Скачать 0.6 Mb.
|
Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Работа состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут). Первая часть работы включает одно задание (С1) и представляет собой не-большую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). • Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами 2 раза. • Задание выполняется на Бланке ответов №2 с указанием номера задания (С1). • Для работы над изложением используйте сначала черновик, а в бланке ответов пишите аккуратно и разборчивым почерком. Закончив выполнение первой части работы, отложите Бланк №2 и приступайте к выполнению второй части работы. Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста. • Нужно обвести в работе номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1-В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Выполняйте задания второй части последовательно, начиная с первого. Если вы затрудняетесь при выполнении какого-либо задания, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенному заданию можно будет вернуться, если останется время. Третья часть работы выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. • Приступая к третьей части работы, внимательно прочитайте задания С2.1 и С2.2 и выберите одно из двух предложенных заданий. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов. Желаем успеха! ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТОЙ ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ (Из методических рекомендаций ФИПИ). Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:
исключение несущественной и второстепенной информации;
(перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление. Сжатое изложение проверяет:
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения. Как писать сжатое изложение Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной. Определите значение непонятных слов.
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста; б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания; в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста; г) соблюдение лексических и грамматических норм; д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.
МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем. Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом. В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку). Внимание! 1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. 2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. ЧАСТЬ 2
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку". (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину) Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»
А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).
А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист. В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки. В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23. В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. |
Инструкция для учащихся Эта инструкция поможет Вам правильно организовать... Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных... |
Инструкция по выполнению работы ... |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки |
Структура экзаменационной работы в соответствии со спецификацией... Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. На выполнение всей работы отводится 235 минут (3 часа 55 минут) |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный |
Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из... На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей |
||
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из... На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут) |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Заданий (А1 – А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер... |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей, включающих 35 заданий.... |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Агогическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают... |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий |
||
Проверочная работа по русскому языку инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по географии даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 36 заданий |
||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.... |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.... |
Поиск |