Скачать 0.8 Mb.
|
Министерство образования иркутской области государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский автотранспортный техникум» МАТЕРИАЛЫ VII научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА» 29 мая 2015 г. Место проведения: г.Ангарск, квартал 8, дом 3 ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум» Ангарск, 2015 Материалы VII научно-практической конференции педагогических работников «Инновационная деятельность педагога». Ангарск, 29 мая 2015г. ГБПОУ ААТТ, 2015. - 50 с. В сборник включены статьи педагогических работников профессионального образовательного учреждения, в которых представлен опыт работы по проблеме деятельностно- компетентностного подхода в образовании. Сборник статей может быть полезен педагогическим работникам профессиональных образовательных учреждений Иркутской области. Материалы опубликованы в авторской редакции Рецензент: Н.Ф.Арганы, директор ГБПОУ ААТТ, к.п.н. © ГБПОУ ААТТ, 2015
применение активных и интерактивных форм и методов обучения на учебных занятиях по техническому черчению Боковикова В. С., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум» Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки квалифицированных рабочих. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого обучающегося находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. Новые образовательные стандарты ориентированы на результат обучения. В стандартах прописано, что результатом освоения образовательной программы являются общие и профессиональные компетенции, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Реализация программы учебной дисциплины общепрофессиональной подготовки предусматривает не только получение знаний, умений, но и формирование общих и профессиональных компетенции. Компетентностный подход в современном образовании предполагает переход к активным и интерактивным формам и методам организации учебной деятельности студентов на учебных занятиях. В педагогике различают несколько моделей обучения:
Рисунок 1. Пассивная модель обучения
Рисунок 2. Активная модель обучения
Рисунок 3. Интерактивная модель обучения Таким образом, активное и интерактивное обучение - это постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, студентов между собой в процессе учебного занятия с использованием различных методов, форм, которые обеспечивают не только приобретение знаний, практических навыков, но и формируют компетенции. Основная цель профессиональной деятельности преподавателя является формирование компетенций студентов через реализацию активных и интерактивных форм и методов обучения на учебном занятии. Сама же роль преподавателя заключается в отборе нужного учебного материала, подготовке учебных заданий, организации деятельности обучающихся, консультировании и оценке результатов работы. Роль самостоятельной работы студентов на занятии должна быть максимальной. Дисциплина «Техническое черчение» играет большую роль в подготовке квалифицированного рабочего. Являясь общепрофессиональной, она формирует базовые знания. Поэтому методика преподавания технического черчения должна быть направлена на активизацию процесса усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Проводя уроки технического черчения, я стараюсь разнообразить формы их проведения, придавая особое значение самостоятельной деятельности обучающихся. В своей работе при повторении и закреплении пройденного материала организую парную, индивидуальную, групповую работу, применяю игровые методы. При подготовке к таким учебным занятиям приходится тщательно анализировать учебный материал, разрабатывать и подбирать дидактический материал, продумывать ход учебного занятия, методы и формы работы. Умелое применение этих методов и форм на учебных занятиях по техническому черчению обеспечивает эффективность приобретения конкретных знаний, умений и навыков обучающимися. Отдельно следует остановиться на использовании ИКТ на уроках технического черчения. Использование информационных технологий в курсе технического черчения значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к учебной дисциплине. ЛИТЕРАТУРА
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Волосатова Е.Ю., преподаватель английского языка ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум» Стратегия модернизации содержания российского образования предполагает выработку и реализацию нового, целостного подхода к общему образованию на основе отработки и экспериментальной проверки новых идей и технологий обучения и воспитания. При этом предусматривается использование зарубежного опыта осуществления гуманистического образования, которое имеет своей целью развитие способностей, мышления, практических и коммуникативных навыков обучающихся, их самостоятельности. Так как задачи повышения роли коммуникативных дисциплин ( в том числе и иностранных языков ) и совершенствование методов их преподавания объявляются приоритетными, необходимо изучить те методы и технологии обучения языку, которые позволяют обучающемуся проявить свою активность и индивидуальность, способствуют его социальной адаптации, самоопределению и эмоциональному самовыражению. Данная статья знакомит преподавателей английского языка с направлением Whole Language, завоевавшим большую популярность у работников образования в США как гуманистическая, центрированная на обучающемся философия образования и обучения. Термин «whole language», наиболее удачным переводом которого может быть «язык как целое», впервые появился в Новой Зеландии в середине 30-х годов XX века в методике обучения чтению в начальной школе. По мнению Кеннета Гудмана, основоположника движения «Язык как целое» в США, данный подход – не метод обучения, а философия, которая соединяет в себе «современные научные принципы обучения, учения и учебные программы и закладывает их в положительную, гуманистическую философию, с которой педагоги могут солидаризироваться и которая предлагает им строгие критерии для их профессионального решения и педагогической практики». Как философия обучения «Язык как целое» рассматривается в четырёх категориях: лингвистической, программной, педагогической и политической. В лингвистической категории данный подход обозначает овладение английским языком в его целостном проявлении. Акцент делается не на обучении «частичкам» языка ( фонемам, морфемам, предложениям ) и отдельным аспектам языка ( грамматике, синтаксису, правописанию, чтению, говорению, аудированию ), а языку в целом. Обучение всем видам речевой деятельности идёт одновременно, через обсуждение проблемных ситуаций реальной жизни, обмен мнениями, дискуссии по поводу прочитанных книг, написание сочинений, в которых обучающиеся оценивают поступки героев, выражают свои взгляды на жизнь. В программной категории «Язык как целое» обозначает интеграцию грамотности и умение использовать эту грамотность для коммуникации, межпредметные связи, отражение в учебном процессе явлений и событий окружающего мира и новые способы оценки деятельности обучающихся. Обучение строится не на простом изучении языкового материала учебника и выполнении упражнений, а на целостном использовании навыков и умений слушания, говорения, чтения и письма в рамках тематических циклов, построенных на межпредметных связях. Оценка деятельности обучающихся тоже является целостной, значимой и ориентированной на обучающихся. Она включает оценку знаний учителем, а также самооценку и взаимооценку. Учитель использует такие способы оценки, как наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, оценочные листы, «папки» с образцами творческих работ. Обучающиеся используют листы самоконтроля, проверяют работы друг друга. В педагогической категории «Язык как целое» предполагает понимание учителем того, что обучающиеся овладевают знаниями лучше, если активно участвуют в учебном процессе, задают вопросы, проверяют гипотезы, сотрудничают друг с другом. Для этого при организации общения на занятии широко используется коллективная учебная деятельность: фронтальная ( «мозговые штурмы», задания на антиципацию текста ) и групповая ( обсуждение проблемных вопросов, групповые проекты и их презентация ). Через взаимодействие и общение обучающиеся овладевают умением пользоваться языком. Учитель и обучающиеся образуют сообщество, в котором учитель показывает пример активности в учебной деятельности, в поиске истины. Он выступает как советчик, «проводник, гид», который управляет познавательной деятельностью своих обучающихся, учитывая их психологические, возрастные и индивидуальные особенности. В политической категории данный подход к обучению предполагает умение учителя отстаивать своё понимание того, как обучающийся учится и развивается, использовать свой профессионализм, интеллект и воображение в моделировании процесса обучения, принимать решения. Дальнейшее исследование философии «Язык как целое» позволили выделить принципы, являющиеся основой организации процесса обучения английскому языку: 1. Социальный характер построения знания. Учитель не просто передаёт знания обучающимся, а сотрудничает с ними в создании этого знания. Выбор обучающегося, его интересы и потребности являются приоритетными. 2. Наличие значения как в языке, который используется для коммуникации, так и в процессе обучения, в кот ром использование языка является целенаправленным, функциональным и реальным. 3. Аутентичность языка, несущего информацию, и речевой деятельности на этом языке, которая является реальной, только если соотносится с интересами обучающихся, их жизнью в обществе. Чтение должно быть чтением оригинальной литературы, письмо должно быть направлено на определённого адресата. 4. Центрированная на обучающемся направленность обучения, отражающая уважение к каждому обучающемуся, его языку и культуре. Принципы данного подхода, сформулированные его исследователями, могут служить руководством к действию для тех преподавателей, которые хотят установит аутентичную языковую среду на своих занятиях, способствовать активной коммуникации и сотрудничеству обучающихся, сделать изучение английского языка действительно целенаправленным и интересным. ЛИТЕРАТУРА 1. Винокурцева И.Г. Whole Language («Язык как целое») - современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С.61-64. 2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991. |
Образовательное учреждение иркутской области «ангарский автотранспортный... Материалы VII научно-практической конференции «Сегодня мы строим завтра» (15 апреля 2016г.) – Ангарск: гбпоу аатт, 2016. 104 с |
Образовательное учреждение иркутской области «ангарский автотранспортный... Материалы VIII научно-практической конференции «Сегодня мы строим завтра» (31 марта 2017г.) – Ангарск: гбпоу аатт, 2017. 57 с |
||
РА. Социализация. Материалы VII всероссийской с международным участием... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
I всероссийской научно-практической конференции Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,... |
||
Vii международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных В сборнике представлены статьи участников VII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых... |
Т мир спасенный : к юбилею победы над фашизмом материалы межрегиональной... Материалы межрегиональной научно-практической конференции 29 апреля 2015г. / государственное автономное образовательное учреждение... |
||
Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции,... Модернизация экономики регионов России: проблемы: ориентиры и факторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции... |
Программа работы конференции Стратегия гимназического образования на современном этапе: 23 – 25 марта 2005г.: материалы всероссийской научно-практической конференции... |
||
В современном информационном пространстве материалы I международной... Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I международной научно-практической конференции... |
Ix научно-практической конференции В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников IX научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета... |
||
Молодежь: гуманитарные стратегии преодоления социальных рисков Материалы... Молодежь: гуманитарные стратегии преодоления социальных рисков [Текст] : материалы всероссийской научно-практической конференции... |
Западной Сибири Материалы Шестой межрегиональной научно-практической... Виноградарство в Западной Сибири: материалы Шестой межрегиональной научно-практической конференции 14 сентября 2013 г. / Алт гос... |
||
Материалы международной научно-практической конференции студентов,... Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки: Материалы международной научно-практической конференции... |
Ационного развития материалы VII международной научно-практической... Российской Федерации, д-ра экон наук, проф. В. В. М а с л е н н и к о в а, канд психол наук, доц. В. О. М и д о в о й, д-ра экон... |
||
Материалы всероссийской научно-практической конференции Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского |
Термины в коммуникативном пространстве Материалы научно–практической конференции с международным участием «Современные проблемы экологии языка» |
Поиск |