Родительское собрание в 10 классе
Тема: Компьютер и дети. Компьютер – друг или враг?
Цель: познакомить родителей с проблемой компьютерной зависимости.
Задачи собрания:
Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
Познакомить родителей с рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости.
Форма проведения: беседа с элементами лекции.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка материала по проблеме.
2. Анкетирование родителей и учеников.
3. Оформление выставки "Компьютерные игры, в которые играют наши дети" (из
дисков с компьютерными играми).
4. Создание электронной презентации. Приложение 1.
5. Создание памяток для родителей.Приложение 2.Приложение 3.
Приложение 4.
Анкетирование учащихся.
Имеете ли вы дома компьютер?
Сколько времени вы проводите за компьютером?
Менее 2 часов.
2) более 2 часов.
3) более 5 часов.
Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?
Сайты знакомств.
2) игровые, развлекательные.
3) поисковые.
Какова ваша потребность в Интернете?
Отношусь равнодушно.
2) периодически возникает потребность выйти в Интернет?
3) испытываю ежедневную потребность в Интернете.
4) не представляю свою жизнь без Интернета.
5. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?
1) никак не влияет.
2) с появлением Интернета меньше общаюсь с друзьями.
3) Интернет заменил мне реальное общение.
6. Влияет ли Интернет на вашу учебу?
1) не влияет.
2) помогает мне учиться.
3) мешает учиться.
7. Как вы считаете, компьютер влияет на ваше здоровье?
1) не влияет.
2) влияет незначительно.
3) здоровье значительно ухудшилось.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации. С другой, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому недугу подвержены именно подростки. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространений компьютерных сетей типа Интернета, различного рода программ – факторы, так или иначе влияющие на каждого. В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». О ее актуальности говорит тот факт, что в 1996 году американской официальной классификации психических болезней появился новый раздел – «Кибернетические расстройства», которые вызывают переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности. Специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальный от реального.
3. Экспресс-тест для родителей «Опасность интернет-зависимости для вашего ребенка»
Инструкция. Уважаемые родители. Данный тест поможет вам узнать, существует ли реальная опасность для вашего ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь. Ответьте на вопросы и просуммируйте все баллы. Поставьте за ответ «никогда» 1 балл; «редко» - 2; «иногда» - 3; «часто» - 4; «всегда» - 5 баллов.
Подросток проводит за компьютером более четырех часов в сутки?
Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера?
Крик и агрессивная реакция обычна для подростка, когда вы пытаетесь отвлечь его от интернета?
Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?
Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него?
Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во всемирной паутине?
Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или от свидания с любимым человеком ради подключения к Сети?
Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту?
Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к интернету?
Результаты
10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь Интернета. Если он подолгу находится во всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить на подростка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.
21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить подростка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.
36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У подростка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавитель от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.
4. Выступление классного руководителя.
В жизни старших школьников однажды наступает удивительная и коварная пора недосказанности, когда с особой остротой они чувствуют потребность в собеседнике. В партнере по сердечному переживанию. Сегодняшние 12-16-летние зачастую испытывают первые романтические волнения в чатах и сайтах знакомств. Тогда начинается игра в киберлюбовь.
Пускаться в поиски родственной души в сети для подростков стало так же привычно, как искать ее на дискотеке или на дружеской вечеринке. В том возрасте, когда говорить обо всем, особенно н темы совсем интимные , не представляется возможности, в Интернете они освобождаются от всех своих страхов, сомнений и запретов6 2Ты не боишься, что тебя сочтут придурком, как бывает. Когда пытаешься заговорить с девочкой во дворе школы».
Сеть спешит на выручку неопытным и одиноким. Помогает застенчивым не краснеть, а неловких избавляет от ошибок. И они не медлят – вводят свое имя и возраст, размещают фотографии. Вся эта информация никак и некем не проверяется, можно исказить свое имя, возраст и даже пол – в зависимости от настроения. Официально анкеты можно заводить лишь с 18 лет, но подростков это предупреждение о виртуальной ответственности за дачу ложных показаний не смущает. Указал, что исполнилось 18, - и у администратора сайта никаких угрызений за возможные психологический травмы неокрепшей психики ребенка.
Такое знакомство не требует специальных усилий и поиска нестандартных решений. Виртуальная дружба необременительна, ничто не происходит вопреки душевному комфорту. Не надо делать что-то в ущерб себе, поступаться собственными интересами во имя любимого или любимой. Ни взгляда на себя со стороны, ни сложностей, возникающих в процессе обычного человеческого общения.
Киберухаживания, сетевой флирт, виртуальные романы, вольное кокетство - что это? Волшебный мир. Где все возможно, или временное убежище для взрослеющих детей, воплощающих свои фантазии на безопасном расстоянии?
Социологи новых технологий отвечают: и то, и другое. К тому же Интернет предлагает новый способ коммуникации, легкую социализацию и заменитель настоящих отношений, прежде всего игровых, но отвечающих реальным потребностям подростков. Это настолько простое средство, чтобы понять самого себя, что они предаются ему с большой охотой.
5. Подведение итогов.
Сегодня мы затронули очень интересную тему. Наши дети благодаря нам, взрослым, должны уяснить то, что компьютер-это не просто устройство для игр, а очень умная и полезная машина. В наших силах сделать компьютер другом и учителем ребенка. В Интернете существует огромное количество образовательных сайтов, где можно узнать много нового, провести виртуальные опыты по химии, физике и многое другое. Надеюсь, что новое поколение, наши дети, воспользуются Интернетом, всем компьютерным оснащением во благо – под нашим чутким руководством.
Приложение 2.
Памятка: Что делать, чтобы ребенок не стал зависим от компьютера?
Познакомьте его с временными нормами (от 14 до 17 лет — 1,5 - 2 часа в день).
Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
Приобщайте к домашним обязанностям.
Культивируйте семейное чтение.
Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.
Приложение 3.
Памятка.
Как ограничить время ребенка за компьютером.
1. Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
Приложение 4.
Как заботится компьютер о здоровье человека
Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомление.
Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека.
ПрограммаEyes GuardиComputer and Vision
Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Работа программы (блокировка и разблокировка) не несет никаких отрицательных последствий для компьютера, операционной системы и всех установленных на нем приложений.
ПрограммаBreak TameиSafe-Computer
Возможности программы позволяют вести постоянное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши. На основании этого формируется вывод утомляемости пользователя.
Программа EyesKeeper
Программа относится к программам-тренажерам для глаз, которые решают задачу снятия зрительного напряжения путем выполнения специальных упражнений и включает в себя комплекс из восьми упражнений для глаз. Характерной особенностью программы является то, что порядок выполнения каждого упражнения демонстрируется наглядно, с помощью анимированного изображения.
Успокаивающие заставки
Успокаивающие заставки рекомендуется использовать в конце занятия, перед тем как выключить компьютер. Непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему.
Заставка AquaReal
Существует несколько экранных заставок, имитирующих движение рыбок в аквариуме.
Можно выбрать не только какие рыбки будут плавать в вашем аквариуме монитора, но и сколько рыбок (не более 15 штук).
Заставка Водопад
Эта заставка представляет собой изображение лесного водопада. Она действительно относится к самым красивым заставкам. Процесс демонстрации заставки сопровождается приятной расслабляющей музыкой.
Заставка WinterFantasy
Заставка - «зимняя фантазия». После запуска заставки на экране отобразится постоянно изменяющийся зимний пейзаж, сопровождающийся приятной расслабляющей музыкой.
Программа «Говорилка»
Чтобы не навредить здоровью своих глаз, самое верное - это совсем не подходить к экрану монитора. Программа «Говорилка» специально предназначена для звукового воспроизведения документов на русском, английском, немецком, украинском и белорусском языках. Можно индивидуально выбрать подходящий вариант голоса: женский английский, мужской английский, женский русский или мужской русский.
Программа TalkingKey
Программу можно охарактеризовать как - Говорящие клавиши.
При использовании программы следует учитывать, что нажатие каждой клавиши озвучивается отдельно.
Программа «Говорушка»
Программа «Говорушка», которая может прочесть необходимые документы, предоставив отдых вашим глазам.
Программы голосового управления компьютером («Горыныч», «Диктант», «Диктограф»)
Суть этих программ, предназначенных для голосового управления компьютером, заключается в том, что для выполнения определенных действий достаточно отдать компьютеру команду голосом, а не с помощью мыши или клавиатур.
|