Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»
Магистерская диссертация
«Определение оптимальных стратегий перехода образовательных учреждений к использованию свободного программного обеспечения»
Студент 3 курса:
Соколов А.А.
Научный руководитель:
д.псих.н., профессор
Поливанова К.Н.
Консультант:
научный сотрудник
Калашников С.П.
Москва
2013
Оглавление
Введение 3
1. Основания и методология исследования 11
Цель исследования. 11
Объект исследования. 11
Предмет исследования. 11
Гипотеза 11
Задачи исследования. 12
Методология исследования. 12
Методы исследования. 13
Организация исследования. 13
2. Критерии оптимальности стратегий перехода на СПО и способы их расчета. 16
3. Опыт реализации стратегий перехода образовательных учреждений и организаций на СПО в России и за рубежом. 22
3.1 Опыт внедрения СПО в системах образования некоторых стран мира. 22
3.2 Опыт внедрения СПО в российских регионах. 27
4.Анализ нормативных документов и промежуточных результатов реализации стратегии перехода на СПО в 2011-2015 гг. 34
5.Расчет оптимальности стратегии перехода на СПО для образовательного учреждения 40
6. Дорожная карта перехода образовательного учреждения на СПО. 46
7. Результаты исследования и выводы 50
Источники 53
Приложения. 55
Приложение 1. Анкета для руководителей образовательных учреждений 55
Введение
Free software is a matter of liberty, not price The Free Software Definition
(Philosophy of the GNU Project)1
Правовыми вопросами и вопросами бюджетирования образовательного учреждения озадачен каждый директор школы. И каждый директор рассматривает свои управленческие решения в рамках правового поля с учетом имеющегося бюджета и финансовых возможностей2. Кроме этого, руководитель, желающий видеть свое учреждение, коллектив современными, думающий о стратегии развития своего учреждения, не может не смотреть на имеющиеся тренды в образовании в стране и за рубежом. В том числе – в стремительно развивающейся и меняющейся сегодня IT-сфере.
Я работаю директором негосударственного образовательного учреждения, и вопросы оптимизации бюджета передо мной стоят, возможно, более остро по сравнению с муниципальными образовательными учреждениями. Это связано с необходимостью арендной платы, содержания постоянного штата учителей независимо от наполняемости классов, использования механизмов аутсорсинга с организациями питания и клининговыми компаниями и др. В том числе - для меня не менее актуальны как для руководителя правовые и финансовые аспекты, связанные с использованием лицензионного программного обеспечения, фильтрации контента, организации доступа к сетевым ресурсам, антивирусной защитой, электронным документооборотом и т.д.
Несмотря на наличие во многих школах технических специалистов, занимающихся вопросами школьной информатизации, - такие специалисты, во-первых, есть не везде и у них разные статус и степень ответственности. Во-вторых, ответственность за соблюдение законодательства и планирования расходов лежит на руководителе, и поэтому, вопросы, рассматриваемые в настоящем исследовании, актуальны для школьных директоров и руководителей системы образования. В-третьих, если мы говорим о долгосрочном планировании развития образовательного учреждения, то мы не можем не говорить о стратегии его (учреждения) развития, причем «неучастие директора … в разработке стратегии гарантированно приведет к созданию мертворожденной пачки бумаги»3.
Используемое в нашем образовательном учреждении программное обеспечение (ПО), как и в подавляющем большинстве школ города и страны, основано, прежде всего, на Windows-технологиях компании Microsoft4. Однако, при существующем сегодня массовом использовании (в образовании и не только) программного обеспечения компании Microsoft - налицо появление мировых трендов, все больше демонстрирующих переход к использованию других платформ – MacOS5, Android6, Linux7. Стремительно нарастающее количество используемых (прежде всего – учащимися) компьютерных гаджетов на основе Android и других платформ, результаты форсайт-исследований в образовании8 говорят о том, что в не очень далекой перспективе НЕ Windows-платформы будут все больше распространяться, и не задумываться сегодня об этом школьному руководителю, как минимум, не разумно. Иначе мы можем столкнуться с тем, что будем постоянно «догонять вчерашний день», как это наглядно видно из всей уже 20-тилетней истории информатизации российского образования9.
И один из мировых трендов - переход государственных и негосударственных учреждений на использование свободного программного обеспечения (СПО). И причин здесь несколько – экономические, технические, политические. Одна из причин – заявляющееся удешевление, связанное с отсутствием необходимости оплачивать лицензии для использования проприетарного программного обеспечения. Другая причина – возможность более долгого использования быстро устаревающего оборудования в силу специфики СПО. Это существенные причины «посмотреть» директору школы в сторону СПО. То есть, исходя из заявлений о возможностях СПО, формулируется простой тезис для школьного руководителя: хочешь быть в тренде и снять ряд финансово-правовых проблем – начинай задумываться о переходе на СПО.
Судя по появляющимся законодательным документам, российская власть проявляет озабоченность в вопросах использования программного обеспечения, чего также нельзя не учитывать директору школы, как минимум, в среднесрочной перспективе. 17 декабря 2010г. опубликован план перехода10 органов государственной власти и бюджетных учреждений РФ на использование СПО. Описаны цели, задачи и принципы перехода на использование СПО в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В документах заявлены следующие причины такого перехода:
вступление России в ВТО, требующее усилить борьбу с пиратством;
принятие открытого формата odt11 в качестве государственного стандарта, требующего использование программного обеспечения, понимающего открытый формат;
распространение облачных технологий, использующих СПО в качестве своих базовых элементов и др.
«Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации»12 определяет, в частности, следующие принципы развития разработки и использования СПО:
обеспечение партнерства государства, бизнеса и гражданского общества;
обеспечение сбалансированности и обоснованности использования свободного и закрытого ПО для государственных и муниципальных нужд, а также унификации и стандартизации их разработки и использования;
создание единой нормативно-правовой базы разработки и использования СПО для государственных и муниципальных нужд;
повышение компетентности государственных служащих, работников бюджетной сферы и иных заинтересованных лиц в сфере использования информационных технологий.
В 2011 году Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»13, с участием министерств и департаментов образования субъектов Российской Федерации, было проведено мониторинговое исследование процессов и результатов внедрения и освоения СПО в школах России. Цель исследования заключалась в получении и обобщении актуальных сведений, позволяющих оценить масштабы и качество проведенных мероприятий по переходу на СПО, определить отношение школьных руководителей и специалистов к проблеме правового использования программного обеспечения в учебном процессе, выявить причины, оказывающие влияние на темпы и эффективность внедрения СПО в практику преподавания информатики и других предметов школьной программы.
Согласно результатам анкетирования руководителей образовательных учреждений различных субъектов РФ:
Диаграмма 1. Планирование использования проприетарного и свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях РФ в 2011 году.
Видим, что процент руководителей, планировавших два года назад переход на СПО, довольно высок. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1447-р и концепцией развития информационного общества в Российской Федерации, к 2012 году 45 % общеобразовательных учреждений в субъектах РФ должны использовать свободное программное обеспечение не менее чем на половине компьютеров. У нас пока нет точных данных о том, сколько школ в России перешло на СПО, однако, судя по образовательным школам г.Москва14, сегодня это явно не так! Вопрос - почему, каковы причины? Если так хорошо перейти на СПО – почему мы все еще «не там»?
17 мая 2013 года «после долгого затишья в Минкомсвязи прошла встреча, посвященная свободному программному обеспечению и национальной программной платформе»15. Министр связи и его заместитель, курирующий вопросы поддержки российского рынка ИТ, встретились с представителями компаний-разработчиков и обсудили с ними создание национальной программной платформы и поддержку свободного программного обеспечения . Министр напомнил, что «существует решение о переходе федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений на использование СПО в 2011-2015 гг., но этому плану может «потребоваться актуализация …Мы должны определить свои подходы».
То есть, актуальность перехода не снижается, но нужны уточнения.
Существуют данные о том, что переход на пакет СПО в системе образования связан с рядом трудностей16. СПО снижает материальные траты на покупку лицензий (это, на мой взгляд и, по мнению критиков перехода, тоже спорно – см. ниже), но несет за собой некоторые другие проблемы. Издержки управления переходом могут, при неправильном внедрении СПО, вызвать серьёзные проблемы в переходе на СПО, что подтверждают данные.
Внедрение пакета свободного ПО, пакетов дополнительных прикладных программ и окончательный перенос данных из ранее использовавшихся информационных систем запланировано на III квартал 2014 г.17. При этом, несмотря на сформулированные цели, задачи и принципы перехода, - четко не описаны способы и варианты стратегии такого перехода. А представленный план перехода довольно декларативен и не вполне, на наш взгляд и, по мнению образовательного сообщества18, обоснован, не учитывает все риски и трудности перехода.
Проведенное «Информикой» мониторинговое исследование «Оценка уровня использования пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации»19 показало, что при переходе на ПСПО имеется ряд проблем и трудностей, а именно:
наличие нерешенных организационных и финансовых проблем, отсутствие единого системного подхода и единого конкретного плана действий по переходу образовательных учреждений на использование СПО,
недостаточный уровень кадрового обеспечения перехода на СПО, сложности освоения базового комплекта СПО,
недостаточный уровень психологической и технологической готовности педагогических коллективов к применению СПО,
несовместимость СПО с частью технической базы образовательного учреждения и со значительной частью имеющихся в школах цифровых образовательных ресурсов,
недостаточное количество и качество учебно-методических материалов по СПО, в том числе - для обучения информатике и ИКТ на основе СПО,
возможное снижение качества подготовки выпускников, которые при широком применении ПСПО в школе могут в итоге не уметь работать в ОС Windows - самой распространённой операционной системе в мире,
недостаточная подготовка кадров в педагогических вузах (будущих учителей) по работе с СПО.
Основные выводы, которые делаются экспертами по результатам проведенного исследования:
стратегии внедрения СПО в школы, необходимые для массового перехода российских общеобразовательных учреждений на свободное программное обеспечение, отсутствуют.
Переход на СПО необходим не только в школе, но и в управленческих структурах образования, поскольку повсеместно будут возникать неизбежные нестыковки форматов при обмене данными. Этот факт в состоянии может существенно усложнить работу администраторов школ, которые в больших объемах готовят и передают по инстанциям отчетную документацию в электронном виде.
Наиболее важным для сферы образования является решение проблем так называемой миграции унаследованных приложений, в частности, обучающих мультимедийных программ и интерактивных электронных образовательных ресурсов, для поддержки которых существуют оригинальные программные оболочки.
Образовательным учреждениям необходимо самостоятельно выстраивать свою политику в области применения программного обеспечения. В условиях нехватки средств, переход на СПО способствует существенной экономии средств учреждения, однако надо быть готовым к проблемам технического и психологического характера. Переход на СПО должен быть тщательно спланирован и иметь чёткую нормативно-правовую базу, чтобы снизить риски, связанные с внедрением, в том числе психологического, технического и организационного характера.
Последний вывод послужил еще одним основанием выбора темы настоящего исследования. Если не задуматься о стратегии перехода сейчас, то завтра проблема выбора - вкладываться в миграцию на СПО или искать способы и средства на обновление и сопровождение лицензионного ПО – может встать гораздо острее. Или опять, как это часто бывает, придется делать все экстренно, непоследовательно, с большим затрачиванием временнЫх, финансовых, кадровых ресурсов.
Исходя из собственного опыта - перед директором школы при переходе на СПО неминуемо возникнут вопросы:
Каковы новые регламенты для использования новых форматов документов? Каким образом учесть новые форматы документов в школьном документообороте и с вышестоящими организациями?
Каким образом повысить уровень психологической и технологической готовности педагогических коллективов к применению СПО? Каким образом и за чей счет организовать обучение сотрудников? Каким должно быть это обучение – чему учить? Где взять и каким образом выбрать необходимые методические материалы? Каким образом готовить молодых специалистов, приходящих из педагогических вузов и других образовательных учреждений, новому ПО?
Каким образом осуществить техническую и методическую поддержку введения нового программного обеспечения для сотрудников учреждения? Как решить вопросы по переводу отдельных структур (например, бухгалтерии) на СПО? Сколько сотрудников для этого нужно привлечь?
Каким образом учесть то, что ученики и сотрудники дома и в учреждении используют различное ПО?
Каким образом решать вопросы совместимости технической базы образовательного учреждения с новым ПО?
Что делать с накопленными и используемыми информационными продуктами, используемыми в образовательном процессе? Как решать вопросы совместимости ПО с имеющимися цифровыми образовательными ресурсами? Как быстро это можно сделать?
В какой степени использование пакета СПО в процессе преподавания информатики и ИКТ позволяет реализовать государственный стандарт основного и среднего образования в полном объёме? Будут ли зависеть результаты итоговой аттестации по ЕГЭ и ГИА от новых программных продуктов?
Каковы оптимальные сроки такого перехода, позволяющие сохранить «устойчивость организации», чтобы это переход не перешел в процесс, мешающий функционированию учреждения?
Сколько стоит такой переход в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе? И вообще – стоит ли затрачиваться на переход или думать о приобретении и продлении лицензии для «привычного» лицензионного программного обеспечения…
От ответов на эти вопросы и от того, насколько долго руководитель их будет решать, сколько он на это затратит средств и человеческих ресурсов, зависит - состоится ли переход, насколько он будет НЕресурсозатратным, оптимальным. Нужна целостная программа (проект, стратегия), иначе возникает множество рисков. И это не только технический, но и управленческий вопрос.
В СМИ имеются отдельные публикации о переходе образовательных учреждений на СПО, но большая часть рекомендаций носит технический характер, не решая управленческую проблему «сохранения управляемости образовательных учреждений»20. А информация о внедрении СПО в регионах носит, скорее, формально-отчетный характер о проделанной работе перед вышестоящими органами.
Заявляется, что переход «во-первых, позволит исключить из затрат органов власти лицензионные платежи на ПО, во-вторых, перенесет оставшиеся расходы с импорта на закупку у отечественных производителей, в-третьих, подстегнет инновационное развитие экономики»21. Это также вызывает сомнения в том, что в долгосрочной перспективе такой переход будет эффективен с точки зрения затрат и возможностей информационного взаимодействия различных структур и уровней управления. Основание для такого предположения - наличие негативного опыта внедрения СПО в образовательных учреждениях как в России, так и за рубежом (пример – провал перехода на СПО в Мексике22, Австрии23, частично в Китае). Да и в случае позитивного опыта, например Финляндии, при минимизации затрат на приобретение лицензий – затраты на обучение и конвертацию документов выше по сравнению с лицензионным ПО24 (таблица 1):
Таблица 1. Расходы, связанные с использованием проприетарного и свободного программного обеспечения в сфере образования Финляндии в 2010 г.
Противники перехода на СПО приводят, в частности, следующие аргументы25: необходимо учитывать не только стоимость непосредственно ПО, но и стоимость самого процесса перехода (миграции) на свободное ПО, стоимость возможного переобучения персонала и многие другие затраты и дополнительные риски, связанные с качеством разработки, технической поддержки, оценкой жизненного цикла СПО в образовательной организации.
То есть, имеет место проблема - разрыв между задачей перехода образовательных учреждений на СПО и отсутствием описанных внятных, оптимальных стратегий такого перехода, достоверных критериев и показателей оптимальности стратегий перехода, из-за чего неизбежны риски потери функциональной стабильности образовательных учреждений. Особенно - в долгосрочной перспективе. Задача стоит, а как ее решать так, чтобы затраты были меньше существующих – неясно. И можно ли ее решить вообще.
Отсутствие четко описанных и обоснованных стратегий перехода, не владение управленцами способами и механизмами перехода не может не отразиться на качестве управления образовательным учреждением26. Нельзя в одночасье перевести образовательное учреждение на иное программное обеспечение. И здесь не только и не столько технический вопрос.
В настоящей работе предстоит определить, описать и сравнить с точки зрения оптимальности различные стратегии управления переходом образовательных учреждений на свободное информационное обеспечение. Для этого нужно ответить на ряд вопросов: каковы существующие стратегии перехода и результаты их применения, каковы критерии эффективности этих стратегий; каков мировой управленческий опыт миграции учреждений образования на СПО; какие управленческие действия необходимо совершить директору школы, чтобы переход был «безболезненным», оптимальным; каковы могут быть «грабли», на которые российская школа может при этом наступить.
Ответы на эти вопросы будут полезны руководителям образовательных учреждений, планирующих как целесообразный шаг или вынужденно столкнувшихся с переходом на использование свободного программного обеспечения.
|