Методические рекомендации к многофункциональному пособию
«Паровозик из Ромашково»
Авторы пособия: воспитатели Сытник ВП.
Изюмская С.В.
Пояснительная записка
Дидактическое многофункциональное пособие «Паровозик из Ромашково» преднозначено для развития детей от 4 до 7 лет. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитвния и соответствует требованиям ФГОС ДО. Его использование способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Данное пособие можно использовать в совместной и индивидуальной деятельности детей и воспитателя, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации.В игре можно придумывать каждый раз различные образовательные ситуации, задания в игровой форме различных путешествий на разноцветном паровозике, что способствует развитию творческой и познавательной активности детей.
Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей: «развитие речи», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-творческое развитие».
Цель игрового пособия: Развитие познавательной, речевой, творческой деятельности дошкольников.
Способ изготовления пособия «Паровозик из Ромашково»
Пособие изготовлено из твердого картона 15х20 см с использованием самоклеещей пленки разных цветов. Из картона вырезаются вагончики и обклеиваются цветной пленкой. Паровозик нарисован с двух сторон . Его можно располагать на любой горизонтальной поверхности (стол, ковер), что создает иллюзию, когда паровозик может ехать как вправую сторону, так и влевую.
Дополнительно к пособию «Паровозик из Ромашково» прилагаются картинки ( на липучках) героев сказок , времен года, картинки с изображением животных, птиц, насекомых,рыб,цифры, геометрические фигуры, звуковая схема.
Рекомендации по использованию пособия.
Образовательная область «Познавательное развитие»,
направление ФЭМП.
Вариант №1
Цель: закреплять прямой и обратный счет,цифры, развивать мышление.
Материал: паровозик, 10 вагончиков, цифры.
Инструкция: Воспитатель предлагает детям помочь паровозику прицепить вагончики, но это нужно сделать в определенной последовательности от 1 до 10 или от 10 до 1
Вариант №2
Цель: закрепление знаний о цифрах, развитие навыков количественного и порядкового счета, название цвета.
Материал: паровозик, вагончики, цифры,картинки животных.
Инструкция: Дети строят паровозик из вагонов согласно их порядкового номера (каждый вагон имеет соответствующую цифру). После расселения животных по вагонам, можно спросить у детей: кто едет в
в каком вагоне едет черепаха?
какого цвета седьмой вагон? и др.
Вариант №3
Цель: закреплять умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание, развивать мышление.
Материал: паровозик, цифры, картинки животных, птиц, насекомых и т.д.
Инструкция: Воспитатель предлагает детям составить и решить задачу, используя картинки по желанию.
Вариант №4
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.
Материал: паровозик с вагонами, картинки животных (птиц, насекомых)
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку помочь разместить картинки по вагонам и назвать, кто едет справа, слева, кто рядом с медведем, впереди, сзади.
Вариант №5
Цель: упражнять в определении формы , размера, величины фигуры, правильно называть её.
Материал: вагончики, геометрические фигуры разных размеров и формы.
Инструкция :В вагончиках геометрические фигуры разного размера, нужно расположить вагончики так, что бы фигуры расположились по убыванию или в возрастающем порядке.
Вариант №6
Цель: развитие арифметических умений и навыков.
Материал: цифры, арифметические знаки
Детям предлагается выполнить арифметическое действие, что бы определить номер вагончика.
Вариант №7
Цель: закрепить название дней недели, месяцев, времен года их последовательность.
Инструкция: Детям предлагается составить состав поезда в соответствии с цветами модели года, ( недели, частей суток , времен года).Затем проверить правильность выполнения задания перевернув вагончик с номером, если цифры стоят по порядку, то задание выполнено правильно.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Раздел «Ознакомление с природой».
Вариант №1
Цель: учить детей классифицировать предметы, развивать мышление, обосновывать свое действие.
Материал: картинки насекомых, животных, птиц, рыб, паровозик, вагончики.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку разместить «семейку» по вагончикам так. чтоб в одном вагоне находились картинки из одной « семейки», во втором – из другой, а в третий – из третьей (насекомые, животные. птицы, рыбы).
Вариант №2
Цель: упражнять детей в классификации животных развивать мышление, обоснование ответа, развивать мелкую моторику.
Материал: картинки домашних и диких животных, паровозик, вагончики.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку разместить картинки животных по вагончикам.
классифицируя диких и домашних животных.
Вариант №3
Цель: упражнять детей в классификации птиц , развивать мышление, обоснование ответа, развитие мелкой моторики.
Материал: картинки перелетных и зимующих птиц, паровозик, вагончики.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку разместить картинки птиц по вагончикам. Классифицируя перелетных и зимующих птиц.
Вариант №4
Цель: Закреплять основные природные признаки времен года, последовательность. Развивать память, наблюдательность. Формировать интерес к окружающему миру.
Материал: 12 вагончиков соответствующих цвету каждого времени года, паровозик, картинки по временам года.
Инструкция: Поезд отправляется на станцию «Времена года» .Детям предлагается прицепить вагончики к паровозу в соответствии с цветом обозначающим время года и их последовательность. Поместить на вагончики признаки соответствующие каждому времени года.
.
Образовательная область «Речевое развитие»
Вариант №1
Цель: Учить называть героев сказки и рассказывать знакомые сказки, придумывать свои. Развивать внимание, память, речь, воображение.
Материал: картинки героев сказок, вагончики, паровоз.
Инструкция: «Запыхтел паровоз
И вагончики повез
Пых, пых, чу- чу-чу
С ветерком прокачу»
Воспитатель предлагает назвать пассажиров в поезде. Вспомнить и назвать сказки, в которых герои встречаются. Придумать и рассказать свои сказки с этими героями.
Вариант №2
Цель: развивать умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове; развитие фонематического слуха детей.
Материал: разноцветные вагончики с различным количеством окон и картинок с изображением разных обитателей животного мира.
Инструкция: предлагается расселить этих животных по вагонам в соответствии с количеством слогов в их названии и количеством окон в вагонах. Например, в вагоне с одним окном помещаются - животные, названия которых состоят из одного слога - мышь, кот, соответственно в вагоне с двумя окнами поедут сова, козы, лиса. В вагоне с тремя окнами размещаются бабочка, собака, корова В вагоне, в котором четыре окна поедут обезьяна, жеребенок, черепаха.
Вариант№ 2
Цель: звуковой анализ слова
Материал: паровозик, звуковая схема, картинки
Инструкция: Паровозик привез звуковую схему слова, нужно подобрать соответствующую картинку, в названии которой определенный звук находится в начале середине или конце слова.
Вариант №3
Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.
Материал: картинки с разной слоговой структурой, вагончики с разным количеством окошек.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Для этого нужно сосчитать количество слогов в слове и разместить картинки в соответствующие вагоны.
Вариант №4
Цель:Развитие связной речи в процессе обучения рассказывания. Воспитывать любовь к природе.
Материал: 12 вагончиков соответствующих цвету каждого времени года, паровозик, картинки по временам года.
Инструкция: Поезд отправляется на станцию «Времена года» .Детям предлагается прицепить вагончики к паровозу в соответствии с цветом обозначающим время года и их последовательность. Поместить на вагончики признаки соответствующие каждому времени года, а затем составить рассказ о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Вариант №1
Цель: Закрепить названия цветов радуги и их последовательность.
Материал: паровозик, разноцветные вагончики.
Инструкция: Ребятам предлагается составить состав поезда в соответствии с цветами радуги, правильно называя цвет вагончика. Затем проверить правильность выполнения задания, перевернув цифру с номером вагончика на нем, если цифры стоят по порядку, то задание выполнено правильно.
|