ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «27» января 2017 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 33/2
КГБУ «РЦСП
по адаптивным видам спорта»
от «27» января 2017 г.
|
Краевое государственное бюджетное учреждение
«Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта»
Дополнительная предпрофессиональная программа
в области физической культуры и спорта
«Спорт глухих»
Нормативный срок освоения программы 8(9) лет
г. Красноярск
2017 г.
Разработчики программы:
Арестархова Н.В., начальник отдела образовательных программ КГБУ «РЦСП по адаптивным видам спорта»
Рецензенты:
Веневцев С.И., доцент, кандидат педагогических наук
КГАПОУ «ККОР»
Ушарова И.А.
Содержание
I.
|
Пояснительная записка
|
5
|
1.1.
|
Характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности
|
6
|
1.2.
|
Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
|
6
|
1.3.
|
Особенности организации обучения
|
7
|
1.4.
|
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение и минимальное количество обучающихся в группах
|
8
|
II.
|
Учебный план
|
10
|
III.
|
Методическая часть Программы
|
18
|
3.1.
|
Требования техники безопасности в процессе реализации Программы
|
18
|
3.2.
|
Методика работы по предметным областям
|
19
|
3.2.1.
|
Теория и методика физической культуры и спорта
|
19
|
3.2.2.
|
Общая физическая подготовка
|
20
|
3.2.3.
|
Избранный вид спорта
|
25
|
3.2.4.
|
Другие виды спорта и подвижные игры
|
28
|
3.2.5.
|
Соревновательная деятельность
|
29
|
3.2.6.
|
Самостоятельная деятельность
|
30
|
3.3.
|
Содержание подготовки по этапам (периодам) обучения в спортивных дисциплинах:
Настольный теннис
|
30
32
|
|
Волейбол
Лыжные гонки
|
58
85
|
|
Каратэ
|
116
|
|
Легкая атлетика
|
138
|
|
Плавание
|
162
|
|
Тхэквондо
|
184
|
IV.
|
Система контроля и зачетные требования Программы
|
207
|
4.1.
|
Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки
|
208
|
4.2.
|
Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы
|
212
|
4.3.
|
Методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа (периода) обучения) и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся
|
213
|
4.3.1.
|
Нормативы общей физической подготовки
|
216
|
4.3.2.
|
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения обучения по предпрофессиональной программе подготовки
|
220
|
4.3.3.
|
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
|
221
|
V.
|
Перечень информационного обеспечения Программы
|
226
|
5.1.
|
Нормативно-методические документы
|
|
5.2.
|
Список литературы
|
|
5.3.
|
Перечень аудиовизуальных средств
|
|
5.4.
|
Перечень Интернет-ресурсов
|
|
Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт глухих» (далее – программа «Спорт глухих», ДПП «Спорт глухих») разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730, с учётом федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «Спорт глухих», утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 70 (далее – СФССП).
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт глухих» определяет содержание, организацию, условия образовательного процесса в краевом государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Центр адаптивного спорта» (далее – «ДЮСАШ-ЦАС»).
Программа «Спорт глухих» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
отбор одаренных детей;
физическое образование, воспитание и развитие детей;
формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Цели программы: создание условий для получения знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) для детей-инвалидов, отбор одаренных детей и подготовка их к освоению этапов спортивной подготовки.
Основными задачами реализации Программы являются:
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Характеристика избранного вида спорта,
его отличительные особенности
Сурдлимпийский спорт – составная часть спорта, сложившаяся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с поражением слуха к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий.
Спорт глухих – официально признанный вид спорта в Российской Федерации.
В него входят следующие спортивные дисциплины:
циклические, скоростно-силовые (легкая атлетика, велоспорт, плавание, зимние: лыжные гонки, горные лыжи, сноуборд);
игровые (бадминтон, боулинг, настольный теннис, теннис);
командно-игровые (водное поло, гандбол, футбол мужской и женский, баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, зимние: хоккей и керлинг);
спортивные единоборства (борьба вольная, греко-римская, дзюдо, каратэ, тхэквондо;
осуществляемые в природной среде (спортивное ориентирование);
стрелковые (пулевая стрельба).
В методической части программы излагается содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) спортивной подготовки с учетом особенностей спортивных дисциплин.
Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
Реализация программы осуществляется на следующих этапах (периодах) спортивной подготовки:
этап начальной подготовки – до 3 лет;
тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;
тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет.
Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности:
оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности;
рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется;
строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок;
одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Особенности организации обучения
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт глухих» для детей, поступивших в образовательное учреждение, составляет 8 лет.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт глухих» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, может быть увеличен на один год и составляет 9 лет.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную программу «Спорт глухих» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
При организации тренировочного процесса с глухими и слабослышащими спортсменами необходимо учитывать, что у обучающихся основной дефект сопровождается рядом вторичных отклонений со стороны двигательной сферы, функциональных систем организма, здоровья в целом. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. Поэтому в работе с глухими спортсменами особая роль отводится показу, который необходимо сочетать с доступными для них объяснениями посредством жестовой, тактильной, устной и письменной речи.
Особенностями построения образовательного (тренировочного) процесса является:
построение процесса спортивной подготовки, направленного на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека;
направленность на коррекцию основного дефекта (сенсорных систем, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и других), коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и других немедикаментозных средств и методов;
профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;
обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам, развитие и совершенствование физических и психологических качеств и способностей.
Основными формами организации образовательного (тренировочного) процесса являются:
групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
работа по индивидуальным планам;
тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
инструкторская и судейская практика;
медико-восстановительные мероприятия;
медицинское тестирование и контроль.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение
и минимальное количество обучающихся в группах
Прием детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе «Спорт глухих» проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России. На этап совершенствования спортивного мастерства поступление обучающихся не предусмотрено.
Группа степени функциональных возможностей, к которой относится обучающийся, определяется образовательным учреждением в зависимости от степени функциональных возможностей, требующихся для занятий видом спорта.
К III группе степени функциональных возможностей относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
Численный состав обучающихся в группах обусловлен видом и тяжестью инвалидности (отклонения в состоянии здоровья), возрастными и половыми особенностями обучающегося, этапом подготовки, видом спорта и другими факторами.
Рекомендуемые параметры по наполняемости тренировочных групп
Таблица 1
Этапы спортивной подготовки
|
Продолжи-тельность этапов
(в годах)
|
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)
|
Периоды спортивной подготовки
|
Наполня-емость групп (человек)
|
Настольный теннис
Мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
7
|
До года
|
12
|
Свыше года (второй и третий год)
|
10
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
8
|
первый год
|
10
|
Второй год
|
9
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
8
|
3 год
|
9
|
Четвертый и последующие годы
|
8
|
Плавание
Мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
7
|
До года
|
10
|
Свыше года (второй и третий год)
|
8
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
12
|
первый год
|
6
|
Второй год
|
5
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
12
|
3 год
|
5
|
Четвертый и последующие годы
|
4
|
Волейбол
мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
9
|
До года
|
12
|
Свыше года (второй и третий год)
|
12
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
12
|
первый год
|
10
|
Второй год
|
8
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
12
|
3 год
|
6
|
Четвертый и последующие годы
|
6
|
Каратэ
мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
9-12
|
До года
|
10
|
Свыше года (второй и третий год)
|
8
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
10-17
|
первый год
|
6
|
второй год
|
5
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
10-17
|
3 год
|
5
|
Четвертый и последующие годы
|
4
|
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции,
легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции, легкая атлетика – метания, легкая атлетика - прыжки
мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
9
|
До года
|
10
|
Свыше года (второй и третий год)
|
8
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
11
|
первый год
|
6
|
второй год
|
5
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
11
|
3 год
|
5
|
Четвертый и последующие годы
|
4
|
Лыжные гонки
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
10-12
|
До года
|
12
|
Свыше года (второй и третий год)
|
10
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
13-17
|
первый год
|
10
|
второй год
|
8
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
13-17
|
3 год
|
8
|
Четвертый и последующие годы
|
6
|
Тхэквондо
мужчины, женщины
|
Этап начальной подготовки
|
до 3 лет
|
9-12
|
До года
|
10
|
Свыше года (второй и третий год)
|
8
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки)
|
до 2 лет
|
10-17
|
первый год
|
6
|
второй год
|
5
|
Тренировочный этап (период спортивной специализации)
|
до 3 лет
|
10-17
|
3 год
|
5
|
Четвертый и последующие годы
|
4
|
|