Скачать 191.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" Факультет наук о материалах УТВЕРЖДАЮ _______________________ зам.декана ФНМ МГУ В.И. Путляев « ___» _____________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Электронная микроскопия неорганических материалов» НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 020100 «ХИМИЯ» Квалификация (степень) выпускника магистр Форма обучения очная Одобрена на заседании Ученого Совета ФНМ МГУ протокол___ от « »__________20 г по представлению методической комиссии ФНМ МГУ Москва 2011 Программа дисциплины «Электронная микроскопия неорганических материалов» составлена с требованиями ОС, самостоятельно устанавливаемым Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, к структуре и результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по профессиональному циклу по специальности «Химия», а также задачами, стоящими перед Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова по реализации Программы развития МГУ. Лектор кандидат химических наук, доцент Гаршев Алексей Викторович, кафедра наноматериалов факультета наук о МГУ, garshev@.chem.msu.su, тел. (495)939-42-59 Аннотация Программа курса «Электронная микроскопия неорганических материалов» предназначена для студентов 1-го курса магистратуры (1-й семестр). В рамках данного курса предполагается изучение теоретических основ, различных модификаций метода электронной микроскопии, аппаратурного оформления и примеров решения типичных задач. Определенный акцент сделан на практические разделы: знакомство с современным приборным рядом и фирмами-производителями, тенденциями; иллюстрацию лекционного материала у реального электронного микроскопа. Курс рассчитан, главным образом, на студентов-дипломников и аспирантов и предполагает знакомство слушателей с основами кристаллохимии, физики, с основами рентгеновской дифракции. Тематически курс состоит из трех частей, посвященных растровой электронной микроскопии, рентгеноспектральному микроанализу и просвечивающей электронной микроскопии. 1. Цели и задачи освоения дисциплины. Цель: изучение теоретических основ, различных модификаций метода электронной микроскопии, аппаратурного оформления и примеров решения типичных задач. Задачи: познакомить слушателей с основами метода, научить выбору кнкретной методики при решении исследовательских задач в области химии твердого тела и материаловедения неорганических материалов. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплины и практики (навыки), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: Физическая и геометрическая оптика, кристаллография и кристаллохимия, основы теории дифракции; физические дисциплины в объеме бакалавриата. . 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины: 3.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины (по ФГОС бакалавра). ОНК-12, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-10 3.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины. М-ИК-1, М-СК-1, М-СК-3, М-СК-4, М-ПК-1, М-ПК-2, М-ПК-3, М-ПК-4, М-ПК-5, М-ПК-6 3.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен Знать: физические основы методов электронной микроскопии; Уметь: интерпретировать результаты электронномикроскопических исследований; Владеть: подходами различных методик электронномикроскопического исследования для анализа веществ и материалов Приобрести опыт деятельности: выбора конкретной методики электронномикроскопического исследования для решения исследовательских задач в химии твердого тела и материаловедении 4. Структура и содержание дисциплины (модуля): 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 2 зач. ед. (72 часа) , из них 54 часа аудиторной работы
* - п.п. 4.1 и 4.2 дублируют п.п.2.1, 2.2 и 3.2, поэтому указанные в них учебные часы в общей сумме (п.6) не учитываются. Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2___ зачетных единиц или ____72______________ акад. часов. Форма отчетности (зачет/экзамен) - зачет Календарно-тематический план 4.2. Развернутое содержание дисциплины
* Раздел может включать сразу несколько лекций, а также семинары, контрольные работы, практические работы, презентации отчетов по практике и т.д.
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ МГУ; использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Контрольные вопросы 1. Какие виды электромагнитного излучения возникают при взаимодействии электронов с веществом? 2. Почему латеральное разрешение рентгеноспектрального анализа в просвечивающем микроскопе выше, чем разрешение при анализе в растровом микроскопе? Какие факторы определяют пространственное разрешение РЭМ и РСМА? 3. Какие электроны называются вторичными, а какие обратно рассеянными? Как зависит коэффициент вторичной эмиссии δ от атомного номера Z? 4. Сравните латеральные изображения полученные регистрацией обратно отраженных и вторичных электронов в растровом микроскопе. 5. Объясните, почему значение коэффициента отражения электронов η практически не зависит от энергии падающих электронов. 6. Предположите, как изменится распределение интенсивности потока вторичных электронов при изменении угла падения первичного пучка электронов. 7. Вследствие каких взаимодействий происходит возбуждение фононов и плазмонов? Как эти взаимодействия повлияют на энергию первичного пучка электронов? 8. Природа и типы контраста в РЭМ. 9. По какой причине нельзя использовать детектор Эверхарта-Торнли, но можно использовать твердотельный полупроводниковый детектор обратно рассеянных электронов в случае анализа образцов в режиме низкого вакуума? 10. Какие конструктивные особенности растрового микроскопа позволяют использовать полупроводниковые твердотельные детекторы для регистрации вторичных электронов? 11. Как изменится глубина фокуса при уменьшении рабочего расстояния - WD? 12. Вследствие какого типа взаимодействия возникает непрерывное рентгеновское излучение? 13. Какие элементы трудно различить при использовании энергодисперсионного РСМА? 14. Принцип количественного анализа в РСМА. Назовите основные поправки вводимые в методе ZAF-коррекции и объясните их физический смысл. Какая из поправок вносит наибольший вклад? 15. Каковы должны быть условия РСМА-эксперимента для получения максимального разрешения при качественном анализе? максимальной точности при количественном анализе? 16. Объяснить смысл всех строк и значений в файле выдачи результатов количественного анализа. 17. Различаются ли требования к образцу в РСМА с волновой дисперсией и энергодисперсионном варианте? 18. По какой причине анализ волновым спектрометром целесообразно осуществлять только с полированных образцов? 19. Какой из кристаллов-анализаторов лучше выбрать для анализа содержания бария по Lα1 линии с энергией 4466,26 кэВ? 20. Можно ли проводить анализ элементного состава образца, содержащего оксид титана и оксид бария с использованием энергодисперсионного детектора (энергии электронных переходов можно узнать на сайтеhttp://xdb.lbl.gov/Section1/Periodic_Table/X-ray_Elements.html )? 21. РСМА по какой спектральной линии меди позволит достигнуть наилучшего пространственного разрешения при ускоряющем напряжении 30 кВ (параметры меди - http://xdb.lbl.gov/Section1/Periodic_Table/Cu_Web_data.htm )? 22. Назовите причины по которым не корректно проводить РСМА углерода в чугунах? 23. Могут ли в спектре образца присутствовать линии Kβ без соответствующих этому же элементу линий Kα и наоборот Kα без Kβ? 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1. Д. Брандон, У. Каплан. Микроструктура материалов. Методы исследования и контроля. М.: Техносфера, 2004. 384 с. (в качестве начального чтения, с оговорками относительно перевода терминов; есть электронная английская версия 2-го издания за 2008 г.) 2. Гоулдстейн Дж., Ньюбери Д., Эчлин П., Джой Д., Фиори Ч., Лифшин Ф. Растровая электронная микроскопия и рентгеновский микроанализ: в двух книгах. Пер. с англ. — М.: Мир, 1984. 303 с. (есть электронная версия этого издания; есть также электронный вариант более поздней версии 2003 г на английском языке) 3. V.D. Scott, G. Love. Quantitative electron-probe microanalysis. - Ellis Horwood Ltd., 1983, 345 p. (есть электронный версия) 4. D.B. Williams, C.B. Carter. Transmission Electron Microscopy. A Textbook for Materials Science. In 4 Books – Plenum Press New York&London, 1996 (есть электронная версия). 5. A Guide to Scanning Microscope Observation http://www.jeolusa.com/DesktopModules/Bring2mind/DMX/Download.aspx?Command=Core_Download&EntryId=1&PortalId=2&TabId=320. (очень удачное руководство для начинающего пользователя РЭМ) 6. Л.Н. Мазалов. Рентгеновские спектры. Новосибирск: ИНХ СО РАН, 2003. б) дополнительная литература 1. Хирш П., Хови А., Николсон Р., Пэшли Д., Уэлан М. Электронная микроскопия тонких кристаллов. - М.: Мир, 1968, 575 с. 2. Д. Синдо, Т. Оикава, Аналитическая просвечивающая электронная микроскопия. Пер. с англ. - М.: Техносфера, 2006, 256 с. 3. А.В. Гаршев, В.И. Путляев Исследование материалов методами растровой электронной микроскопии. Методическая разработка к курсу дистанционного образования, Москва, 2008 (есть электронная версия, содержит исторический обзор развития РЭМ, большое число ссылок на различные интернет-ресурсы) в) программное обеспечение 1. программный комплекс INCA Energy для проведения РСМА 2. java-версия пакета для ПЭМ JEMS (P. Stadelmann, CIME, EPFL, Switzerland; http://cimewww.epfl.ch/people/stadelmann/jemsSE/jemsSEv3_8326u2012.htm), или версия для РС г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, интернет-ресурсы: профессиональные поисковые системы 1. A Guide to Scanning Microscope Observation http://www.jeolusa.com/DesktopModules/Bring2mind/DMX/Download.aspx?Command=Core_Download&EntryId=1&PortalId=2&TabId=320 8. Материально-техническое обеспечение Лекции читаются в аудиториях факультета наук о материалах МГУ. Аудитории оборудованы мультимедийными проекторами, персональными компьютерами, экранами. Для проведения интерактивных лекций используется компьютерный класс. Самостоятельная работа студентов обеспечивается доступом к базам данных и основным поисковым системам, и полнотекстовым статьям в отечественных и зарубежных журналах. Запланированы экскурсии к реальным приборам и демонстрация их работы. |
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... |
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «Геодезическая практика» Направление подготовки (специальность) 23. 05. 06 – «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» |
||
Рабочая программа дисциплины «Технологии и методы программирования» Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная... |
Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» Рабочая программа дисциплины актуализирована на заседании кафедры эпидемиологии от 25 июня 2015 г., протокол №38 |
||
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки (специальность) 04. 03. 02 «Химия, физика и механика материалов» |
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
||
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Современные проблемы ивт» студентам очной формы обучения по направлению... |
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Рабочая программа дисциплины стратегический менеджент направление подготовки Стратегический менеджмент: Рабочая программа дисциплины / Л. В. Алферова – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления и... |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... |
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «товароведение... Профильная направленность: Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров |
Поиск |