МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Главное управление МЧС России по Приморскому краю
Утверждаю:
Врио начальника Главного управления МЧС России по Приморскому краю
полковник
В.В. Дзуцев
«___»____________2016 г.
РЕГЛАМЕНТ
осуществления профилактических мероприятий по предупреждению пожаров, гибели и травматизма людей на территории Приморского края
г. Владивосток
2016
Содержание:
№
|
Наименование раздела Регламента
|
Страницы
|
1.
|
Введение
|
3-4
|
2.
|
Порядок осуществления профилактической работы сотрудниками федерального государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных мероприятий
|
5-23
|
3.
|
Порядок осуществления профилактической работы дежурными караулами подразделений пожарной охраны при выезде по тревоге, на проведение ПТУ (ПТЗ), отработке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ
|
24-27
|
4.
|
Порядок организации и проведения посещений и экскурсий детей в подразделения ФПС ГПС МЧС России по Приморского края
|
28-31
|
5.
|
Порядок осуществления профилактической работы в жилом секторе
|
32-46
|
6.
|
Порядок осуществления профилактической работы в пожароопасный период
|
47-51
|
7.
|
Проведение профилактической работы в образовательных учреждениях
|
52-57
|
8.
|
Проведение профилактических мероприятий в местах с массовым пребыванием людей
|
58-67
|
9.
|
Образцы памяток о мерах пожарной безопасности
|
68-78
|
10.
|
Список литературы, информация о разработчиках документа
|
79-80
|
Введение
В среднем, ежегодно на территории Российской Федерации происходит более 150 тысяч пожаров, на которых погибает практически 10 тысяч человек, около 11 тысяч человек получают травмы.
Наибольшее количество пожаров (более 30% от их общего количества) возникает по причине неосторожного обращения с огнём. На втором месте по частоте возникновения - пожары по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования (27% соответственно), на третьем – по причине нарушений при устройстве и эксплуатации печей (15%).
Подавляющее большинство пожаров происходит на объектах жилого сектора, их количество составляет практически 70% от общего количества пожаров. На эти пожары приходится более 90% случаев гибели людей и 74% случаев травматизма.
Обстановка с пожарами и их последствиями на территории Приморского края в данной части незначительно отличается от общероссийской статистики. На здания жилого назначения приходится 62% пожаров, 84% погибших и 72% случаев травматизма.
Именно поэтому за последнее десятилетие, вплоть до 2013 года, основной формой профилактической работы, осуществляемой подразделениями МЧС России, являлась реализация мероприятий надзорно-профилактической операции «Жилище».
Только за период с 2011 по 2016 годы сотрудниками Главного управления МЧС России по Приморскому краю совместно с заинтересованными организациями проведено более 435 тысяч обследований жилых зданий, практически 18 тысяч профилактических рейдов по местам проживания лиц, ведущих антисоциальный образ жизни, около 145 тысяч подворовых обходов, более 5 тысяч тематических собраний с гражданами.
Проведённая работа, несомненно, внесла свой вклад в формирование устойчивой динамики снижения количества пожаров, гибели и травматизма людей.
Для сохранения устойчивой тенденции снижения количества пожаров, гибели и травматизма людей на них, в течение последних трёх лет МЧС России активно ведётся разработка и внедрение новых, дополнительных форм и методов осуществления профилактической деятельности. В зависимости от сезонных условий, обеспечивается проведение надзорно-профилактических операций, таких как «Новый год», «Победа», «Лето», «Особый противопожарный режим», «Водоисточник», «Отопление» и др.
Указанными профилактическими операциями охватывается широкий спектр объектов защиты и территорий. В зависимости от сезонных и местных условий, а также на основании результатов анализов пожаров и их последствий, её основными векторами определяются те или иные категории объектов профилактики.
Настоящий Регламент осуществления профилактических мероприятий по предупреждению пожаров, гибели и травматизма людей на территории Приморского края (далее - Регламент) разработан с целью определения примерного порядка профилактической работы по её основным направлениям, с целью достижения максимального профилактического эффекта.
Ожидаемыми результатами реализации Регламента являются повышение качества информационной и разъяснительной работы, проводимой заинтересованными организациями, и, как следствие, повышение уровня знаний у работающего и неработающего населения автономного округа по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Итоговым результатам осуществления предлагаемых мероприятий, направленных на предупреждение нарушений установленных требований, является принятие соответствующих мер воздействия, в том числе:
- проведение профилактической беседы (инструктаж);
- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесение предупреждения;
- рассмотрение вопроса о назначении штрафа при повторном нарушении;
- внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения;
- назначение внеплановой проверки в отношении органа власти, юридического лица, индивидуального предпринимателя, объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией в процессе осуществления своей деятельности;
- информирование органов прокуратуры, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о состоянии комплексной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответствующей территории.
В случаях, если при проведении профилактических мероприятий не выявлены нарушения, создающие угрозу жизни, здоровью и благополучию человека, то органами государственного надзора выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В остальных случаях принимается решение о проведении в отношении хозяйствующего субъекта внеплановой проверки с согласия прокурора и возбуждения дела об административном правонарушении.
Порядок осуществления профилактической работы сотрудниками федерального государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных мероприятий.
Проведение разъяснительной работы по вопросам пожарной безопасности осуществляется непосредственно на объекте защиты, после завершения мероприятий по контролю, предусмотренных п.п. 43, 45, 48 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого приказом МЧС России от 28 июня 2012 года № 375 (далее – Административный регламент). Целесообразность предлагаемой последовательности действий заключается в том, что к моменту завершения мероприятий по контролю государственный инспектор по пожарному надзору ознакомлен с характеристиками и особенностями объекта защиты, организационно-распорядительной документацией по пожарной безопасности, имеющимися на объекте системами автоматической противопожарной защиты и пожарной техникой, что позволит довести до сведения работников организации наиболее подробную и точную информацию о мерах пожарной безопасности на конкретном объекте защиты.
Проводимая разъяснительная работа должна охватывать максимальное количество штатных работников организации. При осуществлении деятельности на объекте в две и более смены, разъяснительная работа проводится отдельно с каждой сменой.
Немаловажное значение имеет порядок оформления временного ресурса, затраченного на проведение разъяснительной работы по вопросам пожарной безопасности с работниками организаций. Исходя из анализа совокупности требований законодательных, нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности государственных инспекторов по пожарному надзору, предлагается руководствоваться следующими рекомендациями.
На сегодняшний день документами, регламентирующими порядок деятельности по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» (далее – ФЗ-69).
Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Приказ МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
Положениями названных документов проведение разъяснительной работы по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не предусмотрено, данная деятельность к мероприятиям по контролю (исходя из приводимых терминов и определений) не относится.
(Справочная информация: ранее проведение государственными инспекторами по пожарному надзору разъяснительной работы по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в ходе мероприятий по контролю являлось обязательным и предусматривалось подпунктом 10) пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре»).
Одновременно законодательством определён исчерпывающий перечень ограничений при проведении проверок, действий, которые должностное лицо органа государственного контроля (надзора) осуществлять не вправе (ст. 15 ФЗ-294, п. 39 Административного регламента). Проведение разъяснительной работы под установленные ограничения не попадает.
Следовательно, проведение разъяснительной работы с работниками организаций по вопросам пожарной безопасности в период проведения проверок не противоречит действующему законодательству.
В то же время, временной ресурс, затраченный на проведение разъяснительной работы, не может суммироваться ко времени проведения выездной проверки (в рабочих днях/часах), отражаемому в актах проверки органов власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц-правообладателей, а также в журналах учёта проверок, расположенных на объектах защиты в соответствии с ч. 8 ст. 16 ФЗ-294, так как данная деятельность, как уже было отмечено выше, не относится к мероприятиям по контролю.
Деятельность по информированию работающего населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности в форме разъяснительной работы, можно рассматривать как ведение противопожарной пропаганды, в соответствии с официальной терминологией, установленной ст. 25 ФЗ-69, так как данная форма информирования не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Разъяснительная работа с работниками организаций по вопросам пожарной безопасности в период проведения проверок осуществляется по следующим основным направлениям:
а) соблюдение требований пожарной безопасности на проверяемом объекте защиты, на котором работники организации осуществляют трудовую деятельность;
б) основные требования пожарной безопасности, установленные для многоквартирного и индивидуального жилого фонда;
в) соблюдение требований пожарной безопасности на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
г) основные правила пожарной безопасности в лесах;
д) соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортных средств;
е) порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, использования первичных средств пожаротушения, оказания доврачебной помощи пострадавшим.
С учётом сезонных условий, приведённые выше направления разъяснительной работы могут дополняться иной необходимой тематикой (в том числе разъяснение правил использования пиротехнической продукции в преддверии новогодних праздников и т.п.).
Соблюдение требований пожарной безопасности на проверяемом объекте защиты, на котором работники организации осуществляют трудовую деятельность
Разъяснительная работа по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты проводится на основе имеющихся специальных программ обучения (противопожарных инструктажей, пожарно-технического минимума без отрыва от производства), разработанных и утверждённых в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», однако она не должна являться прямым дублированием работы, проводимой администрацией учреждения в данной области.
В данном случае, целью является раскрытие тематики, изложенной в специальных программах, методом доведения информации:
Об основной пожарной нагрузке на объекте защиты, возможных источниках зажигания.
В зависимости от класса функциональной пожарной опасности объекта защиты, рекомендуется привести примеры пожаров, их классов, причин возникновения и развития, произошедших на аналогичных объектах, с использованием сведений статистического учёта, а также направляемых для изучения обзоров, информаций.
О средствах автоматической противопожарной защиты, которыми укомплектован объект защиты, их применения с разъяснением мер предосторожности.
Разъясняются принципы работы систем пожарной автоматики объекта, их взаимодействия между собой, порядок автоматического, дистанционного и ручного запуска.
Об основных требованиях пожарной безопасности, предъявляемых Правилами противопожарного режима в Российской Федерации к эвакуационным путям и выходам, эксплуатации электросетей и электрооборудования.
О санкциях, предусмотренных законодательством за нарушения требований пожарной безопасности.
Доводятся выдержки из соответствующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации.
О порядке вызова подразделений пожарной охраны.
Доводится содержание п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, а также номера телефонов вызова подразделений пожарной охраны, в том числе с мобильных устройств. Особое внимание необходимо обратить на сообщение диспетчеру требуемой информации (адрес объекта, место возникновения пожара, Ф.И.О. звонившего).
|