Скачать 247.53 Kb.
|
ПРОБЛЕМА 6 Неразработанность системы педагогического контроля Педагогический контроль Педагогический контроль – система проверки результатов познавательной деятельности учащихся, т.е. определение степени и качества достижения учебных целей. Общие требования к педагогическому контролю:
Педагогический контроль играет очень важную роль в управлении учебным процессом, выполняя функции оценочную (измерительную), корригирующую, обучающую и мотивационную. В зависимости от места и времени проведения педагогического контроля по ходу изучения дисциплины выделим три вида контроля: текущий, рубежный (промежуточный) и итоговый. Текущий контроль осуществляется преподавателем на этапе учебного процесса, когда учащийся осваивает виды деятельности или действия, которые определены как цели обучения. Его «временное место» – практическое занятие. Естественный исторически сложившийся ход учебного процесса (с точки зрения ученика!) можно представить следующим образом. До практического занятия учащийся готовиться по теме – это так называемая самостоятельная внеаудиторная работа, или самоподготовка. Чаще всего она состоит в ознакомлении с информацией – чтение учебника, конспектов лекций и пр., иногда студенту предлагается выполнить какие-то задания или решить задачи. Преподаватель должен проконтролировать, готовился ли студент дома к занятию. Поэтому первым этапом текущего контроля будет т.н. контроль исходного уровня подготовки к занятию по теме. Основная функция этого этапа контроля - мотивационная, поэтому, если у студентов уже имеется привычка обязательно готовиться к занятиям, его можно и не проводить. В ходе занятия преподаватель организует познавательную деятельность студентов с целью выработать у них определенные умения. Учащиеся выполняют соответствующие действия, а преподаватель контролирует, правильно ли они эти действия выполняют и, если необходимо, корректирует действия студентов. На этом этапе текущий контроль можно назвать контролем выработки целевых умений занятия (темы). Основная функция его – корригирующая, и отчасти обучающая. По завершении занятия преподаватель должен получить информацию об успешности изучения темы студентами – можно провести как бы третий этап текущего контроля, назовем его заключительный по теме. Функции этого этапа текущего контроля – оценочная, корригирующая, и только отчасти мотивационная и обучающая. Рубежный контроль проводится по завершению изучения раздела учебного материала дисциплины, иногда – нескольких разделов (модуля). Его основная функция – оценочная, но остальные функции тоже определяются. Итоговый контроль завершает изучение курса дисциплины, выполняя, прежде всего, функцию оценочную. Организационные формы проведения контроля разнообразны и в настоящее время определяются либо индивидуально самим преподавателем, либо кафедрами. Можно определять организационные формы рубежного и итогового контроля. При рубежном контроле используются такие формы, как коллоквиумы, контрольные работы, зачетные занятия и пр. Нормативные документы высшей школы (учебные планы) в настоящее время определяют форму проведения только итогового контроля. Их всего две – зачет и экзамен. Разница в оценочных шкалах. При проведении зачета используется оценка «зачтено» или «не зачтено» (как бы двух балльная шкала). Оценочная шкала экзамена – четырех балльная («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В настоящее время существует два метода педагогического контроля: экспертный и тестирование. Экспертный метод существует с незапамятных времен, и до двадцатого века был единственным. Процедура его проста – знатоки в своей области (один или комиссия) определяют, каков уровень подготовленности конкретного ученика. При этом нет никаких объективных критериев, используя которые эксперты могли бы доказать, что этот студент подготовлен на «отлично», а этот – «неудовлетворительно». И хотя общие рекомендации все-таки можно сформулировать, способ этот очень субъективен. К недостаткам его можно также отнести невозможность провести оценку освоения всего учебного материала из-за «малой скорости» работы эксперта. Тестирование в настоящее время заслужено становится все более популярным. Основными достоинствами этого способа являются его объективность, однозначность оценки, быстрота, технологичность возможность контроля всех обучаемых и по всему материалу. Разработана теория педагогических измерений, которая уже сейчас разработала очень хорошие рекомендации по проведению педагогического тестирования. По технике (технологии) проведения педагогического контроля можно выделить контроль: письменный, устный и с применением технических средств. Система педагогического контроля Вся система педагогического контроля должна строиться в соответствии с системой педагогических целей и их содержанием, т.е. со сквозной программой дисциплины. Системообразующий компонент для всех составляющих процесса изучения дисциплины - конечные цели (или цели первого порядка). На них будем ориентировать форму и содержание итогового контроля. Рубежный контроль должен соответствовать целям изучения раздела. Текущий контроль проводится при изучении темы на аудиторном занятии – это контроль исходного уровня подготовки студента к занятию, контроль над ходом выработки умений решать задачи, заключительный контроль по завершению занятия. Взаимоотношения целей, видов и методов контроля представлены на схеме 14.
Схема 1 . Система педагогического контроля в соответствии с целями изучения дисциплины Приводим пример разработки системы педагогического контроля дисциплины «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Система целей изучения дисциплины уже построена при разработке сквозной программы дисциплины. Теперь необходимо выбрать методы контроля и разработать контролирующие задания, адекватные по форме и содержанию целям. Текущий контроль целесообразно начать разрабатывать с целей четвертого порядка – целей самоподготовки к практическому занятию. Ориентируясь на уже определенные цели и тему занятия, отбираем содержание контроля исходного уровня (т.е. мы определяем, готовился ли студент к занятию или нет). Мы должны определить наличие у студента знаний границ, проекций, внешних ориентиров области, деления на более мелкие отделы, а также общие представления о послойной топографии, о расположении основных анатомических образований. Обязательно нужно составить контрольные задания с использованием сведений по топографии конкретных областей, изучаемых на занятии, для выявления знаний общих положений всей дисциплины (инвариантные понятия «граница», «ориентиры», «фасция», «клетчаточное пространство», «коллатеральное кровообращение», «хирургическая операция» и пр.). Адекватным методом этого контроля будет тестирование, позволяющее за короткое время определить уровень подготовленности всех студентов группы. Технологично использовать тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Правильность выполнения заданий легко и быстро может быть определена с помощью специальной карты ответов и трафаретов, а использование различных приемов при композиции заданий теста (подведение под понятие, логические связи и пр.) в сочетании с большим количеством предлагаемых ответов позволяет обеспечить валидность теста по содержанию. Количество тестовых заданий определяется эмпирически – на их выполнение в плане занятия целесообразно отвести 10-20 минут. Использование контролирующих компьютерных программ значительно облегчит работу преподавателя по обработке и анализу результатов, позволит увеличить количество заданий в тесте и повысить его надежность. В ходе занятия при решении задач преподаватель контролирует правильность выполнения действий и направляет ход решение. Контроль носит функцию корректирующую и выполняется экспертным методом – устное собеседование с экспертом (преподавателем). В конце занятия проводится контроль для выявления успешности достижения поставленных целей практического занятия (целей третьего порядка). Его удобно и эффективно можно провести методом тестирования. На практическом занятии студенты неоднократно обращались к информации по теме занятия: изучали препарат, определяя на нем расположение основных анатомических объектов, решали ситуационные задачи с применением сведений топографической анатомии и оперативной хирургии (как частных, так и общих). Поэтому нужно проверить еще раз знание важных положений топографической анатомии (границы, проекции, внешние ориентиры областей), знание частных сведений по топографии области, но особенно – умение решать задачи (это основная цель занятия). Тестовые задания необходимо составлять таким образом, чтобы они выявляли умение использовать знания (общие и частные) в выполнении логических действий – сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, классификации и пр. Например, для решения тестового задания Пункцию локтевого сустава рациональнее осуществить а) спереди б) сзади так как при этом будет соблюден принцип оперативного доступа в) максимальной близости к объекту г) оптимального косметического эффекта. студент должен знать топографию локтевого сустава (частное сведение об окружении сустава мягкими тканями), значение терминов хирургическая операция, оперативный доступ, а также принципы выбора и проведения оперативного доступа (общие положения). Результаты текущего контроля (контроль достижения целей четвертого и третьего порядков) должны быть проанализированы для внесения коррекции в учебный процесс. Например, большинство студентов группы неправильно выполнили определенное задание теста заключительного контроля на знание определения понятия «хирургическая операция». Это значит, что понятие студенты не усвоили (не знают формулировку определения или не умеют выполнять логическое действие подведение под понятие). При разборе результатов тестирования преподаватель может предложить студентам несколько аналогичных заданий для выполнения устно и ликвидировать это «неумение». Рубежный контроль по завершению изучения раздела рационально провести в два этапа: (1) тестирование и (2) собеседование по решению ситуационных задач Тест рубежного контроля проводится для определения успешности достижения учебных целей второго порядка (т.е. целей изучения раздела). Он составляется из тестовых заданий, выявляющих наличие у студентов знаний особенностей топографии области в целом (в нашем примере – области верхней конечности), общих принципов хирургических операций, проводимых в данной области, и обязательно общих положений всей дисциплины. Так как мы определили целью изучения дисциплины умение давать обоснование клиническим ситуациям (т.е. решать ситуационные клинические задачи) с использованием сведений по топографической анатомии и оперативной хирургии, то наличие этого умения мы тоже должны проконтролировать. Тестирование может выявить умение выполнять отдельные действия или операции, но не полное решение задачи. Поэтому, в ходе рубежного контроля, студент должен решить задачи устно. Задачи для контроля используются совершенно новые, не из задачника, или редактируются ситуации, описанные в задачнике, (студенты решали их на занятиях). Умение решать задачи оцениваются экспертным путем (преподавателем), т.е. проводится собеседование по задачам. При этом преподаватель может развить ситуацию, описанную в задаче, поставить дополнительный вопрос и пр. Эта форма контроля приближает действие к реальной клинической ситуации. Анализ результатов рубежного контроля также позволяет выявить пробелы в знаниях общих положений дисциплины, затруднения на определенных этапах решения задач или в решении задач определенного типа (например, на обоснование хирургической операции). Эти пробелы можно будет ликвидировать при изучении следующего раздела - «Область нижней конечности». Например, большое количество студентов неправильно выполнили тестовое задание на знание общих положений путей оттока лимфы. Следовательно при изучении следующего раздела необходимо будет больше решать задач с использованием этих положений. Итоговый контроль по дисциплине включает, по аналогии с процедурой проведения итоговой государственной аттестации выпускников, три этапа (1) контроль освоения мануальных хирургических умений, (2) тестирование и (3) собеседование по решению задач. Первый этап - контроль освоения мануальных хирургических навыков проводится методом экспертной оценки в конце цикла обучения. Выработка мануальных умений – процесс длительный, действие необходимо выполнять большое число раз. Поэтому список их в конечных целях органичен. Контроль проводится по билетам: студент выполняет указанные в билете элементарные оперативные действия и пр. Преподаватель оценивает по пятибалльной системе умение их выполнять. Второй этап – тестирование. Тест итогового контроля составляется для выявления уровня достижений конечных целей изучения всей дисциплины (уровня подготовленности). Согласно требованиям к системе педагогического контроля тест составляется адекватным конечным целям изучения всей дисциплины. Тестовые задания могут быть сгруппированы по разделам в соответствии с целями для удобства работы студентов и последующего анализа. Распространенная ошибка, которую допускают преподаватели при составлении тестов для экзамена – компоновка его из тестовых заданий банков текущего контроля. Необходимо учитывать, что задания по темам выявляют наличие частных сведений, а в конечных целях изучения дисциплины определены общие знания (знание понятий, классификаций, принципов и пр.) и вид деятельности обобщенный (общий метод решения задач). Поэтому содержание заданий должно быть строго ориентировано на конечные цели. Так, в экзаменационный тест нельзя включать задания на выявление частных сведений типа «бедренная артерия расположена в …», «сальниковая сумка ограничена следующими образованиями брюшины …», «способами резекции желудка являются …» и пр. Но можно дать задание на знание значения общего термина дисциплины или на отнесение операции к определенному классу. Например: Положение матки в брюшинном этаже малого таза – её скелетотопия 1 синтопия 2 голотопия 3 отношение к брюшине 4 Удаление воспаленного червеобразного отростка относится к хирургическим операциям лечебным 1 диагностическим 2 профилактическим 3 Третий (основной) этап - собеседование по решению задач - проводится в сессию. Составляются билеты из трех задач каждый. Задачи используются комплексные: при решении требуется обосновать как патологический процесс, так и хирургические операции. При компоновке билетов выбираются клинические ситуации в разных областях человеческого тела, также нужно варьировать и патологические процессы. Пример экзаменационного билета приведен в Приложении 6. На экзамене студент готовится по билету и потом беседует с преподавателем, устно излагая решение задачи с демонстрацией на анатомическом препарате. При оценке умения решать задачи нужно определить, следует ли студент алгоритму, правильно ли он оценил клиническую ситуацию, все ли общие положения и частные сведения он привел в обоснование, правильно ли он сформулировал само обоснование, как он ориентируется в препарате. Если студент выполняет составляющие действия неправильно или неполно, то преподаватель задает наводящие вопросы. Общая отметка за экзамен выставляется с учетом отметки за выполнения практических навыков. При проведении контроля его тестовую часть можно проводить с использованием компьютерных программ, что существенно облегчит подсчет и анализ результатов. Необходимо отметить, что композиция тестов для педагогического тестирования и интерпретация результатов тестирования с целью выявления уровня подготовленности каждого обучаемого требует использования математических методов и неоднократной экспериментальной проверки. Тесты, разработанные в ходе создания новой технологии, могут быть расценены только как первый шаг в научном подходе к разработке системы педагогического тестирования в ходе преподавания дисциплины. Основная наша задача – показать и доказать возможность создания именно системы тестирования. Экспертная оценка умения решать задачи определенного класса требует тщательной проработки своих критериев. Также недостаточен и уровень ее объективности. Предложенная схема оценки умения решать задачи также требует совершенства. Метод решения проблемы Экспертный метод педагогического контроля Если провести анализ всех методов контроля, используемых в педагогике в настоящее время, то их можно свести к двум: экспертный и тестирование. Экспертный метод существует с незапамятных времен, и до двадцатого века был единственным. Процедура его проста – знатоки в своей области (один или комиссия) определяют уровень подготовленности конкретного ученика, проводя с ним собеседование (или анализируя письменный вариант выполнения какой-либо контрольной работы). Серьезным недостатком этого метода является невозможность провести оценку освоения всего учебного материала из-за «малой скорости» работы эксперта. Но самый главный недостаток – отсутствие общепризнанных объективных критериев, используя которые эксперты могли бы доказать, что этот студент подготовлен на «отлично», а этот – «неудовлетворительно». Метод этот очень субъективен, но преподаватели пытаются найти объективные критерии измерения, так как только методом экспертной оценки можно диагностировать умение выполнять комплексную профессиональную деятельность. Экспертной оценке должно подвергаться умение выполнять деятельность, определенную целями обучения (темы, раздела, всей дисциплины) – решение профессиональных или познавательных задач. Приводим для примера один из вариантов критериев оценки умения выполнять умственное действие. «Отлично» - результат решения задачи правильный;
«Хорошо» - результат решения задачи правильный;
«Удовлетворительно» - результат решения задачи правильный (решена самостоятельно или с небольшой помощью эксперта);
«Неудовлетворительно» - задача решена неправильно (или результат правильный, но не используется алгоритм), подсказка эксперта не способствует правильному решению;
Ещё труднее сформулировать четкие критерии для оценки умений выполнять мануальные действия. Обычно рекомендуется учитывать правильность выполнения, следование алгоритму, степень автоматизации, скорость выполнения и пр. пример оценки выполнения мануальных действий дисциплины «Общий уход за больными». «Отлично»: - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке выполнения манипуляций; - действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции; - соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; - выдерживается установленный регламент времени; - рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; - все действия обосновываются. «Хорошо»: - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается к подготовке выполнения манипуляций; - действия выполняются последовательно, но неуверенно; - соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; - нарушается установленный регламент времени; - рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; - все действия обосновываются с уточняющими вопросами преподавателя. «Удовлетворительно» - рабочее место для выполнения манипуляций не полностью оснащается; - нарушена последовательность выполнения действий, действия неуверенные; - соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; - нарушается установленный регламент времени; - рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; - для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога. «Неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места; - невозможность самостоятельно выполнить манипуляции; - совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала; - нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами - действие не обосновывается. Педагогическое тестированиеТестирование в настоящее время заслужено становится все более популярным. Однако зачастую в практике медицинской школы тестирование используется не столько для реализации его положительных свойств, сколько как дань моде. При этом игнорируются современные рекомендации тестологии о форме тестовых заданий, содержание тестов не связывается с целями обучения, результаты почти никогда не обрабатываются математически. В итоге такого формального отношения только прибавляется бесполезной работы как преподавателям (они вынуждены составлять тестовые задания), так и студентам - они вынуждены помимо освоения учебного материала ещё и заучивать правильные варианты ответов в тестовых заданиях. Тестирование должно быть включено в систему обучения таким образом, чтобы не требовалось специально заучивать ответы к тестовым заданиям – если знания и умения сформированы, они адекватно диагностируются любым методом. Между тем уже четко определены преимущества этого метода измерения знаний и умений обучаемых: объективность, быстрота, технологичность, охват всего учебного материала, возможность использовать математические методы для обработки результатов. Тестирование в настоящее время используется как один из этапов итоговой государственной аттестации выпускников медицинских специальностей (и медицинских училищ, и вузов). Педагогический тест – система специально составленных заданий специфической формы, позволяющая по ответам объективно измерить на определенной шкале уровень подготовленности испытуемых в определенном разделе науки или практической деятельности человека. Используемые в педагогическом контроле тесты составляются из заданий в тестовой форме. Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в виде утвердительного предложения с неизвестным компонентом. Любое задание в тестовой форме состоит из известного компонента и неизвестного. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. Подстановка неправильного ответа ведет к образованию ложного высказывания, что свидетельствует о незнании студентом данного учебного материала или неумении им воспользоваться при решении задачи. В настоящее время тестология рекомендует использовать тестовые задания четырех форм:
Если задание в тестовой форме включено в тест, оно будет называться тестовым заданием. К тестовому заданию предъявляются ещё и некоторые дополнительные требования. При педагогическом тестировании первостепенное значение приобретает четкая определенность содержания области научных знаний – валидность теста по содержанию. Валидность теста по содержанию означает, что задания теста полностью охватывают в нужной пропорции все основные аспекты содержания «тестируемого» раздела науки или практической деятельности человека. Чтобы точно оценить уровень подготовленности обучаемого необходимо проверить правильность выполнения им бесконечного множества заданий (генеральная совокупность). Но реальный тест состоит из конечного количества заданий (выборка из генеральной совокупности). Вступают в действие математические законы статистики. Одной из математических характеристик теста является его надежность. Надежность теста – его свойство достаточно адекватно отражать генеральную совокупность и давать устойчивые результаты при повторном использовании его вариантов. Создание надежного и валидного по содержанию педагогического теста - обязательное условие эффективности применения тестирования в педагогическом контроле. Эта филигранная творческая работа под силу лишь опытным преподавателям, владеющим не только своим предметом, но и основными положениями педагогической тестологии. Общими требованиями к композиции заданий любой тестовой формы являются:
При составлении задания в тестовой форме стремятся к максимальной краткости, тщательно отбирая необходимую информацию (термины, символы, рисунки и пр.). Сведения как бы «спрессовываются», выделяется главное, принципиальное, общее, отсеивается мало нужная информация. Логическая форма высказывания является универсальным средством четкого выражения мысли человеком. Выполняя задание в любой тестовой форме, испытуемый превращает утверждение в истинное или ложное – это естественный процесс мышления. Поэтому задание должно всегда иметь утвердительную форму высказывания. Нельзя, например, использовать формулировки: «Все верно, кроме …»; «Для этого явления не характерно …». Четкая инструкция имеет большое значение в композиции заданий. Адекватная форме и содержанию задания, она позволяет довести до сознания испытуемых все требования к выполнению задания. В противном случае смысл задания будет не понят, что приведет к ошибочным ответам. Однозначными должны быть и смысл задания, и оценка его выполнения. В науке может существовать несколько мнений по проблеме, каждый преподаватель может иметь свою индивидуальную точку зрения на решение вопроса. В содержание заданий нельзя включать спорные ситуации. Или нужно договориться (например, преподавателям одной кафедры) и обучать студентов унифицированно. В противном случае возникают курьезные ситуации: тест, составленный одним преподавателем, выявляет «низкий» уровень подготовленности другого преподавателя того же предмета. Однозначность подразумевает также общие для всех заданий и всех испытуемых правила оценки результатов выполнения. Например, порядок начисления баллов. При составлении задания любой тестовой формы выполняются эти общие требования. Но каждая из четырех форм обладает и своей спецификой. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов Задание этой формы содержит несколько вариантов ответов, из которых один или несколько являются верными, остальные лишь правдоподобны. Правдоподобные, но неправильные ответы называют дистракторами. Количество предлагаемых вариантов ответом не регламентируется, минимальное количество – 2, максимальное зависит от содержания задания, но не должно входить в противоречие с требованием краткости. При оценке выполнения задания возможны варианты. Можно начислять:
Задания с выбором правильных ответов можно использовать для диагностики практически любых знаний (как общих, так и частных) и умственных практических умений. Задания открытой формы В задании открытой формы отсутствуют один или несколько элементов фразы, которые испытуемый должен вписать сам. Дополните фразуГрыжей живота называется патологическое состояние выхода анатомических образований из (БРЮШНОЙ)______ (ПОЛОСТИ)________ с сохранением целостности _(ПРАРИЕНТАЛЬНОЙ)__брюшины. При оценивании выполнения можно начислять:
Задания открытой формы можно рекомендовать для проверки знания формулировок определения понятий. В таком задании пропускаются ключевые слова определения. Количество пропущенных слов должно быть минимальным (лучше не более 3-х). Задания на установление соответствия При выполнении заданий этой формы нужно установить соответствие элементов одного столбца элементам другого. В правом столбце, из которого выбирают ответы, должны быть дистракторы. Столбцы должны иметь названия. В структуре задания обязательно должна присутствовать строка ответов. В задании может быть заложена такая ситуация, когда одному элементу левого столбца будут соответствовать несколько элементов правого. Также может быть и противоположная ситуация, когда одни элемент правого столбца будет соответствовать нескольким элементам левого. Установите соответствие
При оценивании выполнения можно начислять:
Задания на установление соответствия не технологичны, если не используются компьютерные программы, их трудно проверить. Однако они проверяют не только знания, но и умения. Также как и в заданиях с выбором правильных ответов при их выполнении может потребоваться от испытуемого выполнение умственных действий – логических операций. Например, подведение под понятие: Установите соответствие
Задания на установление правильной последовательности В задании этой формы устанавливается правильная последовательность уже известных элементов (фактов, событий, действий, процессов). В квадраты слева от названия этапа впишите его порядковый номер выполнения
При оценке выполнения рекомендуется начислять 1 или несколько баллов за правильное выполнение всего задания. Задания этой формы также не технологичны, трудны для проверки и оценки. Они могут выявлять только наличие знаний последовательности событий, явлений и пр., не могут диагностировать умения. Педагогическое тестирование является современным и прогрессивным методом педагогического контроля. При его проведении необходимо использовать задания в тестовой форме на определение у обучаемого не только знаний, но и умений – составлять задания в виде маленьких задач.Хотя тестированием можно довольно точно измерить уровень подготовленности в баллах, рекомендации по выставлению оценки ученику («отлично», «хорошо» и пр.) по результатам тестирования к настоящему моменту еще не разработаны. Общие рекомендации – уровень подготовки может быть определен как удовлетворительный, если суммарный балл испытуемого за выполнение теста составит 60-70% максимально возможного балла теста. В итоговом педагогическом контроле тестирование может применяться только как один из компонентов. Т.к. целями обучения в профессиональной школе являются комплексные профессиональные умения, уровень их сформированности можно определить только с помощью экспертной оценки преподавателем при собеседовании. А наличие у испытуемых мануальных умений вообще тестированием определить и измерить нельзя. Темой ВКР может стать систематизация средств педагогического контроля при преподавании учебной темы; приведение их в вид, соответствующих педагогическим требованиям. |
Тест 1 Чтение Время 90 минут инструкция в этом тесте 3 части (30 заданий) В первой части вам предлагается прочитать художественный текст и выполнить задания 1-10 |
Транспортное средство к вашей судьбе Он не должен представлять вашу пожизненную деятельность, иногда это может быть работа или временное назначение, которые приведут... |
||
В начале семидесятых прошлого столетия меня познакомили с удивительной... «подушку» для втыкания иголок или прижигали полынной сигарой. Но даже если все это и не так, и специалист владеет методом «Цзы-у-лю-Чжу»... |
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по английскому... При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный |
||
Разбуди в себе исполина К сожалению, чаще всего они этого не делают. Они чего-то выжидают, затем пытаются переделать неудачный результат, а чаще всего берут... |
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной... Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Для решения этой... |
||
Вопрос в тех поддержку гис жкх Подскажите, пожалуйста, в чем состоит суть понятия "Доля внесения платы, размер доли в %" (Excel-шаблон "Шаблон импорта лс", Лист... |
Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос... Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения9 |
||
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из... "Чтение" содержит 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из... |
Т. Я. Елизаренкова Гимны X, 1-191. Мандала X состоит из трех основных... Последняя часть, а именно ее конец, состоит из самых коротеньких гимнов, напоминающих иногда фрагменты. В содержании этой части наиболее... |
||
Тест по русскому языку №03-14 для поступающих на дневное обучение... Тест состоит из частей а и В. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.... |
Методические рекомендации студенту-заочнику экономического факультета 4 курса При этом необходимо иметь в виду, что вопросы носят ориентировочный характер и в ходе зачета или экзамена преподаватель может ставить... |
||
Инструкция по выполнению заданий Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в... |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных... Внеаудиторная самостоятельная работа планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по... |
||
Методические материалы студенту-заочнику юридического факультета... При этом необходимо иметь в виду, что вопросы носят ориентировочный характер и в ходе зачета или экзамена преподаватель может ставить... |
Образовательное учреждение республики башкортостан «салаватский медицинский... На I этапе олимпиады участникам предложено выполнить задания, на основе которых оцениваются знания теоретических основ по патологическому... |
Поиск |