Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова


Скачать 1.67 Mb.
Название Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова
страница 1/14
Тип Книга
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
http://narod.ru/disk/14829832000/Введение%20в%20школьную%20жизнь%5B1%5D.doc.html

Психологическая работа с детьми

Г. А. Цукерман

К. Н. Поливанова

ВВЕДЕНИЕ

В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Издание второе, исправленное




Москва 2003





УДК 37.015.3 ББК88.4 Ц852

Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь


Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.

Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)

ISBN 5-85297-066-2

Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребен­ку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и са­мим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внима­ние и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение от­ношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

Книга содержит подробные сценарии занятий с детьми, которые бу­дут интересны учителям начальной школы, школьным психологам, вос­питателям выпускных групп детского сада, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 37.015.3 ББК88.4

© Цукерман Г. А., Поливанова К. Н., 1993
ISBN 5-85297-066-2 © Издательство «Генезис», 2003

На перепутье между дошкольной и школьной жизнью

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоре­чивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного... Находишься в постоянном напряжении... Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не уси­деть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни — в про­межуток между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрос­лые, дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температу­ры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, про­явиться более ярко любые «шероховатости» характера: упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т. п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоя­нии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий.

Запись в школу, примерка формы, приобретение портфеля, пена­ла и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определен­ность контурам школьного будущего и значительно успокаивают душевную сумятицу ребенка: «У меня есть все, что нужно первокласс­нику. Я сам видел, как мама переписала список, вывешенный в школе. Вот только белую майку еще не купила». Для ребенка приход в шко­лу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому вы­ражению Т. А. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для

-3-
большинства детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный ис­полнитель Школьных Правил. Он слушает (ся) учителя, поднимает руку и получает Отметки» — сыграть в такую игру жаждет практически лю­бой будущий первоклассник.

Как вы полагаете, достаточно ли подготовлен обладатель подоб­ных представлений для успешного начала обучения? Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе та­ится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учи­теля — обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть со­всем в другие игры.

«Дочка, вставай, пора в школу», — будит мама свою беззубую пер­воклашку. «В школу?! Я там вчера уже была. Сегодня ты мне лучше по­читаешь!» Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. А никакой новой «информации» не было, придется добы­вать ее самостоятельно. Так второго (!) сентября у ребенка на всю ос­тавшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Чаще это расхождение начи­нает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным «иг­руном», ревностным исполнителем Школьных Правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но сколько можно?! И из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика и погру­жается в тусовки, джаз, компьютерные игры, во что-то новое, свое. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками».

Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности, создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел? Может быть, помочь будущему первокласснику: сделать образ настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его ре­ально ожидает? (Вы хмуритесь и думаете, что его ожидает такая мрачная реальность, что пусть еще потешится детскими самооболь­щениями. В таком случае давайте найдем или построим для ребенка другую школу, в которую вы введете его без угрызений совести.)

Наш курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным дет­ством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация, посвяще­ние в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, свер­стниками и самим собой. «Введение...» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по ма-
-4 -

нере общения «Введение...» строится как обучение навыкам учеб­ного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, класси­фикацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обме­ниваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

В идеале хотелось бы, чтобы наш курс проводился весной, перед самым выпуском детей из детского сада, но чтобы вел его учитель, ко­торый берет этих детей в свой первый класс. Такое соединение при­вычной дошкольной среды и школы, воплощенной в самом привлека­тельном лице — первого учителя, полностью соответствует замыслу курса, облегчающего ребенку переход от дошкольной жизни к школь­ной. Но мы понимаем, что идеал — это то, что редко встречается в ре­альности. И считаем совершенно допустимым, чтобы этот курс учитель проводил в сентябре, переведя своих новичков через школьный порог. Принципиально важно не то, где, когда и кто будет проводить этот курс, а кого взрослый выводит из дошкольной жизни и куда, в какую именно школьную жизнь он их ведет. Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами. Пожалуйста, возьмите карандаш — поработаем вместе.

Кого мы вводим в школьную жизнь

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», составленный на основе анализа разных педагогических си­стем, характеризующихся разными целями и идеалами. Каковы ваши представления об «эталонном школьнике»? Выберите или добавьте 2-3 качества, которые для вас особенно ценны в первоклассниках:

  1. Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) со­средоточению.

  2. Хорошая память.

  3. Сообразительность.

  4. Любознательность.

  5. Развитое воображение.

  6. Начальные навыки чтения, письма, счета.

  7. Физическая ловкость, ручная умелость.

Волевые качества (способность выполнять не только при­ при­влекательную работу)
- 5 -


(9) Организованность, аккуратность.

(10) Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрос­
лыми.
Другое:

Мы тоже честно проделали эту работу и отметили следующее: «Лю­бознательность» и «Дружелюбие» (Г. Ц.), «Доверчивость» и «Откры­тость» (К. П.). А потом решительно зачеркнули свои ответы, поняв, что они характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, показы­вают, с какими именно детьми нам лично будет проще всего сразу ус­тановить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжением их недостатков: любознатель­ный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «по­вторение» и неизбежные типовые упражнения; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т. п. Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого за­мечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет. Но он очень разный для разных образовательных систем. Учитель класси­ческой гимназии подчеркнул бы в нашем списке волевые качества и организованность.

Поэтому мы вернулись к выделенным нами качествам и сформу­лировали нашу позицию следующим образом: «Хочу, чтобы мои уче­ники были в первую очередь любознательными. Это значит, что я хочу ввести их в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества».

Итак, предъявлять свои требования мы решили не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, переступающий школьный порог, находится на пике доверчивости и открытости любому школь­ному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых. Ребенок охотно последует за вами в какую угодно (за­метьте: угодно вам!) школьную жизнь. Поэтому так важно четко решить для себя следующий вопрос: какая школьная жизнь нужна нам и на­шим ученикам?

Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка

По счастью, у нас, сегодняшних педагогов, появилась возможность выбора. Пока эта возможность очень невелика, но она и не расширит-

-6-

ся, если мы сами не выучимся очень трудному и рискованному делу свободного и предельно четкого выбора своих собственных путей. Мы предлагаем читателю один из многих возможных путей развития, вос­питания и обучения детей 6-7 лет и сосредоточиваемся на первом шаге этого долгого пути: моменте перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной. Авторы сделали этот выбор сознательно, постаравшись по возможности освободиться от навязанных извне стереотипов, бо­язни инспекций и личной ответственности и исходя из собственного понимания подлинных ценностей, из своих профессиональных убеж­дений. При этом мы понимали, что выбор направления развития, ко­торый мы, взрослые, делаем за ребенка, — дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы тем самым заведомо отказываемся от других; развивая одни стороны дет­ской души, мы не стимулируем, а порой даже блокируем возможность развития других (и для кого-то очень ценных!) душевных качеств. На­пример, культивируя в ребенке послушание, воспитатель «перекры­вает каналы» творческой самореализации; поощряя самобытность, рискует ограничить возможности подражания — весьма надежного канала обучения и т. п.

Со всей серьезностью относясь к проблеме подобного выбора, мы считаем своим долгом предоставить вам, уважаемые читатели, воз­можность самостоятельно определить для себя и своих воспитанни­ков главные цели и ценности школьного образования. Если окажется, что вы хотите ввести ваших питомцев в ту же самую школьную жизнь, что и мы, то нам по пути. И мы будем рады поделиться с вами нашими педагогическими находками и нашими представлениями о том, как сделать переход ребенка от дошкольной жизни к школьной безопас­ным, полезным и приятным и для педагога, и для ребенка, и для его семьи. Итак, опять возьмите карандаш и в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важ­ные, с вашей точки зрения. И пожалуйста, помните, что среди возмож­ных направлений развития, которые школа неминуемо навязывает ребенку, есть и взаимодополняющие, и взаимоисключающие. Выби­рать трудно, но надо: миф о «всестороннем, гармоничном развитии» создан теми людьми, которые не в состоянии сделать свой собствен­ный выбор; поэтому они безответственно предлагают заниматься сра­зу всем понемножку и не преуспевают ни в чем, кроме произнесения громких лозунгов. Давайте не будем уподобляться гоголевской неве­сте и к внешности одного избранника приставлять капитал другого!

«Я (вы, а не лектор в институте, автор учебника, директор...) счи­таю, что начальная школа должна в первую очередь:

(1) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоцио­нальное благополучие каждого ребенка.

-7-

  1. Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хо­рошо считать.

  2. Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.

  3. Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

  4. Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

  5. Помочь ребенку предельно полно реализовать свой твор­ческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

  6. Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, ко­торые необходимы в общении и совместных делах.

  7. Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседнев­ной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за лю­бое новое дело.

Другое: »

В результате размышлений мы сделали выбор: душевное здоро­вье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Основания для принятия решения были следующие.

  1. Душевное здоровье и эмоциональное благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том чис­ле и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни пол­ноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд «трудных» учеников — неуспевающих и (или) недисциплинированных.

  2. Умение учиться входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. Человек, умеющий учиться, будет способен самостоятельно решить по крайней мере три задачи, кото­рые ставит перед ним школа (пп. 2, 3, 8), тогда, когда это будет нужно ему лично. В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не спо­собен сам выбрать направление своего развития, мы считаем себя обязанными, делая этот выбор на свой страх и риск, снабдить его наи­более общими способностями, которые в возрасте самоопределения откроют ему максимальные возможности. Умение учиться, доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей само­развития.

  3. Формирование умения учиться и развитие интеллекта ребенка являются задачами взаимодополняющими: мы просто не сможем по­строить начальное образование, формирующее умение учиться и не развивающее мышление, память, речь и прочие интеллектуальные функции.

-8-

4. Теперь нам остался последний и самый трудный выбор, что предпочесть — развитие творческих способностей ребенка или вос­питание навыков общения, сотрудничества? Очень хочется ответить, как Винни-Пух: «И то и другое (и можно без хлеба)». И мы будем очень стараться поспеть за этими двумя зайцами. Но все же что в первую очередь, от чего отказаться нельзя ни при каких обстоятельствах? Приперев себя к стенке, сознаемся: общение и сотрудничество го­раздо теснее связаны с двумя уже выбранными приоритетными це­лями начального образования, чем развитие детского творчества (как бы мы его ни любили). Сфера общения — едва ли не главный источ­ник эмоционального неблагополучия детей; поэтому, берясь решать задачу психического здоровья всерьез, а не на словах, мы не смо­жем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает спо­собность компенсировать собственную неумелость, некомпетент­ность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и ини­циировать специфическое учебное сотрудничество. Отличие учебно­го сотрудничества от других видов сотрудничества будет описано ниже, а сейчас подведем итог. Эмоциональное благополучие, уме­ние учиться, навыки сотрудничества — вот наши приоритетные цен­ности, и мы ищем способ так ввести детей в школьную жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к такой жизни. И мы будем рады найти в вас единомыш­ленника.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова icon Методическое пособие Тема: Изучение коллоидных растворов
Составила: Поливанова Т. В., преподаватель химии, первой квалификационной категории
Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова icon Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина (теория учебной деятельности), Г. А. Цукерман (теория организации содержательного...
Г. А. Цукерман К. Н. Поливанова icon «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). Оцениваемые ууд
Оцениваемые ууд: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск