Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 165.71 Kb.
Название Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики
Общефакультетский факультатив

Программа дисциплины
«Управление проектами в туризме»


Автор программы:

Ковалев С.Н., к. э. н., доцент, sergeykovalev@inbox.ru
Одобрена _________________________________________ «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой _____________________________________________________
Рекомендована ______________________________________ «___»____________2012 г.

Председатель ________________ ________
Утверждена __________________«___»_____________ 2012 г.

Проректор ___________________________________________

Санкт-Петербург, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа «Управление проектами в культуре» для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста

Резюме курса

Дисциплина «Управление проектами в туризме» представляет собой элемент подготовки студентов в области экономики и организации управления предприятиями туристского размещения.

В процессе изучения дисциплины студенты должны быть ознакомлены с историей, целями, методами, инструментами, этапами управления проектами в социальной сфере. Видами проектов в гостиничном бизнесе и туризме, особенностями проектирования объектов инфраструктуры (гостиниц, спортивных сооружений, курортов), организационными вопросами проектирования, основными разделами проекта. Особенности проектирования объектов инфраструктуры. Особенностями организации и финансирования инфраструктурных проектов. Не инвестиционными проектами, событийным маркетингом.

Основная цель дисциплины - подготовка конкурентоспособных специалистов по управлению проектами в социальной сфере, в связи с чем в задачи учебного курса входит получение знаний в области проектного управления, приобретение навыков по оценке эффективности проектов различного рода, творческое развитие личности студента.

Присутствие дисциплины «Управление проектами в туризме» в учебном плане НИУ ВШЭ отражает итоговую цель вуза – формирование совокупности предметных и профессиональных компетенций в структуре целостной личности студента на основе интегративного подхода к обучению. При этом, учитывая активное участие НИУ ВШЭ в европейском проекте реформы систем высшего образования “Tuning Russia”, профессиональная подготовка студентов предусмотрена на уровне европейских стандартов с учетом компонента конкурентоспособности и перспектив карьерного роста.

В соответствии с указанными задачами предлагаемый курс структурно подразделен на два тематических блока:

1. проекты создания инфраструктуры в социальной сфере;

2. не инфраструктурные проекты.

Такая структура курса обусловлена спецификой развития инфраструктурных проектов, их нормативной базой и принципов финансирования и спецификой, маркетинговыми и техническими средствами, используемыми при реализации не инфраструктурных проектов и способствует созданию в сознании студента целостного представления о развитии проектов в туризме и социальной сфере в целом и формированию совокупной системы знаний по данной дисциплине и смежных учебных дисциплинах.

Первый тематический блок вводит студентов в проблематику управления инвестиционными проектами в туризме, раскрывает основные понятия и категории, позволяет сформировать представление о целях, задачах, регулировании и основных принципах и проблемах управления проектами в туризме, в частности, и в социальной сфере, вообще, и способах их решения, а также специфике развития инфраструктуры в туризме и социальной сфере с точки зрения ее места и экономической роли и организационных принципах. Второй блок предоставляет студентам возможность более подробно ознакомиться с принципами и подходами к подготовке и осуществлению не инвестиционных проектов в туризме, спортивных и культурно-массовых событий, подходах и принципах их организации, оценке эффективности.

Основанный на современных научных исследованиях и разработках курс обучения управлению проектами в туризме позволяет обеспечить уровень теоретических знаний и профессиональной подготовки, необходимый студентам для успешного трудоустройства в государственных и коммерческих структурах, специализирующихся в области туризма, гостиничного хозяйства, эксплуатации спортивных и развлекательных сооружений, организации событий и начала карьеры в качестве перспективного специалиста.

Программа курса включает в себя лекционные занятия (20 часов), семинарские занятия (20 часов), один коллоквиум, а также предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям, написание реферата.

2. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»; программе «Маркетинг»; специализация «Маркетинг фирмы»; программе «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе»; программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»; программе «Управление человеческими ресурсами»; программе «Маркетинг»; специализация «Стратегический маркетинг».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 080500.68 «Менеджмент», магистерской программой «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», утвержденным в 2011 г.

3. Цели освоения дисциплины


Основная цель освоения дисциплины «Управление проектами в туризме» – подготовка экспертов по управлению инвестиционными инфраструктурными и не инвестиционными проектами в туризме, способных планировать и эффективно реализовывать проекты при оптимальных затратах.

При этом предусматривается достижение следующих промежуточных целей:

  • формирование целостной картины современной постиндустриальной экономики и вклада туризма в ее развитие;

  • формирование целостного понимания особенностей подготовки проектов в туризме и организации их финансирования;

  • осознание перспектив развития управления проектами в туризме (событийный менеджмент, управление инвестиционными проектами в туристских, спортивных и развлекательных инфраструктурных проектах и др.)


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные проблемы управления проектами в туризме и подходы к их решению, а также важнейшие тенденции в эволюции проектного менеджмента в туризме;

уметь использовать полученные знания в практической деятельности, а также на зачете по управлению проектами в туризме;

иметь представление об исследованиях в сфере проектного, стратегического и международного проектного менеджмента в туризме и о последних достижениях науки управления проектами, рисками и персоналом;

обладать навыками работы с проектными заданиями и научной теоретической литературой.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
1. Системные


Код компетенции по ЕК

Формулировка компетенции

СК-М4

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М2

Способен предлагать модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-М5

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-М6

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-М3

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М7

Способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею

СК-М1


Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности

СК-М8


Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

2. Профессиональные


Код компетенции по порядку

Код комптенции по ЕК

Формулировка компетенции


А) Инструментальные (по видам деятельности)

ИК-1

ИК – М1.2.пр_6.1

Способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей

ИК-1

ИК – 1.2

Способен организовать проектную деятельность

ИК-1

ИК – 1.3

Способен руководить проектной деятельностью

ИК-2

ИК – Б 6.1

Способен использовать нормативные и правовые документы в профессиональной деятельности.

ИК-3

ИК – Б2.5.2_3.1/2

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения.

ИК-3

ИК –Б2.5.2_3.1/2_4.2

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя современные средства ИКТ.

ИК-4

ИК – 4.1

Способен использовать ИКТ для поиска и обработки информации

ИК-4

ИК – 4.2

Способен использовать ИКТ для презентации

ИК-4

ИК – 4.3

Способен использовать ИКТ для работы с базами данных

ИК-4

ИК – 4.4

Способен использовать ИКТ для сетевой коммуникации


Б) Социально-личностные




СЛК – М3

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности




СЛК – М4

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия




СЛК – М6

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы




СЛК – М7

Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности




СЛК – М8

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к социальному и экономическому циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих специальную профессиональную подготовку.

Для специализаций «Стратегическое и корпоративное управление», «Маркетинг фирмы» и «Стратегический маркетинг» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Управление производственными проектами», «Процессы и инструменты управления проектами» и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  1. способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

  2. владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

  3. владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

  4. готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

  5. владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

  6. владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

  7. умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31) [http://edc.tversu.ru/ext/plan_11/080200_62_ 03/b3vod11.pdf] и др.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Управление крупными и международными проектами»,

«Профессиональные компетенции проектного менеджера»,

«Проблемы и инструменты управления проектами».

5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основные понятия. История. Цели. Методы. Инструменты. Участники проекта. Субъекты и объекты проектного управления. Процессы управления. Фазы процесса управления.

4

2







2


2

Виды проектов в гостиничном бизнесе и туризме. Инфраструктурные проекты, проекты развития, событийные проекты. Их особенности (экономическая роль инфраструктуры и ее стимулирование, конкурентные проекты и их сравнительная экономическая эффективность).

10

2

2




4

3

Роль государственного регулирования в гармонизации развития инфраструктуры, сетевой характер бизнеса и стимулирование экспансии сетей, сегментация рынка в проектах развития и их инструменты.

4

4

2






4

Проектирование объектов инфраструктуры (гостиниц, спортивных сооружений, курортов). Этапы проектирования. Организационные вопросы проектирования. Разделы проекта и их характеристика.

10

4

2




6

5

Особенности проектирования объектов инфраструктуры (нормативная база, технические и операционные стандарты оператора, требования к сооружениям различных уровней и т.п.). Этапы проектирования и этапы бизнес-планирования. Оптимизация проектов на ранних стадиях развития.

4

2

4




4

6

Особенности организации и финансирования инфраструктурных проектов. Анализ эффективности проектов и примеры реализации инвестиционных проектов в социальной сфере.

10

2

4




4

7

Не инфраструктурные проекты. Организация спортивных и массовых событий и событий в туризме. Событийный маркетинг. Эффективность событий, инструменты и сегментирование. Конференц-бизнес как элемент событийного бизнеса в туризме.

4

2

4




4

8

Риски проектов в гостиничном бизнесе и туризме. Основные информационные и финансовые ресурсы проектов гостиничного строительства. Требования, предъявляемые инвестиционными институтами к проектам.

10

2

2




-

Итого:

62

20

20




22

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

Сроки сдачи

1

2

3

4







Текущий

(неделя)

Эссе










*

Письменная творческая работа объемом 3-4 тыс. слов на одну из заданных тем

25 марта 2012

Домашнее задание







*

*

Самостоятельная работа по подготовке доклада с презентацией объемом 15-20 слайдов

7 апреля 2012

Промежуточный

Зачет










*

Письменная зачетная работа (тест) 90 минут

7 апреля 2012

Итоговый

Экзамен











*

Устный подготовленный ответ по билету

14 апреля 2012

Промежуточный: дифференцированный зачет. Итоговый – экзамен. Формы текущего контроля: семинарские занятия – 9, эссе – 1, зачет в виде письменного теста – 1.

Итоговая оценка по учебной дисциплине «Управление проектами в культуре» складывается из результатов, полученных при проведении следующих видов текущего контроля:
1. Работа на семинарских занятиях (доклады, обсуждения, ответы на вопросы).

Данный вид контроля является текущим, осуществляется на семинарских занятиях в различных формах: в форме контроля за посещением занятий и работой на них, анализа смоделированных ситуаций, качества подготовленных докладов и сообщений, ответов на поставленные вопросы и предлагаемые задания по ходу рассмотрения изучаемых тем, иных формы контроля.

2. Промежуточный контроль – эссе.

Данный вид контроля является текущим, осуществляется в виде проверки выполняемой студентом письменной работы на заданную тему (см. Список тем эссе – 10.1).

3. Промежуточный контроль – зачет.

Данный вид контроля по курсу «Проектный менеджмент в культуре» проводится в форме письменного теста (20 вопросов). Задания в тесте составлены по принципу «многоальтернативных вопросов» и могут содержать более одного правильного ответа. Тестовое задание не засчитывается, если студентом дан хотя бы один ошибочный ответ. В этом случае зачет считается несданным.

4. И итоговый контроль – экзамен. Принимается в устной / письменной форме в виде ответов на объявленный заранее список экзаменационных вопросов.

Критерии оценки знаний, навыков




Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Осуществляется дистанционная поддержка при проведении контроля в виде проверки эссе и контрольной работы (теста).

7. Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

  1. Основные понятия. История. Цели. Методы. Инструменты. Участники проекта. Субъекты и объекты проектного управления. Процессы управления. Фазы процесса управления. Этапы. 2 часа аудиторной работы.

  2. Виды проектов в гостиничном бизнесе и туризме. 10 часов аудиторной работы, из них 2 часа лекции, 2 часа семинары.

  • Инвестиционные проекты, проекты развития, событийные проекты.

  • Экономическая роль инфраструктуры и ее стимулирование, конкурентные проекты и их сравнительная экономическая эффективность,

  1. Роль государственного регулирования в гармонизации развития инфраструктуры,

  • Сетевой характер бизнеса и стимулирование экспансии сетей,

  • Сегментация рынка в проектах развития и их инструменты.

  1. Проектирование объектов инфраструктуры (гостиниц, спортивных сооружений, курортов).

  • Этапы проектирования. Организационные вопросы проектирования.

  • Разделы проекта и их характеристика.

  1. Особенности проектирования объектов инфраструктуры

  • Нормативная база, технические и операционные стандарты оператора, требования к сооружениям различных уровней и т.п..

  • Этапы проектирования и этапы бизнес-планирования.

  • Оптимизация проектов на ранних стадиях развития.

  1. Особенности организации и финансирования инфраструктурных проектов.

  • Анализ эффективности проектов

  • Примеры реализации инвестиционных проектов в социальной сфере.

  1. Не инфраструктурные проекты.

  • Организация спортивных и массовых событий и событий в туризме.

  • Событийный маркетинг. Эффективность событий, инструменты и сегментирование.

  • Конференц-бизнес как элемент событийного бизнеса в туризме.

  1. Риски проектов в гостиничном бизнесе и туризме.

  • Основные информационные и финансовые ресурсы проектов гостиничного строительства.

  • Требования, предъявляемые инвестиционными институтами к проектам.


Базовая литература:

  1. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. - М.:

  2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2001 - 875 с.

  3. 2. Project Management Institute (PMI®). (2004). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide), (3rd Ed.). Newtown Square, PA: Project Management Institute.

  4. 3. Кэмпбелл К. Управление проектом на одной странице.: - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. -160 с.

Основная литература:

  1. Wang, John (2012). Project Management Techniques and Innovations in Information Technology. Igi Global. – 342 pp. Издательство «Дело и Сервис», 2003, стр. 376-397.

  2. Пресняков В.Ф. Тема 5. Понятийные аспекты управления проектами. Презентации по курсу «Управление проектами». 2008, стр1-17

  3. Bowdin, Glenn (2010). Events Management. Routledge. 3rd ed. – 774 pp.

  4. Miller, David; Harris, Shon; Harper, Allen; VanDyke, Stephen; Blask, Chris (2010). Security Information and Event Management (SIEM) Implementation. McGraw-Hill Osborne Media; 1 edition. – 464 pp.

  5. Allen, Johnny; McDonnell, Ian; O’Toole, William (2005). Festival and special event management. John Wiley & Sons Australia. 3rd ed. – 518 pp.

  6. Masterman, Guy (2004).Strategic sports event management: an international approach. Elsevier Butterworth-Heinemann. – 250 pp.

  7. Bowdin, G.A.J.; McDonnell, Ian; Allen, Johnny; O’Toole, William (2001). Events management. Hospitality, leisure and tourism. Butterworth-Heinemann. – 321 pp.

  8. Charrel, Pierre-Jean; Galarreta, Daniel (2007). Project Management and Risk Management in Complex Projects: Studies in Organizational Semiotics. Springer; 1 edition. – 260 pp.

  9. Физкультурно-спортивные сооружения. Под редакцией Л.В.Аристовой. изд. Спортакадемпресс, м. 1999.

  10. СНиП II-71-79 Нормы проектирования. Глава 71 Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения.

Дополнительная литература:

  1. Товб А.С., Г.Л. Ципес. Менеджмент проектов в практике современной компании. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006, стр. 3-29

  2. Maltzman, Richard; Shirley, David (2010). Green Project Management. CRC Press; 1 edition. – 296 pp.

  3. Wysocki, Robert K. (2010). Adaptive Project Framework: Managing Complexity in the Face of Uncertainty. Addison-Wesley Professional; 1 edition. – 384 pp.

  1. Dale, Tony (2008). A Framework for Linking Projects and Project Management Methods. VDM Verlag. – 184 pp. Бусыгин А.В. Деловое проектирование и управление проектом М.:МВШСЭН, 2001. – С. 518.

  2. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами. Монография. / Украинская ассоциация управления проектами. 2-е изд. К., 2000. – С. 312 .

  3. Бэгьюли Фил. Управление проектом. Пер. с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – С. 208.

  4. Воропаев В.И., Гальперина З.М.,. Разу М.Л, Секлетова Г.И., Якутин Ю.В. и др. Управление программами и проектами. Под редакцией М.Л. Разу. Модуль 8. В 17-модульной программе для менеджеров «Управление развитием организации». М.: «Инфра-М», 1999 . – С. 392.

  5. Дитхельм Герд. Управление проектами. В 2-х тт. – Изд. «Бизнес-пресса», 2003. – С. 276.

  6. Ильин Н.И. и др. Управление проектами. - С.ПБ.; ”ДваТрИ”, 1996.

  7. Керцнер Гарольд. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. – М.: ДМК и Компания АйТи, 2003. – С. 320.

  8. Колосова Е.В., Новиков Д.А., Цветков А.В. Методика освоенного объёма в оперативном управлении проектами. М.: ООО «НИЦ «Апостроф», 2000. – С. 156.

  9. Cleland, D. I. (Editor). (2004). Field Guide to Project Management, (2nd Ed.). New York, NY: John Wiley & Sons.

  10. Kerzner, H. (2006). Project Management: A Systems Approach to Planning, Scheduling, and Controlling, (9th Ed.) and accompanying Project Management Workbook. New York, NY: John Wiley & Sons.

  11. Lewis, J. P. (2001). Project Planning, Scheduling, & Control: A Hands-On Guide to Bringing Projects In On Time and On Budget, (3rd Ed.). New York, NY: McGraw-Hill.

  12. Meredith, J. R. and Mantel, Jr., S. J. (2006). Project Management: A Managerial Approach, (6th Ed.). New York, NY: John Wiley & Sons.

  13. Project Management Institute (PMI®). (2004). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide), (3rd Ed.). Newtown Square, PA: Project Management Institute.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Сущность понятия международной маркетинговой стратегии и ее виды
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Послание Президента РФ дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2010. N5350. 1 декабря....
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
«Развитие отношений между Россией и Евросоюзом в области поставок газа в ХХI веке»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования icon Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск