Приложение 2
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
«Развитие и поддержка единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса АИС «Инновации»
г. Москва
2014
Общие сведения
Полное наименование лота: «Развитие и поддержка единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса АИС «Инновации».
Государственный заказчик: Минэкономразвития России.
Исполнитель работ: определяется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Сроки выполнения работ:
Работы выполняются в 2014 году в два этапа.
I этап: 80 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
II этап: 110 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Услуги оказываются в 2014 году в два этапа.
I этап: с даты заключения государственного контракта по 1 сентября 2014 г.
II этап: с 2 сентября 2014 г. по 10 декабря 2014 г.
Лимитная стоимость работ и услуг в 2014 году, всего: ____________ руб.
Источник финансирования: средства федерального бюджета:
По направлению «прочие расходы», лимитная стоимость – __________ руб.
Начальная (максимальная) цена первого этапа выполняемых работ составляет __% цены государственного контракта;
Начальная (максимальная) цена оказываемых услуг составляет - ___% цены государственного контракта.
Лот выполняется в рамках программного мероприятия 2 «Развитие электронного правительства» подпрограммы «Информационное государство» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее — Программа).
СОКРАЩЕНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯ
Таблица 1. Определения, обозначения и сокращения
АИС «Инновации», Система, Портал
|
Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса АИС «Инновации»
|
АИС
|
Автоматизированная информационная система
|
АТЭС
|
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
|
БД
|
База данных
|
БРИКС
|
Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика
|
ВУЗ
|
Высшее учебное заведение
|
ИБП
|
Источник бесперебойного питания
|
ГК
|
Государственный контракт
|
ИТК
|
Инновационные территориальные кластеры
|
ОС
|
Операционная система
|
ОЭСР
|
Организация экономического сотрудничества и развития
|
ПИР
|
Программа инновационного развития
|
ПО
|
Программное обеспечение
|
РФ
|
Российская Федерация
|
СОПС
|
Совет по изучению производительных сил
|
ТЗ
|
Техническое задание
|
ТП
|
Технологические платформы
|
|
|
Таблица 2. Терминология
Государственный заказчик, Заказчик
|
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) - орган государственной власти Российской Федерации, ответственный за размещение государственных заказов на выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
|
Инновационный территориальный кластер
|
территориальный кластер со значимой долей инновационной продукции кластера, и со сформированной инновационной инфраструктурой.
|
Исполнитель
|
предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее работы и оказывающее услуги, предусмотренные контрактом.
|
Инновационная инфраструктура
|
совокупность всех субъектов инновационной деятельности (Инновационные территориальные кластеры, Технологические платформы, компании и прочие объекты)
|
Критические технологии
|
технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или существенно влияющие на обороноспособность страны и безопасность государства.
|
Территориальный кластер
|
сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
|
Технологические платформы
|
коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
|
-
Общие положения
-
Правовые основы выполнения работ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227−р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная решением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 24 апреля 2012 года №1853п-П8.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 14).
Приказ Минэкономразвития России от 21.06.2010 №246 «О специализированных информационных ресурсах Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет».
Протокол заседания Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России № 107-ОФ от 19.12.2012 (п.3 раздела I).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который включает показатели совершенствования системы государственного управления, связанные с доступностью и открытостью публикуемой информации в сети Интернет. Подпункт «г» пункта 2 Указа № 601 обязательство публикации открытых данных на официальных сайтах.
Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 188 (ред. от 15.07.2013) «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».
Связь целей и задач с требованиями государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»
Работы и услуги выполняются в рамках мероприятия «Развитие электронного правительства» подпрограммы «Информационное государство», направленного, в том числе, на обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций.
Реализация проекта «Развитие и поддержка единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса АИС «Инновации» направлена на обеспечение открытости и доступности информации в сфере инноваций, проведение анализа, структурирования и размещения актуальной информации для всех участников инновационной деятельности.
Обоснование актуальности работ и услуг
3.3.1. Работы по созданию и развитию единого информационно-аналитического портала поддержки инновационного развития бизнеса (далее – портал, Система, АИС «Инновации») выполняются Минэкономразвития России поэтапно (государственные контракты №ГК-178-0Ф/Д01 от 7.11.2011, №ГК-172-ОФ/Д01 от 24.09.2012, №ГК-1008-ОФ/Д01 от 28.10.2013), в декабре 2012 года портал был успешно введен в опытную эксплуатацию и внесен в реестр федеральных государственных информационных систем, в июне 2013 года введен в промышленную эксплуатацию.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператором АИС «Инновации», в функции которого входит обеспечение функционирования портала, является Минэкономразвития России.
Работы по поддержке и развитию портала, как специализированного ресурса, планируются в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 21.06.2010 №246 «О специализированных информационных ресурсах Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет».
Единый информационно-аналитический портал поддержки инновационного развития бизнеса нацелен на обеспечение общего механизма взаимодействия для основных инструментов развития высокотехнологичных секторов экономики, основанной на знаниях. Государством определен ряд таких инструментов.
Технологические платформы сегодня признаны основным инструментом объединения усилий различных сторон – государства, бизнеса, науки – в определении инновационных направлений, разработке программ стратегических исследований и технологического прогнозирования.
Одновременно, вторым важнейшим инструментом инновационного развития стал процесс формирования и развития инновационных территориальных кластеров, что в свою очередь является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической деятельности в высокотехнологичных сферах, внедрения критических технологий и новейшего оборудования на российских предприятиях. Состав участников кластеров обеспечивает концентрацию научных, промышленных и инвестиционных мощностей в рамках одной структуры, что позволяет реализовать инновационный потенциал и произвести процесс от появления инновационной идеи до ее технической реализации.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г., протокол №1, пункт 3 г), предусматривающим разработку акционерными обществами с государственным участием, государственными корпорациями и федеральными государственными унитарными предприятиями, реализующими программы инновационного развития, планов по участию в деятельности технологических платформ по приоритетным для компаний направлениям технологического развития, в настоящее время используются методические материалы по разработке планов по участию в деятельности технологических платформ акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, реализующих программы инновационного развития.
Технологические платформы являются важным инструментом государственной научно-технической и инновационной политики и формируются на основе механизма частно-государственного партнерства для объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики, одной из их основных особенностей является мозаичность построения и большое количество организаций-участников. Участники технологических платформ зачастую территориально удалены друг от друга, могут располагаться во многих субъектах Российской Федерации.
Для реализации основной целевой направленности технологических платформ на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон необходимо создать инструмент оперативной координации деятельности членов каждой технологической платформы с использованием «личных кабинетов» координаторов и организаций-участников инновационной деятельности, реализованных на портале АИС «Инновации».
Кроме того, данный механизм позволит акционерным обществам с государственным участием, государственным корпорациям и федеральным государственным унитарным предприятиям, реализующим программы инновационного развития, оперативно совместно разрабатывать, обсуждать и согласовывать в дистанционном режиме планы совместных мероприятий или перспективных разработок.
3.3.2. В соответствии с приоритетами и принципами, определенными:
а) Порядком формирования перечня технологических платформ (утвержденным решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3.08.2010, протокол № 4);
б) Порядком формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (одобренным Решением рабочей комиссии по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол №6 – АК от 22.02.2012);
в) методическими материалами по разработке программы развития инновационного территориального кластера (утвержденными Заместителем Министра экономического развития Российской Федерации 22.03.2012).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 34 Технологические платформы. Они имеют достаточно сложную горизонтальную структуру управления и взаимодействия участников, зачастую наблюдается недостаток единых подходов и регламентов внутреннего управления, использования централизованных информационных учетных систем. Одновременно у Минэкономразвития России на данном этапе реализации Стратегии инновационного развития России до 2020 года возникает необходимость внедрения действенных механизмов мониторинга эффективности деятельности ТП, в том числе с помощью механизма централизованных запросов через систему личных кабинетов АИС «Инновации».
В России сформировано 25 инновационных территориальных кластеров. Предлагаемая система координации их деятельности позволит, с одной стороны, ИТК сформировать эффективную систему проектного управления и информационного взаимодействия всех участников, с другой стороны, Минэкономразвития России получать первичную информацию в режиме реального времени в целях проведения мониторинга эффективности их деятельности. Одна из основных проблем сбора и оперативного получения данных от представителей ИТК состоит в том, что их участники территориально распределены и зачастую находятся в разных регионах страны. Это усложняет сбор данных и увеличивает затрачиваемое на это время. Система координации деятельности ИТК позволяет обеспечить оперативное внесение различного рода данных в АИС «Инновации» и их автоматическую обработку, вне зависимости от того, где географически находятся пользователи Системы.
3.3.3. В соответствии с Протоколом заседания Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России № 107-ОФ от 19.12.2012 п.3 раздела I планируется осуществить комплекс мероприятий по популяризации лучших достижений в сфере инновационного развития России, включая формирование первоисточника официальной государственной информации по инновационной сфере, в целях популяризации результатов инновационного развития страны на международном уровне, в том числе и в средствах массовой информации, распространение лучших российских практик в области инновационного развития. Такой «фокусной точкой» становится портал АИС «Инновации», предоставляющий информацию об основных целевых группах участников инновационной деятельности.
3.3.4. АИС «Инновации» позволяет автоматизировать следующие процессы инновационного развития бизнеса:
Формирование единой базы знаний по государственным инициативам поддержки инновационного развития бизнеса с возможностью поиска информации по всем аспектам инновационной деятельности, получения ответов на интересующие вопросы и публикации лучших практик по предоставлению государственной поддержки;
Обеспечение единой коммуникативной площадки для стимулирования обмена накопленным профессиональным опытом в рамках деятельности, направленной на поддержку инновационного развития бизнеса между участниками инновационной деятельности и сотрудниками федеральных ведомств, органов местного самоуправления и институтов развития, являющихся субъектами стимулирования инновационной активности;
Обеспечение доступа для представителей бизнес-сообщества к информации по возможным вариантам и способам получения государственной поддержки реализуемых в России и за рубежом инновационных проектов, соответствующих запросам и параметрам конкретной организации;
Обеспечение мониторинга в режиме реального времени реализации ключевых государственных инициатив по инновационному развитию бизнеса, включая деятельность территориальных инновационных кластеров, технологических платформ;
Актуализацию «профиля инновационной России», совместимого по структуре данных с основными международными подходами в создании аналогичных Интернет-ресурсов в области инноваций, включая подготовку материалов для целей публичного освещения хода реализации Стратегии на страницах зарубежных Интернет-ресурсов.
3.3.5 Обоснование услуг. Для обеспечения полноценного и бесперебойного функционирования АИС «Инновации», в 2014 году должны быть оказаны следующие услуги:
С целью обеспечения непрерывного функционирования портала должно осуществляться непрерывное техническое сопровождение АИС «Инновации» в 2014 году (включающее в себя актуализацию регламентов и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользованием порталом, поддержку средствами телефонной связи и электронной почты всех групп авторизованных участников инновационной деятельности);
С целью контроля качества содержания материалов размещаемых на страницах портала, должна производиться модерация загружаемого содержания АИС «Инновации» в 2014 году, включая актуализацию навигатора государственной поддержки инновационной деятельности с учетом изменяющегося федерального, регионального законодательства, появления новых мер поддержки – с целью контролирования качества размещаемого на страницах портала материала;
С целью размещения актуальной информации, а также актуализации информации размещаемой на портале, должно производиться поддержание и актуализация всех разделов АИС «Инновации». Постоянная актуализация разделов повысит качество размещаемых материалов;
С целью повышения качества информации размещаемой на портале и повышения его актуальности для пользователей, должно быть произведено информационно-аналитическое сопровождение АИС «Инновации» (включая актуализацию мер государственной поддержки, формирование различных форм поисковых запросов и выборки данных, ввод данных для мониторинга реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием, деятельности технологических платформ и инновационных территориальных кластеров, подготовки аналитических бюллетеней для Минэкономразвития России);
С целью повышения качества информации, размещаемой на портале, и повышения его актуальности для пользователей, должно быть осуществлено информационное наполнение разделов АИС «Инновации» (включая модерацию и премодерацию входящих сообщений и содержания разделов портала, пополнение базы персоналий в сфере инновационной деятельности, актуализацию реестра инновационной инфраструктуры, обновление аналитических методических материалов, подготовку информации на английском языке для популяризации портала);
С целью повышения качества взаимодействия пользователей с порталом, а также информирования пользователей о его основных функциях, должно быть произведено обучение и оказаны консультационные услуги пользователям по работе с АИС «Инновации» (включая проведение вебинаров и обучающих семинаров). Данный комплекс мероприятий должен позволить повысить качество взаимодействия пользователей с порталом;
С целью увеличения количества потенциальных пользователей портала, должны быть осуществлены мероприятия по популяризации АИС «Инновации», включая презентации возможностей портала для участников инновационной деятельности, с целью охвата более широкого круга потенциальных пользователей и посетителей портала;
С целью обеспечения открытости данных, должно быть произведено актуализация раздела «Открытые данные».
Все отчетные материалы, включая эксплуатационную документацию на АИС «Инновации», полученные в рамках в рамках государственных контрактов (№ ГК-178-0Ф/Д01 от 7.11.2011, №ГК-172-ОФ/Д01 от 24.09.2012 и №ГК-1008-ОФ/Д01 от 28.10.2013), размещены по адресу: http://aisup.economy.gov.ru/fx/ccam/ru.naumen.ccam.ui.published_jsp?uuid=ccamboo2k03380000k4ruvrqg88gtv04&activeComponent=coreclo2k03380000h0qq2bv3jn04lic.
|