Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей


Скачать 0.6 Mb.
Название Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей
страница 1/8
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8

Справочник

для подготовки к ГИА

по русскому языку
9 класс

Инструкция для учащихся

по выполнению экзаменационной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа состоит из трех частей.

На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут).

Первая часть работы включает одно задание (С1) и представляет собой не-большую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

• Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами 2 раза.

• Задание выполняется на Бланке ответов №2 с указанием номера задания (С1). • Для работы над изложением используйте сначала черновик, а в бланке ответов пишите аккуратно и разборчивым почерком.
Закончив выполнение первой части работы, отложите Бланк №2 и приступайте к выполнению второй части работы.

Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста.

• Нужно обвести в работе номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.

Ответы к заданиям В1-В14 вы должны сформулировать самостоятельно.
Выполняйте задания второй части последовательно, начиная с первого. Если вы затрудняетесь при выполнении какого-либо задания, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенному заданию можно будет вернуться, если останется время.
Третья часть работы выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.

• Приступая к третьей части работы, внимательно прочитайте задания С2.1 и С2.2 и выберите одно из двух предложенных заданий.
Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов.

Желаем успеха!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТОЙ
ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

  1. свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым.

  1. Исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких из синонимов.

  1. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.

Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.
Сжатое изложение проверяет:

  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Как писать сжатое изложение

Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

Определите значение непонятных слов.

  1. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

  2. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).

  3. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.




  1. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

  1. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.

В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку). Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.


ЧАСТЬ 2

  1. Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14.


(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)
Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

  1. Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

  2. Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

  3. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.

  4. Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

  1. Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

  2. На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

  3. За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

  4. Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

  1. Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

  2. Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

  1. Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

  1. Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).

  1. очарованность

  2. колдовство

  3. любовь

  4. неподвижность



А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

  1. (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

  2. (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

  3. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

  4. (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

  2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

  3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

  4. А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция для учащихся Эта инструкция поможет Вам правильно организовать...
Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных...
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы
...
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Структура экзаменационной работы в соответствии со спецификацией...
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 235 минут (3 часа 55 минут)
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из...
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут)
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Заданий (А1 – А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер...
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей, включающих 35 заданий....
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Агогическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают...
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Проверочная работа по русскому языку инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по географии даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 36 заданий
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей icon Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск