Скачать 1.67 Mb.
|
http://narod.ru/disk/14829832000/Введение%20в%20школьную%20жизнь%5B1%5D.doc.html Психологическая работа с детьми Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Издание второе, исправленное Москва 2003 УДК 37.015.3 ББК88.4 Ц852 Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.) ISBN 5-85297-066-2 Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Книга содержит подробные сценарии занятий с детьми, которые будут интересны учителям начальной школы, школьным психологам, воспитателям выпускных групп детского сада, студентам педагогических учебных заведений. УДК 37.015.3 ББК88.4 © Цукерман Г. А., Поливанова К. Н., 1993 ISBN 5-85297-066-2 © Издательство «Генезис», 2003 На перепутье между дошкольной и школьной жизнью Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного... Находишься в постоянном напряжении... Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни — в промежуток между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрослые, дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера: упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т. п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Запись в школу, примерка формы, приобретение портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определенность контурам школьного будущего и значительно успокаивают душевную сумятицу ребенка: «У меня есть все, что нужно первокласснику. Я сам видел, как мама переписала список, вывешенный в школе. Вот только белую майку еще не купила». Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению Т. А. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для -3- большинства детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает (ся) учителя, поднимает руку и получает Отметки» — сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник. Как вы полагаете, достаточно ли подготовлен обладатель подобных представлений для успешного начала обучения? Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя — обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. «Дочка, вставай, пора в школу», — будит мама свою беззубую первоклашку. «В школу?! Я там вчера уже была. Сегодня ты мне лучше почитаешь!» Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. А никакой новой «информации» не было, придется добывать ее самостоятельно. Так второго (!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Чаще это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным «игруном», ревностным исполнителем Школьных Правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но сколько можно?! И из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика и погружается в тусовки, джаз, компьютерные игры, во что-то новое, свое. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками». Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности, создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел? Может быть, помочь будущему первокласснику: сделать образ настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его реально ожидает? (Вы хмуритесь и думаете, что его ожидает такая мрачная реальность, что пусть еще потешится детскими самообольщениями. В таком случае давайте найдем или построим для ребенка другую школу, в которую вы введете его без угрызений совести.) Наш курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация, посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по ма- -4 - нере общения «Введение...» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». В идеале хотелось бы, чтобы наш курс проводился весной, перед самым выпуском детей из детского сада, но чтобы вел его учитель, который берет этих детей в свой первый класс. Такое соединение привычной дошкольной среды и школы, воплощенной в самом привлекательном лице — первого учителя, полностью соответствует замыслу курса, облегчающего ребенку переход от дошкольной жизни к школьной. Но мы понимаем, что идеал — это то, что редко встречается в реальности. И считаем совершенно допустимым, чтобы этот курс учитель проводил в сентябре, переведя своих новичков через школьный порог. Принципиально важно не то, где, когда и кто будет проводить этот курс, а кого взрослый выводит из дошкольной жизни и куда, в какую именно школьную жизнь он их ведет. Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами. Пожалуйста, возьмите карандаш — поработаем вместе. Кого мы вводим в школьную жизнь Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», составленный на основе анализа разных педагогических систем, характеризующихся разными целями и идеалами. Каковы ваши представления об «эталонном школьнике»? Выберите или добавьте 2-3 качества, которые для вас особенно ценны в первоклассниках:
Волевые качества (способность выполнять не только при привлекательную работу) - 5 - (9) Организованность, аккуратность. (10) Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрос лыми. Другое: Мы тоже честно проделали эту работу и отметили следующее: «Любознательность» и «Дружелюбие» (Г. Ц.), «Доверчивость» и «Открытость» (К. П.). А потом решительно зачеркнули свои ответы, поняв, что они характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, показывают, с какими именно детьми нам лично будет проще всего сразу установить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжением их недостатков: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторение» и неизбежные типовые упражнения; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т. п. Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого замечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет. Но он очень разный для разных образовательных систем. Учитель классической гимназии подчеркнул бы в нашем списке волевые качества и организованность. Поэтому мы вернулись к выделенным нами качествам и сформулировали нашу позицию следующим образом: «Хочу, чтобы мои ученики были в первую очередь любознательными. Это значит, что я хочу ввести их в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества». Итак, предъявлять свои требования мы решили не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, переступающий школьный порог, находится на пике доверчивости и открытости любому школьному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых. Ребенок охотно последует за вами в какую угодно (заметьте: угодно вам!) школьную жизнь. Поэтому так важно четко решить для себя следующий вопрос: какая школьная жизнь нужна нам и нашим ученикам? Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка По счастью, у нас, сегодняшних педагогов, появилась возможность выбора. Пока эта возможность очень невелика, но она и не расширит- -6- ся, если мы сами не выучимся очень трудному и рискованному делу свободного и предельно четкого выбора своих собственных путей. Мы предлагаем читателю один из многих возможных путей развития, воспитания и обучения детей 6-7 лет и сосредоточиваемся на первом шаге этого долгого пути: моменте перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной. Авторы сделали этот выбор сознательно, постаравшись по возможности освободиться от навязанных извне стереотипов, боязни инспекций и личной ответственности и исходя из собственного понимания подлинных ценностей, из своих профессиональных убеждений. При этом мы понимали, что выбор направления развития, который мы, взрослые, делаем за ребенка, — дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы тем самым заведомо отказываемся от других; развивая одни стороны детской души, мы не стимулируем, а порой даже блокируем возможность развития других (и для кого-то очень ценных!) душевных качеств. Например, культивируя в ребенке послушание, воспитатель «перекрывает каналы» творческой самореализации; поощряя самобытность, рискует ограничить возможности подражания — весьма надежного канала обучения и т. п. Со всей серьезностью относясь к проблеме подобного выбора, мы считаем своим долгом предоставить вам, уважаемые читатели, возможность самостоятельно определить для себя и своих воспитанников главные цели и ценности школьного образования. Если окажется, что вы хотите ввести ваших питомцев в ту же самую школьную жизнь, что и мы, то нам по пути. И мы будем рады поделиться с вами нашими педагогическими находками и нашими представлениями о том, как сделать переход ребенка от дошкольной жизни к школьной безопасным, полезным и приятным и для педагога, и для ребенка, и для его семьи. Итак, опять возьмите карандаш и в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важные, с вашей точки зрения. И пожалуйста, помните, что среди возможных направлений развития, которые школа неминуемо навязывает ребенку, есть и взаимодополняющие, и взаимоисключающие. Выбирать трудно, но надо: миф о «всестороннем, гармоничном развитии» создан теми людьми, которые не в состоянии сделать свой собственный выбор; поэтому они безответственно предлагают заниматься сразу всем понемножку и не преуспевают ни в чем, кроме произнесения громких лозунгов. Давайте не будем уподобляться гоголевской невесте и к внешности одного избранника приставлять капитал другого! «Я (вы, а не лектор в институте, автор учебника, директор...) считаю, что начальная школа должна в первую очередь: (1) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка. -7-
Другое: » В результате размышлений мы сделали выбор: душевное здоровье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Основания для принятия решения были следующие.
-8- 4. Теперь нам остался последний и самый трудный выбор, что предпочесть — развитие творческих способностей ребенка или воспитание навыков общения, сотрудничества? Очень хочется ответить, как Винни-Пух: «И то и другое (и можно без хлеба)». И мы будем очень стараться поспеть за этими двумя зайцами. Но все же что в первую очередь, от чего отказаться нельзя ни при каких обстоятельствах? Приперев себя к стенке, сознаемся: общение и сотрудничество гораздо теснее связаны с двумя уже выбранными приоритетными целями начального образования, чем развитие детского творчества (как бы мы его ни любили). Сфера общения — едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия детей; поэтому, берясь решать задачу психического здоровья всерьез, а не на словах, мы не сможем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Отличие учебного сотрудничества от других видов сотрудничества будет описано ниже, а сейчас подведем итог. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества — вот наши приоритетные ценности, и мы ищем способ так ввести детей в школьную жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к такой жизни. И мы будем рады найти в вас единомышленника. |
Методическое пособие Тема: Изучение коллоидных растворов Составила: Поливанова Т. В., преподаватель химии, первой квалификационной категории |
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина (теория учебной деятельности), Г. А. Цукерман (теория организации содержательного... |
||
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). Оцениваемые ууд Оцениваемые ууд: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая... |
Поиск |