Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска»


Скачать 211.5 Kb.
Название Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска»
Тип Занятие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Занятие
Министерство здравоохранения Иркутской области

Областное Государственное Образовательное Бюджетное Учреждение Среднего Профессионального Образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»


Методическая разработка

Практического занятия для студентов

По специальности

Лечебное дело

ПМ 01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.3.2 Методы диагностики гинекологических заболеваний

Практическое занятие №2

Составил преподаватель:

Вдовиченко В.Т.


г. Братск, 2014


Тема 1.3.2Методы диагностики гинекологических заболеваний.

Продолжительность занятия – 270 минут.

Цели занятия:

Учебная:

- Изучить методику сбора общего и гинекологического анализа.

- Изучить методы общего и специального исследования гинекологических больных;

- Изучить дополнительные методы диагностики в гинекологии.

- Изучить документацию и заполнение её в гинекологии.

Развивающая:

- Развивать познавательный интерес;

- Логическое мышление при сборе анализа;

- Развивать последовательность в исследовании, на основании чего предположить диагноз заболевания.

Воспитательная:

- Воспитывать добросовестное отношение и ответственность в работе;

- Прививать любовь и уважение к профессии и к пациентам.

В результате изучения темы студент должен:
Уметь:

  1. Заполнять паспортную часть историй гинекологических больных;

  2. Собрать анамнеза гинекологической пациентки;

  3. Провести общие и специальные методы исследования;

  4. Выписать направление на дополнительные методы исследования;

  5. Назначить дополнительные методы исследования гинекологическим больным;

  6. Поставить предположительный диагноз;

  7. Подготовить рабочее место для оперативного вмешательства;



Знать:

  1. Методику сбора анамнеза гинекологической больной;

  2. Методы инструментального исследования;

  3. Обработку гинекологического инструментария;

  4. Знать заполнение медицинской документации гинекологических больных;

  5. Какие методы и при каких заболеваниях можно применять;


Иметь практический опыт:

  1. Забора материала для бактериоскопического исследования;

  2. Проводить гинекологическое исследование;

  3. Проводить осмотр шейки в зеркалах;

  4. Выполнять гинекологические манипуляции (ванночки, тампоны, присыпки с лечебной целью по показаниям);


Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и специальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов, уважать социальные, культурные религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной, санитарной, инфекционной и противопожарной безопасности.
Студент должен владеть профессиональными компетенциями:

ПК 2.1.Определять необходимость применения специальных методов исследования.

ПК 2.2. Определять тактику ведения последовательности применяемых методов исследования.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства по показаниям.

ПК 2.4. Проводить контроль результатов анализов.

ПК 2.5. Предположить диагноз гинекологического заболевания по результату анализов.

ПК 2.6. Дифференцировать гинекологический диагноз от хирургического.

ПК 2.7. Определять показания к госпитализации гинекологических больных.

ПК 2.8.Оформлять медицинскую документацию.

Методическое оснащение занятия:

- Материально – техническое – инструменты для инструментальных методов исследования.

- Муляжи

- Раздаточный материал – истории болезни гинекологических больных, амбулаторная и стационарная, бланки направлений на исследование гинекологических больных (бактериоскопическая, провокации и т.д.).

- Алгоритмы; измерение базальной температуры, диагностического выскабливания полости матки, влагалищного исследования и т.д.

- Рентгенологические снимки женских половых органов при бесплодии, опухолях матки и т.д.

- Ситуационные задачи.

- Тесты для итогового контроля знаний.
Место проведения;

Кабинет доклинической практики.

Литература:

Основная:

  1. Словянова И.К., «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Ростов – на – Дону «Феникс» 2010 год.

  2. Словянова И.К., «Акушерство и гинекология»,Ростов – на – Дону «Феникс» 2010 год.

Дополнительная:

  1. Шишкин А.Н. «Пропедевтика клинических дисциплин», Москва,2006г. Обн. 2014г.

Электронная:

  1. Цвелева Ю.В., Кира Е.Ф., «Руководство к практическим занятиям по гинекологии», Санкт – Петербург



План занятий

  1. Вводная часть – 30 минут

- организационный момент – 3 минуты

- мотивация занятия – 7 минут

- контроль исходного уровня знаний – 20 минут

2. Основная часть – 190 минут

- индивидуальный опрос по теме – 40 минут

- практическая работа по заполнению документации (историй болезни стационара и амбулаторной паспортная часть).

а) сбор гинекологического анамнеза, друг у друга.

б) поставить предположительный диагноз.

в) составить план обследования.

г) на фантоме отработать алгоритм бимануального(влагалищного) исследования.

д) (при занятии в женской консультации) присутствовать при инструментальных методах исследования.

- неинвазивных (колькоскопия, пертубация).

- инвазивных (биопсия шейки матки, зондирование полости матки).

- УЗИ . -50 минут

е) в доклиническом кабинете:

- изучить тесты функциональной диагностики (измерение и чтение базальной температуры).

- заполнение менструального календаря и т. д. - 30 минут

- решение ситуационных задач. - 20 минут

3. Заключительная часть - 50 минут

- итоговое тестирование по вопросам темы - 40 минут

- подведение итога занятия - 6 минут

- домашнее задание 4 минуты

Ход занятия

Вводная часть:

Откройте дневники и запишите тему и цели занятия.

Мотивация занятия:

Диагностика гинекологических заболеваний проводится на основе медицинского исследования: жалоб, анализа, объективного обследования и различных вспомогательных методов исследования.

Проведение опроса значительно облегчает изучение больного т.кпредварительный диагноз ставится на основании совокупности данных анамнеза, определяя на что необходимо обратить внимание при дальнейшем обследовании больной. Возраст больной нередко имеет непосредственное отношение для распознавания гинекологических заболеваний; специфические функции женского организма также играют важную роль в диагностике: особое значение принадлежит объективному исследованию (общее, гинекологическое) и дополнительным методам исследования.

Правильное применение методов обследования гинекологических больных, своевременное, и по показаниям, использование дополнительных методов исследования дают возможность поставить правильный диагноз.
Дайте ответы на вопросы:

1. Для чего необходим опрос больной?

2. Какие особенности гинекологического сбора анамнеза?

3. Какова роль возраста пациентки в диагностике гинекологических заболеваний?

4. Какие общие методы обследования Вы знаете?

5. Что относятся к гинекологическим методам обследования?

6. Какие эндоскопические методы применяются для обследования гинекологических больных?

7. С какой целью применяют определение функциональных тестов диагностики?

8. Какие лабораторные методы применяют в гинекологии?

9. Какие лучевые методы исследования применяют в гинекологии?
Основная часть:

  1. Индивидуальный опрос по теме;

Дайте исчерпывающие ответы на вопросы:

- Перечислите методы обследования в гинекологии.

- Какое значение для диагностики имеет опрос пациентки

- На что обратить внимание при опросе паспортной части и значимость их?

- Какую роль играет анамнез менструальной и детородной функции?

- Какие методы общего обследования Вы знаете и какова их значимость для диагностики гинекологических болезней?

- Гинекологические методы обследования, применяемые в диагностике?

- Какие Вы знаете инструментальные методы и их значение в диагностике гинекологических болезней?

- С какой целью и как проводится исследование молочных желёз?

- Дополнительные методы исследования в гинекологической практике; какова цель и значение?

- Лабораторные методы:

а) бактериоскопическое исследование

б) цитологическое

в) гормональная кольпоцитология

- Инструментальные методы:

а) инвазивные

б) неинвазивные

- Лучевые методы (ГСГ, МСГ, биконтрастнаягинекография) УЗИ

2. В группах по два человека заполните амбулаторныекарты, паспортную часть, анамнез соберите, поставьте предположительный диагноз и составьте план обследования.

3. Ознакомиться с инструментами, которые необходимы для гинекологического исследования: набор для пункции заднего свода влагалища; набор для диагностического выскабливания матки;

- На фантоме (по алгоритму) отработать влагалищное исследование.

- Ознакомьтесь с графиком базальной температуры.

-Заполните менструальный календарь.

- Решить (по три человека) ситуационные задачи.
3. Заключительная часть:

Вы получили итоговые тесты по теме. Отвечайте на вопросы теста. Сделайте в дневниках необходимую для Вас информацию.

Послушайте комментарий преподавателя о занятиях и оценках вашей работы.

Запишите задание на следующие практическое занятие по теме; «Диагностика в акушерстве»

Гестозы: Аномалии родовой деятельности и таза. Акушерский травматизм.

Вопросы для подготовки:

  1. Гестозы. Влияние различных заболеваний на течение беременности и родов. Аномалии развития и заболевания элементов плодного яйца. Невынашивание и перенашивание беременности.

  2. Аномалии родовой деятельности и таза. Поперечные и косые положения плода. Разгибательные положения плода.

  3. Акушерский травматизм. Послеродовые гнойно- септические заболевания.

Литература для подготовки.

  1. Словянова И.К., «Акушерство и гинекология», Ростов – на – Дону «Феникс» 2010 год.

Страницы: 173-195, 205-215, 229, 232-238.

Страницы: 255-262, 250-254, 156-163.

Страницы: 271-279.

  1. Гуськова Н.А., «Акушерство» М. ГЭОТАР – Медиа, 2008год.

  2. Радзинский В.Е., «Акушерство» М. ГЭОТАР – Медиа, 2008год.

  3. Дзигуа М.В., Скробушевская А.А., «Акушерство» М. ГЭОТАР – Медиа, 2008год.


Тема «Методика обследования гинекологических больных»

1. Из каких отделов производится забор материала на степень чистоты влагалища?

а. уретра

б. цервикальный канал

в. боковой свод влагалища

г. передний свод влагалища

д. задний свод влагалища

е. прямая кишка

2. Из каких отделов производится забор для бактериоскопического исследования?

а. уретра

б. боковой свод влагалища

в. передний свод влагалища

г. задний свод влагалища

д. прямая кишка

е. цервикальный канал

3. В чем заключается физиологический метод провокации?

а. взятие мазков после месячных в течении 3-х дней

б. взятие мазков во время месячных на 2-3-4 день

в. взятие мазков после обработки нитратом серебра

г. взятие мазков после введения гоновакцины

4. Назовите химические методы провокации

а. введение гоновакцины, взятие мазков

б. назначение диатермии, взятие мазков

в. взятие мазков во время месячных

г. обработка водным раствором люголя, взятие мазков

д. введение пирогенала, взятие мазков

5. Какую цель предусматривает собой цитологический метод исследования?

а. оценка функциональной активности яичников

б. определение наличия атипических клеток

в. определение специфического возбудителя

6. В каких случаях применяется пункция заднего свода?

а. перед диагностическим выскабливанием

б. при подозрении на наличие свободной жидкости в брюшной полости

в. с целью уточнения внематочной беременности

7. Метод кольпоскопии способствует:

а. выявление ранних форм предопухолевых состояний шейки матки

б. выбор участка для прицельной биопсии

в. контроль заживления шейки матки в процессе лечения

г. выявление на ранних стадиях рака тела матки, яичников

8. Назовите степени чистоты влагалища (1,2,3,4)

а. плоский эпителий, палочки, реакция кислая

б. палочек меньше, эпителий единичный, кокки, лейкоцитов до 25

в. палочек мало, бактерии, много лейкоцитов больше 25

г. палочек нет, патологическая флора, гонококк, трихомонада, лейкоцитов много или

сплошь

9. С какой целью проводится зондирование полости матки?

а. измерение длины полости матки

б. определение конфигурации, полости рельефа стенок матки

в. определение длины и проходимости цервикального канала

г. определение срока беременности

10. С какой целью применяется диагностическое выскабливание полости матки?

а. диагностика циклических изменений эндометрия

б. диагностика патологических процессов эндометрия

в. обнаружение остатков плодного яйца

11. Каким термином называется отсутствие влагалища.'

а. аплазия

б. гипоплазия

12.Назовите, в чем проявляется общая реакция организма на введение гоновакцины?

а. недомогание, высокая температура, слабость, боли в суставах

б. повышение АД и тахикардия

в. уменьшение боли

г. усиление выделений

13.Местные реакции на введение гоновакцины

а. уменьшение выделений

б. усиление выделений

в. усиление боли в очаге поражения

г. гиперемия и боль в месте инъекции

14.Через какое время берут мазки после искусственной провокации?

а. через 24, 48, 72

б. сразу после проведения провокации

15. Назовите тесты функциональной диагностики

а.бактериоскопическое исследование мазков

б. феномен зрачка, кристаллизация цервикальной слизи

в. измерение ректальной температуры

г. кольпоцитологическая картина влагалищного мазка

д. биопсия эндометрия

е. содержание гормонов в плазме крови

16. Какие исследования проводятся при эрозии шейки матки?

а. взятие мазка на бактериоскопическое исследование

б.кольпоскопия

в. взятие мазка на атипические клетки

г. диагностическое выскабливание полости матки

д. применение биопсии по показаниям

е. гистеросальпингография

17. Назовите эндоскопические исследования, применяемые в гинекологии

а. кольпоскопия

б. лапароскопия

в. кульдоскопия

г. УЗИ

д. гистероскопия

е. гистеросальпингография

18.Какие рекомендации дадите больной перед бактериоскопическим исследованием

а. воздержание от половой жизни накануне исследования

б. не спринцеваться накануне исследования

в. не мочиться 2 часа до исследования

г. не принимать антибактериальных средств и сульфаниламидов

д. опорожнить мочевой пузырь перед исследованием

е. подмыться и произвести спринцевание слабым раствором перманганата калия

19.Назовите нормальную флору содержимого влагалища

а. кокки

б.диплококки

в. палочки

20.Назовите противопоказания при введении ВМС

а.острый, подострый воспалительный процесс женских половых органов

б. нарушение менструального цикла

в. патология шейки матки

г. операция по поводу внематочной беременности в анамнезе

Эталоны ответов по теме

«Методика обследования гинекологических больных»

1 д

2 а, д, е

3 б

4 г

5 б

6 б, в

7 а, б, в

8 а, б, в, г

9 а

10 а, б, в.

11 а

12 г, а

13 г

14 а

15 в, г, б

16 а, б, в,д

17 б, в, д

18 а, б, в, г

19 в

20 а, в, б

Алгоритм действия
измерения базальной (ректальной) температуры


Показания:

  1. Определение фаз менструального цикла, то есть для определения «плодных
    дней».

  2. При нарушениях менструального цикла.

Измерение базальной температуры производить в течение трех менструальных

циклов для получения более точных данных.

Выполнение манипуляции:

  1. Температура измеряется в прямой кишке в одно и то же время утром, в постели,не опорожняя мочевой пузырь и кишечник.

  2. Температура измеряется одним и тем же термометром.

  3. Смазав резервуар вазелином термометр, вводят в анальное отверстие за внутренний сфинктер.

  4. Время измерения 10 минут.

  5. Полученные данные записывают в виде графика.

Установлено, что:

  1. В первой половине менструального цикла, то есть в фолликулярную фазу, 6азалъная температура обычно ниже 37 С

  2. В середине цикла, за один день до овуляции, температура немного снижается.

  3. После овуляции, в фазе желтого тела, температура повышается на 0,6-0,8°С.

  4. За 1-2 дня до наступления менструации температура опять несколько снижается.

Приложение 3

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
ПРИ БИМАНУАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ


Бимануальное (двуручное) исследование проводят после осмотра в зеркалах. Левой
рукой раздвигают наружные половые органы. Два пальца (указательный и средний)
правой руки вводят во влагалище, оценивая состояние влагалища, затем оценивают
состояние шейки матки и сводов влагалища. Пальцы правой руки переводят в передний
свод, левую руку кладут на переднюю стенку живота и придвигают матку к правой
руке. Сближая обе руки, находят тело матки и определяют ее величину, форму и
консистенцию. Закончив пальпацию матки, приступают к исследованию придатков
матки. Для этого пальцы внутренней и наружной руки постепенно перемещают от
углов матки к боковым стенкам таза. В норме придатки не пальпируются, выделения в норме слизистые,бесцветные.


Фамилия, имя, отчество

«___»_______________________20______г.


Зачеркните дни ваших месячных

Без боли

С болью

Обильные

Скудные

Январь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Март 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Апрель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Июнь1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Июль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Август 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Сентябрь1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Ноябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Декабрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


















































































































































Ситуационные задачи

Задача 1 – 2

Больная А., 23 лет, обратилась к врачу с жалобами на на обильные бели из половых путей.

Составьте план обследования больной в условиях женской консультации.
Задача 2 – 2

Больная Б., 30 лет, обратилась к врачу с жалобами на задержку менструации на 4 недели.

Какие методы исследования необходимо назначить для установления диагноза?
Задача 3 – 2

Больная В., 53 лет, предъявляет жалобы на появление кровянистых выделений из половых путей через 6 лет после прекращения менструаций.

Какие обязательные и дополнительные методы исследования необходимо выполнить у данной больной?

Похожие:

Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Пм 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Образовательное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального...
Министерство здравоохранения иркутской области образовательное государственное бюджетное учреждение
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Дума города братска
Российской Федерации, Комплексной программой социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы, утвержденной решением...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Кгбпоу «вбмк» от 31 мая 2016 года №163-о положение об учебно-методическом сопровождении
Разъяснениями министерства образования и науки РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин и модулей начального профессионального...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Якутский медицинский колледж
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Рабочая программа производственной практики студентов гбоу спо (ссуз)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования (ссуз) магнитогорский медицинский колледж...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Учебное пособие рязань 2015 Государственное бюджетное образовательное...
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова»
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Рабочая программа производственной практики студентов гбоу спо (ссуз)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования (ссуз) магнитогорский медицинский колледж...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04Фармакология по специальности...
Лечебное дело и программы «Фармакология», разработанной преподавателем высшей квалификационной категории Государственного автономного...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Отчет о самообследовании Государственного образовательного
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Энгельсский медицинский колледж» (гоуспо эмк)...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Профессиональная деятельность медицинской сестры кабинета лечебной физкультуры в неврологии
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Учебное пособие раскрывает основные понятия, которые должны знать...
«Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon Высшего профессионального образования «кубанский государственный...
Тлиш М. М., Карташевская М. И., Глузмин М. И., Лебедев П. В., Ларин Ф. И., Жукова Л. А волошин Р. Н.; под редакцией В. В. Лебедева;...
Профессионального Образования «Государственный медицинский колледж г. Братска» icon «уфимский государственный колледж радиоэлектроники»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск