Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 99.72 Kb.
Название Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тип Программа дисциплины
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ

Отделение ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Программа дисциплины
Современные объектно-ориентированные языки программирования
для направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавров

Автор: Носков А.А. (alexey.noskov@gmail.com)



Рекомендована секцией УМС

«Прикладная математика

и информатика»
Председатель

__________________ Кузнецов С.О.

«_____» __________________ 20___ г.

Одобрена на заседании кафедры

Анализа данных

и искусственного интеллекта
Зав. кафедрой

__________________ Кузнецов С.О.

«_____» __________________ 20___ г.

Утверждена УС факультета

бизнес-информатики
Ученый секретарь

__________________ Фомичев В.А.

« ____» ___________________20___ г.






Москва


I.Пояснительная записка

Автор программы


преподаватель А.А.Носков

Требования к студентам


Предполагаются базовые знания по дисциплине «Информатика и программирование», полученные на 1-2 курсах бакалавриата.

Аннотация


Объектно-ориентированная парадигма  одна из самых распространенных в современном программировании, она поддерживается большинством промышленных языков программирования, на базе нее построено огромное количество библиотек и приложений. В предлагаемом курсе рассматриваются основные принципы объектно-ориентированного проектирования и их применение на базе языка Java.

Первый модуль курса посвящен изучению языка Java и состоит из практических занятий по построению объектных программ в интегрированной среде разработки Eclipse. Во втором модулей предполагается изучение средств языка Java по построению графического пользовательского интерфейса, работы с базами данных и построению многопоточных приложений. Третий модуль посвящен выполнению практического задания. Полученные навыки будут полезны при выполнении выпускных квалификационных работ (на 4 курсе).

Учебные задачи курса


Основная задача курса – изучение принципов объектно-ориентированного программирования на примере языка Java:

  • Понимать основные концепции объектно-ориентированного программирования

  • Уметь писать программы на языке Java и использованием ее стандартной библиотеки;

  • Уметь использовать технологии языка Java для построения графических приложений и работы с реляционными базами данных;

  • Иметь представления об отличиях других объектно-ориентированных языков программирования.


II.Тематический план курса
«Современные объектно-ориентированные языки программирования»




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа










Лекции

Сем. и практика занятия




1

Основы языка и стандартной библиотеки Java

26

6

6

14

2

Технологии разработки Java-приложений

8

2

2

4

3

Графические библиотеки AWT и Swing

26

6

6

14

4

Работа с базами данных в Java

16

4

4

8

5

Многопоточное и распределенное программирование

16

4

4

8

6

Элементы функционального программирования на Java

8

2

2

4

7

Примеры других объектно-ориентированных языков

8

2

2

4




Итого

108

26

26

56


III.Источники информации

Базовый учебник


  1. Брюс Эккель, Философия Java. – Спб.: Издательство «Питер», 2009.

Основная литература


  1. Герберт Шилдт, Swing: руководство для начинающих – Вильямс, 2007.

  2. Brian Goetz, Tim Peierls, Java Concurrency in Practice. Addison-Wesley, 2006.

  3. Бернард Ван Хейк, JDBC: Java и базы данных – Лори, 1999

Дополнительная литература


  1. Joshua Marinacci, Chris Adamson. Swing Hacks.Tips and Tools for Killer GUIs – O'Reilly Media, 2005

  2. .David Flanagan Yukihiro Matsumoto. The Ruby Programming Language – O'Reilly



IV.Формы контроля и структура итоговой оценки


Курс читается в первом, втором и третьем модулях.

Текущий контроль – контрольная работа (60мин.) в первом модуле,

домашнее задание в первом модуле.

Итоговый контроль – устный зачет (80 мин.) в конце третьего модуля.

Результирующая оценка за текущий контроль рассчитывается следующим образом:

Отекущий = 0,4·Ок/р + 0,6·Од/з

Решения домашних заданий, выдаваемых к семинарским занятиям, оцениваются в баллах и учитываются в рабочей ведомости, в итоге по ним получается оценка Осам.работа.

Итоговая оценка по курсу выставляется по следующей формуле:

Оитоговая = 0,2 Озачет + 0,3·Отекущий + 0,5·Осам. работа

где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете.

В случае пропусков занятий студент может досдать все домашние задания не позднее чем за 10 дней до зачета – в этом случае они учитываются в итоговой оценке обычным способом.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и системе зачет/незачет


Оценка по 10-балльной шкале

Оценка по 5-балльной шкале

1

незачет

2




3




4

зачет

5




6




7




8




9




10





Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе


По десятибалльной шкале

По пятибалльной системе

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо

неудовлетворительно – 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

удовлетворительно – 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо

хорошо – 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще

отлично – 5


V.Содержание курса
«Современные объектно-ориентированные языки программирования»

Тема 1. Основы языка и стандартной библиотеки Java


Язык Java. Виртуальная машина JVM. Базовые конструкции языка. Определение методов. Примитивные и ссылочные типы. Классы и объекты. Абстрактные методы и классы. Интерфейсы. Система пакетов. Модификаторы доступа. Массивы. Стандартные коллекции: LinkedList, ArrayList, HashSet, TreeSet. Словари HashMap и TreeMap. Сравнение объектов на равенство и упорядочивание. Параметризованные классы и методы. Верхние и нижние границы типов. Работа со строками в Java. Регулярные выражения. Потоки ввода и вывода. Работа со стандартным вводом/выводом. Работа с файлами. Загрузка классов. ClassLoader.

Основная литература


  1. Брюс Эккель, Философия Java. – Спб.: Издательство «Питер», 2009.

Тема 2. Технологии разработки Java-приложений


Модульное тестирование. JUnit. Разработка через тестирование. Управление проектом с помощью Maven. Зависимости проекта. Документация с использованием JavaDoc. Создание сайта проекта. Системы контроля версий. Централизованные и распределенные системы контроля версий.

Основная литература


  1. Брюс Эккель, Философия Java. – Спб.: Издательство «Питер», 2009.

Тема 3. Графические библиотеки AWT и Swing


Базовые компоненты Swing. Контейнеры. Подписка на события и обработка событий. Лайоуты и их использование. Концепция модель-вид. Диалоговые окна. Стандартные диалоговые окна: открытие файла, сохранение файла, вывод на печать. Графические средства создания интерфейса. Различные стили отображения в Swing.

Основная литература


  1. Герберт Шилдт, Swing: руководство для начинающих – Вильямс, 2007.

Дополнительная литература


  1. .Joshua Marinacci, Chris Adamson. Swing Hacks.Tips and Tools for Killer GUIs – O'Reilly Media, 2005

Тема 4. Работа с базами данных в Java


Общая информация о реляционной модели. Язык SQL. Интерфейс работы с базами данных JDBC. Встроенная база данных HSQLDB. Объектно-реляционное отображение. Библиотека Hibernate.

Основная литература


  1. Бернард Ван Хейк, JDBC: Java и базы данных – Лори, 1999


Тема 5. Многопоточное и распределенное программирование


Многопоточное программирование. Синхронизация. Взаимные блокировки и борьба с ними. Примитивы синхронизации пакета java.util.concurrent. Безблокировочные алгоритмы. Атомарные операции. Пакет java.util.concurrent.atomic. Распределенные приложения на Java с использованием RMI.

Основная литература


  1. Брюс Эккель, Философия Java. – Спб.: Издательство «Питер», 2009.

  2. Brian Goetz, Tim Peierls, Java Concurrency in Practice. Addison-Wesley, 2006.

Тема 6. Элементы функционального программирования на Java


Представление функций в Java. Функции высшего порядка. Библиотека Functional Java. Библиотека Google Guava.

Основная литература


  1. .Брюс Эккель, Философия Java. – Спб.: Издательство «Питер», 2009.

Тема 7. Примеры других объектно-ориентированных языков


Динамическое ООП. Языки Python и Ruby. Прототипное ООП. Язык JavaScript.

Основная литература


  1. .David Flanagan Yukihiro Matsumoto. The Ruby Programming Language – O'Reilly

VI.Тематика заданий по формам текущего контроля

Примеры лабораторных работ


  1. Работа со стандартными коллекциями Java

  2. Разработка текстового редактора

  3. Разработка интерфейса к базе данных

  4. Разработка распределенного графического редактора



Примеры домашних заданий


  1. Реализация отмены в текстовом редакторе

  2. Реализация различных стилей в графическом редакторе

VII.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Тема 1.

  1. В чем разница между примитивными и ссылочными типами?

  2. Какие существуют примитивные типы?

  3. Какие числа представимы типами byte, short, int и long?

  4. В чем разница между прямоугольным и ступенчатым массивом?

  5. В чем разница между массивом и списком?

  6. В чем разница между LinkedList и ArrayList? Когда какой из них предпочтительнее для использования?

  7. В чем разница между TreeMap и HashMap? Когда какой из них предпочтительнее для использования?

  8. Зачем нужен ClassLoader?

Тема 2.

  1. Зачем необходимо модульное тестирование?

  2. Какие функции выполняет Maven?

  3. Как объявляются зависимости проекта в Maven?

  4. Как осуществляется генерация документации для Java-кода?

Тема 3.

  1. В чем разница между графическими библиотеками Swing и AWT?

  2. Какие компоненты присутствуют в библиотеке Swing?

  3. Какие компоненты присутствуют в библиотеке AWT?

  4. Как осуществляется подписка на события в библиотеке Swing?

  5. Какой компонент используется для отображения текста со стилями?

  6. С помощью какого класса осуществляется создание изображений в Java?

Тема 4.

  1. Что такое реляционная база данных?

  2. Какие основные операции предоставляет язык SQL?

  3. С помощью какой технологии осуществляется работа с реляционными базами данных в Java?

  4. Что такое объектно-реляционное отображение?

  5. Какие существуют библиотеки для объектно-реляционного отображения?

  6. Как реализуется наследование при объектно-реляционном отображении?

Тема 5.

  1. Что такое поток и чем он отличается от процесса?

  2. Для чего нужна синхронизация?

  3. Что такое взаимная блокировка?

  4. Как можно избежать взаимных блокировок в программе?

  5. Какие примитивы синхронизации предоставляет пакет java.util.concurrent?

  6. Для чего нужна технология Java RMI?

Тема 6.

  1. Как представляются функции в Java?

  2. Что такое функция высшего порядка?

  3. Какие основные операции высшего порядка применимы к спискам?

Тема 7.

  1. В чем отличие динамической типизации от статической?

  2. Какие существуют языки с динамической типизацией?

  3. Что такое прототипное ООП?

  4. В чем разница между классом и прототипом?


Авторы программы: _____________________________/ Носков А.А. /


Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск