Скачать 3.9 Mb.
|
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Материалы Международной научно-практической конференции 28 мая 2007 года Челябинск – 2007 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет Российской академии образования» Челябинский филиал ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Материалы Международной научно-практической конференции 28 мая 2007 года Челябинск – 2007 ББК 74.00 УДК 37.0 Э−15 Эволюция образования в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции, 28 мая 2007 г. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 234 с. ISBN 5-85716-659-4 В сборнике представлены материалы докладов и выступлений на международной научно-практической конференции, посвященные актуальным проблемам модернизации образования, современным тенденциям в преподавании психологических, экономических дисциплин, а также межкультурной коммуникации и обучения иностранным языкам. Сборник предназначен для преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов. Редакционная коллегия: А.М. Баскаков, доктор педагогических наук, профессор В.А. Буйков, доктор медицинских наук, профессор А.Б. Зайцев, кандидат психологических наук, доцент М.В. Лысенко, кандидат экономических наук И.Г. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент Н.К. Тамбовцева, кандидат педагогических наук, доцент В.В. Трофименко, кандидат философских наук, доцент (отв. за выпуск) ISBN 5-85716-659-4 © Челябинский филиал Университета Российской академии образования, 2007 © Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. Алексеева, г. Челябинск ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ, ПРОХОДЯЩИМ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников – необходимое условие обновления экономики страны и ее развития. В ст. 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Как справедливо отмечает В.И. Миронов, отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование [1, 55]. В Федеральном законе от 28 июня 2002 года «Об альтернативной гражданской службе» [2, 3030] (далее – Федеральный закон) данная служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности. В соответствии со ст. 15 Федерального закона с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор. Согласно ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, проходящих альтернатив-ную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». В п. 4 ст. 19 указанного закона говорится о том, что за гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период обучения, сохраняется право пo окончании службы вернуться в образовательное учреждение, в котором он обучался, на тот же курс. Однако поступление на альтернативную гражданскую службу не может служить препятствием для продолжения обучения гражданина. Поэтому указанные лица имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. Согласно п. 6 этой же статьи работники, проходящие альтернативную гражданскую службу и совмещающие работу с обучением, имеют право на гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Однако при этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время). Гарантиям и компенсациям в сфере труда посвящена глава 23 Трудового кодекса РФ. Принципы, вытекающие из содержания общих норм названной главы, закрепляют право работников на предоставление работодателями установленных законодательством гарантий и компенсаций корреспондирующее в соответствующую обязанность по их предоставлению. Данные принципы должны применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. На основании ч. 4 ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в имеющих государственную аккредитацию учебных заведениях высшего профессионального образования в течение десяти месяцев, предшествующих выполнению дипломного проекта(работы) или сдаче государственных экзаменов, устанавливается по их просьбе сокращенная на семь часов рабочая неделя. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени указанным работникам может быть произведено путем предоставления дополнительного свободного от работы дня либо сокращения продолжительности рабочих дней в течение недели. Отношения по прохождению альтернативной гражданской службы входят в предмет трудового права. Таким образом, установление запрета на сокращение рабочей недели (сокращение рабочего времени) вступает в противоречие с рассмотренными принципами. В ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса РФ говориться о том, что особенности правового регулирования трудовой деятельности работников альтернативной гражданской службы заключаются в установлении особых условий оплаты труда, а также дополнительных льгот и преимуществ. В то время как Федеральный закон предусматривает явное ограничение права таких работников на гарантии, закрепленные в Трудовом кодексе РФ. Анализируя данную проблему, В.И.Миронов отмечает, что данное ограничение вступает в противоречие со ст.5, 349 Трудового кодекса РФ. Более того, оно ограничивает конституционное право на образование. Причем данное ограничение никоим образом не связано c достижением перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей. Отказ работодателя от сокращения рабочего времени на основании норм Трудового кодекса РФ может стать предметом не только судебного разбирательства, но и проверки конституционности данного пункта [3, 108]. В качестве способа разрешения данного противоречия заслуживает поддержки вывод В.И. Миронова о том, что работодатель во избежание правовых неурядиц в части сокращения рабочего времени лицам, направленным на альтернативную гражданскую службу и совмещающим трудовые обязанности с обучением, вправе издать локальный акт, заключить коллективный договор с условием сокращения рабочего времени, что допускается ст.8, 9 Трудового кодекса РФ [3, 108]. Кроме того, при отказе работодателя от заключения соглашения о сокращении рабочего времени работник вправе обратиться в соответствующие государственные органы с требованием об обязании работодателя предоставить ему один из предусмотренных ч.4 ст.173 Трудового кодекса РФ вариантов сокращения рабочего времени. Таким образом, работникам, совмещающим альтернативную гражданскую службу с обучением, должны предоставляться социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (ст.173−177), включая право на установление сокращенной рабочей недели (сокращенного рабочего времени). Библиографический список 1. Миронов В.И. Трудовое право России: учебник / В.И. Миронов. − М.: ООО «Журнал “Управление персоналом”», 2005. 2. Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. 3. Миронов В.И. Комментарий норм законодательства об альтернативной гражданской службе / В.И. Миронов. − М.: Р. Валент, 2005. С.В. Балыко, г. Калининград ГОТОВНОСТЬ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ПОСТУПКУ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности − одна из центральных задач учебно-воспитательной работы вуза. И решается она тем успешнее, чем полнее учитываются психологические особенности и закономерности формирования готовности личности выпускника к труду. Готовность студента-выпускника − это существенная предпосылка эффектив-ности его деятельности после окончания вуза. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Данная проблема особенно актуальна для специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с экстремальными условиями труда. В современной практике вопросу подготовки военного специалиста, обладающего высоким уровнем военно-профессионального патриотизма, уделяется недостаточно внимания. В то время как военная служба предъявляет к нравственно-волевым и патриотическим качествам военного специалиста особенно высокие требования. Нигде так высоко не ценится мужество, отвага, бесстрашие, готовность к осознанному риску и другие нравственно-патриотические качества и профессиональные знания, как в условиях военной среды. Однако практика показывает, что военный специалист, обладая достаточно высоким уровнем военно-профессиональных знаний, не всегда бывает готов к решительным и эффективным действиям в экстремальных ситуациях военной службы (патриотическому поступку, решительному действию), что значительно снижает уровень его военно-профессиональной компетентности. В этой связи приобретает особую значимость ряд важнейших вопросов воспитания военного специалиста путем развития его компетенций, среди которых особое место занимает военно-профессиональный патриотизм. Некоторыми учеными профессиональная компетентность специалиста представляется как совокупность его способностей и возможностей осуществлять сложные системные виды действий на основе профессионального опыта принятия решений в проблемных, экстремальных ситуациях [1]. Другие ученые в составе профессиональной компетентности выделяют такие, как распознавание и понимание ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в определенной ситуации, правильная оценка ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей [3]. Таким образом, в основу профессиональной компетентности могут быть положены различные компетенции, некоторые из которых можно считать как «ключевыми» в процессе ее синтеза. Так, Э.Ф. Зеер выделяет, например, такие компетенции, как жизненная профессиональная позиция, ответственность за состояние общества, способность к самоорганизации, ориентация на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию, способность вхождения в глобализированный мир, толерантность, умение находить содержательные компромиссы, правовую культуру, общекультурный уровень и др. К таким компетенциям относят и профессиональный опыт, особенно для экстремальных профессий военного направления. Такое направление исследований имеет основанием понимание компетентности как степени сформированности у специалиста единого комплекса знаний, навыков, умений и опыта, обеспечивающего успешное выполнение профессиональной деятельности и его конкурентоспособность. В развитии этой идеи можно привести исследования Н.В. Кузьминой, которая к важнейшей компетенции относит уровень саморазвития профессио-нала, что позволило определить, по мнению исследователя, зрелость человека в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, в его готовности к профессиональной деятельности. Одной из важнейших компетенций является готовность специалистов к решению задач, возникающих в процессе экстремальных видов деятельности. Особенно значима эта компетенция для военных специалистов, так как профессиональная деятельность военнослужащих неразрывно связана со специ-фическими условиями труда и риском для жизни. В психологии «готовность» личности к деятельности понимают как ее определённую зрелость, позволяющую адекватно решать возникающие задачи, ставить перспективные и ближайшие цели, преодолевать трудности. В социологии «готовность» личности в большинстве случаев определяется как совокупность групп качеств, позволяющих успешно выполнять социальные функции в обществе. В педагогическом знании выделяют системы качеств, необходимые для выполнения не только профессиональных, но и общественных функций, определяя таким образом готовность специалиста к профессиональной деятельности. Как профессионально важное качество личности готовность военного специалиста является сложным психологическим образованием и включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты: — мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы); — ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); — операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениям, процесса анализа синтеза сравнивания, обобщения); — волевой (caмоконтроль, умение управлять действиями в экстремаль-ных условиях, из которых складывается выполнение военно-профессиональных обязанностей); — оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач). Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства – показатель высокого уровня профессиональной психологической готовности военного специалиста к деятельности в военной среде, к патриотическим действиям в процессе решения поставленных задач. Готовность военного специалиста как качество и как состояние в решающей степени обусловливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями, свойственными данной личности. Ее развитие начинается с осведомленности о профессии, далее идет приобретение необходимых знаний, навыков, умений, способности их реализовать в конкретных условиях профессиональной деятельности, укрепление профессиональных мотивов и личных убеждений, положительного отношения к избранной профессии, повышение требовательности к себе, самокритичности и ответственности перед обществом и т. д. Заканчивается этот процесс тем, что готовность, пройдя несколько уровней, становится устойчивым личностным качеством. Показа-телями этих уровней в вузе является изменение, степень выраженности, сформированности ее основных компонентов, и прежде всего такой общий показатель, как возможность успешно выполнять реальные профессиональные задачи. Библиографический список 1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. − М: Московский психолого-социальный институт, 2005. 2. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. − Л.: Издательство Ленинградского ун-та им. А. Н. Жданова, 1970. 3. Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В.А. Сласте-нина. − М., 1993. |
Библиографический указатель Выпуск 36 Сыктывкар 2008 Составитель:... Молодежь в современном мире. Вып. 36/ Коми респ юнош б-ка; сост. С. В. Шучалина. Сыктывкар, 2008. – 82 с |
В современном мире Печатается по постановлению редакционно-издательского совета филологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова |
||
Среднего профессионального образования вятское духовное училище Английский язык в современном обществе. Роль английского языка в современном мире. История становления современного английского языка.... |
Автономная некоммерческая организация Актуальность курса заключается в широкой доступности Интернета и его неисчерпаемых возможностях в современном мире |
||
Пояснительная записка XXI век век высоких технологий. Это стало девизом... Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических... |
Д. Решение задачи на ЭВМ В современном мире человек стремиться автоматизировать большинство процессов во многих сферах деятельности, таких как |
||
Тема №1: «Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной... |
Предпрофильный курс «Композиционные и стилистические особенности рекламного текста» 9 класс В современном мире копирайтинг является одной из самых востребованных профессий, дающей гарантированный заработок |
||
I. Научно-технический перевод ... |
Курсовая работа: "Туристические катамараны" В современном мире существуют множество видов туризма: оздоровительный, экскурсионный, экстремальный, спортивный. В данной работе... |
||
Оригами Исследовать историю возникновения, развития и различные направления в искусстве оригами. Прикладное использование оригами в современном... |
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого... Введение. Своеобразие английского языка. Его роль в современном мире как языка международного и межкультурного общения |
||
Общешкольное родительское собрание В современном мире существует огромное количество вещей, без которых практически невозможно обойтись человеку, привыкшему пользоваться... |
Магистерская программа “Связи с общественностью в сфере международных... В современном мире процессы глобализации, быстрое развитие технологий и коммуникационных процессов ведут к усилению конкуренции между... |
||
Интервьюирование с маркетологом В современном мире люди часто покупают товар в интернет-магазинах. Во время выбора многие потребители обращают внимание на отзывы.... |
Учебное пособие технология В современном мире информации становится все больше и больше. Успешному человеку необходимо уметь быстро ее воспринимать, обрабатывать,... |
Поиск |