Скачать 1.45 Mb.
|
3 От автора История мирового искусства – учебная дисциплина, требующая от студентов знания общей истории, культурологии, философии, без которых содержание и значение искусства не могут быть осмыслены в полной мере. Объём материала, который предстоит освоить, также очень велик. Предлагаемое учебное пособие даёт краткое изложение только необходимого минимума информации, но может служить достаточно надёжной основой для самостоятельной работы каждого студента. Можно порекомендовать использовать данное пособие для того, чтобы в обширных, часто многотомных учебниках по искусствознанию и истории искусства находить главное, а также наиболее интересное для себя. Изучение истории искусства предполагает не только освоение минимума знаний, но и выработку теоретически обоснованного художественного вкуса. Учебное пособие рассчитано на то, чтобы помочь в этом сложном процессе. Учитывая повышенный интерес к музыке, а также дефицит теоретических сведений об этом виде искусства у молодёжи и состояние дел в сфере молодёжной культуры, автор счёл необходимым включить в пособие специальный раздел, посвящённый основам теории музыки в надежде на то, что этот вид искусства будет лучше понят студентами. Понятие искусства. Специфика искусства как способа художественного освоения действительности Искусство – это самосознание культуры, т.е. оно воссоздаёт содержание и строение каждого её исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т.д. состояния. Искусство – есть результат (и процесс) художественной деятельности человека. “Художественное” - это тоже многозначное понятие: - оно может быть истолковано как “придуманное”, не реальное “вымышленное”; - оно может истолковываться как оппозиция понятию “научное”; -“научное” - “научно-популярное”-“художественное” (фантастика в литературе может “опережать”науку в жизни, открытия науки в целях популяризации могут быть представлены в занимательном, упрощённом, но не в художественном стиле, ключе); -“художественное” может быть истолковано как “смоделированное”, “воссозданное”, ”сотворённое”. В этом понимании термина “художественное” заключён особый смысл: художественная деятельность – это деятельность моделирующая, т.е. познавательная. Следовательно, искусство – это одна из форм освоения мира. Художественная деятельность никогда, даже в глубочайшей древности, не была вызвана необходимостью (Гнедич С.) - это проявление свободной воли человека, его творческого потенциала. Эта деятельность обязательно предполагает желание (волю) создать нечто совершенное, прекрасное, красивое, т.е. художник – творец (от дикаря-ребёнка до гения в любую эпоху истории человечества: всегда, творит по законам красоты или по эстетическим законам). “Эстетическое” (греч. слово): 1.“Эстетическое” – чувственно воспринимаемое, т.е. зрением, слухом. 2.“Эстетическое”- это особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Оно предполагает, прежде всего, созерцание отдельных предметов, (единичного), которые постигаются как нечто завершённое и целостное. “Целостность” - это трудно определяемое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на предмет, которое порождает общее впечатление. “Целостность” есть состояние самодостаточности, завершённости, индивидуальной полноты и неизбыточности. <�…> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его” (Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987, с.20). Такой предмет вызывает ощущение необходимости в нём каждой детали. “Он максимально упорядочен и завершён” (Хализев. С.17), в нём ничего нельзя “ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже” (Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М., 1935, т.1, с.178). Эстетическое созерцание имеет миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетически, человек силой непосредственного чувства, не прибегая к логическим процедурам, прозревает его значимость для себя. Эстетическое созерцание имеет два аспекта: - объективный – предметный; - субъективный – эмоциональный. Следовательно, оно может осуществляться как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и свойств воспринимающего сознания. Эстетическое созерцание следует отличать от моральной оценки, религиозных переживаний, от утилитарных оценок, а также от научного познания, сопряжённого с интеллектуальной деятельностью. Это связано с тем, что искусство, наука, религия, мораль – разные формы общественного сознания. И вообще сознания как отражения действительности. Каждая из форм специфична во всех отношениях, но это относится к философской проблематике и нами здесь не рассматривается. Важно понимать, что существуют две формы освоение мира: понятийно-логическая и чувственно-образная. Вторая характерна для искусства, но они не существуют изолированно друг от друга: воображение, чувственное восприятие действительности необходимы учёному, но конечный результат его труда - это теоретическое, строго логическое построение – закон, который часто может быть выражен формулой или однозначной формулировкой, содержащей термины или научные понятия. Художнику кроме эмпирического опыта и воображения всегда необходимо точное знание (в разных видах искусства - разные знания искусства слова, архитектуры, кино), знание законов, действующих в той сфере искусства, точнее, художественной деятельности, в которой он самореализуется. Кроме того, художник должен знать что-то такое о человеке и о мире человека, что сделало бы его интересным для людей. Иначе самая искусная вещь останется только вещью, “поделкой”, но не произведением искусства. Конечным результатом труда художника является художественный образ. Это очень сложный, не до конца изученный феномен. Начнём с простого. Образ как феномен сознания и как чувственная (слуховая, зрительная) воплощённость представлений рассматривался многими учёными (Потебня А.А. Мысль и язык. Эстетическое и художественное. С. 259-267). Художественный образ – это чувственная воплощённость представлений (а не самих предметов), в создании которых принимает активное участие воображение автора. Автор не просто воспроизводит единичные факты, предметы и т.д., но сгущает, концентрирует существенные для себя стороны жизни с целью оценивающего осмысления. Начиная со второй половины 20 века этот процесс активно изучается с позиции семиотики (Лотман Ю.М. Семиотика. М., 1983). Основными понятиями семиотики являются “знак”, “знаковая система”, “семантика” и др. (Ч.Пирс 1837-1914 гг.-типология знаков). Художественный вымысел на ранних этапах развития искусства не осознавался, поскольку архаичное сознание не различало и не разграничивало правды исторической и правды художественной. Хотя даже древние народные сказки не выдавали себя за зеркало реальности. Аристотель в 9 главе “Поэтики” разграничивает эти понятия: (историк говорит о случившемся, поэт – возможном). Каждая следующая эпоха – эллинизм, Возрождение, классицизм, романтизм, реализм по-своему решали эту проблему (одну из самых сложных философско-эстетических проблем). Однако какое бы решение ни предлагали исследователи, искусство без вымышленных образов существовать не может. Д.С.Лихачёв предложил следующее её решение: формы первичной реальности воспроизводятся художником избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает внутренний мир произведения. При этом имеют место две тенденции художественной образности: условность и жизнеподобие (они взаимодействуют) (см. Хализев, с.117). Вывод. Искусство – это образная сфера культуры. Искусство – важнейшая автономная часть культуры, один из способов освоения мира человеком, одна из форм общественного сознания. Спецификой искусства является его ориентация на эстетическое освоение реальности. Эстетическая деятельность – специфическая деятельность. Предельная свобода человека возможна именно в эстетической деятельности, то есть “деятельности по законам красоты”. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия. Искусство в художественной культуре различных исторических эпох Исторические эпохи, в рамках которых будет рассмотрено искусство как элемент художественной культуры:
Не трудно заметить, что за пределами нашего внимания остался огромный пласт (пласты) искусства – это искусство Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Восточной Европы, Центральной Азии, народов Севера и т.д. Это объясняется тем, что невозможно охватить всё искусство, созданное человечеством за свою историю, в небольшом по объёму пособии. Русское искусство генетически и типологически связано с европейским в его византийском варианте и с европейским искусством Нового времени (Франция, Германия, Италия и др. страны), а в настоящее время отечественное искусство, как и всё европейское искусство, подвержено агрессивному натиску искусства США, а отчасти и афро-американского искусства. Европейское искусство выросло из Античности – этим и объясняется выбор предложенных для ознакомления типов художественной культуры и искусства. Искусство Древнего Египта представляет собой один из типов великого Восточного искусства, созданного древнейшими цивилизациями, и уходящего своими корнями в доисторические времена. Это искусство, возможно, вывело человечество из его “колыбели”- состояния первобытности. (Это ещё одна проблема не только и не столько нашего предмета, как целого ряда различных наук и философии). Мы, тем не менее, дополним наш перечень ещё двумя пунктами: 1. Синкретическое искусство первобытной эпохи. 2. Искусство Востока-Запада. Понятия “Восток” и ”Запад” в данном контексте имеют не хронологическое, не географическое, а типологическое содержание: О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанут Небо с Землёй на Страшный Господень суд. Но нет Востока и Запада нет, что – племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт? (“Баллада о Востоке и Западе” Редьярд Киплинг). Типологическая характеристика искусства Все искусства подразделяются на три большие группы: 1. Пространственные искусства. 2. Временные искусства. 3. Пространственно-временные. Эти три группы различаются способом материального бытия. Внутри каждой из этих групп можно назвать по несколько видов искусства, которые объединены способом материального бытия, но различаются: - знаковой, семантической природой, материалом, из которого создаются в них художественные образы (“языком”) – своей ролью в художественной культуре. К пространственным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, скульптура. Пространственные искусства незаменимы в создании образов, визуализации незримого (Репин. Портрет соседки по даче). “Наслаждаться одновременностью” – главная способность пространственных искусств. Пространственные искусства, создавая визуальные художественные образы, превратились в орган культурной памяти человечества. Виды искусства, относящиеся к этой группе, называют пластическими. Бернштейн Б.М. в статье “Пространственные искусства как феномен культуры” писал: «…колонна, статуя или картина пребывают, омываемые потоком времени, и это пребывание ограничено лишь долговечностью материала» (Искусство в системе культуры. Л., 1987, с.139). Однако пластические пространственные искусства способны (каждое в меру своих возможностей) воплощать и временные аспекты бытия. На протяжении истории пространственные пластические искусства, меняя свои позиции в художественной культуре, своё место среди других искусств, постоянно осуществляют функцию формирования культурного пространства и зримого выражения духовной сути многообразных культур. К временным искусствам относятся словесное искусство и музыка. Словесному искусству традиционно отдаётся первенство, поскольку оно пользуется универсальным средством – языком. Возможности человеческого языка огромны. Кроме того, “общедоступность” в пользовании языком рождает заблуждение, которое заключается в том, что литературу считают искусством, не требующим специальной подготовки для своего восприятия. Однако “язык” литературы – это особый язык, в нём материализуются результаты художественной деятельности писателя-творца (художника). Музыка – это искусство, в котором художественный образ материализуется в звуках – один из сложнейших видов искусства. И литературное и музыкальное произведение живёт во времени, и, будучи исполняемо неоднократно, оно остаётся самим собой и, в то же время, становится иным. К пространственно-временным видам искусства относятся искусство танца, театр, кино (телевидение, цирк, эстрада и т.д.). В разных видах пространственно-временного искусства обязательно воплощается принцип “здесь и сейчас”, но один из этих искусств, требуют “техники тела”, в них доминирует “обнаружение себя” (цирк), в других преимущественное значение приобретает “выражение собой”. Зрелищные искусства синтетичны по своей природе, хотя мера сложности в различных видах искусства может быть различной. Данное семейство искусств представляет собой открытую систему и находится в зависимости от технических возможностей, вообще от уровня развития техники в ту или иную эпоху. Прогресс искусства Шедевры искусства появляются там и тогда, где и когда традиция и новаторство “сходятся”. Прогресс искусства – это понятие условное и относительное, так как: - шедевры не стареют; - прогрессирует “технология производства продуктов художественной деятельности”; - расширяется сфера искусства, так как обогащается сознание человечества. Если “художественный продукт” не говорит уму и чувству ничего нового, то искусства нет. Произведение искусства – феномен, явление, позволяющее творцу- художнику что-то новое сказать, а зрителю – понять. Художник-гений нуждается в зрителе того же уровня и масштаба. Искусство прокладывает путь в познании человеком мира и самого себя. Человечество, следуя за творцами, “поднимается” всё выше и выше. Резюме: мир складывается из трёх реальностей: - натура – “первая реальность” – это мир без человека и без знания о нём; - культура – “вторая реальность” – это мир человека и то, что он сотворил; - искусство – “третья реальность” – это часть того, что человек знает о мире (натуре, культуре) и то, каким он хотел бы видеть мир. Искусство отражает мир в художественных образах. Художественный образ – это категория эстетики, восходящая к древнегреческому “эйдос” – блик, вид. Слово образ многозначно. Образ как конкретное представление, то есть отражение человеческим сознанием единичного предмета, явления, факта, события в их чувственно воспринимаемом обличии противостоит понятию, которое фиксирует общие, повторяющиеся свойства реальности. В этом смысле – образ представляет собой феномен сознания форму освоения мира. Образ – воспроизведённое представление, то есть чувственно воспринимаемая данность (в слове, в звуке, в красках, в движении, в пластической форме и так далее. Потебня А.А. Мысль и язык). Именно это значение понятия “образ” позволяет выделить образы фактографические, научно-иллюстративные и художественные. Художественные образы отличаются тем, что при их создании огромная, определяющая роль принадлежит творческому воображению, сознанию художника. Художественный образ включает в себя вымысел, то есть он не является полным аналогом реальности. “Душа в заветной лире”, - поэтическая формула А.С.Пушкина – фиксация того, что воображение – это не только стимул к творчеству, но “вообразимое”, что значит “вымышленное” – часть произведения, некая данность, присутствующая в созданиях искусства. В семиотике, науке о знаках, понятие художественного образа заменяется понятием “знак” (Ч.Моррис, Ю.Лотман “Избранные статьи в трёх томах”. Таллин 1993). Художественный образ – универсальный язык искусства, который сам может создаваться разными методами. Метод (древнегреческое – ‘путь, способ’) зависит от эпохи, её философских, религиозных, эстетических принципов; от технической оснащённости, от индивидуальных особенностей художника и т.д. Художественный метод – это система принципов, определяющих процесс создания произведения искусства. Художественные методы находятся в зависимости от художественного стиля или стилей эпохи. |
Учебное пособие для студентов и аспирантов естественнонаучных факультетов Предлагаемое пособие содержит краткое описание основных возможностей системы matlab. Приведены примеры использования системы и задания... |
Учебное пособие пенза 2015 пензенский государственный университет Учебное пособие предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, могут быть использованы неврологами, нейрохирургами и врачами... |
||
Учебное пособие по английскому языку казань 2017 Цель данного пособия – выработать у студентов навыки чтения и перевода текстов экологической тематики. Данное учебное пособие предусматривает... |
Руководство по эксплуатации Благодарим Вас за то, что Вы приобрели... Для того, чтобы в полной мере использовать все возможности данного изделия и свести к минимуму потери и ущерб, обязательно прочитайте... |
||
Учебное пособие по дисциплине Педагогика Казань, 2014 «Социология». Затронуты вопросы общей педагогики, теории обучения и воспитания, их основные принципы, методы и виды. Каждый раздел... |
Данное методическое пособие издается в соответствии с Соглашением... Пособие содержит материалы и лексику, которые могут быть необходимы при преподавании и использовании профессионально ориентированного... |
||
Дополнительного образования детей «дом детского творчества» кемеровского... Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, однако также могут быть полезны всем, кто хочет... |
Краткий курс грамматики английского языка учебно-методическое пособие... Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений неязыковых факультетов. Доступное изложение грамматического... |
||
Опыт и перспективы использования сети интернет в коммерческих целях учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для преподавателей-экономистов |
Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка.... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испанский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользоваться... |
||
Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка.... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испанский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользоваться... |
Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка.... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испанский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользоваться... |
||
Из истории чекмагушевского района республики башкортостан Впервые в научный оборот вводится большой объем фактического материала, который представляет значительный интерес не только в краеведческом... |
Учебное пособие по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Учебное пособие может быть использовано на практических занятиях осеннего семестра студентами отделений: 34. 02. 01 «Сестринское... |
||
Xvi культурология Учебное пособие предназначено для практических занятий по культурологии и самостоятельной работы. Успешное выполнение заданий требует... |
Учебное пособие по общественно-политическому переводу Издательство «Diplomacy and war». Пособие может быть рекомендовано для студентов, обучающихся на факультетах международных отношений и зарубежного... |
Поиск |