Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов


Скачать 338.12 Kb.
Название Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
Лисун Н.М., к.п.н.

Комплексная программа экологического образования и воспитания

на базе МОУ СОШ № 121

для IX - XI классов

В связи с острейшими экологическими проблемами, в наши дни, одной из основных задач общеобразовательных учреждений является обеспечение своим выпускникам необходимых знаний и умений, на основе которых формируется экологическое мышление и культура.

Экологическое образование - особая образовательная область, призванная реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия её сохранения, интересы и потребности не только здравствующих поколений, но и будущих.

Однако, отсутствие в базисном плане школы предмета экологии, затрудняет решение обозначенных выше задач. Таким образом, на наш взгляд, содержание образовательной области “Экология” может быть реализовано в учебном плане общеобразовательной школы путем введения экологического практикума в 9 - 11 классах, а также с помощью деятельности научно-исследовательской группы по проблеме “Мониторинг реки Миасс в черте г. Челябинска” и кружка “Школа - “Ботанический сад””.
Экологический практикум для 9 - 11 классов

(102 ч., 1 ч. в неделю)

Важнейшая форма экологического образования учащихся - практическое участие их в той или иной экологической деятельности, поэтому на наш взгляд, такая форма обучения является оптимальной.

В условиях отсутствия курса экологии в инвариантной части учебного плана целью экологического практикума является познакомить учащихся с основными закономерностями взаимоотношений живых организмов с окружающей природой, спецификой механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях, а также рассмотреть фундаментальные экологические законы и социальные закономерности.

Обязательным условием проведения экологического практикума является закрепление теоретических вопросов с помощью лабораторного практикума.

Данный практикум для учащихся 9-х классов является курсом по выбору, и обязательным для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля. Введение практикума с 9 класса способствует профессиональной ориентации учащихся.

В рамках экологического практикума предполагаются лекционные, семинарские, лабораторно-практические занятия, а также организация экспедиций, экскурсий и конференций. Выделенные в программе практические работы выполняются в летнее время в ходе полевых экспедиций. По итогам летних экспедиций оформляются дневники полевых практик.

Программа практикума

IX класс

Введение (1 ч)

Экология как наука. Необходимость экологических знаний для человека.

Основные среды жизни и адаптации к ним организмов (24 ч)

Факторы среды. Общие закономерности их действия на живые организмы. Наземно-воздушная среда. Свет, как экологический фактор. Экологические группы организмов в связи со световым режимом местообитания. Вода, как экологический фактор. Экологические группы организмов в связи с водным режимом местообитания. Вода как среда жиэни. Экологические группы гидробионтов. Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных.

Практические работы:

- Экологические группы организмов в связи со световым режимом местообитания.

- Экологические группы организмов в связи с водным режимом местообитания.

- Экологические группы гидробионтов.

Принципы экологической классификации организмов (8 ч)

Жизненные формы организмов. Жизненные формы растений по К.Рауенкиеру и И.Г.Серебрякову. Жизненные формы животных.

Практическая работа:

- Жизненные формы растений по К.Рауенкиеру и И.Г.Серебрякову.
X класс

Популяции (12 ч)

Понятие о популяции в экологии. Популяционная структура вида. Биологическая структура популяций. Половая структура популяций. Возрастная структура популяций. Пространственная структура популяций растений и животных. Динамика популяций. Гомеостаз популяций.

Лабораторные работы:

- Основные этапы онтогенеза растений.

- Возрастная структура популяций растений.

Практическая работа:

- Сравнение показателей жизнеспособности особей одного вида на территории Шершневского бора и в окрестностях Электролитно-цинкового завода.

- Аутэкологическое обследование растений на территории Шершневского бора и в окрестностях Электролитно-цинкового завода.

Биоценозы (11 ч)

Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза. Экологическая структура биоценоза. Отношения организмов в биоценозах. Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин. Коменсализм. Мутуализм. Нейтрализм, аменсализм. Конкуренция. Экологическая ниша. Регуляция численности популяций в биоценозах.

Лабораторная работа:

- Биоценоз и его признаки.

Экосистемы (11 ч)

Понятие об экосистеме. Учение о биогеоценозах. Поток энергии. Биологическая продуктивность экосистем. Динамика экосистем. Циклические изменения. Нециклические изменения.

Практические работы:

- Определение встречаемости растительных видов в изучаемом сообществе.

- Сравнение видового состава растений на двух ключевых участках.
XI класс

Биосфера (6 ч)

Понятие о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество. Геохимическая работа живого вещества. Стабильность биосферы. Биогеохимические циклы элементов. Круговорот азота в биосфере. Круговорот фосфора в биосфере. Круговорот углерода в биосфере. Второстепенные элементы в биосфере. Стронций-90 и цезий-137. Ртуть. Воздействие химического компонента абиотического фактора на живые организмы.

Лабораторная работа:

- Биодиагностика почвенных микро- и макроэлементов.

Экологические проблемы атмосферы (8 ч)

Строение, состав и изменения атмосферы. Изменение климата - следствие “парникового эффекта”. “Озоновый щит” и “озоновая дыра”. Загрязнители тропосферы. Оксиды серы. “Кислотные дожди”. Оксиды азота. Фотохимический смог. Монооксид углерода. Экологические ловушки. Твердые взвешенные частицы.

Лабораторные работы:

- Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

- Снег - индикатор чистоты воздуха.

Экологические проблемы гидросферы (8 ч)

Чистая и грязная вода. Эутрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка. Металлы как загрязнители воды. Органические загрязнители воды.

Экскурсия:

- Очистные сооружения канализационных стоков города Челябинска.

Экологические проблемы литосферы (8 ч)

Ресурсы. Пестициды. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.

Лабораторная работа:

- Кислотность почвы и методы ее определения.

Радиоактивность как загрязняющий фактор (4 ч)

Природа как источник радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией.

Литература:

Методическая литература

- Экологическое образование/ Методические рекомендации учителю биологии: В 4-х Т. - Челябинск, 1991.

- Методические указания к практическим работам по курсу “Общая ЭКОЛОГИЯ”/Сост. Строкова Н.П., Медведева Л.М., Тельной П.В. - Челябинск, 1997.

- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: 9 класс: Тематическое планирование. Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1995.

- И.Д.Зверев Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980.

- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. - М.: Новая школа, 1994.

- Экологический мониторинг: Сборник методических рекомендаций/Сост. Постникова Т.Ф. - Краснотурьинск, 1999.

Дидактическая литература

- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дилактические материалы. - М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

- Резанов А.Г., Колесова Е.В., Титова Е.В., Резанов А.А. Экология. Тесты. - М. “Издат-школа 2000”, 1999.

- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - Спб: Акцидент, 1998.

- Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия К0”, 1998.

- Алесеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: “Академия развития”, 1998.

- Алесеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания для учащихся 9-11 классов. - Спб.: СМИО Пресс, 1999.

- Басов В.М Сборник задач по общей, социальной экологии и природопользованию: Учеб. пособие / Ижевск, 1997.


Научно-исследовательская секция по проблеме “Мониторинг реки Миасс в черте г. Челябинска”

Пояснительная записка

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Ориентированность на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся, активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных ученических конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки построения схем, диаграмм.

В данном исследовании участвуют учащиеся 9-х классов по желанию и учащиеся 10-11-х классов химико-биологического профиля (20 часов в месяц). Так как тема исследовательской работы является коллективной, то важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя членом исследовательской группы, имел определенные обязанности перед ней и особую ответственность за результат своей работы.

Цель: расширить кругозор учащихся, повысить интерес к экологическим проблемам родного города.

Задачи: способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Этапы исследовательской работы

1. Подготовительный.

Учащиеся изучают литературу о реке Миасс, её современное экологическое состояние, определяют места отбора проб воды, знакомятся с методиками, по которым проводится анализ воды, с необходимым оборудованием, отбирают необходимые методики исходя из экологического состояния реки, заводят дневники. Так как, исследовательская группа разновозрастная, этот этап позволяет девятиклассникам вновь пришедшим в группу учиться у старших товарищей.

2. Экспериментальный.

В процессе ежемесячных экспедиций учащиеся проводят отбор проб воды в трех определенных точках, делают анализ по отобранным методикам, составляются таблицы, проводятся математическую обработку результатов, построение диаграмм, графиков.

3. Аналитический.

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей состояния реки в целом и изменения отдельных параметров воды в течении года. Составляются рекомендации и предложения по дальнейшему ходу анализа.

4. Отчетный.

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

- актуальность темы;

- цель и задачи исследования;

- литературный обзор;

- экспериментальная часть(описание методик исследования, постановки эксперимента, таблиц, диаграмм);

- выводы и предложения по работе;

- список литературы.

5. Информационно-практический.

Ознакомление коллектива школы с полученными результатами на школьной научно-практической конференции, выступление на городском и областном конкурсах “Вода на Земле”, на заключительном заседании НОУ, а также в печатных средствах массовой информации.

Параметры мониторинга реки Миасс

- определение рН;

- температура;

- растворенный кислород;

- ионы аммония, нитраты, хлориды, фосфаты;

- биоиндикация с использованием семя просо (соли тяжелых металлов).
Литература:

1. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. - М.: АГАР, 2000.

2. Методическое руководство по анализу природных и сточных вод. - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1973. - 189с.

3. Методическое руководство по биотестированию воды. - М.: Госкомприрода СССР, 1991. - 48 с.

4. Методы исследования качества водоемов / Под ред. А.П.Щицковой. - М.: Медицина, 1990. - 400с.

5. Новиков Ю.В., Ласточкина К.О., Болдина З.Н. Методика исследования качества воды водоемов. - М.: Медицина, 1990. - 400с.

Кружок “Школа - “Ботанический сад”

Основной целью работы этого кружка является воспитание экологически образованного человека. Занятия в кружке допускают участие детей разных возрастов с 6 по 11 класс.

Задачи, обеспечивающие продвижение к этой цели, определяют:

1. Зрительное и общее органолептическое воздействие на сознание ребенка образов различных растений, способных вызвать интерес к познанию конкретных систематических видов, что обеспечит обратную педагогическую связь между учеником, учителем и школой в целом, обеспечит понимание межпредметных связей.

2.Общее эстетическое воздействие ландшафтных композиций на сознание ребенка, вызывающее благоприятное эмоциональное состояние, радостное успокаивающее воздействие на психику, желание общаться с этой средой и ощущать её ценность, соединяющую внутреннюю экологическую сферу с внешней, ощущение общности человеческой субстанции с окружающей средой.

3. Развитие навыков обращения с живым растительным дикорастущим материалом: умение тиражировать растения, понимать сущность селекции и агротехники растений.

4. Развитие желания создавать собственным трудом ландшафтно-флористические композиции в жилой зоне, смягчающие жесткое давление на эмоциональную сферу факторов урбанизации. Эта задача приобретает особо важное значение, так как сеть школ в городе, стране и во всем мире очень велика и дисперсно-равномерно распределена по территориям. Именно ботанические сады школ способны быстро решить проблемы эстетики и чистоты городских микрорайонов в г. Челябинске.

5. Возможность выращивания и размножения редких, лекарственных и исчезающих видов растений в сети школьных ботанических садов, быстро и эффективно восстанавливать их генофонд в природе.

6. Наличие в ботанических садах коллекций растений разных географических зон позволяет существенно и в короткий срок обогатить видовой состав региональной флоры большим количеством интродуцированных видов.

7. Возможность быстрого наращивания потенциала национальных кадров систематиков, селекционеров, ландшафтных архитекторов, врачей фитотерапевтов, фармацевтов, недостаток которых сегодня ощущается очень остро. Кроме того, если после окончания школы ученик изберает любую другую промышленную или иную специальность, экологическое сознание, воспитанное в школе и в ботаническом саду позволит ему стать проводником этого сознания в любой сфере деятельности и общественных отношений.

8. Предпосылки к воспитанию в детской среде патриотизма, что особенно важно в создавшихся естественно-исторических условиях.

Состав Ботанического сада

1. Коллекция тропических, субтропических культур и суккулентов “Зимний сад”.

2. Ландшафтно-географическая коллекция “Урал”.

3. Ландшафтно-географическая коллекция “Башкирское липово-дубовое сообщество”.

4. Ландшафтно-географическая коллекция “Театр тенелюбивых растений”

5. Коллекция “Розарий на крыше”.

6. Коллекция плодово-ягодных культур “Плодовый сад”

7. Экспериментально-опытный участок.

8. Коллекция Уральских сортов винограда “Вертикальное озеленение”
Содержание программы
Введение. Значение растений в интерьере. Цветоводство. Происхождение комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Покупка растений. Уход за комнатными растениями, использование их в интерьере. Экскурсия в цветочный магазин.

Почва. Роль почвы. Состав почвы. Условия ее хранения.

Удобрения. Внесение удобрений, подкормка комнатных растений. Приготовление почвенной смеси с внесением органического удобрения. Органические удобрения. Неорганические удобрения.

Гидропоника. Выращивание растений на питательной смеси. Закладка опыта.

Растительный террариум. «Бутылочные сады» – практический эксперимент. Растения в аквариуме.

Видовой состав растений. Экологические группы. Классификация и группировка растений.

Законы оформления интерьера живыми растениями.

Принципы размещения растений. Групповые посадки. Солитеры. Пропорции композиции. Ярусные посадки.

Цвет в создании фитокомпозиции. Гармоничные композиции. Контрастные композиции. Общий облик растения — еще одно выразительное средство. Виды с разным характером роста: прямостоячие, с полегающими или свисающими побегами и почвопокровные. Фон композиции. Растения на подоконнике. Растения на подоконнике. Растения – верхолазы, растения в кашпо. «Мексиканская горка». Что такое бонсаи?

Правила ухода за растениями разных экологических групп. Способы размножения растений. Прививки. Практическая работа. Сезонность в жизни растений. Растения зимой. Секреты полива. Закладка семян и клубней. Посадка финиковой пальмы. Практическая работа. Как вырастить лимон, ананас, хурму, кокос в комнатных условиях? Какие растения могут давать плоды? Разведение кактусов. Вредители комнатных растений.

Здоровье и растения в доме. Влияние табачного дыма на растения и здоровье человека. Комнатные ядовитые растения аллергены. Живые ароматизаторы. Выставка композиции «Растения и дизайн».

Озеленение школьного двора. Практическая работа.

Тематический план экологического практикума



Название темы

Содержание тем

Основные понятия

Темы для исследователь-ской работы

Экологический практикум IX класс

1.


2.

2.1.

2.2.

2.3.


2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.


3.

3.1.


3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Введение. 1ч


Основные среды жизни и адап-тации к ним организмов. 24ч
Факторы среды. Общие законо-мерности их действия на живые организ-мы. 2ч

Наземно-воздушная среда. Свет, как экологический фактор. 2ч.

Экологические группы организ-мов в связи со световым режи-мом обитания. 4ч.


Вода как экологический фактор. 2ч.

Экологические группы организмов в связи с водным режимом местообитания. 4ч.

Вода как среда жизни. 2ч.

Экологические группы гидробионтов. 4ч.


Температурный режим. 2ч.

Температурные

адаптации растений и животных. 2ч.

Принципы экологической классификации организмов. 8ч.
Принципы экологической классификации организмов. 1ч.

Жизненные формы организмов. 1ч.
Жизненные формы растений по К.Раункиеру. 2ч.

Жизненные формы растений по И.Г.Серебря-кову 2ч.


Жизненные формы животных. 2ч.

Предмет экологии. Ее разделы. История развития экологии как науки. Экологические “законы” Барри Комонера.


Среда обитания. Экологические фак-торы. Закон оптимума. Неоднозначность действия фактора на разные функции. Изменчивость и разнообразие ответ-ных реакций на действие факторов Среды у отдельных особей вида. Несов-падение экологических спектров отдельных видов. Взаимодействие факторов. Правило ограничивающих факторов.
Солнечная радиация. Действие разных участков спектра солнечного излучения на живые организмы.

Экологические группы растений по отноше-нию к свету и их адаптивные особен-ности. Свет как условие ориентации животных.

Влажность. Адаптации организмов к водному режиму наземно-воздушной среды.
Экологические группы растений по отношению к воде.

Водный баланс наземных животных.

Экологические зоны Мирового океана. Основные свойства водной среды. Плотность воды. Кислородный режим. Солевой режим. Температурный режим водоемов. Световой режим водоемов.
Экологические группы гидробионтов. Способы ориентации животных в водной среде. Фильтрация как тип питания. Сспецифика приспо-соблений к жизни в пересыхающих водое-мах.
Температурные границы существо-вания видов. Пути их приспособления к колебаниям темпера-туры.

Основные пути температурных адаптаций у растений животных.Правила К.Бергмана и Д.Аллена

Критерии экологических классификаций.

Морфологические адаптации как способ выживания и успешной жизнедеятельности организмов в обычных условиях.
Классификация растений по К.Раун-киеру.

Классификация растений по И.Г.Серебрякову.

Классификация жизненных форм животных.



Экология. Среда обитания. Био-сфера. Экологи-ческая система. Ноосфера. Популяционная экология. Гео-графическая экология. Про-мышленная экология. Хими-ческая экология. Экология рас-тений, живот-ных, человека.

Среда обитания. Адаптации. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы. Оптимум. Стенобионты. Эврибионты.

Прямая солнеч-ная радиация. Ультрофиолето-вые лучи. Видимая радиа-ция.
Светолюбивые. Тенелюбивые. Теневыносливые.
Пойкилогидри-ческие растения.

Гомойогидри-ческие растения.
Гидатофиты.

Гидрофиты.

Гигрофиты.

Мезофиты.

Ксерофиты.

Суккуленты.

Склерофиты.

Гигрофилы.

Ксерофилы. Мезофилы.
Нектон.

Планктон.

Нейстон.

Плейстон.

Бентос. Фитобентос.

Зообентос.

Гидатофиты. Аэрогидато-фиты. Гидрофиты.

Гипобиоз.
Криофилы.

Термофилы.

Анабиоз.

Пойкилотерм-ные. Гомойотермные. Гетеротермные.
Нехолодостой-кие. Неморозостой-кие.

Морозоустой-чивые. Нежаростойкие. Жаровыно-сливые. Жароустой-чивые.

Степень родства организма. Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Голозои. Сапрофаги. Фитофаги. Зоофаги. Некрофаги.

Жизненная форма организма.
Фанерофиты.

Хамефиты.

Гемикрипто-фиты.

Криптофиты.

Терофиты.

Биологические спектр.
Монокарпики. Поликарпики.
Фитобионты.

Эпигеобионты.

Стратобионты.

Геобионты.

Псаммоколим-

беты.



Экологические группы расте-ний в связи со световым режи-мом на терри-тории Шерш-невского бора.

Экологические группы растений в связи с водным режимом на территории Шершневского бора.

Экологические группы гидро-бионтов в рай-оне Шершнев-ского водохра-нилища.

Жизненные формы растенй по К.Раункиеру на территории Шершнвского бора.

Жизненные формы растений по И.Г. Серебря-кову на терри-тории Шершневского бора.

Экологический практикум X класс

1.
1.1.


1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.
2.
2.1.

2.2.

2.3.


2.4.
3.
3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

Популяции. 12ч.
Понятие попу-ляции в экологии. 1ч.
Основные при-знаки популяции. 2ч.

Популяционная, биологическая и половая струк-тура популяций. 2ч.
Возрастная структура попу-ляций. 2ч.

Пространственная структура популяций. 2ч.

Этологическая структура популяций. 2ч.

Динамика попу-ляций. Гомеостаз популяций. 1ч.


Биоценоз. 11ч.
Понятие о биоценозе.Видо-вая стркутура биоценоза. 2ч.

Пространственная структура биоценоза. 1ч.

Отношения организмов в биоценозах. 5ч.

Регуляция числен-ности популяций в биоценозах. Экологическая ниша. 2ч.
Экосистема. 11ч.
Понятие об экосистемах. 3ч.

Поток энергии в экосистемах. 4ч.
Биологическая продуктивность экосистем. 4ч.
Динамика экосистем. 2ч.



Определение популяции. Функции популяции.

Величина занимаемой территории. Число популяций внутри вида. Численность популяций. Плотность популяций. Рождаемость. Смертность. Тепм роста популяции.

Степень обособленности популяций. Классифи-кация популяций.

Возрастная струтура популяций у растений и животных.

Типы распределения особей в пространстве. Территориальное поведение животных.
Одиночный образ жизни. Семейный образ жизни. Колонии. Стаи. Стада. Эффект группы.
Причины колебаний численности в попу-ляции. Автоматическое саморегулирование популяций.


Определение биоценоза. Видовой состав биоценозов. Показатели оценки роли отдельного вида в видовой структуре биоценоза

Надземная и подземная ярусность в фитоценозе. Мозаичность в фитоценозе.
Классификация взаимоотношений организмов в биоценозе.

Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин.


Концепция экологической ниши. Колебания численности популяций - авторегулируемый процесс.


Понятие об экосистемах. Учение о биогеоценозах.

Цепи питания в экосистемах.
Первичная и вторичная продукция. Правило экологической пирамиды. Распределение биологи-ческой продукции.


Циклические изменения. Поступательные изменения. Причины возникновения сукцессий. Типы сукцессионных смен. Процесс сукцессии.



Популяция.

Гомеостаз популяции.
Численность.

Плотность. Рождаемость. Смертность. Темп роста.

Ареал.

Панмектичес-кие популяции.

Клональные популяции.

Клонально-панмиктичес-кие популяции.
Возрастной спектр.


Ценопопуляция Микроцено-популяция.

Колония.

Стая. Стадо.

Эффект группы.

Биоценоз.

Биоценотичес-кая среда. Биотоп.

Обилие вида.

Частота встречаемости.

Степень доминирования
Ярусность.

Фитогенная мозаичность.

Трофические связи.Топичес-кие связи.

Форические связи.Фабри-ческие связи. Зоохория. Форезия. Хиш-ник. Парази-тизм. Комменсализм. Мутуализм. Нейтрализм. Аменсализм. Конкуренция.
Экологическая ниша.

Продуценты.

Редуценты.

Консументы.

Экосистема.

Биегеоценоз.
Цепь питания.

Трофический уровень.

Цепи выедания.

Цепи разложения.
Экологическая пирамида. Первичная валовая продукция.

Вторичная продукция.
Дигрессия.

Сукцессия.

Климакс.




Подсчет ин-дексов плот-ности для определенных видов расте-ний.

Сравнение возрастной структуры популяций растений на территории Шершнев-ского бора и в окрестностях электролитно-цинкового завода.


Биоценоз соснового бора и его признаки.

Изучение сукцессии простейших в водных культурах.

Экологический практикум XI класс

1.
1.1.

1.2.

1.3.


2.


2.1.

2.2.

2.3.


2.4.


2.5.

2.6.

3.


3.1.

3.2.

3.3.

3.4.
3.5.

4.


4.1.


4.2.

4.3.

5.


5.1.

5.2.

Биосфера. 6ч.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. 2ч.

Стабильность биосферы. Биогеохимические циклы элементов. 3ч.

Второстепенные элементы в биосфере. 1ч.
Экологические проблемы атмосферы. 8ч.
Структура и состав атмосферы. 1ч.


Парниковый эффект. 1ч.
Химические превращения в атмосфере. 2ч.
«Озоновый щит» и «озоновая дыра». 1ч.
Кислотные дожди. 2ч.
Фотохимический смог. 1ч.


Экологические проблемы гидросферы. 8ч.
Чистая и грязная вода. 1ч.


Эутрофикация водоемов. 1ч.
Сточные воды и их обработка. 2ч.
Метаплы как загрязнители воды.

2ч.


Органические загрязнители воды.

2ч.


Экологические проблемы литосферы. 8ч.
Ресурсы. 2ч.


Пестициды. 3ч.

Удобрения. 3ч.

Радиоактивность как загрязняющий фактор. 4ч.
Природа как источник радиации. 2ч.

Типы биологических повреждений, вызываемых радиацией. 2ч.



Понятие о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество. Геохимическая работа живого вещества.

Круговорот азоты в биосфере. Круговорот фосфора в биосфере. Круговорот углерода в биосфере.

Стронций – 90, цезий – 137. Ртуть. Воздействие их на живые организмы.
Структура атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Перенос загрязнений в атмосфере.
Поглощение и переизлучение Землей солнечной энергии. Изменение климата – следствие «парникового эффекта».
Фотодиссоциация. Ионизация. Реакции ионов в атмосфере.
Озоновый слой, его расположение в атмосфере. Источники синтеза озона в атмосфере. Причины разрушения озонового слоя.

Роль оксида серы и оксидов азота в образовании кислотных дождей. Источники оксида серы и оксидов азота в атмосфере.
Механизм возникновения фотохимического смога. Причины его возникновения.
Источники загрязнения водных экосистем.


Причины и этапы эутрофикации водоема.
Методы очистки сточных вод.
Ртуть, свинец, кадмий. Источники загрязнения. Токсичность. Меры борьбы с загрязнением.

Хлорорганические соединения. Фосфорорганические соединения. Поверхностно-активные вещества. Нефть.

Источники загрязнения. Токсичность. Меры борьбы с загрязнением.
Топливные и энерге-тические ресурсы. Ресурсы металлов. Ресурсы неметаллов.

Классификация пестицидов. Их химичес-кие и биологические свойства.
Органические и минеральные удобрения. Регуляторы роста и развития растений.
Виды радиоактивного распада. Типы излучений и их влияние на живые организмы.


Физический тип биологических повреждений. Химический тип биологических повреждений.



Биосфера.

Живое вещест-во. Костное вещество. Биогенное вещество. Биокостное вещество.
Биологическая фиксация азота. Денитрофикато-ры.

Лимитирующий фактор.
Токсичность.


Атмосфера. Тропосфера.

Силикоз.

Аллерген.
Парниковые газы.
Фотодиссоциа-ция. Ионизация.

Озон.

Хлорфторугле-роды. (Фреоны)
Дефолиация.

Фотохимичес-кий смог.


Биохимическая потребность в кислороде. (БПК)
Эутрофикация.

Коагуляция.

Коагулянты.
Аддитивность.

Синергизм.

Антисинергизм.

Антогонизм.

ПАВ.

Индекс использования резервов (ИИР)
Инсектициды.

Гербициды.

Фунгициды.

Ауксины. Гиббереллины. Цитокинины.

α-распад.

β-распад.

Электронный захват. Спонтанное деление.

Рентгеновское излучение. Гамма- излучение.
Радиочувстви-тельность.

Рад.




Биодиагности-ка почвенных микро- и мак-роэлементов.

Снег – индика-тор чистоты воздуха.

Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

Биоиндикация загрязнения водоема по проросткам семян просо.


Оценка эколо-гического состояния поч-вы по соле-вому составу водной вытяжки.

Проведение солиологичес-ких опросов по проблемам окружающей среды.

Похожие:

Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Рабочая программа по физической культуре в 1 классе составлена в...
Моу сош п. Пашково, в соответствии с учебным планом моу сош п. Пашково, в ней учтены изменения, согласно приказу Министерства образования...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов...

Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся Программа...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Проект создания единого информационного образовательного пространства...
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов составлена...
РФ), основной образовательной программы образовательного учреждения (моу «Журавлевская сош»), авторской программы Кузовлева В. П....
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Рабочая программа по предмету «Иностранный язык» для 5-9 классов р п. Гидроторф
Рабочая программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Моу «Лихославльская сош №2»
Моу «Лихославльская сош №2» – пилотная площадка по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Рабочая программа «Подвижные игры» в рамках фгос для 2-4 классов Общеразвивающее направление
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В. И. Лях и А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г.,...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
России, планируемых результатов начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon «Утверждаю» Директор моу «сош №72»
Моу «сош №72» по действиям в ситуациях, требующих повышенной бдительности, и при чрезвычайной обстановке
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Справочник по профессиональным образовательным организациям для поступающих...
Куда пойти учиться в Алтайском крае в 2017 году. Справочник по профессиональным образовательным организациям для поступающих на базе...
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Муниципального образования город краснодар
Комплексная программа организации отдыха и летней занятости детей мбоу сош №35 «Ключ к успеху»
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Ученица 8 класса моу сош №19 П. Алонка учитель биологии Шевлякова О. Ю
Выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Основная образовательная программа основного общего образования моу «сош №23»
Общие положения
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Информация о медицинском кабинете в моу «сош с. Демьяс» на 2014-2015 учебный год
Наличие медицинской аптечки а моу «сош с. Демьяс» для оказания первой медицинской помощи (состав)
Комплексная программа экологического образования и воспитания на базе моу сош №121 для IX xi классов icon Положение о Центре научно-методического сопровождения математического...
Центр, цнмс создается на базе моу сош №8 г о. Отрадный Самарской области как профессиональное сообщество учителей математики, физики...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск