Спецификация
экзаменационных материалов для проведения
государственного выпускного экзамена
по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (письменная форма)
для обучающихся по образовательным программам
СРЕДНЕГО общего образования
1. Назначение экзаменационной работы
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГВЭ-11), проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013
№ 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный
№ 31205) (с последующими изменениями).
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, базовый уровень.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационных материалов ГВЭ-11 в письменной форме составлено на основе следующих документов:
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. М.: АСТ: Астрель, 2004.
При разработке также учитываются:
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
3. Структура и содержание экзаменационной работы
Экзаменационная работа включает три раздела: «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».
В работу по иностранным языкам включены 29 заданий с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;
задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.
Раздел 1 («Чтение») содержит 9 заданий, из которых 2 задания – на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, и 7 заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх предложенных. Раздел 2 («Грамматика и лексика») содержит 20 заданий, из которых 13 заданий на заполнение пропуска в связном тексте и 7 заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх предложенных. Раздел 3 («Письмо») содержит одно задание, требующее развернутого ответа.
В разделе «Чтение» проверяется сформированность умений понимания основного содержания письменных текстов, понимание структурно-смысловых связей в тексте, а также - полное понимание письменных текстов. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте на основе предложенных текстов.
В разделе «Письмо» контролируются умения написания личного письма.
При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы «Чтение» и «Письмо» имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задания раздела «Письмо» требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 10–22 раздела «Грамматика и лексика», а также задания 30 раздела «Письмо».
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы
по содержанию и видам проверяемых умений и навыков
Проверяемые умения и навыки
|
Количество заданий
|
Максимальный балл
|
Чтение
|
Понимание основного содержания текста
|
1
|
7
|
Понимание структурно-смысловых связей в тексте
|
1
|
6
|
Полное и точное понимание информации в тексте
|
7
|
7
|
Грамматика и лексика
|
Грамматические навыки
|
7
|
7
|
Лексико-грамматические навыки
|
6
|
6
|
Лексико-грамматические навыки
|
7
|
7
|
Письмо
|
Письмо личного характера
|
1
|
10
|
ИТОГО
|
|
50
|
В экзаменационной работе представлены задания базового и повышенного уровней сложности. К заданиям базового уровня относится 15 заданий, из которых 1 задание на соответствие, 14 заданий на заполнение пропуска в связном тексте и 1 задание с развернутым ответом. К заданиям повышенного уровня относятся 15 заданий с выбором и записью правильного ответа.
Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. Базовый и повышенный уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы, следующим образом:
Базовый уровень – A2+
Повышенный уровень – В1.
В разделах «Чтение» и «Грамматика и лексика» представлены задания, относящиеся к базовому и повышенному уровням сложности. В разделе «Письмо» задание относится к базовому уровню сложности. Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице.
В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
|
Коли-чество заданий
|
Максимальный балл
|
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 50
|
Базовый
|
15
|
30
|
60%
|
Повышенный
|
15
|
20
|
40%
|
Итого
|
30
|
50
|
100
|
Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.
4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задания 1 и 2 оцениваются в 7 и 6 баллов соответственно. Один балл выставляется за каждое верно установленное соответствие. Задание раздела «Письмо» оценивается в 10 баллов. Остальные задания оцениваются в 1 балл. Ошибки в написанных словах не допускаются, ответ с орфографической ошибкой считается неверным и оценивается в 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 50 баллов.
Задание с развернутым ответом (личное письмо) оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задание с развернутым ответом составляет 10 баллов. К заданию приводятся подробные критерии оценивания для экспертов, в которых указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла. В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
Максимальный за всю работу составляет 50 баллов. Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 12
|
13 – 19
|
20– 34
|
35 – 50
|
5. Продолжительность экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы по иностранным языкам даётся 3,5 часа (210 минут).
6. Дополнительные материалы и оборудование
Не требуются
Образец экзаменационного билета
Прочитайте текст и кратко изложите его основное содержание.
Cultural differences between Japanese and American managers have presented the biggest obstacles to Japanese companies investing in America.
A seminar for Japanese executives working in America was attended by 25 men, nearly all of them in identical dark suits. Despite the room's stifling heating system, they resolutely refused to remove their jackets. Their coffee break lasted exactly the scheduled ten minutes. They began to ask questions only after they had got to know one another a bit better at lunch. They were usually deferential and always polite.
A similar seminar for 25 Americans working for Japanese subsidiaries in America included eight women. Several of the men removed their jackets on entering the room. A ten-minute coffee break stretched beyond 20 minutes. Participants asked questions and several aggressively contradicted what the speakers had to say.
According to Mr Thomas Lifson of Harvard and Mr Yoshihiro Tsurumi of New York's Baruch College - the two main speakers at both seminars -misunderstandings between Japanese and American managers are possible at nearly every encounter. They can begin at the first recruiting interview. A big American company typically hires people to fill particular slots. Its bosses know that Americans are mobile people, who have a limited commitment to any particular employer or part of the country. As a result, jobs are clearly defined and so are the skills needed to fill them. American firms hire and fire almost at will.
Confronted with a dispute between middle managers, most Japanese superiors refuse to become involved, expecting the managers themselves to resolve the issue. The Americans conclude, wrongly, that their Japanese bosses are indecisive or incompetent. Japanese managers do not share the American belief that conflict is inevitable, and sometimes healthy. They want to believe that employees form one big happy family.
Speak about an invention made in an English-speaking country and mention why you think it important.
Образец экзаменационного материала
для ГВЭ-11 (письменная форма) по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по английскому языку отводится 3 часа 30 мин (210 минут). Работа состоит из трех разделов, включающих в себя 30 заданий.
Раздел 1 («Чтение») содержит 9 заданий, из которых 2 задания – на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.
Раздел 2 («Грамматика и лексика») содержит 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.
Раздел 3 («Письмо») содержит одно задание, требующее развернутого письменного ответа.
При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.
При выполнении заданий с кратким ответом Вы должны записать ответ в соответствующем месте экзаменационной работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Выполняя задание с развернутым ответом, запишите свой текст в соответствующем месте экзаменационной работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Раздел 1. Чтение
1
Установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами A–G. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.
1.
|
The First Bird
|
5.
|
Talented Talkers
|
2.
|
Inside а Bird
|
6.
|
Bird Records
|
3.
|
Bird Legends
|
7.
|
Champions of the Air
|
4.
|
Маn and Birds
|
8.
|
People and nature
|
A.
|
There are а great mаnу birds which can be taught to say а few words. But the real «talking» birds саn be taught to say long sentences! The best talking birds are parrots, mynas, crows, ravens, jackdaws and certain jays. Маnу реорlе believe that the ability to «talk» depends оn the structure of а bird's tongue. Most biologists believe birds dо not understand the words they say.
|
B.
|
The ostrich is the largest bird in the world. It саn grow uр to 9 feet (2.7 m) tall. The smallest bird is the bee hummingbird of Cuba, which is nо larger than а bumblebee. The heaviest f lying bird ever recorded was а mute swan that weighed 50 lb (23 kg). The chicken is the world's most соmmоn bird. In the wild, the red-billed quelea of Africa is the most numerous bird.
|
C.
|
Birds have аn internal skeleton аnd backbone. Flying birds have very light skeletons, to reduce the weight they have to carry in flight. Маnу of their bones are hollow. The inside of the bоnе looks like а honey-comb. Birds also have lightweight beaks, instead of heavy, bony jaws.
|
D.
|
Birds are the most numerous of the earth's warm-blооdеd animals. Scientists have estimated that there mау be over 100,000 million birds in the world altogether. Their success is largely duе to their ability to fly, which gives them а better chance in finding food and places to live. Birds соmе in аll different sizes аnd colours.
|
E.
|
Аll living things change over thousands of years to improve their chances of survival. This process of change is саllеd evolution. Birds evolved from reptiles about 150 million years ago. Their feathers develореd from the scales which covered their ancestors. Wings gradually evolved from front legs. Оnе of the first birds was Archaeopteryx (“ancient wing”). It was а bad flier аnd used to climb trees and then glide away.
|
F.
|
Реорlе have often looked at birds as bearers of good fortune. The phoenix was worshiped in ancient Egypt, but exists only in legend. Реорlе believed that the phoenix соuld set itself оn fire аnd their rise from its own ashes. The dove as а symbol of реасе саmе from the biblical story of Noah, who sent а dove from his Ark to find dry land. The pelican got its reputation for being а good dutiful parent in the Middle Ages. Реорlе believed that the pelican pierced its chest аnd fed its young with its blооd.
|
G.
|
People are beginning to realize that environmental problems are not just somebody else’s. Many people join and support various international organizations and green parties. Human life is the most important, and polluted air, poisoned water, wastelands, noise, smoke, gas, exhaust all influence not only nature but people themselves. Everything should be done to improve ecological conditions on our planet.
|
2
Прочитайте текст и заполните пропуски A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7. Одна из частей в списке 1–7 лишняя. Занесите цифры, обозначающие соответствующие части предложений, в таблицу.
Living in the moment makes people happier
Psychologists have found that people are distracted from the task they are performing nearly half of the time, and this daydreaming consistently makes them less happy. But the study also found A____________ than what they are actually doing.
Many philosophical and religious traditions highlight the benefits of living for the moment, B_________________. Psychologists at Harvard University collected information on the daily activities, thoughts and feelings of 2,250 volunteers to find out how often they were focused on what they were doing, and what made them most happy. They found that people were happiest C________________, and least happy when working, resting or using a home computer. They also found that subjects’ minds were wandering nearly half of the time D______________.
The researchers concluded that thinking ahead and daydreaming make people more miserable, even E___________________. Even the most interesting tasks did not keep people’s full attention. Participants in the study said they were thinking about something else at least 30% of the time while performing different tasks.
“Human beings have a unique ability to focus on things that aren’t happening right now. That F________________; to think about and plan for the future as well. It also allows them to imagine things that might never happen,” said Matthew Killingsworth, the lead researcher. “At the same time, it seems that human beings often use this ability in ways that are not productive, and it can also make us unhappy,” he added.
1.
|
and that this consistently made them less happy
|
2.
|
allows them to reflect on the past and learn from it
|
3.
|
even when they were being tested and corrected
|
4.
|
that people spend nearly half their time thinking about something other
|
5.
|
when they are thinking about something pleasant
|
6.
|
but until now there has not been much scientific evidence to support this
|
7.
|
when exercising or in conversation
|
Прочитайте текст и выполните задания 3–9. В каждом задании обведите цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую выбранному Вами варианту ответа.
Australia's Northern Territory
Australia's Northern Territory is a huge region, equivalent in size to France, Italy and Spain combined, where natural environments from deserts and rocky mountain ranges to mangroves and tropical forests abound. If you're seeking a tour experience that allows an intimate connection with vast, unspoilt natural environments, the Northern Territory is definitely one of the premier destinations on the planet.
The contrasts and colours of the Northern Territory's rich environment ebb and flow with the seasons, nowhere more evident than in the World Heritage National Parks of Uluru-Kata Tjuta (Ayers Rock) in Central Australia and Kakadu in the tropical north. The Northern Territory's flora and fauna is as diverse as fleeting desert wildflowers and sumptuous lotus lilies, and tiny gecko lizards and giant saltwater crocodiles.
The native people of the Northern Territory continue to hold a profoundly spiritual, unbroken connection to the land that reaches back tens of thousands of years, yet is still accessible today. They are becoming increasingly involved in the Northern Territory tourism industry, and now operate a range of authentic tour businesses that include activities ranging from desert walks in search of bush tucker to visits to ancient rock art galleries.
The Northern Territory is famous for its diverse, colourful characters. Uncomplicated, larger than life characters are easy to find in the Territory's legendary outback pubs, cattle stations and country towns. At the same time, the Northern Territory today is also home to a diverse, multicultural mix of people all of whom are only too willing to share a yarn or two. It's hard not to fall in love with Territorians' open, down-to-earth, can-do attitude, whatever their background.
Kakadu National Park is located 250 kilometres east of Darwin. Plunging gorges, rugged escarpments, lush wetlands and cascading waterfalls abound in Kakadu, covering area the size of Wales or the US state of West Virginia. Renowned for the richness of its natural and cultural wonders, Kakadu has one of the highest concentrations in the world of publicly accessible Aboriginal rock art sites. Closer to Darwin are the unspoiled wetlands of Mary River National Park which is home to millions of birds, many crocodiles and plentiful fish including the mighty barramundi. The Litchfield National Park is located about 100 kilometres south of Darwin, and is home to an impressive array of natural wonders including waterfalls, rock pools and towering gorges. Arnhem Land, to the east of Kakadu National Park, covers some 91,000 square kilometers and is home to many Aboriginal people, most of whom continue to speak their traditional languages and practice their traditional cultures. To visit Arnhem Land, a permit must be obtained from the Northern Land Council in Darwin. The stunning beauty and cultural significance of areas such as Oenpelli, Mt Borradaile, and the Cobourg and Gove peninsulas make a visit to Arnhem Land an unforgettable experience.
3
The main draw of a holiday in Australia’s Northern Territory is the variety of its…
…
1)
|
original nature.
|
2)
|
traditional arts.
|
3)
|
climatic conditions.
|
4)
|
educational opportunities.
|
4
The text suggests that the natives’ ties with nature …
1)
|
were broken by civilization.
|
2)
|
are not the same as before.
|
3)
|
were exchanged for business.
|
4)
|
have been kept for ages.
|
5
The Territorians are characterized as…
1)
|
sophisticated.
|
2)
|
aggressive.
|
3)
|
nationalistic.
|
4)
|
open hearted.
|
6
The barramundi is a …
1)
|
fish.
|
2)
|
reptile.
|
3)
|
mammal.
|
4)
|
bird.
|
7
What does the text say about the access to the national parks?
1)
|
The access is always unrestricted.
|
2)
|
The access is closed during some seasons.
|
3)
|
Permission is needed to visit some.
|
4)
|
The access permit is very expensive.
|
8
The experience of visiting the Northern Territory is described as …
1)
|
tiring.
|
2)
|
breathtaking.
|
3)
|
dangerous.
|
4)
|
time-consuming.
|
9
The author’s aim in this text is …
1)
|
to advertise a tourist destination.
|
2)
|
to give an academic description of the land.
|
3)
|
to give a poetic description of the land.
|
4)
|
to raise environmental issues.
|
|