Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является


Скачать 171.24 Kb.
Название Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
Рабочая программа по реализации учебного курса

Трудовое обучение

2 класс
Пояснительная записка

Основанием для составления рабочей программы является:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательная программа школы, Положение о рабочих программах.

- Сборник программ для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: – Москва «Просвещение» 2009., – 191 с. – раздел «Ручной труд» под редакцией В. В. Воронковой.

Объем учебного курса 68 часа, 2 часа в неделю.
задачи:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств,

  • обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы, санитарно - гигиенические требования;

  • ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Ценностные ориентиры:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;



Учащиеся должны уметь:

  • К концу года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами.

  • Уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием,

  • Выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия выполнять самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища.

  • Уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.

  • Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, и слова обозначающие пространственные отношения предметов :впереди, справа, слева;

  • Узнавать и называть основные геометрические тела и формы.


Содержание учебного курса
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. I

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самодеятельности учащихся при выполнении трудовых знаний, подготавливатъ их к общешкольному труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связанны с уроками чтения, развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

-работа с глиной и пластилином;

-работа с природными материалами;

-работа с бумагой и картоном:

-работа с текстильными материалами;

-работа с проволокой и металлоконструктором;

-работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

На уроках труда в классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

  • выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

  • воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасности работы в учебных мастерских;

  • обучение простейшими технико - технологическим занятиям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1 - 2 блока.

В последнем случае содержание ставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один - два года).

На последнем уроке учебной четверти предусмотрен урок, где производится контрольный срез ЗУНов и заполняется мониторинг, в котором ведется отслеживание динамики освоения учащимися содержания учебной программы, с целью планирования индивидуальной коррекционной работы.

Обучение осуществляется с применением технологии развивающего обучения и ИКТ.
Организационные особенности реализации программы

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по ручному труду следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая.

Достичь желаемых результатов в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия с учащимися проводятся в специальном кабинете. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома.
Учебно-методический комплект:

1..Л.А. Кузнецова. Технология Ручной труд 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-петербург. Филиал издательства «Просвещение» 2011.

2. Н.М.Конышева. Умелые руки. Практикум по художественному труду для 1 класса четырехлетней начальной школы. Ассоциация век. АО «Московские учебники» Москва.2000.

3. Н.М.Конышева. Чудесная мастерская. Учебник по трудовому обучению для уч-ся 2 класса четырехлетней начальной школы. Ассоциация век. АО «Московские учебники» Москва. 2000. –160с.

4. Н.Б.Халезова и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1986. –141с.

5. Рукоделие в начальных классах. Книга для учителя по внеклассной работе. Составитель А.М.Гукасова. –М.: Просвещение, 1984. –192с.

6. М.И.Нагибиеа, Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1998. –192с.

7.В.С.Горичева, М.И.Нагибиеа, Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1998. –192с.

8. В.Г.Маршинистов, Дидактический материал по трудовому обучению. Пособие для учащихся 1 класса четырехлетней нач. шк.. Москва. Просвещение. 1990.

9. В.Г.Маршинистов, Дидактический материал по трудовому обучению. Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней нач. шк.. Москва. Просвещение. 1991.
Результаты освоения курса


п/п

Раздел программы


Кол. часов

Требования к результатам образования

Предметно-информационная составляющая

П

Деятельностно-коммуникативная составляющая

М

Ценностно-ориентационная составляющая

Л

1

Работа с глиной и пластилином

18

Приёмы работы резаком и стекой. Приёмы

соединения деталей из пластилина.

Анализ образца, сравнение его с натуральным объектом. Пооперационное выполнение изделия по инструкции учителя и показу приёмов изготовления. Анализ выполняемой работы по вопросам учителя.

формирование мотивации к обучению, ценностного отношения к себе и своему труду; формирование личностных качеств: бережливость, аккуратность, красота.

.

2

Работа с природными материалами

11

Сбор природного материла: листьев, цветов, семян. Классификация в связи с условиями хранения. Приёмы соединения деталей. Изготовление поделок по образцу.


Анализ образца по вопросам учителя, подбор материалов для композиции, расположение её, крепление .

Формирование эстетических и экологических представлений учащихся при работе с различными материалами.


3

Работа с бумагой


21

Совершенствование приёмов разметки по шаблону, смазывание поверхности бумаги клеем, резание бумаги и картона по линиям разметки.

Анализ образца по вопросам учителя. Планирование работы в групповой беседе по вопросам учителя, и самостоятельно.

Формирование ценностного отношения к своему труду; формирование личностных качеств: бережливость, аккуратность. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.



4

Работа с текстильными материалами

18

Формирование простейших представлений о видах тканей и их назначении, свойствах тканей. Лицевой и изнаночной сторонах.

Формирование умений анализа образцов и последовательности выполнения предстоящей работы.

Формирование общетрудовых умений учащихся при работе с тканями.





Тематическое планирование




тема

1 четверть18 ч




Работа с глиной и пластилином 4 ч

1

Формовка прямоугольных геометрических тел на плоскости. Брус, стена.

2

Лепка дидактического материала с помощью стеки по показу учителя и самостоятельно. Ворота.

3

Лепка столярных инструментов имеющих прямоугольную форму. Молоток. Киянка.

4

Лепка по образцу или с натуры игрушки. Автобус или автомобиль.




Работа с природным материалом 6 ч

5

Сбор природного материала. Классификация в связи с условиями хранения.

6

Изготовление по образцу птички с использованием желудей, перьев и палочек, крылаток ясеня.

7

Изготовление самостоятельное по образцу зайца из желудей, палочек, проволока, семян клена.

8

Самостоятельное изготовление свиньи из еловой шишки, скорлупы яйца, палочек, бумажных деталей.

9

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки из персиковой косточки, бумажных или кожаных деталей.

10

Самостоятельное изготовление по образцу черепахи из персиковой косточки, бумажных или кожаных деталей.




Работа с бумагой и картоном 3 ч.

11

Изготовление пакета из бумаги по образцу

12

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников по образцу.

13

Изготовление счетного материала в форме кругов и овалов по образцу.




Работа с текстильными материалами 5 ч

14

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков ниток

15

Плетение косички по образцу.

16

Изготовление стилизованных фигур человека. Девочка.

17

Изготовление стилизованных фигур человека. Мальчик.

18

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями по образцу.

2 четверть14 ч




Работа с глиной и пластилином 5 ч

1

Лепка предметов цилиндрической формы по образцу и с натуры. Стакан. Кружка.

2

Лепка предметов конической формы. Ведерко. Цветочный горшок.

3

Лепка с натуры или по представлению чайной посуды в форме шара. Чайник.

4

Лепка с натуры или по представлению чайной посуды в форме цилиндра. Чашка.

5

Лепка с натуры или по представлению чайной посуды в форме конуса. Блюдце.




Работа с природным материалом 3 ч

6

Составление композиции по образцу и представлению из различных природных материалов. Композиция «Букет»

7

Составление композиции по образцу и представлению из различных природных материалов. Композиция «Лес»

8

Составление композиции по образцу и представлению из различных природных материалов. Композиция «Палаточный лагерь»




Работа с бумагой и картоном 6 ч.

9

Изготовление закладки сложной конфигурации из картона и цветной бумаги по образцу.

10

Изготовление из картона плоских елочных украшений в виде рыб по образцу или самостоятельно.

11

Изготовление из картона плоских елочных украшений в виде елки по образцу или самостоятельно.

12

Изготовление из плотной цветной бумаги елочных украшений объемной формы из 3-4 деталей, согнутых под прямым углом. Шары.

13

Изготовление из плотной цветной бумаги елочных украшений объемной формы из 3-4 деталей, согнутых под прямым углом. Грибы.

14

Изготовление из плотной цветной бумаги елочных украшений объемной формы из 3-4 деталей, согнутых под прямым углом. Ракеты.

3 четверть 20 ч




Работа с глиной и пластилином 5 ч

1

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц. Цыпленок и курица.

2

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц. Утенок и утка.

3

Лепка по образцу стилизованных фигур животных. Кошка.

4

Лепка по образцу стилизованных фигур животных. Белка.

5

Самостоятельная лепка с натуры игрушек животных. Медвежонок или зайчик или лиса.




Работа с природным материалом 2 ч

6

Изготовление деталей к макету по сказке «Теремок» по образцу или самостоятельно.

7

Сборка макета к сказке «Теремок»




Работа с бумагой и картоном 6 ч

8

Изготовление закладки из картона по образцу с разметкой с помощью линейки

9

Окантовка картона полосками бумаги при изготовлении карточек для счета по образцу.

10

Окантовка картона полосками бумаги при изготовлении карточек для счета по образцу.

11

Использование цветной бумаги оклеивания закладки из картона по образцу.

12

Окантовка картона и выполнение аппликации из бумаги при изготовлении поздравительной открытки по образцу.

13

Окантовка картона и выполнение аппликации из бумаги при изготовлении поздравительной открытки по образцу.




Работа с текстильными материалами 7 ч

14

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника.

15

Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона по образцу.

16

Ознакомление с ручным стежком, упражнения на полоске бумаги в клетку

17

Изготовление закладки из канвы с крупным переплетением по образцу.

18

Изготовление закладки из канвы с крупным переплетением по образцу.

19

Изготовление игольницы по образцу.

20

Изготовление игольницы по образцу.

4 четверть 16 ч




Работа с глиной и пластилином 4 ч

1

Лепка по представлению композиции к сказке «Колобок»

2

Лепка по представлению композиции к сказке «Три медведя»

3

Лепка фигур птиц и животных по каркасу при изготовлении композиции «Лиса и журавль». Лиса.

4

Лепка фигур птиц и животных по каркасу при изготовлении композиции «Лиса и журавль». Журавль.




Работа с бумагой и картоном 6 ч

5

Изготовление мебели из коробок, картона и бархатной бумаги по образцу. Стул.

6

Изготовление мебели из коробок, картона и бархатной бумаги по образцу. Стол.

7

Изготовление по образцу плоской модели светофора

8

Изготовление по образцу указателя «Переход»

9

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, ткани и бархатной бумаги. Изготовление заготовок.

10

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, ткани и бархатной бумаги. Сборка изделия.




Работа с текстильными материалами 6 ч

11

Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку.

12

Изготовление закладки из ткани с применением стежка «шнурок» по образцу.

13

Изготовление закладки из ткани с применением стежка «шнурок» по образцу.

14

Вышивание салфетки по образцу изученными стежками.

15

Вышивание салфетки по образцу изученными стежками.

16

Вышивание салфетки по образцу изученными стежками. Оформление выставки работ учащихся за год.

Похожие:

Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Структура рабочей программы 1 Пояснительная записка. 2 Общая характеристика...
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка Данная модифицированная программа составлена...
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Трудовое обучение» для 1-4 классов, «Технология. Обслуживающий...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила авторская программа к курсу “Enjoy English” для 2-11 классов общеобразовательных...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка Нормативные документы для составления рабочей...
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Рабочая программа учебного курса «Технология» (далее рабочая программа)
«Программы общеобразовательных учреждений технология трудовое обучение для 5-11 классов», автора В. Д. Симоненко. Москва. Просвещение....
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка структура курса 6 класс структура курса 7 класс
Рабочая программа по биологииспециальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка Данный комплект учебного плана по курса 13456 «Маникюрша»
Минимальный уровень образования принимаемых на обучение: Разноуровневая подготовка
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Содержание рабочей программы пояснительная записка цели и задачи...
«Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика» и ориентирована на учебник «Математика....
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка статус документа Данная рабочая программа составлена на основании
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования программы «Трудовое обучение». Авторы : Н. И. Роговцева,...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Содержание рабочей программы Пояснительная записка 3 Цели и задачи...
Система службы психологического сопровождения является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Рабочая программа Учебного курса трудовое обучение в 9 классе
Стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования с учетом требований образовательного стандарта...
Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Рабочая программа учебного курса технологии 5 класс Разработала:...

Учебного курса Трудовое обучение 2 класс Пояснительная записка Основанием для составления рабочей программы является icon Пояснительная записка 3 вариант I отделение 12 русский язык (обучение...
Коррекционный курс: развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия). 1 Класс 268

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск