Скачать 214.97 Kb.
|
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит» ФГОС СПО 2010 г. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ КАССИР ПП.05.01 методические указания и программа производственной практики по специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Уровень подготовки – базовый Квалификация базовой подготовки – бухгалтер
Новосибирск 2015 УДК ББК Б Составитель: : канд.техн.наук, доц. Тесля Наталья Борисовна Рецензенты: канд.экон.наук, доц. Целуйко Ирина Григорьевна Кассир торгового зала: метод. указания и программа производственной практики / Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. Н.Б. Тесля. – Новосибирск, 2015. – 23 с. Методические указания и программа производственной практики составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки №282 от 06.04.2010 г. и учебным планом СПО НГАУ. Предназначены для студентов, обучающихся по программе среднего профессионального образования (СПО), специальность 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). . Утвержден и рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», протокол № от « » мая 2015 г. Заведующий кафедрой, канд.экон.наук, доцент ___________________________ Т.В. Елисеева подпись Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Экономического факультета НГАУ (протокол № ____ от _____________ 2015 г.). © Новосибирский государственный аграрный университет, 2015 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Выписка из ФГОСПроизводственную практику «Кассир торгового зала» ПП.05.01 проходят студенты, обучающиеся по программе среднего профессионального образования (СПО), специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Методические указания и программа производственной практики составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки №282 от 06.04.2010 г. В соответствии с ФГОС СПО бухгалтер базовой подготовки готовится к следующим видам деятельности:
Профессия «кассир» рекомендована к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с Приложением ФГОС СПО по специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). 1.2 Цель и задачи практикиЦелью прохождения производственной практики «Выполнение работ по профессии кассир» является закрепление теоретических знаний, практическое применение нормативных документов, получение практических навыков работы с кассовым аппаратом, ведения кассовых операций и составления кассовой отчетности, а также получения опыта работы в бухгалтерии организации в должности кассира (бухгалтера-кассира). В соответствии с целью задачами производственной практики являются следующие: - повышение качества профессиональной подготовки студентов; - усиление связи теоретического обучения с практической деятельностью; - получение практических навыков работы в качестве кассира. 1.3 Организация и руководство практикойПроизводственная практика осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики. Учебным планом предусмотрено 60 часов производственной практики, которые студенты проходят в бухгалтериях организаций. Непосредственное руководство и контроль за прохождением практики осуществляют руководители практики от организации. Общее руководство и контроль за прохождением практики от университета осуществляют преподаватели кафедры бухгалтерского учета и аудита. Они выполняют следующие функции: – составление и согласование календарно-тематического плана (дневника) прохождения практики в соответствии с программой; – консультирование по вопросам, возникающим в процессе практики, а также по вопросам составления отчетов о её результатах; – проверка отчетов по практике и оценка выполненной работы с учетом их содержания и защиты. По окончании производственной практики в течение не более 3 дней студенты представляют отчет на кафедру для проверки с последующей защитой в установленные сроки. Защита отчета по производственной практике проводится в форме свободного собеседования и предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений. На защите студенты должны хорошо ориентироваться в материале, отвечать на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета. 1.4 Компетенции, формируемые в результате прохождения практикиБухгалтер базовой подготовки должен обладать общими компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Бухгалтер базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями в соответствии с п.п. 5.2.5 ФГОС СПО «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Перед выполнением задач производственной практики студентам следует ознакомиться с настоящими методическими указаниями. В процессе прохождения производственной практики предусмотрено изучение студентами следующих разделов: 1. Подготовка к работе кассира. 2. Выполнение работ кассира с использованием кассовой машины. 3. Составление кассовых документов и ведение кассовой книги в организации. Каждый из указанных разделов содержит несколько подразделов, которые студентам предстоит изучить в ходе производственной практики и оформить в виде результатов в отчете о прохождении практики. Далее рассмотрено содержание каждого из указанных разделов. 2.1 Подготовка к работе кассира Целью выполнения работ является подготовка к непосредственной практической деятельности студента в качестве (должности) кассира в бухгалтерии. Раздел «Подготовительные операции перед работой в должности кассира» базируется на следующих задачах:
При изучении Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [1] особое внимание уделить основным понятиям – контрольно-кассовая техника (ККТ), наличные денежные расчеты, фискальная память, фискальный режим. Необходимо знать сферу применения ККТ и требования к ней, определить экономических субъектов, которые обязаны использовать ККТ, а также случаи, когда наличные денежные расчеты могут производиться без её применения. Порядок проведения кассовых операций в РФ установлен Указанием ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [5]. С помощью Типовых правил эксплуатации ККМ [7] студенты должны ознакомиться с правилами эксплуатации и подготовкой кассовых машин к работе, с работой кассира в течение смены и при окончании смены, правилами техники безопасности при работе с кассовой машиной, а также правилами технического обслуживания ККТ. С должностными обязанностями кассира, его правами и ответственностью студенты могут ознакомиться с помощью должностной инструкции кассира, копия которой должна быть предоставлена работнику (студенту) по месту прохождения практики в организации. Для работы студенты должны также знать вопросы профессиональной этики, чтобы следовать в работе во время прохождения практики принципам деловой культуры. Этот материал в необходимом объеме студенты получили в лекционном курсе, предусмотренном планом дисциплины «Выполнение работ по профессии кассир», и должны применять его в практической деятельности. 2.2 Выполнение работ кассира с использованием кассовой машины Целью выполнения работ в соответствии с разделом является практическое изучение условий работы на действующем предприятии с конкретными моделями кассовой техники. Раздел «Выполнение работ кассира с использованием кассовой машины» включает:
В разделе указывается основная информация об организации, в которой студент проходит практику (наименование, форма собственности, вид деятельности, местонахождение, основной ассортимент товаров или услуг). Рассматриваются организация рабочего места кассира, наличие кассового аппарата, указывается его модель (при отсутствии кассовой машины необходимо обосновать причины, используя нормативно-правовые акты), а также частота осуществления кассовых операций в организации. Следующим шагом необходимо изучить руководство (инструкцию) по эксплуатации кассовой машины, работа и обслуживание которой предполагается в ходе производственной практики. Необходимо указать основные характеристики кассового аппарата. Руководство к эксплуатации кассовой машины может быть предоставлено по месту прохождения практики торговой организацией. Для некоторых моделей ККМ (например, ЭКР-2102К, Штрих-ФР-К, Меркурий и др.) краткую характеристику и инструкцию кассира можно найти на сайтах организаций-изготовителей или центров технического обслуживания и др., например [14,15]. Электронные ККМ состоят из отдельных функциональных блоков. Комплектация, или функциональный состав ККМ, следовательно, сложность узлов, объем памяти, способ подключения ККМ определяются сферой применения. В обязательный комплект ККМ включают клавиатуру, механизм ключей и замков, ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), принтер, блок фискальной памяти, дисплей кассира, процессор, источник питания, корпус. С помощью инструкции необходимо описать состав ККМ, назначение и устройство её основных узлов, работу с ЭКЛЗ. Кроме этого указанный документ содержит описание клавиатуры и различных режимов работы, в том числе режима отчетов и гашений. Необходимо изучить режимы печати кассовых чеков, порядок получения отчетов без гашения и с гашением. Возможно, что изучение этих практических действий будет выполнено позднее, в ходе непосредственной работы с ККМ под руководством руководителя от организации, в которой студент проходит производственную практику. Изучив назначение, состав и принципы работы конкретной модели кассовой машины, необходимо определить её тип по Классификатору [4]. Современные электронные контрольно-регистрирующие кассовые машины (ЭКРМ) для торговых предприятий и организаций по конструктивным особенностям разделяются на: автономные, пассивно-системные, активные системные, фискальные регистраторы. Существуют и другие классификации ЭКРМ для торговых организаций, например, по возможности подключения компьютера, считывателя платежных карт и др., по способу формирования отчетных документов, по функциональному назначению счетчиков и т.д. В приложениях к отчету можно поместить фотографии ККМ (внешнего вида с голограммой, клавиатуры, индикатора кассира, принтера и т.д.), основных её блоков (их студенты могут сделать самостоятельно, используя современные гаджеты) и основные характеристики указанного оборудования. При изучении расчетов наличными и безналичными денежными средствами необходимо раскрыть вопросы, касающиеся приема, учета, выдачи и хранения денежных средств, а также порядок расчетов на кассе посредством расчетных чеков. Общая информация об особенностях безналичного расчета представлена в [7]. Привести общедоступные признаки платежеспособности банкнот и монет, а также порядок проверки банкнот в условиях работы кассира. Изучить организацию расчетов с покупателями (клиентами) с использованием кассового аппарата. Для этого необходимо исследовать режим регистрации (работы кассира в течение смены), режим получения отчетов без гашения и с гашением. Необходимо рассмотреть действия кассира в начале смены и по закрытию рабочей смены. Изучить формы кассовой отчетности [9], которые заполняются кассиром по окончании смены, указать порядок их заполнения, сроки сдачи в бухгалтерию. В приложениях желательно привести копии кассовой отчтености, составляемой в организации: листа (разворота) Журнала кассира-операциониста (форма №КМ-4), справки-отчета кассира-операциониста (форма №КМ-6) и при наличии - акта о возврате денег по неиспользованным чекам (форма №КМ-3), а также копии других форм, при заполнении которых студент участвовал при прохождении практики (например, форма №КМ-9). В приложениях к отчету привести также копии платежных документов – чеков, нулевых чеков, контрольной ленты, суточных отчетов с гашением (Z-отчетов) и без гашения (Х-отчетов). При отсутствии кассовой машины в случаях, предусмотренных Федеральным законом [1] необходимо рассмотреть правила оформления, выдачи и хранения в организации бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. 2.3 Составление кассовых документов и ведение кассовой книги в организации Работы по данному разделу выполняются с целью изучения порядка ведения кассовых операций в организации. Для достижения цели предусмотрены следующие задачи:
Кассовые операции оформляются кассовыми документами - приходными кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами. Эти документы могут оформляться главным бухгалтером, бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе. При отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера кассовые документы оформляет руководитель организации. Необходимо составить журнал основных кассовых операций (указать дату, содержание операции, корреспонденцию счетов, сумму), имеющихся в организации; изучить порядок заполнения кассовых документов и ведение на их основе кассовой книги, а также порядок хранения кассовых документов в организации. При наличии рассмотреть порядок хранения и учета денежных документов. Инвентаризация кассы проводится путем подсчета фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе. Порядок проведения инвентаризации кассы установлен Методическими указаниями [6]. Внезапная проверка (ревизия) кассы может проводиться ежемесячно комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. По результатам инвентаризации кассы составляется акт. Необходимо изучить порядок и сроки проведения ревизий кассы организации, документальное оформление её результатов. Рассмотреть порядок расчета лимита наличных денег в кассе организации согласно приложению к [5] и указать его величину, утвержденную банком для организации. Описать порядок инкассации денежных средств в организации (при наличии). В приложении привести копии кассовых документов (приходного и расходного кассового ордеров), листа кассовой книги, копию расчета лимита наличных денег в кассе, акт инвентаризации и т.п. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА Результаты производственной практики студенты оформляют в форме отчета. Отчет по производственной практике представляет собой документ, составленный в соответствии с заданием, программой практики, оформленный в соответствии с требованиями настоящих методических указаний и характеризующий результаты работы студента во время прохождения практики. Отчет составляется индивидуально на основе фактических материалов и данных, полученных в ходе практики. Отчет дополняют копиями документов, отчетов, а также таблицами, схемами и графиками, которые оформляются в виде приложений и служат для более глубокого раскрытия основного текста отчета. К отчету должны быть приложены характеристика на студента с места прохождения практики, дневник (календарный план производственной практики), форма которого представлена в Приложении Б. Эти документы должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя от организации. Объем отчета должен составлять не менее 30 страниц печатного текста (приложения в этом объеме не учитываются) и состоять из следующих структурных частей (в скобках указан примерный объем в страницах): - титульный лист; - календарный план производственной практики; - содержание; - введение (2 стр.); - раздел 1 (8 стр.); - раздел 2 (10 стр.); - раздел 3 (8 стр.); - заключение (2 стр.); - список использованных источников; - приложения. Титульный лист, календарный план и примерное содержание отчета приведены, соответственно, в Приложениях А, Б и В. Во введении дается краткая характеристика профессии кассира, обоснование важности и значимости её для общества, раскрываются цель и задачи производственной практики, объект и предмет исследования. Содержательная часть разделов 1,2,3 раскрыта в главе 2 данных методических указаний. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам, полученным в ходе выполнения заданий практики. Необходимо указать, что было изучено, рассмотрено, какие практические навыки по профессии получены. В списке использованных источников приводят основные нормативно-правовые акты, которые кассир обязан применять в своей работе и которые использованы при подготовке отчета. Список должен включать 4-5 источников. Приложения к отчету используются для пояснения содержания разделов отчета, поэтому по тексту на каждое приложение делается ссылка. В качестве приложений могут быть приведены копия должностной инструкции торговой организации – места прохождения практики, копии платежных и кассовых документов и отчетов, копия фрагмента руководства по эксплуатации кассовой машины и др. Приложения подписывают в правом верхнем углу (под номером страницы) словом «Приложение» и заглавной буквой русского алфавита. Например – «Приложение А». Отчет должен быть прошит с помощью скоросшивателя, страницы пронумерованы. Номера страниц проставляются в верхнем правом углу страниц. Титульный лист не нумеруют. Страницы Приложений входят в общую нумерацию. Текст отчета печатается шрифтом Times New Roman, размером 14 пт, через 1,5 интервала с соблюдением размеров полей страницы: левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Текст обязательно выравнивается «по ширине». Названия разделов работы в тексте работы размещают по центру и пишут ПРОПИСНЫМИ буквами. Названия подразделов начинают с заглавной буквы, далее - строчными буквами. Пример оформления заголовков разделов и подразделов: 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РОЗА» И РАБОЧЕГО МЕСТА КАССИРА 2.1 Состав, назначение и устройство основных узлов контрольно-кассовой машины «ОКА-100Ф». Каждый новый раздел начинают с новой страницы. Таблицы должны иметь надпись «таблица» с номером таблицы и заголовок. Например – «Таблица 1 – Порядок получения отчета с гашением на контрольно-кассовой машине ШТРИХ-ФР». По тексту на каждую таблицу дается ссылка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе производственной практики студенты получают важные практические навыки в одной из востребованных рабочих профессий – кассир. Выполнение работ по профессии «кассир» требует от работника не только знаний нормативно-правовых актов и умений, позволяющих быстро и качественно выполнять свои должностные функции при проведении кассовых операций. Для этой профессии также требуются и определенные психологические качества работника, такие как ответственность, стрессоустойчивость, усидчивость, готовность к работе, требующей постоянной внимательности. В процессе прохождения практики студенты не только закрепляют теоретические знания о порядке ведения кассовых операций и кассовой дисциплине, получают навыки практической работы с контрольно-кассовой техникой, изучают правила заполнения кассовой отчетности, но и учатся работать в коллективе организации. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А Образец оформления титульного листа отчета по практике МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Кафедра бухгалтерского учета и аудита О Т Ч Е Т о прохождении производственной практики «Выполнение работ по профессии «кассир»» Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Практикант: студент ___ курса, гр. _________ _____________________________ (номер группы) (фамилия, имя, отчество) Руководитель практики от организации _____________ /___________________________/ подпись (фамилия, имя, отчество) НОВОСИБИРСК 20__ Приложение Б Календарно-тематический план прохождения производственной практики
Печать организации, подпись руководителя практики от организации Приложение В Пример содержания отчета по производственной практике (номера страниц и наименование организации приведены условно) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………………….37 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………38 Содержание Составитель Тесля Наталья Борисовна ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ КАССИР Методические указания и программа производственной практики Редактор Компьютерная верстка Тесля Н.Б. Подписано в печать ___ ___________ 2015 г. Объем _____уч.-изд. л. Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз. Изд. № Заказ № ___ _____________________________________________________________________________ Отпечатано на Экономическом факультете НГАУ 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 |
Опорный конспект лекций по мдк 05. 01 Технология работ по профессии Кассир ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
Методические указания по проведению практических работ по мдк 05.... Пм 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Кассир) базисного учебного плана специальности... |
||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Профессиональный модуль: «пм 04. Выполнение работ по профессии горнорабочий подземный – машинист подземных установок. Мдк 04. 01.... |
По профессиональному модулю пм. 06«Выполнение работ по одной или... Целью учебной практики является освоение практического опыта профессиональной деятельности «Выполнение работ по одной или нескольким... |
||
Программа Профессионального модуля по учебной практике обучающихся... Программа предназначена для реализации рабочего учебного плана по профессии 100701. 01 Продавец, контролёр- кассир (с получением... |
Методические рекомендации по выполнению практических работ учащимися... ПМ04 «Выполнение работ по профессии рабочих: рабочий зеленого хозяйства» преподавателя спецдисциплин гаоу спо ткстп |
||
Методические рекомендации по написанию контрольной работы по пм 05.... Содержание контрольной работы для каждого студента является индивидуальным и содержит три вопроса. Вариант контрольной работы определяется... |
Рабочая программа учебной дисциплины мдк 05. 01 Выполнение работ... ... |
||
Учебно-методический комплекс «Внеаудиторная самостоятельная работа... Методические рекомендации разработаны на основании фгос по специальности по 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,... |
Учебное пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов по... ... |
||
Программа текущего контроля и промежуточной аттестации по пм. 07.... ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 07 Выполнение работ по профессии ... |
||
Рабочая программа производственной практики по пм. 04. Выполнение... Заключение Совета по примерным опоп моин челябинской области №19 от 31 мая 2011 года) и рабочей программы пм. 07. Выполнение работ... |
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой... ПМ. 03. Выполнение работ по профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» |
||
Программа профессионального модуля пм. 02 Продажа продовольственных... Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего... |
Рабочая программа учебной дисциплины основы автоматизации торговой... Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма«Севзаппром» |
Поиск |