка перед необходимостью ее преодоления. Он постепенно становится субъектом самореабилитации. Он учится обращаться за помощью, объяснять доброжелательным, но не владеющим специальными средствами общения, людям, как с ним можно договориться без овладения этими специальными средствами. И после такого опыта, приобретаемого главным образом вне реабилитационного центра - на сменах общения Детского ордена милосердия, - ему легче будет решать сходные проблемы и в зрелом возрасте. Заодно и уроки социально-бытовой ориентировки будут осмыслены более адекватно и глубоко, - не просто как экскурсии, а как подготовка к самостоятельной жизни в большом мире. Необходимость такой подготовки будет прочувствована во время смен общения Детского ордена милосердия. Вероятно, полученный на этих сменах опыт может быть перенесен и на общение с соседскими детьми и взрослыми по месту жительства во время каникул. Но в одиночку такой перенос вряд ли осуществим. Необходима активная поддержка со стороны членов семьи. Идеально было бы, если бы в сменах общения Детского ордена милосердия вместе со слепоглухими ребятами участвовали бы и их родители, братья, сестры. Из-за единственности в границах бывшего СССР Сергиев-Посадского реабилитационного центра вовлечение родных в совместно-педагогический процесс, как и вообще в реабилитационный, практически невозможно. Поэтому выход пока просматривается в том, чтобы родители были связаны с местными Отрядами милосердия, и на летних каникулах по возможности ездили бы в местные лагеря общения Детского ордена милосердия, которые организуются ежегодно, например, в Республике Марий-Эл, в Татарстане (Набережные Челны), в Свердловской области. Воспитанников Сергиев-Посадского реабилитационного центра, чьи родители живут в перечисленных местах или сравнительно недалеко от них, целесообразно подключить к местным организациям Детского Ордена Милосердия, кстати очень мощным. Организация общения по элементарным бытовым поводам, а затем обучение различным творческим видам деятельности (лепке, конструированию, выпиливанию по рельефному контуру, рельефному рисованию и т.д., вплоть до попыток литературного творчества), создает предпосылки для общения с самим собой - уединенного труда души. Если ребенок увлечен каким-то делом, пусть даже внешне почти никак не проявляющимся (например, фантазированием), - это не одиночество, а уединение. Уединение - это неумение скучать, или умение в любой момент чем-нибудь заняться. Уединенный труд души обогащает "душу" (личность) гораздо больше и интенсивнее, чем прямое общение по бытовым, учебным и иным поводам. И сознательной целью первоначальной бытовой и учебной реабилитации должно быть - как можно быстрее привести ребенка к умению и к потребности уединяться за каким-либо увлекающим его делом. Иначе и в сменах общения Детского ордена милосердия ребенок не сможет надолго удержать на себе внимание других ребят, которым с ним может быть просто скучно. Никакого сочувствия, никакого милосердного энтузиазма, никакой самоотверженности и доброты не хватит, чтобы долго общаться с человеком, с которым нечего делать вместе. Предпосылки для устойчивого интереса окружающих и прямого общения с ними создаются прежде всего в уединенном труде души. Но и предпосылки для уединенного труда души могут создаваться и расширяться в прямом общении, как и в самом этом труде, коль скоро он уже налицо. Следовательно, в первоначальный период становления личности, кроме элементарной бытовой реабилитации, необходима так же первичная творческая реабилитация, то есть как можно более раннее обучение ребенка творческим видам деятельности, предполагающим уже уединение и сосредоточенность. Среди таких видов деятельности И.А. Соколянский и А.И. Мещеряков выделяют лепку, чтение и конструирование. Элементарная бытовая и первичная творческая реабилитация создает необходимые предпосылки уединенного труда души. Саморазвитие - это процесс освоения чего-либо благодаря прежде всего собственной активности, собственным усилиям, попыткам освоить. В этом смысле саморазвитие имеет место с самого начала. С того момента, когда ребенок впервые вынужден как-то приспосабливаться к условиям своего существования в социальном пространстве-времени. Даже для того, чтобы быть "удобообслуживаемым", требуется как-то приспособиться к обслуживающему; и процесс этого приспособления - уже саморазвитие. Когда начинается элементарная бытовая реабилитация, без активных попыток ученика самостоятельно выполнить те или иные бытовые действия она неосуществима. Но и без побуждающего (даже принуждающего), направляющего, ориентирующего участия учителя реабилитация не состоится. Ничему нельзя научить, если нет активных попыток научиться; и трудно (если возможно) чему-либо научиться в одиночку, без какого бы то ни было участия учителя, - особенно в самом начале учебы, когда еще совсем ничего не знаешь и не можешь опереться на личный опыт удач и неудач. Поэтому саморазвитие - фундамент и предпосылка успеха всякого развития, то есть идущих извне попыток организовать поведение субъекта саморазвития. Всякие раз0вивающие усилия могут быть успешны только в том случае, если налицо встречный процесс - саморазвивающие усилия. Всякая реабилитация возможна только при наличии самореабилитации. Но изначально саморазвитие стимулируется извне, чьими-то попытками развивать, и только потом возникает самостимулирование саморазвития, появляются внутренние побуждения, реализация которых приводит к развивающему эффекту. Изначально, видимо, такое самостимулирование саморазвития формируется в уединенном труде души. Пока саморазвитие стимулируется извне, оно может заглохнуть, как только внешнее стимулирование прекратится. Устойчивый характер саморазвитие приобретает только при условии самостимулирования. Таким внутренним стимулом может служить прежде всего увлеченность. Увлеченность является главной движущей силой уединенного труда души. Поэтому уединенный труд души приходится признать основной формой саморазвития. Пока нет уединенного труда души, нет и внутреннего источника саморазвития, если не считать изначальную положительную эмоциональную реакцию ребенка на окружающих его людей. Уединенный труд души как основная форма саморазвития может иметь разную природу (сущность). Изначально его природа чисто импульсивная: интересно, увлекательно - потому и хочется заниматься предметом увлечения в одиночку. Чем больше интересного, увлекательного, тем шире сфера выбора приоритетов саморазвития: приоритетно то, что всего увлекательнее (первоначально, пожалуй, точнее сказать - _ПРИ_влекательнее). Сначала формируется сфера _ПРИ_влекательного. _ВНУТРИ_ сферы привлекательного - сфера _У_влекательного. А уже внутри сферы увлекательного формируется сфера устойчивых интересов субъекта, - может быть, сфера все более сознательного и целеустремленного творчества. Вот такая получается "матрешка" сфер саморазвития, или сфер уединенного труда души. Внутри этой "матрешки", по мере выделения сферы приоритетных устойчивых интересов, меняется и природа саморазвития. На основе импульсов привлекательности, увлекательности формируется устойчивая мотивация деятельности субъекта, предполагающая и постоянные волевые усилия, направленные на интенсификацию и все более высокую результативность деятельности. Природа саморазвития из чисто импульсивной становится все более сознательной. Первоначальные импульсы привлекательности, увлекательности могут перерасти в настоящую страсть, в одержимость данным видом (или несколькими видами) деятельности. Происходит творческое самоопределение личности на профессиональном уровне, а так же мировоззренческое самоопределение. Одновременно с выделением приоритетной сферы устойчивых интересов определяется и приоритетная сфера содержательного общения по поводу этих интересов. Формируются и постепенно более-менее ясно осознаются принципы взаимодействия данной личности с окружающими людьми. Определяется место данной личности, как имеющей именно такую, а не иную приоритетную сферу устойчивых интересов, среди других личностей. Словом, определяется позиция личности по всем направлениям ее жизнедеятельности. При формировании приоритетной сферы устойчивых интересов, приоритетной сферы общения, мировоззренческой системы, - формируется (определяется) и смысл жизни. Первоначальное существование ни бессмысленно, ни осмыслено. Первоначально просто существуют - и все. Только став полноценным субъектом хотя бы бытового общения, а затем субъектом уединенного труда души как основной формы саморазвития, индивид начинает познавать самого себя, осмысливать свою жизнь, и одновременно определять, в чем ее смысл. По-видимому, сфера смысла жизни совпадает со сферой устойчивых приоритетных интересов; следовательно, формируется и изменяется вместе с ней. И одиночество переживается либо как недостаточная осмысленность, либо как недостаточная востребованность жизни, а изначально - как дефицит любви, как заброшенность, покинутость. К уединению может толкнуть ощущение непризнанности, непринятости, например среди ровесников. То есть переживание одиночества тоже может быть (и бывает) стимулом к уединению. И стимулом к поиску смысла жизни вне прямого общения, при его неустранимом дефиците. Таким образом, дефицит общения может сыграть и положительную роль в саморазвитии субъекта, что с особой наглядностью можно наблюдать, например, при поздней слепоглухоте (как в случае автора этих строк и некоторых его знакомых), а так же при других видах инвалидности, создающих больший или меньший неустранимый дефицит общения. Уединенный труд души, спровоцированный неустранимым дефицитом или конфликтностью прямого общения, повышает устойчивость личности, ее самодостаточность. Может сформироваться следующая установка: пусть мне трудно найти что-то общее с окружающими людьми, - общее дело, общую тему для беседы, какие-то общие интересы, - _ЗАТО_ мне и с самим собой не скучно. Это, конечно, защитная позиция, способ личностного самосохранения, но не только. Научившись и привыкнув обходиться в основном самостоятельно, создавая, усложняя, обогащая свой собственный духовный мир, человек именно благодаря этому может стать все более остро интересен окружающим людям, создаст себе содержательное преимущество в прямом общении с ними, основу для того, чтобы у него с другими людьми обнаруживалось все больше общего. Стимулом к уединению станет уже удовлетворение развитых духовных потребностей, а не защита от чувства невостребованности, непризнанности, непринятости окружающими людьми. Наоборот, если и возникнет ощущение своей неуместности в той или иной ситуации, несовместимости с окружающей обстановкой, человек сможет адекватно проанализировать причины этого и активно поискать, найти решение возникшей проблемы, найти (создать!) свое место среди окружающих людей, способ совмещения себя с ними. В ситуации слепоглухоты, например, научит окружающих специальным средствам общения, воспитает себе переводчиков на массовых мероприятиях, найдет возможность проявить себя так, чтобы заставить себя заметить, заинтересовать собой. Причем проявить, ни к кому не приставая, не выклянчивая внимание, никого не раздражая назойливостью. Проявить, опираясь на сформировавшийся и продолжающий формироваться в уединенном труде души внутренний духовный мир. Проявить, найдя способ продемонстрировать богатства этого мира, и тем самым привлечь к себе доброжелательный интерес. Как видим, этот процесс четко распадается на три этапа. Во-первых, уединение как самозащита от одиночества, от трудностей прямого общения, от его дефицита, в ситуации той или иной инвалидности неизбежного и до конца никогда не устранимого. Во-вторых, уединение как самотворчество, как процесс формирования личностью собственного духовного мира, пусть и без специального осознания и постановки перед собой подобной цели. В-третьих, ослабление дефицита прямого общения с опорой на собственный духовный мир, через демонстрацию окружающим людям его богатств. Это уже высший этап личностной самореабилитации как при физической инвалидности, так и в других ситуациях, вынуждающих личность искать спасения от одиночества в уединенном труде души, в общении с самой собой, и тем самым, пусть незаметно для себя, самореабилитироваться в сфере полноценного прямого общения. Получается, что если дефицита прямого общения и нет, его даже полезно бывает создать, чтобы вынудить к уединенному личностному самотворчеству, саморазвитию, самоуглублению, самообогащению, - к полноценной духовной жизни. Люди, никогда не испытывавшие серьезных проблем с прямым общением, избалованные всеобщим вниманием, всеобщие любимцы, - могут так и не научиться уединяться, могут быть скучны сами себе, могут так и не выработать самостоятельной жизненной позиции, сколько-нибудь глубокой и серьезной мировоззренческой системы. Им может оказаться некогда над собой задуматься. Им и так неплохо. И прямое общение может быть неглубоким, поверхностным, малосодержательным или вовсе бессодержательным. На уровне разговоров ни о чем. Куда все, туда и я. Лишь бы вместе со всеми. Лучше поболтать и поболтаться в развеселой компании на улице, чем книжку почитать. Лучше поглазеть, чем во что бы то ни было вглядеться и вдуматься. Поэтому, видимо, тех, кто по тем или иным причинам "выпадает" из прямого общения, не всегда стоит в него втягивать, тащить в "общую кучу", именуемую "коллективом". Наоборот, может быть, важнее выяснить, а чем же они заняты в уединении, и попробовать уединиться за теми же занятиями вместе с ними, разделить их интересы. Мы, таким образом, приходим к методическому принципу: постараться разделить с человеком его уединение, а не принуждать (или соблазнять) человека разделить с толпой (принимаемой за "коллектив") ее суету. Но реализация такого методического принципа в психолого-педагогической практике педагогу обходится, очевидно, намного дороже в смысле времени и усилий, чем "фронтальное воздействие" на различных массовых мероприятиях. Совместно-разделенное уединение проще наладить в домашних условиях, родителям, а не педагогам, - если, конечно, в семье существуют комфортные для всех отношения между ее членами, и если, главное, налицо озабоченность духовным ростом детей, а не только их одеждой, гигиеной и желудком. Автор исходит из представления об инвариантности психического развития, о множественности его путей. Отсюда осторожность при характеристиках того или иного конкретного варианта развития. Потребность в уединении может сформироваться, а может и не сформироваться. Дефицит общения может возникнуть, а может и не возникнуть. Дефицит общения может сыграть положительную роль, провоцируя к уединенному труду души как основной форме саморазвития, а может сыграть и резко отрицательную, разрушительную роль, оборвав развитие, спровоцировав деградацию. Роль дефицита прямого общения отрицательная, если приводит к одиночеству как ощущению (переживанию) недостатка любви, заброшенности, ненужности (по отношению прежде всего к близким взрослым), и непринятости, непризнанности, невостребованности (среди ровесников и вообще среди равных). Все зависит от конкретных условий. Может получиться и так, что в силу внутренней логики развития-саморазвития, то есть в силу всей предшествующей его истории, данный вариант окажется единственно возможным именно для данного индивида. Все другие варианты внутренняя логика развития-саморазвития для данного индивида исключила. А в общем, вариантов развития-саморазвития столько, сколько людей. Они уникальны, индивидуально-неповторимы, единичны. Методологический принцип инвариантности развития-саморазвития позволяет эту уникальность постоянно иметь в виду, ни на секунду не отвлекаться от реалий психического развития. Но, думается, содержание развития-саморазвития при всех вариантах сводится к _ОБЖИВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА_. Если нет такого обживания, то, собственно, нет и развития-саморазвития. Есть лишь физическое существование. Если в силу каких-то катастрофических причин существование в уже обжитом социальном пространстве оказывается невозможно, а путей обживания социального пространства заново не видно, то наступает деградация. Такой деградационный вариант возможен, например, при слепоглухоте или полном параличе, наступивших в зрелом возрасте. Внутренняя логика развития-саморазвития, сформировавшаяся в ситуации физического здоровья, может привести к деградации, к невозможности приспособиться к новым условиям, - может быть, кажущейся невозможности, но в том, что она кажущаяся, человека еще надо убедить, что и является первоначальной задачей реабилитационной работы с такими людьми. Обживание социального пространства - это прежде всего налаживание полноценного двустороннего общения с окружающими людьми, и с их помощью - ориентировка в созданном человечеством социальном пространстве города, деревни, жилых и иных помещений, парковых зон, видов транспорта, и т.д.. Обживать новое социальное пространство можно и самостоятельно, но только с опорой на уже накопленное умение общаться, обращаться к первым встречным-поперечным за помощью. Такое умение требуется всем, даже самым здоровым людям. Абсолютную необходимость такого умения хорошо выражает поговорка: "Язык до Киева доведет". Уединенный труд души так же является формой самостоятельного обживания социального пространства, которому предшествует и которое подготовляет обживание социального пространства вместе с другими людьми, под их руководством и даже нажимом. Только внутри обжитого и непрерывно вновь обживаемого социального пространства возможно формирование и изменение какого бы то ни было смысла жизни. Вне обжитого и обживаемого социального пространства нет ни сколько-нибудь полноценной человеческой жизни, ни ее смысла. Автор, будучи слепоглухим с детства, чувствовал себя одиноким только в необжитом социальном пространстве, - например, в гостях у родственников или за границей. Важнейшим компонентом обжитого социального пространства для автора являются рельефно-точечные книги на русском языке и письменные принадлежности (как для слепых, так и обычные типа плоскопечатной машинки). Обжитое социальное пространство предполагает наличие некого набора постоянных занятий. Где этого нет, там неизбежно чувство одиночества. Кстати, к самому термину "обжитое социальное пространство" автор пришел впервые как раз в гостях у родственников в Алма-ате, где было ограничено общение, чтение, передвижение по совершенно незнакомым окрестным улицам. В общем-то обжитое социальное пространство - это сфера более-менее решенных проблем данной личности, а так же сфера уже известных личности принципов и алгоритмов решения проблем. Социальное пространство-время есть, в сущности, история человечества (включая ее "текущий момент" в виде окружающих людей и вещей), которую и приходится "обживать" в течение всего жизненного цикла (от рождения до смерти), чтобы реализоваться в качестве члена общества - в качестве личности. Причем обжитое социальное пространство нельзя представлять себе каким-то монолитом, внутри которого все ясно и все упорядочено. В том-то и дело, что сфера _НЕ_обжитого социального пространства находится не только вне, но и внутри обжитого. Иными словами, сфера нерешенных проблем находится не только вне, но и внутри сферы проблем решенных, когда-либо решавшихся. Например, практически автору всю жизнь удавалось, в общем и целом, налаживать сотрудничество с самыми разными людьми, прогрессируя личностно и творчески. Но попытки теоретически осмыслить, адекватно осознать закономерности налаживания сотрудничества (в широком смысле, включающем и дружбу), попытки понять, почему в одних случаях это получается, а в других нет, - эти попытки при всей своей длительности и настойчивости пока не привели к созданию надежной, безотказно срабатывающей стратегии налаживания сотрудничества. В результате на практике автор оказывается беспомощен, когда необходимо наладить сотрудничество по новому поводу или с новым человеком. Странный феномен: проблемы вроде удается решать вполне успешно, до сих пор так или иначе удавалось; можно довольно уверенно надеяться, что будет _В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ_ удаваться и впредь; но _В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ_ трудно прогнозировать; полный туман - или обманчивая ясность, то есть разочарование и разрыв отношений наступают, когда уже успокоился и собрался праздновать удачу в налаживании сотрудничества. В целом - "проносит", а в единичных случаях - далеко не всегда. Поистине, раз на раз не приходится. Почему? Неужели эта область целиком и полностью - вотчина случайности? вряд ли. Но нащупать закономерности, чтобы практически их использовать и избегать провалов, не удается. Проблема в том, чтобы чувствовать себя хозяином в своих отношениях с окружающими людьми, сознательно и успешно строить свои отношения. До сих пор они как-то сами строятся, а вот строить - не получается. Этим мучаются очень и очень многие люди. А проблема как раз из тех, от степени решенности которых зависит определение смысла жизни. Искать ли этот смысл в прямом общении с окружающими людьми, или свою личностную базу - смысл жизни - передвинуть как можно дальше "в глубь своей территории", чтобы никто не мог ее разрушить, чтобы всегда наготове было убежище от сложностей прямого общения?.. Можно попробовать и сочетание обоих вариантов, - то ли периодически уходить в уединение и выходить из него, то ли постоянно уединяться и одновременно столь же постоянно и избирательно общаться напрямую. Смотря для чего уединяться. Смотря по какому поводу и с кем общаться. "Территория" не сплошная. В социальном пространстве, обжитом как бы "островами", спрятаться особенно негде. Приходится выбирать "остров" пообширнее, а значит, как можно надеяться, и понадежнее. И обживать новое и новое социальное пространство, чтобы соединить "острова". Возможно ли хоть сколько-нибудь монолитное обжитое социальное пространство? Вероятно, да, - при устойчивом образе жизни, устойчивых отношениях с окружающими людьми, устойчивой, признанной окружением, автономии, независимости. Тогда обжитое социальное пространство более или менее монолитно. Более или менее надолго. Но вряд ли навсегда. Скорее всего, до поры до времени. До тяжелой болезни. До крупного конфликта. Когда вдруг оказывается, что по-старому жить нельзя. Другие физические возможности - в случае болезни, особенно повлекшей за собой инвалидность. Другое отношение окружающих к тебе, твое - к окружающим, - в случае конфликта. В общем, обжитое социальное пространство вдруг оказывается не столько островом, сколько утлой посудиной, грозящей перевернуться. И удержаться "на плаву" помогает поддержка наиболее близких, не обязательно родственников. Помогает и четкое понимание смысла своей жизни, путей его реализации в образе жизни, однако без поддержки извне смысл жизни может показаться нереализуемым. Вероятно, можно искать, отстаивать и реализовать свой смысл жизни в одиночку, но в экстремальной ситуации это требует исключительной независимости убеждений, жизненной позиции, незаурядной уверенности в себе, в своей правоте. И все равно такое напряжение (то есть поиск, отстаивание и реализацию смысла жизни в одиночку) трудно выдержать в течение длительного времени, не опираясь на понимание и поддержку хотя бы одного друга. И в любом случае реализация смысла жизни означает новый уровень обживания социального пространства, в том числе - и, может быть, в первую очередь - в форме поиска союзников, тех, кто поймет и поддержит, поможет противостоять возникшим экстремальным условиям. Таким образом, во-первых, структура обжитого социального пространства может быть как "островной", так и "монолитной". Возможно, что структура обжитого социального пространства по мере обживания периодически меняется, становится из "монолитной" "островной" и наоборот. Это определяется степенью устойчивости образа жизни и круга общения: чем устойчивее, тем "монолитнее", и чем неустойчивее, тем "островнее", фрагментарнее. Следовательно, и по этому критерию - по изменению структуры обжитого и обживаемого социального пространства-времени с "монолитной" на "островную" и обратно, - можно строить периодизацию развития-саморазвития личности в течение всей ее жизни, от рождения до смерти. Во-вторых, в процессе обживания социального пространства-времени меняется и смысл жизни. Может возникнуть ситуация нереализуемости (или трудной реализуемости) смысла жизни в одиночестве или при инвалидности, наступившей в зрелом возрасте, когда социальное пространство-время приходится обживать заново. Такая ситуация стимулирует поиск новых друзей для определения нового смысла жизни или отстаивания старого. Прежнее окружение может либо по каким-то причинам отвергнуть субъекта (одиночество), либо растеряться перед возникшими проблемами и попробовать превратить субъекта в объект тотального обслужэивания (в случае наступления тяжелой инвалидности в зрелом возрасте). В любом случае без "антиэкстремальной коалиции" в экстремальной ситуации, предполагающей обживание социального пространства _ЗАНОВО_, вряд ли возможно обрести новый или отстоять старый смысл жизни. 6 апреля - 25 июня 1996 |
Гэри К. У. Инглэнд. / Пер с англ. О. Суворов А45 Полный курс акушерства и гинекологии собак. (Второе издание исправленное и дополненное Гэри К. У. Инглэнд.) / Пер с англ. О.... |
Положение о проведении Московского открытого турнира "Спорт без границ" Цели Овз), а также с целью внедрения альтернативных видов спорта (развивающих игр) в социальное пространство молодежи с овз, их социализация... |
||
Цк профсоюза социальное партнерство в сфере образования Авдеенко М. В., Алешина Т. М., Понкратова В. Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство... |
Закон рсфср о санитарно-эпидемиологическом Разработаны Научно-исследовательским институтом медицины труда Российской Академии медицинских наук Суворов Г. А |
||
Инструкция по созданию виджета «Доступная среда» в аис «Единое информационное... «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее – аис еипск) Министерства культуры Российской Федерации (адрес системы:... |
Инструкция: 1Функции Внешняя температура и влажность (частота приема... Внешняя температура и влажность (частота приема 433МГц), расстояние до 30м (свободное пространство) |
||
Варламов О. О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного... Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство. М.: Радио... |
Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры,... Ии от 17. 06. 2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее... |
||
Социальное обслуживание Указаны органы государственной власти, учреждения и организации, с которыми заклю |
Оглавление Женщина и произрастание. Сакральное пространство и периодическое обновление мира |
||
И. В. Бестужев Лада, Г. А. Наместникова «Социальное прогнозирование. Курс лекций»: Педагогическое общество России; Москва; 2002 |
Стратегия «разумной силы» в политике глобального лидерства Охватывают все пространство планеты255 |
||
Стратегия «разумной силы» в политике глобального лидерства Охватывают все пространство планеты255 |
К ю. н., доцент, Суворов Леонид Леонидович к ю. н. Чинокаев Рушан... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления «Юриспруденция» подготовки бакалавров.... |
||
Ответы по информатике для 9 класса Основные характеристики (разрядность, адресное пространство и др.) процессора компьютера |
Н. И. Миронова1 социокультурное пространство российских территорий... Социокультурное пространство российских территорий на фоне муниципальной реформы (архангельская область, челябинская область, республика... |
Поиск |