Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Утверждено
Ученый совет ГБОУ ВПО ИГМА
Министерства здравоохранения России
«_22_»____сентября________2015 г.
протокол № __________1_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Функциональная диагностика
Уровень высшего образования - СПЕЦИАЛИТЕТ
Специальность : 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Квалификация ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Форма обучения: очная
Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы
1.СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
по разработке программы по дисциплине «госпитальная терапия»
№
пп.
|
Фамилия, имя, отчество
|
Ученая степень, звание
|
Занимаемая должность
|
Место работы
|
1.
|
Максимов Н.И.
|
Д.м.н., профессор
|
Зав. Кафедрой госпитальной терапии
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
2.
|
Мультановский Б.Л.
|
Д.м.н., доцент
|
профессор кафедры госпитальной терапии
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
По методическим вопросам
|
1.
|
Брындин В.В.
|
К.м.н., доцент
|
Проректор по учебной работе
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
2.
|
Лосева О.И.
|
|
Начальник учебной части
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
3.
|
Шкляев А.Е.
|
Д.м.н., доцент
|
Декан лечебного факультета
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
4.
|
Капустин Б.Б.
|
Д.м.н., профессор
|
Председатель методического совета лечебного факультета
|
ГБОУ ВПО ИГМА
|
2. Цель и задачи дисциплины.
Цель – соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 31.05.03, 2013 г.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;
готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
Задачи: обучающийся должен:
Знать:
методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику);
Уметь:
наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
Владеть:
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Код компетенции
|
Название компетенции
|
Характеристика компетенций
|
Дисциплина (модули), мероприятия, ответственные за формирование данной компетенции
|
Фонд оценочных средств
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
|
ОПК-9
|
способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
|
Знать
- методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику)
Уметь
- наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата
Владеть
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики
|
Функциональная диагностика
|
Тесты
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-5
|
готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания
|
Знать
- методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику)
Уметь
- наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата
Владеть
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики
|
Функциональная диагностика
|
Тесты
|
4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И КОМПЕТЕНЦИИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ ПРИ ИХ ИЗУЧЕНИИ:
№ п/п
|
Код
компетенций
|
Формирование
Раздела
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
1
|
ОПК-9
ПК-5
|
Основы электрофизиологии сердца. Методика снятия ЭКГ. Нормальная электрокардиограмма
|
Основные функции сердца
Анатомия проводящей системы сердца
Физиология проведения электрических импульсов по сердцу
Нормальная ЭКГ: сущность явления и нормативы
Методики снятия ЭКГ
|
2
|
ОПК-9
ПК-5
|
Электрокардиограмма при гипертрофиях отделов сердца.
|
Этиология и механизмы развития гипертрофии отделов сердца
Электрокардиографические признаки гипертрофии левых отделов сердца
Электрокардиографические признаки гипертрофии правых отделов сердца
Клиническое значение гипертрофии отделов сердца
|
3
|
ОПК-9
ПК-5
|
Электрокардиограмма при нарушениях ритма сердца.
|
Патофизиологические основы нарушений сердечного ритма и проводимости
Классификация нарушений сердечного ритма и проводимости
Электрокардиограмма при нарушении функции автоматизма синусового узла
Электрокардиограмма при наличии активных эктопических комплексов или ритмов
Электрокардиограмма при фибрилляции и трепетании предсердий
Электрокардиограмма при нарушения функции проводимости.
|
4
|
ОПК-9
ПК-5
|
Электрокардиограмма при инфаркте миокарда.
|
Патофизиология ишемии миокарда
Изменения ЭК при ишемии миокарда.
Изменения ЭК при повреждении миокарда.
Стадии инфаркта миокарда и их электрокардиографическая диагностика
Электрокардиографическая диагностика глубины и локализации инфаркта миокарда.
Электрокардиографическая диагностика инфаркта миокарда при его сочетании с блокадами ножек пучка Гиса
Место электрокардиографии в диагностике инфаркта миокарда
|
5
|
ОПК-9
ПК-5
|
Функциональные методы исследования в кардиологии.
|
Основные виды функциональных проб в кардиологии
Пробы со статической нагрузкой
Пробы с динамической нагрузкой
Показания и противопоказания к проведению велоэргометрической пробы
Методика оценки результатов велоэргометрической пробы
Фармакологические пробы
Чреспищеводная электрическая стимуляция предсердий.
|
6
|
ОПК-9
ПК-5
|
Применение методов длительного мониторинга ЭКГ и АД в кардиологии.
|
Особенности клиники сердечно-сосудистых заболеваний, обосновывающие необходимость длительного мониторинга ЭКГ и АД.
Суточный мониторинг АД – показания к применению, техника проведения, изучаемые параметры и оценка результатов.
Суточный мониторинг ЭКГ – показания к применению итехника проведения
Роль суточного мониторинга ЭКГ в диагностике коронарной недостаточности.
Безболевая ишемия миокарда
Роль суточного мониторинга ЭКГ в диагностике нарушений ритма сердца.
|
7
|
ОПК-9
ПК-5
|
Функциональные методы исследования в пульмонологии
|
Значение изучения функции внешнего дыхания в клинике внутренних болезней
Методика исследования функции внешнего дыхания, изучаемые показатели, их значение и нормативы
Исследование обратимости бронхиальной обструкции с применением фармакологических проб
Семиотика заболеваний внутренних органов при исследовании функции внешнего дыхания.
Пикфлоуметрия как метод объективного самоконтроля состояния больных
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы
|
Трудоемкость
|
Трудоемкость по семестрам (АЧ)
|
объем в зачетных единицах (ЗЕ)
|
объем в академических часах (АЧ)
|
9
|
10
|
11
|
Аудиторная работа, в том числе
|
|
48
|
|
48
|
|
Лекции (Л)
|
|
14
|
|
14
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
34
|
|
34
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
|
24
|
|
24
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
зачет/экзамен (указать вид)
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
72
|
72
|
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№
|
№ семестра
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды учебной работы (в АЧ)
|
Оценочные средства
|
|
|
|
Л
|
ЛП
|
ПЗ
|
КПЗ
|
С
|
СРС
|
всего
|
|
1
|
10
|
Основы электрофизиологии сердца. Методика снятия ЭКГ. Нормальная электрокардиограмма
|
2
|
|
5
|
|
|
3
|
10
|
Опрос
Тестовый контроль
|
2
|
10
|
Электрокардиограмма при гипертрофиях отделов сердца.
|
2
|
|
5
|
|
|
3
|
10
|
Опрос
Тестовый контроль
|
3
|
10
|
Электрокардиограмма при нарушениях ритма сердца.
|
2
|
|
5
|
|
|
3
|
10
|
Опрос
Тестовый контроль
|
4
|
10
|
Электрокардиограмма при инфаркте миокарда.
|
2
|
|
5
|
|
|
6
|
13
|
Опрос
Тестовый контроль
|
5
|
10
|
Функциональные методы исследования в кардиологии.
|
2
|
|
5
|
|
|
3
|
10
|
Опрос
Тестовый контроль
|
6
|
10
|
Применение методов длительного мониторинга ЭКГ и АД в кардиологии.
|
2
|
|
5
|
|
|
3
|
10
|
Опрос
Тестовый контроль
|
7
|
10
|
Функциональные методы исследования в пульмонологии
|
2
|
|
4
|
|
|
3
|
9
|
Опрос
Тестовый контроль
|
|
|
Итого
|
14
|
|
34
|
|
|
24
|
72
|
|
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№
|
Наименование тем лекций
|
Объем в АЧ
|
10 Семестр
|
11 Семестр
|
1
|
Основы электрофизиологии сердца. Методика снятия ЭКГ. Нормальная электрокардиограмма
|
2
|
|
2
|
Электрокардиограмма при гипертрофиях отделов сердца
|
2
|
|
3
|
Электрокардиограмма при нарушениях ритма сердца
|
2
|
|
4
|
Электрокардиограмма при инфаркте миокарда
|
2
|
|
5
|
Функциональные методы исследования в кардиологии
|
2
|
|
6
|
Применение методов длительного мониторинга ЭКГ и АД в кардиологии
|
2
|
|
7
|
Функциональные методы исследования в пульмонологии
|
2
|
|
|
Итого (7 лекций)
|
14
|
|
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№
|
Наименование тем практических занятий
|
Объем в АЧ
|
10 Семестр
|
11 Семестр
|
1
|
Основы электрофизиологии сердца. Методика снятия ЭКГ. Нормальная электрокардиограмма
|
5
|
|
2
|
Электрокардиограмма при гипертрофиях отделов сердца
|
5
|
|
3
|
Электрокардиограмма при нарушениях ритма сердца
|
5
|
|
4
|
Электрокардиограмма при инфаркте миокарда
|
5
|
|
5
|
Функциональные методы исследования в кардиологии
|
5
|
|
6
|
Применение методов длительного мониторинга ЭКГ и АД в кардиологии
|
5
|
|
7
|
Функциональные методы исследования в пульмонологии
|
4
|
|
|
Итого (7 занятий)
|
34
|
|
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№
|
Наименование вида СРС*
|
Объем в АЧ
|
10 Семестр
|
11 Семестр
|
1
|
работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу
|
10
|
|
2
|
выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений
|
10
|
|
3
|
подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии)
|
4
|
|
|
ИТОГО (всего - 24 АЧ)
|
24
|
|
|