Программа «Художественная роспись»


Скачать 0.76 Mb.
Название Программа «Художественная роспись»
страница 1/6
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6
Содержание программы
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»


  1. Пояснительная записка _______________________ 3-8

  2. Цель и задачи программы _____________________ 8-10

  3. Содержание программы ______________________ 10-12

  4. Планируемые результаты _____________________ 12-13


Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график _________________ 14-30

2.2. Условия реализации программы _______________ 30

2.3. Формы аттестации ___________________________ 30-31-21

2.4. Оценочные материалы _______________________ 31-32

2.5. Методические материалы _____________________ 32-35

2.6. Список литературы __________________________ 36

2.7. Приложение _________________________________ 37-49

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Художественная роспись - искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культу

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Актуальность

Программа «Художественная роспись» учащимся не только познакомиться

с искусством художественная роспись, традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия художественной росписью развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Новизна

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, но и активизируется социально – ориентированная деятельность, его творческого потенциала как комплекс социальнозначимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению.

Отличительная особенность

Программа «Художественная роспись» ориентирована на свободный

выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.

Педагогическая целесообразность

Отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации

эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое

индивидуальное решение посильных художественных задач

Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 от 4 июля 2014 г. № 41 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Устав образовательного учреждения.
Адресат программы

Учащиеся 7-14 лет. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую. Дети осваивают на только операциональный состав действий, но и смыслы и цели, осваивают учебные отношения.

По –прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства

сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие

понятия как справедливость и несправедливость, основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.

Кроме того для 10-11 – летнего человека важно получить со стороны других

Людей (знакомых, незнакомых) признание своих новых возможностей,

добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск новых конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.

В 10-11 лет ребенок нуждается в коллективной общественно-полезной деятельности, которая признается окружающими как значимая помощь обществу.

К 12-14 годам развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в

специально задаваемой общественно полезной деятельности.

Результат к концу возрастного периода:

- развитие самосознания

- развитие мировоззрения и философского мышления

- формирование системы теоретических знаний.
Объем и срок программы
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения.

Режим занятий: предусмотренный учебным планом: 2 часа в неделю.
Форма обучения
Форма обучения – очная, традиционная, групповая.

Формы проведения занятий – аудиторные: учебное занятие, мероприятия для детей и родителей. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых мероприятий и интересов учащихся.

Построение занятия может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на занятие должны быть использованы все новые формы работы.
Формы работы занятий

Групповые занятия проходят раз в неделю – всего 2 часа.

Всего в год 72 часа. Реализация программы рассчитана на 2 года.

Участники программы: дети в возрасте 7-14 лет.

Форма организации детей на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы проведения занятий:

Лекция

Видеолекция

Мультимедиа лекция

Практическое занятие по отработке умений и навыков

Творческая работа

Творческий проект

Конкурс

Викторина

Занятие-игра

Экскурсия

Мастер-класс (дети для родителей)

Выставка
Основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.

 Дидактические принципы:

Принцип воспитывающего обучения.

Принцип связи обучения с практикой.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип доступности.

Принцип наглядности.

Принцип сознательности и активности.

Принцип прочности.
Формы и методы работы
В работе с учащимися используется методика обучения от простого к сложному. Практическое обучение детей технике художественной росписи проводится на базе предварительно пройденного теоретического материала. Такое построение учебного процесса способствует глубокому усвоению полученных знаний и развитию индивидуальных качеств человека, необходимых и в повседневной жизни, таких как трудолюбие, внимательность, наблюдательность, терпение.

Используются следующие  методы организации занятия:
Репродуктивный: 
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Методы практической работы: метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото - видеосъемка, проведение замеров;
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися.

Проектно - конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
Метод игры:  игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
Наглядный метод обучения:  картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Технологии

1.здоровьесберегающие технологии;

2.технологии проектной деятельности;

3.технология исследовательской деятельности;

4.информационно-коммуникационные технологии;

6.личностно-ориентированные технологии.


Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм


Развитие способности к самообучению

Повышение учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Деловая игра, ролевая игра

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Метод проектов

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций,

Развитие навыков активного слушания

Групповая дискуссия


Особенность организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 2 года обучения. Организация образовательного

процесса очная. Возраст учащихся 7-14 лет. Группа постоянная. Для реализации задач используются следующие формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная. Группы формируются по возрастам по годам обучения.


Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

1

72

2

1

2

72

2

1


Режим занятий:

Одно занятие в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.

Перерыв – 10 минут.

Педагогический анализ и диагностика: 2 раза в год (в декабре, в мае).
1.2.Цель и задачи

Цель программы - создание необходимых условий для развития творческих способностей учащихся посредством усвоения навыков художественной росписи по различным материалам.

Задачи:

Обучающие

-Обеспечить усвоение основных понятий, видов, техник, стилей в художественном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, с основных элементов и приёмов различных видов росписи: по бумаге, картону, различной материи. Пластика.

- Обучить основам живописи, рисунка, композиции, и других выразительных средств живописи.

- Обучить основам дизайна, раскрыть возможности применения полученных знаний и умений на практике (подарки, сувениры и т.д.)

Развивающие

- Формировать необходимые умения и навыки при работе с различными видами материалов и инструментов при выполнении художественной росписи.

- Формировать творческие способности, развить самостоятельность в работе, творческую индивидуальность, нравственные качества, технологическое мастерство, познавательный интерес к труду и искусству, позитивную мотивацию деятельности, создание «ситуации успеха».

- Формировать способность давать адекватную оценку результатам своей деятельности и результатам деятельности своих товарищей.

Воспитательные

- Приобщить к многообразию мирового, российского и национального художественного наследия, познакомить с современными тенденциями в культуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве, познакомить с основными центрами России, в которых успешно развиваются народные промыслы и ремесла.

- Воспитать чувство гордости своей страной, своим народом, его историей и культурой.

- Воспитать умение работать в коллективе, толерантность и навыки социальной коммуникации.

- Формировать у детей соответствующую социальную позицию.

Задачи программы по формированию УУД
В результате обучения будут сформированы УУД:

Личностные УУД

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-личностное, профессиональное самоопределение;

- знание моральных норм.

Регулятивные

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку педагога;

-различать способ и результат действия.

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-сравнение и классификация по разным критериям;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные

- разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- умение соблюдать корректность в высказываниях;

- умение задавать вопросы, по существу.

Учебный план




п/п


Предмет

Количество часов

1-й год

2-й год

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Рисунок

16

10

3.

Работа с бумагой и картоном


18

16

4.

Живопись

36

44




Итого:

72

72


Учебный (тематический) план

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

всего

теория

практика

контроль

1-й

год

2-й

год

1-й

год

2-й

год

1-й

год

2-й

год




1.

Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

История декоративно-прикладного искусства.

2

2

2

2

-

-




2.

Рисунок. (основы рисунка, эскиз)


16

10

2

2

14

8

Аттестация

3.

Работа с бумагой и картоном

(простейшие украшения к праздникам)

18

16

2

2

16

14

Аттестация

4.

Живопись. Ручная роспись по бумаге и ткани (техника выполнения работ)

36

44

6

6

30

38

Аттестация




Итого

72

72

12

12

60

60




1.3.Содержание программы

Первый год обучения

1.Вводное занятие

История прикладного декоративного искусства.

Теория. Введение в образовательную программу 1 года обучения.

Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности.

История прикладного декоративного искусства.

Практика. Беседа. Просмотр видеофильма.

2.Рисунок

Теория. Виды изобразительного искусства. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Основные способы передачи пространства в рисунке. Пропорции предметов. Выразительные возможности графических материалов. Орнамент. Виды орнамента. Основы декоративно-прикладного творчества. Орнамент. Симметрия и асимметрия.

Практика. Творческая работа по воображению «Линия, штрих, тон». Упражнение по проведению прямых линий. Просмотр видеофильмов по каждой теме. Декорирование конкретной формы методом заполнения формы орнаментом. Практическое занятие на тему симметрии и асимметрии. Презентационные работы учащихся.

3.Работа с бумагой и картоном

Теория. Основы направления работы на занятиях, материалы и оборудование при работе с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона. Рассказ "Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона. Основы и секреты бумажного творчества. Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликация и моделирование. Моделирование из картона. Конструирование из бумаги. Основы оригами. Конструирование из бумаги и картона. Основы киригами.

Практика. Практическая работа на выявление знаний работы с бумагой у учащихся, определение уровня подготовки. Аппликация на тему «Русские народные сказки». Оригами и киригами – объемные композиции. Просмотр видеофильмов по каждой теме. Самостоятельная работа по выявлению полученных знаний на занятиях. Рисование по представлению.

4.Живопись

Теория. Живописные материалы. Основы цветоведения. Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой ряд одного цвета по светлоте. Цветовой ряд. получение составных цветов. Цветовые оттенки. Техника работы акварелью. Техника работы акварелью «мазками», «по - сырому», «сухая кисть», «вливание цвета в цвет». Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Значение материалов и техник живописи в практике художника дизайнера. Моделировка и эскизы театральных костюмов. Цвета и их сочетания в дизайне одежды. Начальные основы работы с акрилом и батиком. Материалы и инструменты, применяемые для данных техник.

Практика. Практическая работа на выявление знаний работы с живописными материалами у учащихся, определение уровня подготовки. Работы акварелью «мазками», «по - сырому», «сухая кисть», «вливание цвета в цвет». Работы гуашью/акварелью «Царевны русских сказок», «Гномы». Презентационные работы учащихся. Эскизы по моделированию и дизайну одежды. Практические работы по батику и акрилу.
Второй год обучения

1.Вводное занятие

Теория. Цели и задачи объединения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Беседа. Просмотр видеофильма.

2.Рисунок

Теория. Основные понятия, виды композиций. Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции. Форма, пропорции и строение предметов. Первоначальное понятие о законах и средствах композиции. Наброски, их роль в работе над сюжетом. Эскизы графическими материалами.

Практика. Закрепление пройденного в первом году обучения материала. Практическое задание: Единство композиции. Построение предметов с использованием знаний о форме, пропорции. Творческая работа по воображению «Наброски фигуры человека и дизайна одежды». Эскизы графическими материалами: эскизы к работе батиком, эскизы к работе с акрилом.

3.Работа с бумагой и картоном

Теория. Материалы и оборудование при работе с бумагой и картоном во втором году обучения. Конструирование из бумаги. Основы модульного оригами. Работа с модулями разных размеров. Конструирование из бумаги. Кусудама. Базовые формы изготовления кусудам.

Практика. Изготовление рамок из модулей. Ваза из модулей, цветы и дополнительные элементы. Кусудама «Базовые формы». Объемные композиции «Цветы». Презентационные работы учащихся. Самостоятельная работа по выявлению полученных знаний на занятиях. Конструирование на свободную тему.

4.Живопись

Теория. Инструменты и приспособления для росписи ткани, правила работы с ними. Ткани для росписи, краски и красители, кисти разных видов и форм, виды и формы подрамников, рамы. Знакомство с названиями и назначениями инструментов и приспособлений для росписи ткани, правила работы с ними. Выбор тканей, красок, кистей и их хранение, подготовка к работе. Знакомство со свободной росписью ткани, инструменты и материалы. Роспись по - сырому. Роспись мазками на загрунтованном шелке. Монотипия, шпатлевание, оттиск. Роспись с использованием соли. Знакомство с техникой «холодный батик», материалы и инструменты, способ применения и хранение.

Виды средств разъединения. Нанесение разъединяющих средств. Окрашивание резервирующего состава.

Практика. Просмотр видеофильмов. Выполнение упражнений по пробе красок, разведению и нанесению на различные виды ткани. Нанесение резервирующего состава на ткань, используя стеклянные трубочки. Проба приемов работы кистью на ткани. Выполнение платков, шарфов в технике свободной росписи ткани. Выполнение упражнений по нанесению разъединяющих средств на ткань, используя различные виды инструментов (трубочки, кисти, мелки, метод втирания). Выполнение проб по окрашиванию резервирующего состава. Выполнение упражнений с использованием цветных контуров. Презентационные работы учащихся. Самостоятельная работа по выявлению полученных знаний на занятиях.

1.4.Планируемые результаты

По окончанию курса учащиеся знают:

-правила использования красителей и инструментов

при работе в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”, способы выполнения изученных техник.

Учащиеся умеют: сознательно использовать композиционные средства: размер и формат работы, ритмически организовывать композицию, выполнять художественную роспись ткани в технике “набойка”.

В конце второго года обучения.

Учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения.

Учащиеся знают:

- правила использования красителей и инструментов при работе в техниках: “трафаретная роспись”, “узелковый батик”, “холодный батик”; новые способы -выполнения изученных техник в прошлом учебном году; последовательность работы над декоративной композицией; значение эскиза и зарисовок с натуры в творческой работе.

Учащиеся умеют:

-перерабатывать реальные мотивы в декоративные и орнаментальные; находить множество оттенков; находить гармонические сочетания цветов; стремиться к достижению законченности работы;

- сохранять единство композиционного целого при детализации;

-выполнять художественную роспись ткани в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”.

Учащиеся должны иметь представление: о роли ткани в интерьере; о взаимодействии тканей с красителями; о разработке творческого проекта.

В результате обучения у учащихся должны быть сформированы УУД:

Овладеть знаниями о видах декоративно-прикладного творчества;

историю ремесел и рукоделий;

Овладеть понятиями и умением пользования инструментами и

приспособлениями для ручного труда;

Знать название и назначение материалов. Их элементарные свойства, использование, применение и доступные обработки

Правильно организовать свое рабочее место;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с

различными материалами и инструментами;

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя

знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлять

самостоятельность.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа «Художественная роспись» icon Рабочая программа Курса «Художественная обработка материалов» для 6 класса Базовый уровень
Рабочая программа по факультативу «Художественная обработка материалов» для 6 класса составлена на основании программы:«Художественная...
Программа «Художественная роспись» icon Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Художественная роспись по стеклу – популярный вид прикладного искусства. Вы сможете преобразить свой дом, потратив совсем немного...
Программа «Художественная роспись» icon Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : Кино-, видеомонтаж...
«Народная художественная культура» профиль: Руководство студией кино, фото- и видеотворчества
Программа «Художественная роспись» icon Пояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Художественная...
Художественная фотография в детских студиях составлена на основе программы для детских коллективов, рекомендованной Всесоюзным научно-методическим...
Программа «Художественная роспись» icon Программа факультатива. Геометрическая резьба по дереву. Художественная обработка древесины
Данная программа имеет цель ознакомление учащихся 5-9 классов во внеурочное время с приемами отделки изделий из древесины геометрической...
Программа «Художественная роспись» icon Программа дополнительного образования «береста»
«Плетение из бересты» А. А. Полежаева, «Художественная обработка бересты и соломки» О. Н. Осиповой и многолетний собственный опыт...
Программа «Художественная роспись» icon Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Государственное образовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Программа «Художественная роспись» icon Бюджетная роспись расходов на 2017год

Программа «Художественная роспись» icon Пояснительная записка Направленность программы
Направленность программы: художественная. Программа модифицированная. Источник: сборник №6 Образовательные программы дополнительного...
Программа «Художественная роспись» icon Рабочая программа дисциплины б в. 01 «Анализ музыкально-танцевальных форм»
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению: 071500. 62 Народная...
Программа «Художественная роспись» icon Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская...
«Учреждение», создано на основании Постановления Главы администрации г. Октябрьского №3284 от 27. 10. 2009 г и является правопреемником...
Программа «Художественная роспись» icon Пресс-служба материалы сми
Последняя роспись Алексея Кудрина. Бюджет 2011 года, в отличие от следующего, еще будет бездефицитным 4
Программа «Художественная роспись» icon Памятка для любознательных
Фрир художественная галерея, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия США
Программа «Художественная роспись» icon «Берегите живое»
...
Программа «Художественная роспись» icon Университет журнал инструктажа по пожарной безопасности
Инструктаж по пожарной безопасности — ознакомление сотрудников с инструкциями по пожарной безопасности под роспись в специальном
Программа «Художественная роспись» icon Творческое наследие воспоминания и размышления о театре художественная...
Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск